Поделиться

Миру мир! | Зарисовка. Глава Хукат

Хотят ли русские войны? Хм… А евреи? Те, кого издавна честят «агрессорами»? Мир, знаете ли, зеркало…

Вот пример еврейского пацифизма.

«И отправил Моше посланников из Кадеша к царю Эдома: так сказал брат твой Израиль: ты знаешь все отягощения, нас постигшие».

А просили евреи, ведомые всесильным Б-гом, одного: пройти через земли Эдома. Отказ – снова смиренная просьба. Эдом выходит на границу с мечом – и мы смущённо отклоняемся в сторону, обходим «братьев». Настоящий «шалом ахшав», с «подставь вторую щёку», не правда ли?

Впрочем, с армиями и государствами Сихона, Ога и Мидьяна мы обошлись посуровей, амалекитянам и иным кнаанеям не поздоровилось. Пацифизм какой-то выборочный…

Интересно, почему наши учителя не восклицают здесь, что «все люди – братья!»? Хвалят Моше, осуждённого на смерть из-за народного непокорства, который немедленно взялся решать проблемы того же народа. Отмечают, что евреям ещё не полагалась земля эдомитян. Хотя Эдом из числа 10-и народов, земли которых Создатель обещал Аврааму, до прихода Машиаха мы сможем унаследовать только страны 7-и народов. Вот если бы Моше вошёл в святую Землю… Но Моше только что лишился этого шанса и эдомитяне могут спать спокойно.

Выходит, наше миролюбие — только от невозможности захвата?! Ну прямь Коран! Да и пройти через Эдомщину мы, по правде говоря, надеялись, чтобы побыстрее добраться до Кнаана и вступить во битву с его обитателями. Но как же быть с одним из коренным принципов Торы – «избирайте пути мира»?

Сперва уточним детали. Во-первых, в качестве посланцев отправлены к Эдому жители города Кадеш и его окресностей. Еврея не должно без крайней необходимости оставлять среди иноземцев. Нравы, знаете ли… Вон как амонитяне позже расправятся с послами Давида! К тому же исраэлит начал бы настаивать, проявлять напористость и бесстрашие, мог взбаламутить народ. И Моше пришлось бы умерять активистов. Лучше уж отправить к Эдому «своих», к еврейским нуждам безразличных. Скорее сговорятся. А одно из мнениий и вовсе гласит, что «слабое» посланничество потребовалось, чтобы осмелел сосед-Сихон, полез на евреев – и в итоге лишился владений и головы.

Почему царь Эдома в тексте Торы не назван по имени? Здесь мудрецы расходятся. Возможно, он не был столь значительной фигурой, как гиганты Сихон и Ог, а путь Торы – именовать только выдающихся людей. Такова позиция Рамбана. Но может быть, как считает Мальбим, мы и так знаем его имя: это последний из списка эдомских властителей Гадад. Зачем повторяться?

Непонятен оборот: «ведь ты знаешь все (наши) тяготы». Интернет не работал, границы Египта на замке… Согласно Сифтей коэн, здесь намёк на пришедших в Египет при Йосифе разноплеменных покупателях хлеба. Были там и эдомитяне, которые остались в империи и обо всём доносили «центру». И – также намёк на галуты Израиля, особенно на тягчайший и длиннейший из них – нынешний, эдомский. И на войны Машиаха. Если ты, Эдом, в будущем вспомнишь, что мы братья и позволишь нам беспрепятственно уйти домой для служения Б-гу, будет и тебе мир. Если же нет…

Кстати, для чего Эдом именуется «братом»? Ради подхалимажа? Нет. По причине всечеловеческого единения? Снова нет. Комментаторы единодушны. Аврааму предсказано Создателем, что его потомки будут рабами в чужой земле 400 лет. А после этого удостоятся Страны Израиля. Вот и смотри, говорит Моше потомкам Эсава, мы же братья, потомки Авраама. Мы взяли на себя тяжкую долю, прошли через кошмары рабства в самой жестокой из рабовладельческих стран. Мы, так сказать, оплатили общий вексель. Теперь идём в свою землю. Тебе она не полагается – ты ведь ушёл, не захотел страдать. Но будь признателен, мы приняли удар на себя, и поддержи нас из благодарности!

Вспомним, что предсказал Эдому пророк Овадья, сам прозелит из эдумеев. Суровое возмездие Создателя и в конце полное исчезновение «за то, что отказался ты помочь святому народу, вышедшему из Египта». За бесчувствие и неблагодарность! Впрочем, нам ещё от них достанется. Когда царь Йоханан Гиркан насильно перевёл в иудейство остатки разгромленных эдумеев (единственный подобный случай в истории!), через почти сто лет мы обзавелись царём Ордусом (Иродом), идумеем… Подробности известны. Конечно, не в христианском исполнении, где Ирод – истребитель младенцев и символ злодейства, но и назвать этого жестокого эпилептика «душкой» затруднительно.

А теперь вернёмся к вопросу о еврейском пацифизме. С одной стороны, всеобщее братство человечества, требование «путей мира». Апофеоз нашей главной молитвы – мольба о мире. С другой, «Б-г – муж войны», благословение Создателю как «владыке войн».

Всё дело в том, что экстремистам легко жить, их ответы готовы заранее. «Круши!» (либо «недруга-нелюдя», либо «оружия разрушения» – кому какая крайность понравится). Мы же, иудеи, не вояки и не абсолютные пацифисты. Великое благо мира – увы, зачастую не приходит немедленно. Вот в чём евреи действительно «крайние экстремисты» — это в нашем служении Творцу мира. В тех формах и условиях, которые Он нам заповедал в Торе. В тех, в которые ставит Он нас в текущем времени…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com