Поделиться

Кто же «и теперь живее всех живых…»? | Урок из главы Зот аброха

Вот и не угадали, мавзолейного дедушку мы трогать не будем! Да и сами россияне ещё не разобрались: то ли выносить его из склепа, то ли поглубже заносить? Некогда большевики мастерски разыграли тему Талмуда: “Праведники и после смерти живы”. Только позабыли контрапункт: “Грешники и при жизни подобны мертвецам”… Мы поговорим о действительно живых.

Последние строки Торы

И не встал более в Израиле пророк, подобный Моше, которого знал Б-г лицом к лицу. По всем знамениям и чудесам, которые Г-сподь послал его совершить в Египте для фараона, и для всех его слуг, и для всей страны. И по всей сильной руке, и по всякому диву великому, которые совершил Моше перед глазами всего Израиля”.

Мудрецы имеют к тексту изрядно вопросов. Во-первых, утверждает Сифри, “в Израиле не встал, а у народов встал. Это – Билъам”. И поясняет, что Билъам даже более отчётливо видел Собеседника и некоторые детали Его замысла. Зато Моше мог обращаться к Царю в любое время и оставался “стоящим”, в обычном для себя состоянии сознания,- тогда как Билъам из-за неимоверной силы пророческого раскрытия падал на землю или просто получал послания во сне. В общем, они отличались как первый министр Царя и его мясник (последний лучше знает блюда на царском столе, но не самого властителя). Однако по другому мнению, “если уж в Израиле не встал подобный Моше, у других и подавно!”… Куда Билъаму!

Теперь, почему “не встал”, а не “не встанет”?! По мнению Рамбама, отсюда мы можем выучить, что Машиах будет пророком лишь почти уровня Моше (ведь Тора вечна, и “не встал” останется неизменным). Автор “Сифтей коэн” делает противоположный вывод: не встал, но встанет в будущем. Кто он? Машиах.

В любом случае, все согласны с Рамбамом в том, как он сформулировал один из “13-ти принципов веры”: никто не сравнился с Моше по пророческому уровню, он “отец пророков, которые были до него и будут после него”. Можно понять из этого, что Моше “приблизил небеса к земле” — и изменилось всё человеческое бытиё. Разумеется, в его наивысшем, пророческом проявлении.

Насчёт “сильной руки”… Смог принести людям Скрижали завета. В день своей смерти записал 13 свитков Торы. тут намёк и на египетские казни, особенно казнь первенцев. И на многие чудеса, совершённые Моше, из которых Рамбан выделяет здесь рассечение Красного моря .

Внимание! Основатели других духовных систем демонстрировали, согласно их же “священным писаниям”, таланты небольшим группам людей (вспомните истории Кришны, Будды, Иисуса, Мухаммеда…). У Моше дело обычно происходило “при большом скоплении публики”. На глазах всего Израиля, перед фараоном, его советниками и народом Египта. Или же, как с водами моря, на глазах всего мира (мидраш утверждает, что в момент рассечения Чёрмного моря все воды в мире разделились, даже в лужах и стаканах) . Всё это, несомненно, затрудняло возможность будущих фальсификаций.

Ну а как вам понравится такой «культуристский» мидраш? “Когда Моше нёс Скрижали завета с горы Синай, две амы (локтя) держал он, две амы Б-г, а две амы посередине оставались свободны. Увидев, что евреи согрешили с тельцом, Моше хотел разбить Скрижали, но Б-г воспротивился. Причём помогал Ему весь Сангедрин. Однако Моше пересилил, вырвал Скрижали и разбил их (за что в дальнейшем Творец восхвалял любимого слугу)”. Попробуйте, друзья, пофантазировать, что за этим стоит, а после спросите раввина.

Великое видение (диво)” – это и Дарование Торы на Синае, и раскрытие Шехины, Б-жественного присутствия, часто происходившее в присутствии пророка. Именно тогда людей наполняли любовь к Б-гу и великий трепет перед Ним. Мудрецы сравнивают, например, времена Моше со временем царя Шломо, когда люди спешили во вновь построенный Храм, чтобы увидеть Шехину. “Но где же был страх Б-жий?”. И говорят, что вскоре, во времена Машиаха, благоговейный трепет и чистая любовь к Всевышнему наконец вернутся к нам.

Главный вывод из всего сказанного (и из всего, не вошедшего в наш маленький текст) – никто не может быть уполномочен изменить даже одну букву в Торе Моше. Учитель живёт во всех будущих праведниках и пророках, в каждом духовном взлёте человечества есть доля его труда. Но уровень раскрытия Высшей Воли, “лицом к лицу” с Всесильным и Бесконечным, пока неповторим…

Урок: согласитесь, мы можем без опаски полагаться на переданное таким Учителем. Тем более, Учение приходило к нам открыто, в присутствии множества свидетелей — благосклонных, враждебных или нейтральных. “Апостолы” еврею не нужны.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com