Мишлей | Глава 1. Перевод с комментариями - Ицхак Пинтосевич - на образовательном портале Ваикра.
Ицхак Пинтосевич

Ицхак Пинтосевич - подготовил более 1 500 бизнес-тренеров и коучей. Обучал мировые корпорации: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Создатель самого крупного в РУНЕТЕ портала по развитию 5СФЕР. Автор 14 книг. Учился у Рава Ицхака Зильбера.

Мишлей | Глава 1. Перевод с комментариями

Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим

Мишлей 1, 1

מִשְׁלֵי שְׁלֹמֹה בֶן דָּוִד מֶלֶךְ יִשְׂרָאֵל

1. Притчи Шломо, сына Давида, царя Израиля,

В любом процессе есть 4 составляющих.

  • Материал
  • Форма
  • Тот, кто делает
  • Для чего делает. Цель процесса.

Царь Соломон (тот кто написал книгу Мишлей) — вначале представился и доказал, что ему можно доверять. Он сказал о себе 3 вещи.

  • Я Шломо сказал он. (он был Пророк и был на нем «Божественный Дух).
  • Сын Давида. (его отец был Царь Израиля, который получил знания от Пророка Шмуэля и других мудрецов его времени.)
  • Царь Израиля. (в его распоряжении были все мудрецы его эпохи и он мог проверить все свои знания с их помощью).
    Что мы учим отсюда?
    1. Вначале надо представляться так, чтобы вызвать у слушателей доверие к себе, как к источнику информации.

И вызвать мотивацию и интерес, чтобы слушать дальше.

Твои личные выводы:

__________________________________________________

לָדַעַת חָכְמָה וּמוּסָר לְהָבִין אִמְרֵי בִינָה

2. Чтобы познать ЗНАНИЕ ОТ БОГА и наставление, понять слова ЛОГИКИ;

В процессе познания мира (мышление) есть несколько составляющих.

ХОХМА — ЗНАНИЕ ОТ БОГА — то, что Бог сообщил людям через Тору и пророков.

Это аксиомы от Создателя Мира. ЗНАНИЕ от БОГА касается ЗАПОВЕДЕЙ и ДОБРА И ЗЛА.

Все качества и действия человека, к которым применимо ДОБРО И ЗЛО регулирует ХОХМА.

Любая двойственность: Гордость — Скромность, Расточительность — Жадность, Милосердие — Жестокость и т.д. — требует ЗНАНИЯ ОТ БОГА, чтобы понять, как правильно поступить в каждой конкретной ситуации. Эти аксиомы невозможно вывести логикой. Они не понятны обычному разуму.

Царь Шломо в Мишлей с помощью понятных примеров из жизни объясняет эти аксиомы ЗНАНИЯ ОТ БОГА.

МУСАР — НАСТАВЛЕНИЕ. — Функция интеллекта, которая помогает подчинить человеческую природу ЗНАНИЯМ ОТ БОГА.

Бог так создал мир, что «природа человека» ведет его в противоположную сторону от Заповедей БОГА. Животные инстинкты, злое начало. Как сказано в ТОРЕ «СДЕЛАЛ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА ЗЛЫМ С НАЧАЛА» (БРЕЙШИТ. 8 часть)

МУСАР — от слова (страдание или тюрьма), это функция помогающая ЧЕЛОВЕКУ обуздать свои животные страсти и подчинить себя и свою жизнь ЗНАНИЮ ОТ БОГА.

ЛОГИКА — бина. От слова «строить». Функция разума, которая берет знания, которые уже находятся в интеллекте и конструирует из них новые конструкции. Предположения, выводы, обобщения, поиск закономерностей в различных фактах. Все это функции ЛОГИКИ. И книга МИШЛЕЙ помогает усилить эту функцию.

Что мы учим отсюда?

  1. В общении есть факты (объективная реальность) и предположения людей (субъективная реальность). Получая информацию из внешнего мира — надо понимать, что это субъективная обработка субъективной информации.
  2. Природа человека — его желания, влияет на получение и восприятие информации. Контролировать эмоции и инстинкты интеллектом — это высшая стадия развития человека.
  3. Подчинить свою природу Божественной мудрости — это значит соединиться с БОГОМ.

Твои личные выводы:

________________________________________

  • Урок №1, отрывки 1-2:

לָקַחַת מוּסַר הַשְׂכֵּל צֶדֶק וּמִשְׁפָּט וּמֵשָׁרִים

3. Чтобы принять наставления разума, справедливости, правосудия и прямоты;

Есть просто «наставления» = МУСАР, а есть «наставления разума» = МУСАР АСКЕЛЬ.

Разница в том, что обычные «наставления» — это удержание животной природы в рамках ЗНАНИЯ ОТ БОГА с помощью страха перед наказанием. «Наставления разума» — начинаются после того, как человек с помощью разума начинает постигать ВЕЛИЧИЕ БОГА. Он заходит мыслями в Начало Творения или начинает изучать Кабалу (сфирот и прочие абстрактные материи). И как только его разум начинает постигать ВЕЛИЧИЕ БОГА, у него появляется «трепет», которые останавливает его от греха.

Также из этой книги с помощью примеров можно выучить правила поведения по «правосудию» (законы между людьми). Можно понять, когда «справедливость» выше закона. И прийти к «прямоте». К тому, чтобы в каждой ситуации разум выбирал самый прямой (по Божественным Меркам) путь.

Что мы учим отсюда?

  1. Для того, чтобы выстроить прямое, чистое мышление — надо потрудиться. Система принятия решений — самая определяющая в жизни человека. Её надо выстраивать.

Твои личные выводы:

___________________________________________

לָתֵת לִפְתָאיִם עָרְמָה לְנַעַר דַּעַת וּמְזִמָּה

4. Чтобы наивным дать хитрость, юноше – знание и рассудительность;

Наивный человек верит всему, что ему скажут. Хитрый человек — сам умеет хитрить и поэтому видит хитрость у других. Эта книга научит наивных хитрости. Юноша не имеет опыта. А знания приобретаются из опыта. Кроме того юноша спешит и не вдумывается рассудительно в глубину различных идей. Изучив эту книгу юноша станет опытным и рассудительным.

Что мы учим отсюда?

  1. Возраст оказывает влияние на способ мышления. В каждом периоде есть свои особенности.

Твои личные выводы:

___________________________________________________

  • Урок №2, отрывки 3-4:

יִשְׁמַע חָכָם וְיוֹסֶף לֶקַח וְנָבוֹן תַּחְבֻּלוֹת יִקְנֶה

5. Послушает знающий мудрость – и умножит познания, и сообразительный приобретет интеллектуальные уловки;

И также помогут эти примеры знающим мудрость и сообразительным. Знающие мудрость получили её от кого-то из Мудрецов Торы или из Торы. И из этих примеров они добавят себе то, что не слышали раньше.

Сообразительный — это тот, кто может понять «вещь из вещи». С помощью интеллекта делать логические выводы и обобщения. Примеры в этой книге обучают этому качеству ума и усиливают его.

Что мы учим отсюда?

  1. Из одной и той же информации можно извлекать разную пользу. В зависимости от предварительной подготовки. Чем умнее слушатель — тем больше он может понять.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

לְהָבִין מָשָׁל וּמְלִיצָה דִּבְרֵי חֲכָמִים וְחִידֹתָם

6. Чтобы понять притчу и то, что она разъясняет, слова мудрецов и загадки их.

Притча раскрывает какую-то мудрость из Торы. Есть внешняя часть (понятный пример) и внутренняя часть — то знание, которое этот пример разъясняет. Мудрецы говорили загадками и многие из них построены на фундаменте Притчей. После изучения этой книги станут понятны те загадки из Торы, которые раньше были скрыты.

Что мы учим отсюда?

  1. В каждой эпохе и в каждой среде людей есть понятный им «культурный код». Чтобы понять его нужен кто-то из этой же среды для объяснения.

Твои личные выводы:

___________________________________________________________

  • Урок №3, отрывки 5-6:

יִרְאַת יְדֹוָד רֵאשִׁית דָּעַת חָכְמָה וּמוּסָר אֱוִילִים בָּזוּ

7. Страх пред Господом – начало ПОСТИЖЕНИЯ . Грешники-скептики презирают ЗНАНИЕ ОТ БОГА и наставление.

У всех наук есть основы, на которых они базируются. Эти основы можно проверить через опыты.

Знание от Бога (Хохма в этой книге) — проверить нельзя. Это аксиомы от Бога. Так ОН устроил ДОБРО И ЗЛО. И так он СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА. Поэтому ПОСТИГНУТЬ ЗНАНИЕ от Бога через органы чувств невозможно.

Только ощущение СТРАХА перед Богом способно заставить человека пойти против своей животной природы. Потому что СТРАХ — это тоже часть ПРИРОДЫ человека. Причем самая сильная, влияющая на поведение и мышление часть. И если появляется СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ, то есть возможность удержаться в рамках ЗНАНИЯ ОТ БОГА, которое регламентирует поведение.

Грешники-скептики — Сомневающиеся во всём люди. Не способны познать ЗНАНИЕ ОТ БОГА. Так как сомневаются во всех абстрактных идеях.

Тот у кого СТРАХ перед БОГОМ заставляет его прислушаться к словам ЗНАНИЯ ОТ БОГА- может прийти к ПОЗНАНИЮ этих знаний. Они становятся для него РЕАЛЬНОСТЬЮ, когда он начинает изучать и соблюдать Заповеди ТОРЫ.

Что мы учим отсюда?

  1. Главная движущая сила (эмоция) — это страх. Если страх перед Богом есть — то он управляет поведением. Если нет — то другие страхи. Перед людьми или перед будущим.Знания вторичны, так как человек подгоняет их под свои желания. Тот, кто хочет курить — объясняет себе, что это не страшно. Тот, кто боится умереть от сигарет — ищет знания, как бросить.

Твои личные выводы:

_____________________________________________________

שְׁמַע בְּנִי מוּסַר אָבִיךָ וְאַל תִּטֹּשׁ תּוֹרַת אִמֶּךָ

8. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не оставляй учения матери твоей,

Отец должен наставить сына на «путь праведный». И это можно сделать через наставления (страдания и ограничения) животного начала в человеке. И тогда он сможет услышать и принять Тору (Учение) матери.

Что мы учим отсюда?

  1. Качества характера человека могут стать препятствием в изучении Торы.Например:Гордость может помешать принять чужое мнение. Нетерпеливость может помешать долго делать «одно и тоже». Поэтому в первую очередь надо изучать МУСАР (нравственность). Это часть Торы об исправлении качеств. И тогда Тора будет «инсталлироваться» легко.

Твои личные выводы:

____________________________________________________________

  • Урок №4, отрывки 7-8:

כִּי לִוְיַת חֵן הֵם לְרֹאשֶׁךָ וַעֲנָקִים לְגַרְגְּרֹתֶךָ

9. Потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Слова Знания от Бога заходят в голову снаружи (как венок на голове) и создают прекрасные мысли. Дальше Знания превращаются в разговор (слова), которые выходят из горла.

От изучения Знания от Бога (Торы) улучшаются и мысли и слова.

Что мы учим отсюда?

  1. Слова Торы надо обдумывать и произносить вслух.Тогда они закрепляются в долговременной памяти и начинают участвовать в обычных размышлениях на любую тему.

Твои личные выводы:

________________________________________________________

בְּנִי אִם יְפַתּוּךָ חַטָּאִים אַל תֹּבֵא

10. Сын мой, если грешники будут соблазнять тебя, не соглашайся.

Здесь Царь Соломон начинает обучать Знаниям от Бога на простом примере. С этого должен начинать обучение отец, когда хочет объяснить маленькому сыну. Простой и понятный пример — убийцы, которые соблазняют убивать. Это отвратительно для природы человека и опасно. И хотя это Знание от Бога, но его легко понять и с ним согласиться.

Что мы учим отсюда?

  1. Вначале надо «освободиться от зла» и потом начинать «делать добро». Или эти два процесса должны идти одновременно. И маленькими шагами. Лучше каждый день по чуть-чуть, чем вначале надорваться.

Твои личные выводы:

_________________________________________________________

  • Урок №5, отрывки 9-10:

אִם יֹאמְרוּ לְכָה אִתָּנוּ נֶאֶרְבָה לְדָם נִצְפְּנָה לְנָקִי חִנָּם

11. Если скажут: «Иди с нами, устроим засаду для кровопролития, беспричинно подстережем невинного»

Грабители говорят, что или будем воевать и проливать кровь или если не будут сопротивляться — то просто ограбим. И ничего нам не будет. Никто нас не поймает.

Любое зло заходит к человеку с предложением получить запрещенное удовольствие …. и ничего за это не будет.

Что мы учим отсюда?

  1. Даже минимальное зло надо избегать. Перед «красным сигналом светофора обычно есть жёлтый». Надо замечать малейшие проявления зла в людях и в себе и убегать от них.

Твои личные выводы:

_______________________________________________________________________

נִבְלָעֵם כִּשְׁאוֹל חַיִּים וּתְמִימִים כְּיוֹרְדֵי בוֹר

12. Проглотим их живьем, как могила , и целиком, как сходящих в яму;

Злодеи предполагают варианты при которых они или ограбят или убьют тех, на кого они нападают.

Примечание: Так обычно происходит уговаривание совершить грех (преступление). Преступники и злодеи уговаривают, что ничего плохого не случится. Но факты утверждают обратное.

США лидируют по количеству заключённых в абсолютном значении — около 2,2 млн человек находятся за решёткой. Это 25 % всех заключенных планеты (больше чем в 35 крупнейших европейских странах, вместе взятых, и на 40% больше, чем в Китае), хотя население США составляет всего 5 % населения мира.

В России по состоянию на 1 января 2018 года в тюрьмах, исправительных колониях и следственных изоляторах содержалось порядка 630 тысяч человек (из них около 523 тысяч — в местах лишения свободы и свыше 107 тысяч — в СИЗО) — это наименьшее число узников в нынешнем веке.

Что мы учим отсюда?

  1. Зло будет наказано. Это статистика. Это факт. Поэтому надо держаться подальше от каждого намека на зло.

Твои личные выводы:

________________________________________________________________________

כָּל הוֹן יָקָר נִמְצָא נְמַלֵּא בָתֵּינוּ שָׁלָל

13. Найдем всякое драгоценное имущество, наполним дома свои добычей.

Есть разница между драгоценным имуществом и добычей. Драгоценное имущество (золото и серебро) грабители складывали в общак. А добыча (вещи различные) разносили каждый по своим домам.

Что мы учим отсюда?

  1. Можно отсюда сделать вывод о том, за чем охотятся грабители. Надо быть скромнее в одежде и не вкладывать деньги в золото и серебро.Лучше деньги вкладывать в образование и впечатления. В добрые дела (заповеди Бога) и в своё развитие.

Твои личные выводы:

__________________________________________________________________________

גּוֹרָלְךָ תַּפִּיל בְּתוֹכֵנוּ כִּיס אֶחָד יִהְיֶה לְכֻלָּנוּ

14. Жребий твой ты будешь бросать с нами, один кошелек будет для всех нас, –

Грабители уже 3000 лет назад рекрутировали новых членов банд, как коммунисты. На вещи мы будем бросать жребий (мы же честные!), а серебро и золото кладём в общак и у тебя будет в общем кошельке своя доля. Обещали коммунисты:

Землю крестьянам, фабрики рабочим….. А потом оказалось, что всё принадлежит партии. И земля и крестьяне и фабрики и рабочие.

Что мы учим отсюда?

  1. Для того, чтобы честно распределять что-то надо бросать жребий. Даже грабители понимают честность такого способа распределения.И то, что ты не хочешь отдавать — надо назвать общественным фондом. И управлять им самостоятельно.Так делают многие очень богатые люди. Они создают Благотворительные Фонды и переводят туда свои деньги. Эти фонды не обкладываются налогами и они спокойно тратят эти деньги на благотворительные проекты. И заходят в Духовный Мир с хорошим «капиталом».

Твои личные выводы:

_____________________________________________________________

בְּנִי אַל תֵּלֵךְ בְּדֶרֶךְ אִתָּם מְנַע רַגְלְךָ מִנְּתִיבָתָם

15. Сын мой, не ходи (одним) путем с ними, удержи ногу твою от тропинок их,

Путь — это широкая дорога, где идут группами. Царь Шломо советует не ходить с ними вместе никуда. Даже на праздники. Их арестуют и всех, кто с ними. И даже на тропинках (где ходят по одному) — не ходи ни с кем из них. Есть места, где собираются преступники. Например казино, ночные клубы, некоторые рестораны. Лучше там не появляться у них на глазах.

Что мы учим отсюда?

  1. Место влияет на духовное состояние человека. Выбирай людей и места, которые будут на тебя влиять позитивно.

Твои личные выводы:

_____________________________________________________________

  • Урок №6, отрывки 11-15:

כִּי רַגְלֵיהֶם לָרַע יָרוּצוּ וִימַהֲרוּ לִשְׁפָּךְ דָּם

16. Потому что ноги их бегут ко злу и спешат проливать кровь.

Грабёж — это зло. Поэтому обучает Царь Шломо нас, как отец обучает сына, что грабители = злодеи. И поэтому они и друг друга тоже убивают легко и быстро. Коммунисты, Робин Гуд, ИГИЛ (террористы) и все, кто прикрываясь красивыми лозунгами грабят — следующим шагом начинают убивать.

Что мы учим отсюда?

  1. При приёме на работу или начиная с кем-то общаться, проверь его прошлые поступки. Я недавно познакомился с одним очень религиозным парнем. Мне говорили, что в прошлом он занимал деньги и не отдавал. Я подумал, что он стал другим. Но через несколько месяцев он занял у меня деньги и не вернул. А еще через несколько месяцев снял кипу….

Твои личные выводы:

______________________________________________________________

כִּי חִנָּם מְזֹרָה הָרָשֶׁת בְּעֵינֵי כָּל בַּעַל כָּנָף

17. Просто так рассыпают семена под сетью, видит (думает) птица, (которую ловят)

Когда птицы видят семена рассыпанные под сетью, они думают, что им просто повезло. Просто так привалило счастье поесть бесплатное зерно.

Что мы учим отсюда?

  1. Бесплатный сыр бывает в мышеловке. За все в жизни надо платить. Удовольствие и страдание распределены равномерно. Иногда человек получает удовольствие и платит за него потом очень дорого. Например наркотики. Иногда он вначале получает страдание и потом получает удовольствие. Например спорт.

Твои личные выводы:

___________________________________________________________________________

וְהֵם לְדָמָם יֶאֱרֹבוּ יִצְפְּנוּ לְנַפְשֹׁתָם

18. А они делают засаду для крови их, подстерегают души их.

Они — это охотники, которые или убить хотят или схватить живыми и посадить в клетку. Намёк на злодеев, которые совращают неопытную молодежь и завлекают их в преступные замыслы.

Что мы учим отсюда?

  1. Каждый человек распространяет свои взгляды на близкое окружение.С кем поведешься — от того и наберешься. Держись подальше от злодеев.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

כֵּן אָרְחוֹת כָּל בֹּצֵעַ בָּצַע אֶת נֶפֶשׁ בְּעָלָיו יִקָּח

19. Таковы пути всякого, кто алчет наживу: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

Этим подводится итог. Вначале у того, кто присоединяется к грабителям ничего нет. А потом, когда у него появляется имущество награбленное — другие грабители хотят его забрать.

Как был лозунг у коммунистов «грабь награбленное». Как большинство мафиози погибают во внутри- мафиозных разборках.

Что мы учим отсюда?

  1. Накопление денег и ценностей — приводит к увеличению опасности, зависти и повышенной тревожности.Лучше тратить то, что зарабатываешь на добрые дела, обучение и впечатления.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

  • Урок №7, отрывки 16-19:

חָכְמוֹת בַּחוּץ תָּרֹנָּה בָּרְחֹבוֹת תִּתֵּן קוֹלָהּ

20. Божественная Мудрость наружу произносится, на улицах подает свой голос;

Малбим объясняет, что после того, как отец начал обучать сына Божественной Мудрости необходимо добавлять по чуть-чуть. Вначале надо произносить вслух, но для себя или для маленьких детей. Потом, вторая ступень — выходить на улицу и произносить перед взрослыми людьми.

Что мы учим отсюда?

  1. Добавляй по чуть-чуть. Без рывков.
  2. Для того, чтобы запомнить новые знания — надо им обучать других. Объяснять вслух.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

בְּרֹאשׁ הֹמִיּוֹת תִּקְרָא בְּפִתְחֵי שְׁעָרִים בָּעִיר אֲמָרֶיהָ תֹאמֵר

21. На главных шумных (местах) взывает она, при входах во врата, в городе говорит она речи свои:

После этого идет увеличение интенсивности. Взывает — больше, чем «подает голос на улицах». Взывает уже на шумных местах, где собирается много людей. И только после этого «при вратах города». Там сидят старейшины и судьи. И когда «мудрые мысли» были произнесены для себя, для нескольких взрослых, для многих людей — только после этого их можно говорить мудрецам.

Что мы учим отсюда?

  1. Те идеи, которые хочется использовать в выступлениях или в принятии решений, надо проговаривать вслух с большой интенсивностью. Тогда они станут, как «протоптанные тропинки» в мышлении. И будут легко «всплывать» из подсознания в сознание.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

עַד מָתַי פְּתָיִם תְּאֵהֲבוּ פֶתִי וְלֵצִים לָצוֹן חָמְדוּ לָהֶם וּכְסִילִים יִשְׂנְאוּ דָעַת

22. Доколе, наивные , любить будете наивность, и насмешники (доколе) будут желать насмешничество своё, а глупцы-грешники – ненавидеть познание?

Наивные — они просто не понимают. И если бы они начали учиться и постигать Божественное Знание — то могли бы разобраться. Но они выбирают быть наивными. Жить просто, «как все».

Насмешники — они верят только в то, что можно доказать. Они не ненавидят Божественное Знание. Просто потому, что у них нет «страха перед Небесами», они выбирают не верить в то, что их ограничивает без доказательств.

Глупцы — грешники — это худшая категория. Они знают, что Тора от Бога и верят в Божественное Знание. Но у них есть сильное «животное начало», которое в них побеждает. Они ненавидят Божественное Знание и сбрасывают «ярмо Торы» с себя. Это их выбор.

Что мы учим отсюда?

  1. Люди делятся на разные типажи. И хорошие и плохие. Уметь разбираться в типажах — очень нужный навык. Я например изучил два типажа для работы и партнерских отношений. И вижу их сразу. С ними мне очень легко работать и жить.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

תָּשׁוּבוּ לְתוֹכַחְתִּי הִנֵּה אַבִּיעָה לָכֶם רוּחִי אוֹדִיעָה דְבָרַי אֶתְכֶם

23. Обратитесь к моему наставлению: вот изолью я на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Божественная Мудрость зовёт уйти с плохого пути. Наставления взывают со всех сторон. И внутри человека совесть и интуиция создают дискомфорт и страх у тех, кто идёт путями зла.

Что мы учим отсюда?

  1. Если есть запрос — то ответы (идеи, знания и люди) приходят. Главное, правильно сформулировать запрос. И уметь замечать знаки.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

  • Урок №8, отрывки 20-23:

יַעַן קָרָאתִי וַתְּמָאֵנוּ נָטִיתִי יָדִי וְאֵין מַקְשִׁיב

24. Потому что звала я, но вы отказывались, протягивала руку свою, но не было внимающего;

Божественная мудрость влияет на человека из внешнего мира, через увещевания. И из внутреннего мира, через эмоциональное состояние. И обычно, когда приходит расплата к человеку за зло, которое он делал — он готов исправиться и сделать тшуву. Но часто бывает уже поздно.

Что мы учим отсюда?

  1. Плохое эмоциональное состояние — это знак, что надо пересмотреть свои идеи и правила о жизни. Очень важно, чтобы человек мог без всякого внешнего влияния быть спокойным, радостным и уверенным в правильности своего жизненного пути.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

וַתִּפְרְעוּ כָל עֲצָתִי וְתוֹכַחְתִּי לֹא אֲבִיתֶם

25. И ни во что не ставили вы все мои советы и не желали наставлений моих, –

Есть советы — знания о правильных путях. А есть наставления — предостережения о наказании за неправильные действия. Большинство людей не слушают ни то, ни другое.

Что мы учим отсюда?

  1. Если у человека нет запроса на добавление мудрости и знания — то он остановится в своём развитии. А так как жизнь — это развитие, то начнется распад его личности и жизни.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

גַּם אֲנִי בְּאֵידְכֶם אֶשְׂחָק אֶלְעַג בְּבֹא פַחְדְּכֶם

26. Я тоже посмеюсь над вашим несчастьем, потешусь, когда найдет на вас ужас.

Несчастье — это когда в реальности случится, что то. А ужас — это ожидание ужасного события, которое должно произойти. Это говорит БОГ людям, через Царя Соломона. Это увещевание, чтобы мы опомнились и не шли по плохому пути.

Что мы учим отсюда?

  1. Бог установил договор с еврейским народом, когда выводил его из Египта из рабства. На все поколения посвятить себя служению Богу. Стать святым народом, который занимается только изучением Торы и соблюдением Заповедей.Три раза Бог подтвердил клятву. И уже в Пустыне народ Израиля испытывал Бога 10 раз. На 10-тый раз Бог повернул Израиль на 40 лет в пустыню. В жизни, если не видишь знаки — то за «желтым сигналом светофора идет красный».

Твои личные выводы:

____________________________________________________

בְּבֹא כְשֹׁאָוה {כְשׁוֹאָה} פַּחְדְּכֶם וְאֵידְכֶם כְּסוּפָה יֶאֱתֶה בְּבֹא עֲלֵיכֶם צָרָה וְצוּקָה

27. Когда найдет на вас ужас, как гроза, и придет на вас несчастье, как вихрь, когда постигнут вас беда и горе,

Беда — это внешняя неприятность. А горе — это внутреннее состояние. Принимая беду, как предостережение — можно избежать горя. Так как в этом случае беда расценивается, как помощь от Бога.

Что мы учим отсюда?

  1. В любом событии можно найти множество смыслов. Всё зависит от вопроса, который ты себе задаёшь. Важно спрашивать себя: Что я из этого могу выучить? За что я могу поблагодарить Бога? Что хорошего ОН мне таким способом открывает?

Твои личные выводы:

____________________________________________________

  • Урок №9, отрывки 23-27:

אָז יִקְרָאֻנְנִי וְלֹא אֶעֱנֶה יְשַׁחֲרֻנְנִי וְלֹא יִמְצָאֻנְנִי

28. Тогда будут они звать меня, но я не отзовусь, будут искать меня, и не найдут меня.

Есть грешники, которые знают, что Бог есть и знают его законы (изучали Божественную Мудрость), но из-за своих вожделений отказались от Бога.

В этом случае, когда приходит наказание (боль) — они начинают взывать к Богу. А есть те, кто сомневался в Божественной Мудрости или просто не знал ничего. Когда к ним приходят неприятности, кризисы и боль — они начинают искать Бога. Но когда явление отказа от Бога становится массовым. То и Бог отдаляется от мира. И получается ситуация описанная в этом отрывке.

Что мы учим отсюда?

  1. Человеку свойственно избегать страдания. Но без страданий нет мотивации действовать. Чтобы не «вынуждать» Бога посылать страдания — надо действовать в полную силу без мотивации «кнут».А только через любовь к Богу — то есть через «пряник».

Твои личные выводы:

____________________________________________________

תַּחַת כִּי שָׂנְאוּ דָעַת וְיִרְאַת יְדֹוָד לֹא בָחָרוּ

29. За то, что ненавидели они познание и не избрали (для себя) страха перед Богом,

Божественная Мудрость — недоступна для познания через органы чувств и логику. Единственный способ познать Бога — это присоединиться к нему через «страх перед Богом». Тогда восприятие Бога становится очевидным и его можно назвать «познанием». Выбрать «страх перед Богом» главным чувством, которое двигает мышлением и жизнью — вот единственный главный выбор в жизни человека. А уже за этим выбором приходит познание Бога.

«Все с Небес — кроме страха перед Небесами» — Тора.

Что мы учим отсюда?

  1. Всё, что приходит в жизнь к человеку — следствие предыдущих действий.Несчастье и страдание — это следствия выборов спокойствия, комфорта и лени из-за которых люди отказываются от БОГА и выполнения ЕГО заповедей.Они выбирают краткосрочные удовольствия, за которые потом платят большими страданиями.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

לֹא אָבוּ לַעֲצָתִי נָאֲצוּ כָּל תּוֹכַחְתִּי

30. Не хотели (принять) совета моего, презрели всякое наставление мое,

Бог приходит в жизнь человека или как советы, как надо действовать (Божественное Знание и Заповеди для выполнения) или как увещевания (наказания, боль, проблемы и неприятности). Те, кто упорно не слышат советов и не обращают внимания на наказания — идут сами к гибели и ведут мир вокруг себя к гибели.

Что мы учим отсюда?

  1. История еврейского народа доказывает, что отказ от служения Богу и выполнения Заповедей Торы — приводит к стараниям и катастрофам. Так было еще со времен Исхода из Египта. Разрушение двух Храмов. 2000 летнее изгнание. Всё это последствия нарушения заповедей и не желание изучать и соблюдать Тору.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

וְיֹאכְלוּ מִפְּרִי דַרְכָּם וּמִמֹּעֲצֹתֵיהֶם יִשְׂבָּעוּ

31. (За то) вкусят от плодов пути своего и насытятся (злыми) замыслами своими.

Человек принимает решения и действует. После этого получает результаты. Все, что есть в жизни человека — это последствия его решений и действий. Так те, кто идут против Бога будут получать очень негативные последствия. Результаты — это как плоды дерева.

Что мы учим отсюда?

  1. Всё в жизни человека — следствие его убеждений и действий. А убеждения и действия — следствие его общения с другими людьми. Выбирай с кем общаться и во что верить.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

כִּי מְשׁוּבַת פְּתָיִם תַּהַרְגֵם וְשַׁלְוַת כְּסִילִים תְּאַבְּדֵם

32. Потому что отступничество наивных убьет их и беспечность грешников уничтожит их.

Разница между наивными и грешниками в том, что наивные не знают Божественной Мудрости, а грешники знают и идут против неё. Поэтому наивные просто погибнут от своей глупости в этом мире, но сохранят долю в мире грядущем. А грешники будут уничтожены полностью. И в этом мире и в грядущем.

Что мы учим отсюда?

  1. Позиция «моя хата с краю ничего не знаю» или «позиция страуса» — не помогают. Каждый должен сделать выбор и принять на себя ответственность за свою жизнь.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

וְשֹׁמֵעַ לִי יִשְׁכָּן בֶּטַח וְשַׁאֲנַן מִפַּחַד רָעָה

33. Но слушающий меня будет жить безопасно и будет спокоен, не страшась зла»

Божественная Мудрость сохранит его во всех жизненных ситуациях и не будет он бояться гнева Бога. Будет ему спокойно.

Что мы учим отсюда?

  1. Необходимо изучать Тору каждый день и советоваться с мудрецами Торы. Или хотя бы с теми, кто её изучает. Даже само желание идти по путям Бога — уже спасает от многих грехов и ошибок.

Твои личные выводы:

____________________________________________________

  • Урок №10, отрывки 28-33:

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Ицхак Пинтосевич

Ицхак Пинтосевич - подготовил более 1 500 бизнес-тренеров и коучей. Обучал мировые корпорации: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Создатель самого крупного в РУНЕТЕ портала по развитию 5СФЕР. Автор 14 книг. Учился у Рава Ицхака Зильбера.