Масло, вино и мед для души – Vaikra.com
Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.

Масло, вино и мед для души

Мы вступили в праздник Хануку, который длится 8 дней. Еврейская глубинная система знаний может раскрыть множество интересных тем. Наши мудрецы объединяют в одну группу Хануку и Пурим. Это два главных праздника, которые произошли после событий Торы и связаны с нашим отношением с другими народами.

Но есть еще одна связь. Сакральной жидкостью Хануки является оливковое масло, которое использовали в храмовой меноре и которое зажигают евреи в ханукии, если хотят выполнить заповедь наилучшим образом. Также в Хануку мы едим блюда с маслом или жаренные в масле, например пончики (суфганиот) или латкес (деруны, или драники).

В Пурим сакральной жидкостью является вино, которое мы пьем. Говорят мистики: «Заходит вино, выходит тайна». Это напоминает выражение: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Но на серьезном уровне это означает наш выход к секретному миру глубинных знаний.

Недавно я размышлял о календаре. У нас есть триада праздников — Песах, Шавуот и Суккот, которые объединены в Шалош Регалим (три праздника паломничества). В древности в эти праздники посещали Иерусалимский Храм. И я стал размышлять, нет ли у нас третьего праздника, связанного с сакральной жидкостью, чтобы дополнить до треугольника Пурим и Хануку.

И такой праздник нашелся. Это Рош Хашана, и сакральная жидкость этого праздника — мед.
Любопытна коннотация меда. С одной стороны, вкушая сладкий мед, мы желаем себе сладкого (то есть доброго) наступающего года. С другой стороны, мед связан с понятием Суда, поэтому мы едим его в Рош Хашана, который также называется Судным днем. Такая вот парадоксальная пара свойств меда.

Итак, у нас получился треугольник праздников: Ханука, Пурим, Рош Хашана — и сопутствующая ему триада: масло, вино, мед. При желании мы можем из треугольника праздников паломничества также извлечь еще три сакральные жидкости. Песах — это кровь, Шавуот — это молоко, Суккот — это вода.
Но остановимся на первой триаде — масло, вино и мед. Эти жидкости символизируют наше глубинное восприятие высшей духовной мудрости и ее влияние на нашу душу.

  • Масло символизирует свет, который освещает тьму (в том числе тьму незнания), а также символизирует температуру огня, что нагревает холод «бездушного» мира, и сытость (масло к хлебу): мистическая мудрость насыщает изголодавшуюся душу. И эти идеи будут греть нас в наступившую Хануку.
  • Вино ассоциируется с механизмом извлечения тайны, возвышением в духовный мир (спиртное, спирит, спиритуальный), а также означает установление дружбы (на это намекает фраза «Ты меня уважаешь?» в кругу выпивох)
  • Мед символизирует сладость высшей мудрости. Но мед притягивает ос и мух, то есть его (как и наши духовно-интимные деяния) нужно оберегать от непрошеных вредителей.

Через эти три метафорические сакральные жидкости мы получили многомерную картину понимания наших отношений с высшей мудростью. Мы прикоснулись к языку души.
Душа не может напрямую выразить себя в нашей жизни. Но через наше описание мы можем
пролить свет на душу и на важность заботы о ней. Когда мы говорим, что душа радуется, это означает, что мы радуемся, но не примитивным и быстро проходящим радостям, а глубинным. Кстати, радости души не подвержены пресыщению и не притупляются.

Мы желаем нашим дорогим читателям удостоиться как можно большей радости для души, чтобы делиться этими радостями с ближними и приносить радость в наш мир.

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Меир Брук

Родился в Киеве в 1964 году в очень творческой семье.
Судьбоносной была первая встреча с еврейским религиозным миром в лице Ефима Свирского, ставшего первым учителем Торы. Ефим – сын знаменитого писателя, известный лектор и психотерапевт, автор книг «Вне диалога – пропасть» , «Тора и психология» , «Перевоплощение».

1994-2004 - учился иудаизму и еврейской мистике в Иерусалиме (в частности в ешивах "Эш а-Тора" и колель "Нер ле-Элеф" при "Швут Ами"), параллельно работал директором Еврейского Просветительского Центра "Эш а-Тора" в Киеве. Выпускал в 90-х годах еврейский альманах "Авив". Дальше учёба в иерусалимском колеле "Нер леЭлеф", работа на радио (Нью-Йорк 96.7FM & Москва 1503 АМ - по средам) с программой "Еврей в законе" и мн.др.
С сентября 2004 года живу с женой и четырьмя детьми в Бруклине - до сего дня - создаю русскоязычную еврейскую общину на базе Jewish Center of Brighton Beach, провожу очные программы в JCBB, и заочные программы через Интернет. С 2010 года открыл персональный сайт, см. веб-архив. (см. также принципы подбора материалов ).

В "доеврейском" прошлом:

В детстве вместе с родителями прошел через увлечения оздоровительными системами, восточной философией и мистикой.
1977 - 1979 учился в Киевском естественно-научном лицеи №145
1979 наша семья попала в отказники...
1982-1989 - учился на мех-мате Киевского Университета (с перерывом в 2 года на службу в Советской Армии).
1989-1994 работал МНС в области экспертных систем в сильнейшей команде Константина Вершинина в славном киевском Институте Кибернетики, и параллельно работал СНС в киевском Институте психологии в отделе Новых Информационных Технологий Обучения в команде Ефима Машбица.

Вся эта горючая смесь (включая мн.др.) а также мое появление в однофамильном граде БРУКлине, наконец, простимулировали меня к работе не только в устном, но и письменном жанре.
Занятия кабалой, хасидизмом и психологией - не дали моему пониманию иудаизма остаться в сухих рамках пересказа учителей прошлого, но включили "второе дыхание" новому пониманию классики, интересному для человека сегодняшнего дня. К сожалению, очень часто две части еврейского мира – светская и религиозная – воспринимают друг друга, как жителей разных планет. Популярная русскоязычная газета Америки «Еврейский Мир», где с 2006 года печатаются мои статьи, - один из мостов, соединяющих две «планеты», дающий светским читателям качественные знания о еврействе.