Поделиться

Мегилат Эстер — о глубинном смысле Пурима

Все мы знакомы с историей рассказанной в мегилат Эстер (Свиток Эстер), которую мы каждый год читаем в синагоге.

В Персии жил царь по имени Ахашверош. Он взял себе в жёны Эстер. У него был советник по имени Аман, который хотел уничтожить всех евреев. Эстер и её дядя Мордехай добились того, что в конце концов уничтожили Амана и всех врагов евреев в Персии.

События, описываемые в Мегилат Эстер, произошли незадолго до возвращения евреев из первого изгнания (Галут Бавель), которое продолжалось всего 70 лет. Ахашверош был царём Персии, которая наследовала Вавилону, который она победила незадолго до этого. В еврейской общине Персии самым уважаемым человеком был Мордехай. К тому времени он был уже очень стар, так как он был ещё из тех, кто видел как был разрушен Первый Храм, и тех, кого угнали из земли Израиля в Вавилон. Он удостоился также увидеть, как был построен Второй Храм .

Когда евреи должны были участвовать в пиршестве, которое устроил Ахашверош для всего народа, они спросили у Мордехая, можно ли им принимать участие в празднествах, и он ответил, что ни в коем случае. Большинство народа не послушалось его и приняло участие в пиршестве. В этот момент, на небесах было решено, что все евреи будут уничтожены.

Мордехай, а также Эстер, происходили из древнего рода, к которому принадлежал и царь Шауль. Аман являлся далеким потомком Амалека, извечного врага Израиля и еврейского народа. Когда он решил уничтожить еврейский народ, Мордехай пришел к Эстер и потребовал, чтобы она попросила защиты для своего народа у Ахашвероша. Эстер, которой нельзя было являться без приглашения к царю, попросила своего дядю поститься и молиться три дня вместе со всей еврейской общиной, подобно тому, как она со своими девушками будет молиться и поститься, и после этого она пойдёт к царю и будет просить за свой народ.

И действительно, все евреи Персии постились и молились три дня, и Г-сподь Б-г смилостивился над народом Израиля.

Святой Ари в книге «Шаар Ха-Каванот»: «И говорили мудрецы про строки «Вот страх, большая темнота» это «галут мадай» (мадайское изгнание), которое затемнило глаза народа Израиля». Аман, который понимал в высоких материях, знал, что народ Израиля находится в данный момент на низком духовном уровне и над ним нет Б-жьего провидения (ашгаха). Но Аман не принял во внимание, что народ Израиля может изменить свои пути. Вся еврейская община постилась, молилась и каялась в своём поведении. Это и явилось причиной спасения евреев.

История, рассказанная в Мегилат Эстер, учит нас во всём видеть Б-жественное провидение изнутри. В Талмуде написано, что событиями Пурима еврейский народ подтвердил то, что был достоин получения Торы на горе Синай. На горе Синай евреи «насильно» получили Тору, а здесь (во время событий описанных в свитке Эстер) по собственному желанию. При даровании Торы, весь народ Израиля являлся свидетелями чудес, и поэтому им было легче принять Тору. Во время событий рассказанных в мегилат Эстер, чудо было не явным. Еврейская община в Персии по собственной воле изменила свой духовный уровень, и поэтому была спасена.

Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com