Поделиться

Лекарство от скуки | Зарисовка. Глава Шлах

Правда, нудные перечисления цифр и незнакомые названия вгоняют в сон? Вот и посмотрим, зачем Тора нас так мучает?

И поднялись в Негеве и пришёл до Хеврона, а там Ахиман, Шешай и Талмай, порождения Анака. А Хеврон семь лет построен до Цона египетского”.

Из комментариев на этот “дорожный путеводитель” можно составить книгу. Только, пожалуйста, не пугайтесь разноголосия – это лягушки вечером поют согласно! Мы же делаем «дайджест» из захватывающего романа.

Сразу бросается в глаза ошибка: “и поднялись”, “и пришёл”. А причём здесь Цон египетский? И почему “порождения”, а не обычное “сыны”?

Начнём с длинного спора: “кто куда пришёл?” Согласно Раши, опирающемуся на трактат Талмуда Сота, “поднимались” по югу Израиля все 12 разведчиков. А вот в Хеврон пришёл, отделившись от остальных, только Калев. Место это опасное, он рисковал жизнью, чтобы “распластаться” на могилах праотцов. 10 разведчиков сговорились отозваться дурно о земле Израиля, против них выступили Йешуа бин Нун и Калев бен Ефуне. Первого, ученика Моше, поддержали благословение Учителя и добавленная к имени буква из Имени Творца. А Калев нуждался в помощи праотцов. “Видел он себя в большой беде; тот, кто бедствует, ни на что не обращает внимания!” Значит, остальные разведчики солгут о своей встрече с великанами. Позапугивают слушателей.

Книга Зоар рассказывает историю. Заночевали в дороге раби Йегуда бен Шалом и раби Аба. Положили головы на холмик, который оказался могилой. Поведал им обитатель холмика о своих страданиях из-за горестей сына. А на вопрос, занимают ли ушедших дела живых, воскликнул: “Клянусь, что без молитв умерших мир не простоял бы и пол-дня!”. “Где Тора говорит об этом?” – задумались раввины. И привели в доказательство наш пасук.

Зоар объясняет единственное число “пришедшего в Хевронтем, что праведника Калева сопровождала Шехина (Присутствие), к которой “пришёл” и относится. Рабейну Бехайя идёт дальше и пишет, что речь про Единственного, пришедшего к спящим праотцам рассказать о выполнении обещания. “Скоро ваши дети войдут в Израиль!”

Но рав Гирш понимает текст буквально. Из слов разведчиков видно, что в Хевроне побывали все. И единственное число просто показывает, что группа шла “как один”. Однако устрашились многие вида великанов, гиганских стен города, растаяло их сердце, и именно там они решили отговорить братьев от вступления в Страну. Маарша уточняет, что разведчики вместе приблизились к Хеврону, войти же осмелился один Калев. За что в будущем и получил его в наследственный удел, с пометкой: “место, где ступала его нога”.

Чем же Хеврон так страшен? Он – “кирьят Арба”, “посёлок (укреплённый стан) Арбы”. Арба – на иврите четыре. Здесь жили великан Арба и 3 его сына (из пасука), само поселение называется в честь папочки. Комментаторы детально разбирают биографию (и географию) великанов. Три имени относит к ним Тора: нефилим (падшие), рефаим (ослабевшие) и наше анаким. Буквально — титаны, причём слово идёт от названия шейного украшения. “Когда они шли, Солнце казалось блестящим украшением на их шеях”.

С “падшими” понятно – это дети ангелов Махзая и Узиеля, сошедших с небес ещё до потопа и увидавших, “что дочери человеческие прекрасны”. А другие имена – формы поэтического сказания (как “ослабевшие” – все, кто их видит, слабеют от ужаса). Или, согласно подробнейшему агадическому комментарию Меам лоез, было три поколения. От дедов публика падала в ужасе, сыны ещё выглядели титанами, а внуки ослабели, измельчали. И мельчали дальше, смешиваясь с худосочными соседями, хотя долго ещё составляли заметную долю в населении. К слову, вы не найдёте ни одного народа без мифов про старинных героев-великанов…

Пропустим смысловые имена титанов (к примеру, Ахиман – возможно, от “ну, кто подобен мне?!”) и перебежим в Египет. Раши изумляется: “Неужто могло случится, что Хам выстроил Хеврон для младшего сына Кнаана раньше, чем Цон старшему, Мицраиму (Египту)?!” И доказывает, что речь не о годах, а о семикратном преимуществе Хеврона над Цоном в плодородии. “Но Хеврон – худшее, самое каменистое место в Израиле. Не случайно он выбран в качестве усыпальницы патриархов. А Цон, обитель египетских царей, лучшее у них”. О столичном статусе Цона мы узнаём из более поздних книг Танаха. “Значит, текст пришёл восславить великолепие Израиля”. Кстати, Калев владел не самим каменистым Хевроном, а более плодородной прилегающей областью. Ещё одна интерпретация: Хеврон выстоил Шем, а Кнаан, военный министр своего отца Хама, завоевал его за 7 лет до постройки Цона.

Радак доказывает преимущества земли Кнаан иначе, именно из того, что люди сперва селились в ней и выстроили город. Кстати, по чрезвычайно долгой жизни титанов мы видим силу и полезный климат Страны. Рашбам находит указание на древность Хеврона, “а город с большой историей важнее нового”. Рав Гирш же и вовсе разделяет фразу запятой, полагая, что Хеврон много старше Цона, а семь лет – это время его застройки.

Мы можем выудить ещё сонмы идей, легенд и исторических повествований из этого “проходного” оборота Торы. Как видите, лучшее лекарство от скуки – комментаторы!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com