Поделиться

Краткое руководство к Йом Кипур

kq5yh8 2

ИСТОЧНИК: HALACHA2GO.COM
СУДЬЯ РАВИНСКОГО СУДА КРОУН ХАЙТС, НЬЮ ЙОРК
HORAV YOSEF YESHAYA BRAUN.
ПЕРЕВОД: ЦИПОРА ШУФОТИНСКАЯ

Основные законы и обычаи, приведенные ниже, были взяты из нескольких источников. Основными источниками являются: Шулхан Арух Альтер Ребе, Киур Шулхан Арух, Сихи и Маамары Рабеим, Сефер Минhагим ХаБаД и т.д. Целью данного краткого конспекта является проинформировать вас о некоторых актуальных законах, а не обязать человека их выполнять в полном объеме.

В течение 10 дней раскаяния, каждый человек должен тщательно обдумать свое поведение за прошлый год и следует сделать тшуву. На протяжении этого времени, следует соблюдать дополнительные устрожения, даже если в течение года их не соблюдали, особенно стоит быть осторожным в вопросах кашрута.

Тот, кто не сделал аннулирование обетов до Рош Ашана, должен сделать это во время этих 10 дней.

Если вы не уверены, должны ли вы поститься в Йом Кипур (из-за болезни, родов и т.д.) следует посоветоваться с Раввином заранее. Если вам нужно принимать ежедневно лекарства, лучше подобрать график так, чтобы вы могли принять лекарство сразу перед постом, а затем сразу после. Если это невозможно, и вы вынуждены принимать лекарства в Йом Кипур, то посоветуйтесь с Раввином заранее и подберите подходящий для вас способ приема лекарств.

Тот, кто слаб и может поститься лишь при условии, что он будет находиться в постели весь день, не должен пытаться посещать молитву в синагоге, или даже молиться дома, если это приведет к тому, что человек будет вынужден есть или пить (в виду плохого самочувствия). Вс-вышний просит нас поститься в Йом Кипур. На самом деле, предпочтительнее пролежать весь Йом Кипур в постели, но при этом поститься, чем пойти в синагогу, что приведет к опасности для здоровья и необходимости поесть. Молитва в миньяне является второстепенным по отношению к посту (обязанность по Торе).

Начиная с 9 Тишрея и до первого дня Рош Ходеш Хешван, не произносят таханун, ламнаей яанха и тфилат ле-Довид. Запрещено поститься в этот день. Увеличить в количестве еды 9 Тишрея является заповедью. Многие привыкли надевать праздничную одежду в эрев Йом Кипур. Наши Рабеим надевали шелковые одежды (как в Шабат или Йом Товы) на утро после каппарот.

Окунитесь в микву перед Шахаритом. Не проводите слишком много времени в молитве. Не произносят мизмор ле-сода, авину малкейну, ламнацеа и тфила ле-Довид. Даже на завтрак следует подавать легкоперевариваемую пищу, как рыба или курица. Не ешьте кунжут. Избегайте пищи, которая влияет на семяобразование, например, чеснок или яйца. Воздержитесь от молочных продуктов за завтраком, их также не следует есть и в конце, перед постом.

Попросите кусочек леках (медовый пирог) у другого человека и съешьте, полученный пирог. В эрев Йом Кипур Ребе раздавал леках каждому, кто его об этом просил. Ребе был в своей шелковой Шабатней капото и гартле. Он желал каждому «Шана това уметука» (хорошего и сладкого года).

До полудня (хацойс) эрев Йом Кипур нужно поесть. Окуните халу в мед, съешьте рыбу и креплах (маленькие пельмени, обычно подаются в супе).

Перед тем как окунуться в микву и помолиться Минху, попросите кого-то сделать 39 малкос (ударов) по вашей спине, пока вы стоите на коленях лицом на север. Эти удары наносят легко, лучше кожанам ремнем. Один удар на правое плечо, один – на левое, а третий по центру спины. Так нужно повторить 13 раз, всего 39 ударов. И вы и тот, кто наносил удары, должны оба говорить посук ве гу рахум ехапер авон…. – одно слово за 1 удар.

После ударов, окунитесь в микву. Окунитесь 3 раза. Будьте осторожны, чтобы на теле не было никаких посторонних веществ, хацица (преграды).

Дайте большую цдоку. Есть традиция бросать много монет в коробку цдоки, пока мы идем молиться Минху. Бааль Шем Тов учил, что звон падающих на тарелку (коробку цдаки) монет заставляет силы клипы разбиваться!

Произнесите видуй и ал хет во время Минхи. Молитесь продолжительное время, с должным чувством тшувы из глубины сердца и души. Не произносите Авину Малкейну.

Произнесите видуй, стоя ровно; не прислоняйтесь к чему-либо (это также относится к каждому разу, когда хазан повторяет видуй). Лучше всего немного наклониться во время чтения видуй, как при чтении модим. Слегка постукивайте себя по груди кулаком во время произнесения ашану, аль хет… Если вы произносите видуй во время произнесения амиды и хазан начинает повторять амиду, вы можете отвечать амен после повтора хазана слов а-Мелех а-Кадош и шомеа тфила. Если хазан начинает кдушу, вы можете ответить кадош, барух и имлох. Также можно ответить амейн игей Шмей рабба и амейн после дэамиран бэальма.

Если вы хотите есть и пить после произнесения биркат амазон по завершению разделительной трапезы, то это намерение нужно выразить ясно и точно до окончания трапезы.

Наденьте чистую одежду в честь Йом Кипура. Застелите стол скатертью так, как вы обычно делаете в Шабат и Йом Товы. Каждый женатый мужчина должен зажечь свечу жизни в синагоге. Тот, чьи родители умерли также зажигает нер нешама (свечу за умерших) дома. Нужно подготовить свечу, которую будут использовать в эрев Йом Кипур.

Женатые мужчины надевают китл, кроме тех, кто женат первый год и надевал китл во время своей хупы. В туалет нельзя заходить в китл. Талит надевают с произнесением благословения до захода солнца (шкиа). Если вы надеваете талит после захода солнца, то говорить благословение не нужно.

Благословите своих детей биркат абаним перед тем как выйти из дома на молитву коль нидрей. Обычно произносят текст благословения коаним. Когда вы увидите наступление ночи, произнесите видуй (ашмну и аль хет). Мужчины и женщины равны в обязанности произнести видуй.

Есть 5 запретов в Йом Кипур:

1. Не есть и не пить. Детей, начиная с 9 или 10 лет учат поститься подходящее по возрасту количество часов. Детям, не достигшим этого возраста не следует разрешать поститься, даже если они этого очень хотят.

2. Любое мытье тела запрещено, даже чтобы устранить пот. Сполоснуть рот запрещено. Если человек испачкался грязью, он должен помыть только грязный участок тела. Тот, кто прикасался к частям тела, которые обычно скрыты, должен омыть руки до суставов пальцев. Также моют руки и после пробуждения или посещения туалета. Больной человек может омыть руки обычным способом.

3. Запрещено наносить масла и лосьоны на кожу, даже в крошечном количестве. Это разрешено по медицинским показаниям.

4. Запрещено надевать кожаную обувь. Родившая женщина, в течение 30 дней после родов, больной и тот, у кого проблема с ногами – могут надевать обычную свою обувь. Однако в наше время, когда не кожаная обувь такая же удобная, как и кожаная, то не следует послаблять в этом вопросе.

5. Женатые пары должны соблюдать все правила рахакот в Йом Кипур.

Запрещено надевать детям кожаную обувь, даже тем, кто не достиг возраста хинух. Их нельзя купать или мазать кремами. Если они поступают так по своей инициативе, то их следует остановить.

Йом Кипур.

Встаньте пораньше утром. Омойте руки до суставов пальцев. Постарайтесь не получать личное удовольствие от мытья рук. Если нужно, можно влажными пальцами протереть глаза. Не полощите рот. Не произносите ше аса ли коль царки в течение всего Йом Кипура. Посук барух шем квод…произносят громко. Если в течение дня вы сняли талит на несколько часов, то надеть его следует с благословением. Если вы сняли его с намерением не надевать несколько часов, но потом передумали и надели талит сразу, то не нужно говорить благословение. Для того чтобы выполнить ежедневную норму в 100 благословений, можно произносить благословение на сомим, а также сконцентрироваться на тех благословениях, которые произносят во время алии или чтения мафтира.

В наше время есть традиция не готовить еду в Йом Кипур, которую будут есть после поста. Человек, который слаб, может готовить еду после времени минхи ктана, в таком случае лучше, если этой едой также накормят маленького ребенка, который не обязан поститься до окончания Йом Кипур.

После Йом Кипур мы желаем друг другу «Гут Йом Тов!». Перед тем, как произнести авдалу, омойте руки, как это делается обычно, без благословения.

Женщины, которые постятся и им сложно дождаться возвращения мужа из синагоги, могут сделать авдалу самостоятельно. Если вы забыли произнести авдалу до того, как начали есть, необходимо произнести авдалу, как только вспомнили об этом. Если вы вспомнили после того, как сказали амоци на хлеб или мезонот на пирог…, но до того момента пока взяли в рот еду, то нужно съесть кусочек и затем сделать авдалу. Мужчина, который уже сказал авдалу, не должен повторять ее для того, чтобы вывести в обязанности женщину. Во время произнесения авдалы в синагоге он должен думать о том, что не выходит с этим благословением.

Если сразу после авдалы вы собираетесь съесть хлеб или мезонот, и эта еда лежит на том же столе, где вы делаете авдалу, то нужно накрыть еду.

Если сразу после авдалы вы собираетесь помыть руки на хлеб и больше за трапезой пить вино не будете, то нужно сказать завершающее благословение на вино. После авдалы следует произнести кидуш левана (благословение на луну).

После завершения Йом Кипур, провозглашает голос с Небес «Идите и ешьте свой хлеб в радости». Принято устраивать трапезу. Халу макают в мед.

11 Тишрея.

Дни между Йом Кипур и Суккот – радостные дни. Не постятся в эти дни, кроме жениха и невесты в день хупы. На нас обязанность быть радостными и в позитивном расположении духа все 9 дней. Эта обязанность на всех: мужчинах, женщинах, детях. Муж должен радовать членов своей семьи, покупать наряды и украшения своей жене, исходя из своих возможностей. В эрев Суккот следует дать большую цдоку. Мужчине следует заниматься постройкой Сукки. Те, кто не будут строить сами, должны учить законы Сукки. Также следует купить арба миним.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com