Поделиться

«Мецораим» в Танахе | Часть 2

Автор: Рав Яаков Баум, глава коллеля в ешиве «Швут Ами», Иерусалим
Перевод Хаи Фельдман

Цараат — это особое наказание, посылавшееся с Небес во времена Танаха за определенные грехи [1]. В первой части статьи в доступной и лаконичной форме было изложено то, что мы знаем о цараат. Было объяснено, что цараат — это не заболевание, которое можно вылечить медицинскими методами, а наказание, которое постигало виновных в злословии, кровопролитии, ложной клятве, разврате, гордыне, грабеже и жадности («Эрхин» 16а).

Была показана связь между цараат и коэнством: коэны должны объединять народ и укреплять его связь со Всевышним, а те, кто получил поражение цараат, наоборот — вносили раздоры в народ Израиля и отрывали народ от Всевышнего. Мецора (пораженный цараат) должен выйти за пределы города, в котором живет. Во время стоянок в пустыне еврейский народ разбивал лагерь, представлявший собой три стана, помещенные друг в друга: Мишкан (переносной Храм) и его двор, лагерь Левитов и внешнее кольцо остальных колен. Мецора должен был выйти за пределы всех трех станов. Коэн, наоборот, находится в самом центре, там, где Мишкан, а первосвященник имел право входить в Святая Святых — в самое центральное место. Мецора должен был встретиться с коэном и постараться научиться у него любить мир, добиваться мира и объединять людей.

Также была подробно рассказана история двоих из числа семи упомянутых в Танахе человек, которые были наказаны цараат — иудейского царя Узияу и арамейского полководца Наамана.

Цараат Гехази

Перейдем к следующему мецора — Гехази, ученику Элиши. Вот как описывает его пророк (Мелахим II 5:20-27): «И сказал [в сердце своем] Гехази, отрок Элиши, человека Б-жьего: вот, сберег [дар] господин мой Нааману, арамейцу этому, не приняв из рук его то, что тот приносил. [Как] жив Г-сподь, что я побегу за ним и возьму у него что-нибудь. И побежал Гехази за Нааманом. И увидел Нааман бегущего за собою, и сошел он с колесницы навстречу ему, и сказал: [все] ли благополучно? И сказал тот: [все] благополучно; господин мой послал меня сказать: Вот сейчас пришли ко мне с гор Эфраима два отрока из сынов (учеников) пророков; дай, прошу, для них талант серебра и две перемены одежд. И сказал Нааман: согласись взять два таланта. И упрашивал он его, и завязал два таланта серебра в две сумки с двумя переменами одежд, и отдал двум своим отрокам, и понесли они перед ним (перед Гехази). И пришел он к холму, и взял из рук их, и положил в доме. И отпустил людей, и те ушли.

И пришел он, и предстал пред господином своим; и сказал ему Элиша: откуда [ты пришел], Гехази? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: не ходило ли сердце мое [с тобою], когда [тот] человек обернулся с колесницы своей навстречу тебе? Это ли время, чтобы брать серебро и брать одежды, или оливковые деревья и виноградники, или мелкий и крупный скот, или рабов и рабынь? Пусть же цараат Наамана пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел тот от него [белый] от цараат, как снег».

Возникает несколько вопросов. Почему Гехази был поражен цараат? Под какую категорию из перечисленных в трактате «Эрхин» он подходит? И если Гехази настолько плохой и неправильный человек, то почему Элиша взял его к себе в помощники и ученики? Талмуд в трактате «Эрхин» говорит, что Гехази получил цараат за ложную клятву Нааману (он поклялся, что это Элиша отправил его взять деньги за избавление от цараат, в то время как Элиша, наоборот, категорически отказался от получения награды). Однако главный грех Гехази, как представляется, это любовь к деньгам. И это следует из слов пророка ниже (там же, 7:3-9), которые читаются в «афтаре» [2] недельной главы «Мецора»:

«А четверо мецораим были у входа в ворота, и сказали они друг другу: чего мы сидим здесь, пока не умрем? Если мы скажем: пойдем в город, — то в городе голод, и мы там умрем; если же мы будем сидеть здесь, то [тоже] умрем. Так пойдем теперь, сдадимся в стан арамейцев. И если они оставят нас в живых, будем жить, а если убьют нас, — умрем. И встали они в сумерки, чтобы пойти в стан арамейский. И пришли к краю стана Арама, и вот, нет там ни одного человека. А Г-сподь [сделал так], что стану Арамейскому послышался грохот колесниц с лошадьми и шум большого войска. И сказали они друг другу: [верно] нанял царь израильский царей хеттов и царей египетских, чтобы идти на нас.

И поднялись они, и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, — [весь] стан, как он был, — и побежали, спасая себя. И пришли те мецораим к краю стана, и вошли в один шатер, и поели, и попили, и взяли от- туда серебро, и золото, и одежды, и пошли, и спрятали. И возвратились, и вошли в другой шатер, и взяли и оттуда, и пошли, и спрятали. И сказали они друг другу: нехорошо мы поступаем. Этот день — день радостной вести, а мы молчим. Если мы замешкаемся до утреннего света, то падет на нас вина. Пойдем же, придем и уведомим дом царский».

Мудрецы говорят, что четверо пораженных цараат, о которых здесь сказано, это Гехази и его сыновья. Из приведенного отрывка мы видим алчность самого Гехази и его сыновей, но Талмуд говорит не об этом, а о ложной клятве. Чтобы понять, почему акценты в Талмуде расставлены именно так, мы будем изучать, кто такой Гехази, что пишет о нем пророк и что говорили о нем мудрецы.

История Гехази

Чтобы ответить на возникшие вопросы, мы углубимся в изучение примечательной личности Гехази. Он был учеником и помощником пророка Элиши. Впервые мы сталкиваемся с Гехази в ситуации, когда Элиша захотел отплатить женщине из Шунама за оказанное гостеприимство (Мелахим II 4:13-14):

«И сказал он ему: скажи ей, прошу: Вот, ты так заботилась о нас, что сделать для тебя? Не нужно ли поговорить о тебе с царем или с военачальником? Но она сказала: среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать для нее? И сказал Гехази: воистину, нет у нее сына, а муж ее стар».

Второй раз Гехази упоминается ниже, в той же главе (25-27): сын, родившийся у этой женщины после того, как она получила благословение Элиши, заболел и умер, и она побежала к Элише. Пророк рассказывает об этом так:

«И отправилась она, и пришла к человеку Б-жьему, к горе Кармель; и было, когда увидал ее издали человек Б-жий, то сказал отроку своему Гехази: вот та шунамитянка. Беги же, прошу, ей навстречу и скажи ей: Здорова ли ты, здоров ли муж твой, здоров ли ребенок? И она сказала: здоровы. И пришла к человеку Б-жьему на гору, и ухватилась за ноги его. И подошел Гехази, чтобы оттолкнуть ее, но человек Б-жий сказал: оставь ее; потому что душа ее горестна, а Г-сподь скрыл [это] от меня и не рассказал мне».

И дальше сказано (29-31):

«И сказал он Гехази: опояшь чресла свои и возьми посох мой в руку свою, и пойди. Если встретишь кого, не благословляй его, и если кто будет тебя приветствовать, не отвечай ему. И положи посох мой на лицо отрока. И сказала мать отрока: [Как] жив Г-сподь и жива душа твоя, что я не отстану от тебя. И встал он, и пошел за нею. Гехази пошел впереди них и положил посох на лицо отрока. Но не было ни голоса, ни слуха. И возвратился он навстречу ему, и доложил ему, сказав: не пробудился отрок».

Раши объясняет слова «не благословляй» как «не приветствуй». Почему? Чтобы Гехази не говорил много и не проговорился, что идет оживлять мертвых, ведь если чудом гордятся, то тем самым проявляют неуважение к этому чуду: тебе дали возможность совершить чудо — не гордись этим. Тем не менее, Гехази каждому, кто его приветствовал, рассказывал, что учитель отправил его оживлять мертвого (Танхума «Бешалах» 26; Йерушалми «Санэдрин» 10.2).

Далее, в главе 5, рассказывается о Наамане и его цараат. В конце истории с Нааманом Элиша изгоняет Гехази, а глава 6 начинается так: «И сказали Элише сыны (ученики) пророков: вот, просим мы — место, где мы живем при тебе, тесно для нас». Мудрецы объясняют, что Гехази не давал многочисленным ученикам заходить к Элише. Поэтому после того как Элиша выгнал Гехази, стало недостаточно места, чтобы всех их разместить.

При этом важно учитывать, что Гехази, по словам наших учителей, был большим мудрецом Торы.

В главе 7 пророк рассказывает о четырех мецораим, и мы уже знаем, что это Гехази и его сыновья. И далее (8:1-6) мы снова встречаем Гехази, на этот раз во дворце у царя:

«А Элиша говорил женщине, сына которой он оживил, и сказал: встань и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где сможешь прожить, ибо призвал Г-сподь голод, и пришел он в эту страну на семь лет. И встала та женщина, и сделала по слову человека Б-жьего; и пошла она и [люди] дома ее, и жила в земле плиштим семь лет. И было, по прошествии семи лет возвратилась эта женщина из земли плиштим и пришла к царю взывать о доме своем и о поле своем. Царь тогда говорил с Гехази, отроком человека Б-жьего, и сказал: расскажи мне теперь обо всех великих [чудесах], которые совершил Элиша.

И было, когда он рассказывал царю, что тот оживил умершего, женщина, сына которой он оживил, воззвала к царю о доме своем и о поле своем. И сказал Гехази: Господин мой царь! Это та самая женщина и тот самый сын ее, которого оживил Элиша. И расспросил царь женщину, и она рассказала ему. И дал ей царь одного из придворных, сказав: возвратить ей все, принадлежащее ей, и все доходы с поля, со дня, когда она оставила страну, поныне».

Последний раз Гехази упоминается лишь намеком (там же, 7): «И пришел Элиша в Дамаск, когда Бен Адад, царь арамейский, был болен. И сказано было ему так: пришел сюда человек Б-жий». Мудрецы объясняют, что Элиша пошел в Дамаск, чтобы вернуть Гехази, помочь ему сделать тшуву. Подробный разговор об этом выходит за рамки данной статьи. Однако возникает вопрос, почему мудрецов не удовлетворяет «пшат» — простой смысл написанного пророком, согласно которому Элиша отправился в Дамаск, чтобы указать на нового царя Арама?

Углубленный анализ личности Гехази

Написано в Талмуде («Сота» 47а): «Учили мудрецы: всегда нужно отталкивать левой и приближать правой рукой. Не как Элиша, который оттолкнул Гехази двумя руками, и не как раби Йеошуа бен Перахья, который оттолкнул двумя руками одного из своих учеников. Элиша — что с ним? То, что написано (Мелахим II 5:27): «Пусть же цараат Наамана пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел тот от него (белый) от цараат, как снег». «А четверо мецораим были у входа в ворота…» (там же, 7:3). Сказал раби Йоханан: это Гехази и три его сына. «И пришел Элиша в Дамаск» (там же, 8:7).

Зачем пошел? Сказал раби Йоханан, что пошел чтобы вернуть Гехази, но тот не вернулся. Сказал ему [Элиша]: «Делай тшуву». Ответил ему: «Так учил от тебя: каждый, кто согрешил и вверг в грех многих, не имеет возможности совершить тшуву». Что он сделал? Некоторые говорят: он приделал магнит к идолам Йеровама и они парили между небом и землей. Другие говорят: он начертал на нем Имя [Б-га], чтобы он (идол) восклицал: «Я [Г-сподь, Б-г твой]» и «Да не будет у тебя [других богов, кроме Меня]». Третьи говорят: «Он отвадил от него (от Элиши) мудрецов», как написано: «И сказали Элише сыны (ученики) пророков: вот, просим мы — место, где мы живем при тебе, тесно для нас» — следовательно, раньше оно не было слишком тесным».

Мишна в начале главы «Хелек» трактата «Санэдрин» сообщает о том, каков был конец Гехази: «Три царя и четверо простолюдинов не имеют доли в Грядущем Мире. Три царя — Йеровам, Ахав и Менаше. Раби Йеуда говорит: у Менаше есть доля в Грядущем Мире. Четверо простолюдинов: Билам, Доэг, Ахитофель и Гехази».

Подытожим все то, что мы узнали о Гехази:

1) Он знал, в чем нуждалась женщина из Шунама.
2) Он отпихнул ее, и мудрецы осуждают его за это.
3) У него не получилось оживить ребенка.
4) Он принес ложную клятву и взял награду у Наамана.
5) Он отдалял учеников от Элиши.
6) Он «оживил» тельцов, поставленных Йеровамом.

Здесь возникает много вопросов, среди которых есть как общие, так и частные.

Общие вопросы:

  • Если Гехази настолько плохой человек, зачем Элиша так старается его вернуть?
  • Как вообще возможно, что Гехази был настолько отрицательной личностью, несмотря на то, что он удостоился быть настолько близок к Элише?
  • Есть ли общий знаменатель у всех перечисленных грехов Гехази?
  • Понимаем ли мы вообще причины столь сурового наказания, которое получил Гехази?

Частные вопросы:

  • Может ли быть такое, что единственный хороший поступок, совершенный Гехази, окажется связан с его грехами?
  • Почему у Гехази не получилось оживить ребенка?
  • Почему деньги Наамана были настолько важны для него, но при этом мудрецы не описывают его как человека, который гоняется за деньгами?
  • В чем особенность ложной клятвы Гехази?
  • Почему Гехази получил цараат? Какая связь между цараат и ложной клятвой, которую он принес?
  • Даже если допустить, что Гехази должен был получить цараат, то почему именно цараат Наамана должна была перейти к нему?
  • Почему Гехази не давал ученикам приходить к Элише?
  • Как вообще возможно, чтобы Гехази сидел с царем? Ведь он мецора, и должен находиться вне города!
  • Почему Гехази «оживил» тельцов Йеровама?
  • Почему Гехази ушел в Дамаск?

Личность Гехази удивительна и одновременно не понятна.

Объяснение поступков Гехази

По моему скромному мнению, ложная клятва, которую дал Гехази Нааману, является ключом к пониманию всей этой темы. Неслучайно мудрецы называют эту клятву причиной, по которой Гехази получил цараат, а поскольку у него был цараат, то он обязан был отделиться от Элиши. Отделившись от учителя, Гехази продолжал падать, и достиг такого состояния, в котором лишился доли в Грядущем Мире.

Здесь нужно понять,почему ложная клятва настолько ужасна. Ведь речь идет не про обман — мы говорим именно о клятве, в основе которой ложь. Когда человек дает ложную клятву, он тем самым утверждает, что ложь, выдаваемая им за истину — это слово и желание Всевышнего (Именем которого он клянется), и именно поэтому ложная клятва является столь тяжелым преступлением. Она органично вписывается в список перечисленных в трактате «Эрхин» грехов, за которые человека может постичь цараат, потому что ложная клятва приводит к тому, что люди думают, будто ложь это желание Всевышнего, что в итоге отдаляет их от истинной воли Всевышнего. Понятно, что ложная клятва приводит и к отдалению людей друг от друга: ведь если люди даже клятвы приносят ложно, то как им тогда вообще можно верить?

Нам нужно понять, как Гехази, ближайший ученик Б-жьего человека Элиши, так много делал, чтобы как можно быстрее отдалиться от Всевышнего. Разве он не видел, что Элиша близок к Б-гу? И чем Гехази объяснял свои поступки, как он себя оправдывал?

Ответ такой: конечно, Гехази все это видел, причем ежедневно. Не было пророка в Израиле, который совершил бы больше чудес, чем Элиша — он совершил их вдвое больше, чем Элияу, у которого он учился. И в этом, наверное, претензия и самооправдание Гехази: все эти великие чудеса может совершать только Элиша, потому что он особенно близок ко Всевышнему, но остальные люди так не могут. В первый раз мы встречаем Гехази, когда он выяснил настоящие нужды женщины из Шунама. Гехази думал так: «Возможно, Элиша не нуждается ни в какой награде, но эта женщина хочет, чтобы ее отблагодарили. Она говорит, что не хочет («среди своего народа я живу»), но это лишь для того, чтобы уподобиться Элише. Эта женщина ошибается — на самом деле, она нуждается в награде». Элиша согласился с Гехази. И действительно, когда сын этой женщины умер, и позднее, когда ей нужно было восстановить свои права на имущество через 7 лет после того, как она покинула свой дом, она приходила и просила дать ей то, в чем она нуждалась.

В той ситуации Гехази был прав. Но в дальнейшем он сделал еще один шаг на этом же пути. Он почувствовал, что ему тоже полагается награда за его работу, и потребовал ее у Наамана, принеся ложную клятву, и тем самым утверждая, что это воля Всевышнего.

Вернемся к женщине из Шунама и к ее умершему ребенку. Гехази изначально был уверен, что у него не получится оживить ребенка: «Это слишком для меня», — думал он. Всем встречным он с насмешкой говорил: «Вы что, действительно думаете, что я смогу оживить ребенка палкой?» В определенном смысле он был прав. Потому что он действительно не смог оживить мертвого, но это было «пророчество», которое само себя осуществило: неудача постигла Гехази именно потому, что он был абсолютно уверен в своей неспособности достичь результата. Элиша пытался помочь Гехази подняться до своего уровня, но Гехази сопротивлялся и в конце-концов «победил». И в дальнейшем, когда Элиша окружил себя учениками, Гехази — самый выдающийся и близкий к нему ученик — говорит остальным ученикам, что они ничему не смогут научиться у Элиши, и нет никакого смысла приходить к нему, ведь Элиша слишком велик и недосягаем для них. Гехази закрывает перед ними дверь и продолжает собственный путь.

* * *

В поколении пророка Элияу сыны Израиля служили Баалю. Элияу воевал против идолопоклонства, и во время жертвоприношения на горе Кармель ему удалось доказать всем, что «Всевышний — Он Г-сподь». Он приблизил еврейский народ к Творцу (между прочим, сам Элияу был коэном). Элиша продолжил путь своего учителя. Он столкнулся с Нааманом, который с высоты своей гордыни отдалял людей от Всевышнего. Элише удалось исцелить гордыню и цараат Наамана.

И тут вновь происходит отдаление евреев от Всевышнего, и причиной этого стал его ближайший ученик — Гехази. Элиша отталкивает Гехази двумя руками и говорит: «Цараат Наамана, причинивший отделение от Всевышнего, прилипнет к тебе, потому что ты делаешь то же самое. Прилипнет к тебе цараат, и ты будешь вынужден отделиться от народа Израиля».

Поговорим о тельцах Йеровама. Зачем нужно было вдыхать новую жизнь в это старое идолослужение? Почему именно сейчас? Вспомним историю этих тельцов. Пророк рассказывает, что после разделения Израильского царства, в дни Рехавама и Йеровама, Йеровам изготовил золотых тельцов, опасаясь что его подданные будут совершать паломничество в Иерусалимский Храм, и там увидят, что истинный царь не он, а Рехавам, сын Шломо, правивший Иудеей. И поэтому он поставил двух тельцов, чтобы евреи служили им и не ходили в Йерушалаим. Но в дни Ахава ситуация резко ухудшилась. Еврейский народ просто служил Баалю. Элияу прекратил это, и теперь перед новым царем (Йеорамом, внуком Ахава) стоит та же самая проблема, с которой когда-то столкнулся Йеровам: что нужно сделать чтобы евреи не поднимались в Йерушалаим, в Храм? Вот причина «оживить» тельцов.

Очевидно, это дело потребовало «духовного руководства». И разве есть кандидат на роль такого руководителя лучше, чем Гехази? И правда в том, что это полностью соответствует претензии Гехази: никто не сможет достичь высочайшей духовной ступени Элиши. То же самое и здесь: вы не сможете стоять на высокой духовной ступени, которая требуется от человека, приходящего в Храм, поэтому служите тельцам. Все это Гехази делает как бы с разрешения Всевышнего: он выцарапал Имя Всевышнего во ртах этих тельцов. У него был собственный взгляд на вещи, которому он продолжал следовать, падая все ниже и ниже.

Думаю, что по той же самой причине он находился в царском дворце, несмотря на цараат. В его представлении цараат не является причиной уходить за пределы «стана», из общества — мы все в некотором смысле «мецораим», потому что никто из нас не сможет достичь высокого уровня и быть достойным находиться в Йерушалаиме… Все это очень печально и одновременно удивительно. В то же время, мы видим, что в конечном счете Элиша и то, что о нем рассказывали, сильно повлияло на царя Израиля, что вынуждает Гехази искать себе другое пристанище. Он отправился в Дамаск. При этом он наверняка думал так: «Поскольку мой цараат — это изначально цараат Наамана, то я пойду к нему в Дамаск. Быть может, он не раскаялся полностью и станет моим союзником?». Но в Дамаске он встречает Элишу, который зовет его вернуться, призывает к раскаянию. «Я не могу. Слишком поздно», — ответил ему Гехази. Вот это «Я не могу» и было его постоянной ошибкой…

Гехази был великим человеком. Он не случайно являлся самым близким учеником Элиши. Он был великим мудрецом Торы, он мог читать в человеческих душах и понимать их нужды. По всей видимости, у него были хорошие качества. Он желал другим успеха и благополучия. Но при всем при этом он считал, что у него совершенно другой путь — ограничиваться «малой духовностью». Он считал, что величия достойны лишь немногие, очень особенные люди. Эта идея определяла его жизненный путь, до такой степени, что он стал грешником и вверг в грех многих людей. В результате он лишился своей доли в Грядущем Мире.

Итоги

Мы увидели, что цараат — это не болезнь. Цараат приходит в наказание за отделение и прерывание связи со Всевышним. Мы увидели, что лекарство, избавляющее от цараат, состоит в приближении человека к служению коэнов, т.е. к тому, что является сутью этого служения — к установлению и упрочению связи со Всевышним.

Мы изучили истории трех мецораим. Узияу, праведный и успешный царь, был виновен в грехе гордыни. Нааману случайно представилась возможность сделать головокружительную карьеру, он впал в гордыню, но в итоге исцелился и от цараат, и от гордыни. Гехази, величайшего из учеников Элиши, который культивировал посредственность, учитель оттолкнул двумя руками, в результате чего тот стал грешником и утратил свою долю в Грядущем Мире.

Да будет на то воля Всевышнего, чтобы исполнилось в отношении нас сказанное: «И пусть душа моя повергается в прах перед каждым. [И в заслугу этого] раскрой мое сердце для Торы Твоей, и да устремится душа моя к исполнению Твоих заповедей».

_____________

[1] Мы не переводим слово «цараат» как «проказа», поскольку поражение, о котором идет речь, не имеет ничего общего с заболеванием проказы. Цараат может поражать не только кожу человека, но и одежду, и даже стены дома.
[2] В Шабат, праздник и пост в синагоге после чтения Свитка Торы зачитывают соответствующий отрывок из Пророков.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com