Поделиться

Мишлей | Глава 10. Перевод с комментариями

מִשְׁלֵי שְׁלֹמֹה בֵּן חָכָם יְשַׂמַּח אָב וּבֵן כְּסִיל תּוּגַת אִמּוֹ

1. Притчи Шломо. Сын мудрец Торы радует отца, а сын глупый (грешник по вожделению) – огорчение его матери.

Отец строго воспитывает сына и этим направляет его на путь ТОРЫ.

Без строгого мужского воспитания сын не может побеждать свою слабость и лень. Мать жалеет ребенка. Ей кажется, что если потакать его слабостям и желаниям — это милосердие.

В итоге — он вырастает слабаком, который не может побеждать свою лень и эмоции. Такие люди не могут реализовать свой потенциал и поэтому сидят дома и расстраивают свою мать. Женское воспитание не подходит для воспитания мужчин.

לֹא יוֹעִילוּ אוֹצְרוֹת רֶשַׁע וּצְדָקָה תַּצִּיל מִמָּוֶת

2. Не доставляют пользы сокровища неправедные, благотворительность (цдака) же избавляет от смерти.

Сокровища злодея не спасут его, а наоборот вызовут интерес правоохранительных органов, тех людей у кого он их украл и других злодеев. Цдака — заповедь помогать людям, спасает от смерти. Бог в заслугу этой заповеди дает удачу. Люди благодарны и хотят помогать. Доброе имя и репутация — помогают и при жизни и после смерти.

לֹא יַרְעִיב יְדֹוָד נֶפֶשׁ צַדִּיק וְהַוַּת רְשָׁעִים יֶהְדֹּף

3. Не допустит БОГ, чтобы (страдала от) голода душа праведного, достояние же нечестивых сдуется.

Лучшее объяснение на этот отрывок МЕГИЛАТ ЭСТЕР. История спасения еврейского народа с помощью праведника Мордехая от злодея Амана. Мы видим, что древние империи, которые грабили весь мир — исчезли. Древняя Греция, Древний Рим и другие.

Еврейский народ, который держится за Тору и Заповеди — живет и процветает.

  • Урок №77, отрывки 1-3:

רָאשׁ עֹשֶׂה כַף רְמִיָּה וְיַד חָרוּצִים תַּעֲשִׁיר

4. Бедность делает кисть руки обманная, рука же энергичных (прилежных) обогащает (их).

Есть люди, которые не хотят работать в полную силу. Они придумывают обманные пути, чтобы меньше работать. Хотят работать только кистью и обманывать. В итоге они беднеют.

Энергичные и прилежные работают в полную силу. И если они зарабатывают — то не теряют.

Например, Сэм Уолтон, который часто начинал свои рабочие дни в 4:30 утра и работал до самой смерти.

אֹגֵר בַּקַּיִץ בֵּן מַשְׂכִּיל נִרְדָּם בַּקָּצִיר בֵּן מֵבִישׁ

5. Собирающий во (время) лета – сын разумный, спящий во (время) жатвы – сын беспутный.

Вначале идет время жатвы, когда убирают урожай и надо делать это быстро. А потом идет лето. Когда уже собрали урожай и можно только собирать какие-то дополнительные небольшие запасы.

Так умный сын — он даже после жатвы не ленится и продолжает работать. А глупый — даже во время жатвы — спит.

Это метафора на изучение Торы. В молодости, когда формируются жизненные принципы — это время жатвы. От того, как человек учится зависит вся его будущая жизнь. То, что он изучает потом уже в зрелом возрасте — хуже запоминается Но умный продолжает учиться всю жизнь. А дурак, даже в молодости ленился и спал.

בְּרָכוֹת לְרֹאשׁ צַדִּיק וּפִי רְשָׁעִים יְכַסֶּה חָמָס

6. Благословения – на голову праведного, а уста злодеев покроет (спрячет) насилие.

Праведный человек делает добро людям. И люди его благодарят и благословляют. Как написано в Пиркей Авот:

Тот, кого любят люди — того любит БОГ.

Злодей грабит и обманывает и говорит злоязычие на людей. Поэтому и он сам скрывает свои действия — это первое значение.

А второе — что насилие вернется к злодею и «покроет» его рот. Возможно на него нападет другой злодей или каким-то образом к нему вернется его злодейство.

  • Урок №78, отрывки 4-6:

זֵכֶר צַדִּיק לִבְרָכָה וְשֵׁם רְשָׁעִים יִרְקָב

7. Память праведника благословлена, а имя нечестивых сгниет.

Когда праведник делает людям добрые дела — они его благословляют.
Праведник — это человек, который преодолевает своё животное начало и действует по Заповедям (Приказам) Бога.
Вспоминая его и его добрые дела, люди увеличивают (благословлять = увеличивать) праведность в мире.
А тот, кто увеличивает праведность в мире = получает благословение. Кроме того, БОГ в Торе благословил Авраама Авийну:
Благословляющий тебя — будет благословлен.
Получается, что тот, кто вспоминает и благословляет Праведника — потомка Авраама — получает еще и это благословение от Бога.

חֲכַם לֵב יִקַּח מִצְוֹת וֶאֱוִיל שְׂפָתַיִם יִלָּבֵט

8. Мудрый сердцем примет заповеди, а глупый устами (пустослов) споткнется.

Мудрый сердцем — это стадия выше Праведника. Праведник, выполняя приказы (Заповеди) БОГА — борется и побеждает своё «животное начало». Мудрый сердцем — уже победил. У него нет противоречий против заповедей.
Поэтому он «примет» заповеди. Грешник-скептик (пустослов) — подвергает сомнению Приказы БОГА (Заповеди) и поэтому он в любом случае «споткнется». Потому что нарушать Законы БОГА — это как нарушать законы природы. Просто БОГ долготерпеливый и не сразу идет «отдача-последствие» за нарушение.

  • Урок №79, отрывки 7-8:

הוֹלֵךְ בַּתֹּם יֵלֶךְ בֶּטַח וּמְעַקֵּשׁ דְּרָכָיו יִוָּדֵעַ

9. Кто ходит в непорочности, тот пойдет с уверенностью (в Боге), а кто извращает пути свои, тот будет наказан.

Будущее неизвестно для всех. Есть два подхода к принятию решений насчет будущего (цели и планы). Человек простой, прямой и непорочный (тот, кто выбрал Путь Торы и хочет в своих решениях руководствоваться Божественной Мудростью) — может быть уверен, что Бог ему поможет при любом его выборе.

Тот, кто хочет сам выдумывать свою систему координат вместо Божественной. Будет петлять и сомневаться и в итоге будет наказан за свой выбор. Человек без Торы (Учение -Свет от Бога) идет по жизни, «как слепой в темноте по берегу реки» (РАМХАЛЬ в книге Путь БОГА). Он сам «слепой» (выдумывает себе что будет), в темноте (он не слушает людей Торы и никто не может ему помочь) идет по берегу реки (очень опасное место, как вся наша жизнь)

קֹרֵץ עַיִן יִתֵּן עַצָּבֶת וֶאֱוִיל שְׂפָתַיִם יִלָּבֵט

10. Кто зовет (к злу) подмаргиваньем, причиняет печаль, а «грешник по сомнению» спотыкается в речи (своих сомнениях).

Есть люди, которые провоцируют других людей к греху. Они чувствуют печаль и беспокойство. Панические атаки и параною. Всё в этом мире возвращается. Тот, кто делает зло — ему приходит зло. Тот, кто провоцирует на совершение зла (но сам не делает) — ему приходит ощущение зла. Печаль и т.д.

Сомнения — они сами по себе не грех. Но они забирают у человека время и силы жизни.

מְקוֹר חַיִּים פִּי צַדִּיק וּפִי רְשָׁעִים יְכַסֶּה חָמָס

11. Источник жизни – уста праведника, а уста злодеев покрывают насилием.

Праведник — это тот, кто победил свою «животную сущность» и подчинил свои желания и решения Божественной Воле. Он становится «источником жизни» (связью с БОГОМ) для своего окружения. Он как wi fi , который раздает «духовный интернет». И делает это через свою речь. Он думает о хорошем, говорит добрые вещи. Для других людей он источник духовности, добра, утешения. Люди зла — проклинают, оскорбляют, обижают и говорят гадости на других. Естественно, что им возвращается тоже самое. Тот, кто раскидывает вокруг себя духи — будет пахнуть духами. Тот, кто раскидывает нечистоты — будет пахнуть соответствующе и получать «отдачу».

  • Урок №80, отрывки 9-11:

שִׂנְאָה תְּעוֹרֵר מְדָנִים וְעַל כָּל פְּשָׁעִים תְּכַסֶּה אַהֲבָה

12. Ненависть возбуждает раздоры (суды), любовь же покрывает ошибки-проступки.

Часто люди начинают спорить о чем-то. Иногда споры перерастают в раздоры (суды), когда есть имущественные претензии. Споры-суды — раздоры — это всё неоднозначно. Поэтому люди и спорят. Царь Соломон учит нас, что в глубине споров, которые перерастают в суды, находится ненависть. Когда человек не любит своего оппонента — то он «раздует из мухи слона». Он будет всё трактовать как прокурор. А если человек любит другого — то даже его очевидные проступки он будет оправдывать. Как мать оправдывает своих детей, даже если они делают преступления.

בְּשִׂפְתֵי נָבוֹן תִּמָּצֵא חָכְמָה וְשֵׁבֶט לְגֵו חֲסַר לֵב

13. В устах сообразительного находится Божественная Мудрость, а трость на спине неразумного (не управляющего своими эмоциями).

Мудрость человек получает от Бога (через пророков и Тору). Люди бывают более и менее сообразительные. Более сообразительные изучают эту мудрость и углубляются в суть. Они строят причинно-следственные связи и понимают, как применять Божественную Мудрость в повседневной жизни. В разных ситуациях. Это значит, что Божественная Мудрость «на устах» — то есть всё время он о ней говорит и думает.

Неразумный — не может сосредоточиться и управлять собой и своим мышлением. У него в голове полный «калейдоскоп» из мыслей. Внешний мир управляет его вниманием. Такого человека можно направить на правильный путь только «палкой». Он не может управлять своим «внутренним животным». Поэтому управляет им внешний мир. Он «РЕАКТИВНЫЙ» по современной терминологии. Реагирует на любые хаотичные внешние и внутренние стимулы.

  • Урок №81, отрывки 12-13:

חֲכָמִים יִצְפְּנוּ דָעַת וּפִי אֱוִיל מְחִתָּה קְרֹבָה

14. Мудрые сберегают познание, уста же грешника-скептика – близкое сокрушение.

В Пиркей Авот мудрецы объясняли этот принцип. «Каждый, кто много разговаривает — приходит к греху».

«Познание» — это абсолютно точное восприятие Божественной Мудрости. И тот, кто её познал — не рассказывает об этом на каждом углу. Скептик — во всём сомневается. Поэтому у него нет чёткой картины мира.

הוֹן עָשִׁיר קִרְיַת עֻזּוֹ מְחִתַּת דַּלִּים רֵישָׁם

15. Имущество богатого – его «могучая крепость»; сокрушение обездоленных (потерявших богатство) – их бедность.

Сравнивается богатство и имущество, как «крепость». Многие комментаторы объясняют этот отрывок, что речь идет о «богатстве в Торе». И причина бедности «обездоленных» (потерявших богатство) — их бедность в Торе.

  • Урок №82, отрывки 14-15:

פְּעֻלַּת צַדִּיק לְחַיִּים תְּבוּאַת רָשָׁע לְחַטָּאת

16. Действия (труд) праведного – к жизни, урожай (результаты) злодея – к греху.

В процессе деятельности людей есть 4 составляющие. 1. Кто делает? 2. Для чего делает (цель)? 3. Из чего делает (материалы)? 4. Что делает (форма и структура)?

Праведник (все действия по Заповедям Бога) делает действия и все они для служения Богу. Он приносит каждым действием пользу миру и людям. Поэтому даже его безрезультатные действия — уже для жизни. В обычной жизни — действия не важны. Важен результат. Не важно сколько ты пахал и сеял, если ты не собрал урожай. В духовной работе — каждое действие уже приносит пользу.

А у злодея — даже результат его деятельности «для греха». Потому что его цели направлены против БОГА.

אֹרַח לְחַיִּים שׁוֹמֵר מוּסָר וְעוֹזֵב תּוֹכַחַת מַתְעֶה

17. Хранящий наставление – путь к жизни, а отвергающий обличение сбивается с пути.

Для того, чтобы направлять себя на пути служения Богу — приходится использовать мусАр. Система нравственных наставлений, где надо пугать себя последствиями неправильных поступков.

Бог так сделал, чтобы зло было притягательно — но запрещено. А добро — в далёкой перспективе и не так привлекательно. Так как невозможно увидеть и почувствовать Рай и Вечную Жизнь. Это всё вопросы веры в Бога.

Поэтому для того, чтобы останавливать себя от совершения преступлений — надо «хранить наставления» и «не отвергать обличения».

מְכַסֶּה שִׂנְאָה שִׂפְתֵי שָׁקֶר וּמוֹצִא דִבָּה הוּא כְסִיל

18. Кто скрывает ненависть, у того лживые уста, и кто разглашает клевету, тот грешник по вожделению (эмоционально делает что хочет).

Когда у человека возникает ненависть в сердце к другому человеку — то есть два обычных варианта. Или скрыть ненависть от другого (оставить ее внутри) и стать «лживыми устами». Или выразить её «то есть стать сплетником и клеветником» и стать грешником. Грех «злоязычие» один из самых распространенных и серьезных грехов.

Единственным выходом является «не включать ненависть в сердце». Потому что эмоции человека — это следствие его мыслей.

И если понимать, что всё от БОГА и все события и люди — это ЕГО «посланцы» для помощи человеку. Неприятные слова и поступки других людей входят в категории 17 отрывка «наставление путь к жизни и обличение — которое помогает не сбиваться с пути». Как только человек это понимает — он вместо ненависти к людям начинает благодарить БОГА за уроки и наставления.

И в этот момент становится ПРАВЕДНИКОМ. И «включается» закон — тот, кто переступает свои эмоции и может прощать других — прощаются ему все его грехи.

בְּרֹב דְּבָרִים לֹא יֶחְדַּל פָּשַׁע וְחוֹשֵׂךְ שְׂפָתָיו מַשְׂכִּיל

19. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.

Любое многословие и внешнее и внутреннее (внутренний диалог человека) — приводит к искажению реальности и к греху.

Особенно это важно в коммуникации. Люди очень чувствительны к критике и легко обидеть.

В Талмуде написано о грехах людей: Большинство повинно в грабеже (очень легко ошибиться в денежных вопросах и взять чужое). Меньшинство в разврате (желание размножаться сильнее, чем запреты. Некоторые не выдерживают и вступают в запрещенные Торой связи). И все люди спотыкаются в «пыль злоязычия». (Грех «злоязычия» самый распространённый. Практически невозможно настолько контролировать свою речь, чтобы никого не обидеть).

  • Урок №83, отрывки 16-19:

כֶּסֶף נִבְחָר לְשׁוֹן צַדִּיק לֵב רְשָׁעִים כִּמְעָט

20. Отборное серебро – язык праведного, сердце (же) злодеев ничтожно.

Язык — это внутренний диалог. Он происходит в «сердце» человека. То есть внутри. Уста — это внешний разговор.

Обычно люди «фильтруют» то, что озвучивают. Праведный человек — он также внимательно относится к внутреннему диалогу, как и к внешнему. Злодей не вдумывается в свои поступки. Он не управляет своим «сердцем» и внутренний и внешний диалог его скачут с темы на тему.

שִׂפְתֵי צַדִּיק יִרְעוּ רַבִּים וֶאֱוִילִים בַּחֲסַר לֵב יָמוּתוּ

21. Уста праведного пасут (питают) многих, а грешники-скептики умирают от недостатка разума.

Уста праведного — это внешний диалог. Он говорит только добрые и полезные слова, которые вдохновляют людей на служение Богу и на добрые поступки. Грешник-скептик и в отношении себя и других — скептик и циник. Он не верит в Тору, Бога и добро. Поэтому «умирает» в начале духовно, а потом физически от колебаний между различными идеями.

בִּרְכַּת יְדֹוָד הִיא תַעֲשִׁיר וְלֹא יוֹסִף עֶצֶב עִמָּהּ

22. Благословение Бога – оно обогащает, и с ним уж не узнает он (благословенный) горя.

Большинство людей работают и стараются заработать больше. Когда приходит богатство — одни понимают, что это от Бога и радуются. Вторые думают, что это они тяжелым трудом заработали и боятся тратить. Потому что сомневаются, что смогут еще так же тяжело трудиться. Тот, кто понимает, что Богатство от Бога — радуется всему, что у него есть и легче относится к жизни.

  • Урок №84, отрывки 20-22 (2 части):

כִּשְׂחוֹק לִכְסִיל עֲשׂוֹת זִמָּה וְחָכְמָה לְאִישׁ תְּבוּנָה

23. Как смех, грешник по вожделению делает преступное деяние, (так) и Божественная Мудрость – мужу сообразительному.

У каждого человека есть выбор, в каком направлении двигаться. Быть Праведником или грешником. Грешник по вожделению не контролирует свои желания. Он влекомый «сердцем и глазами» делает то, что хочет. Грех у него становится привычкой и «включается», как смех. Автоматически без размышлений. Грешник по вожделению привыкает потакать своим вожделениям.

«Муж сообразительный» — это тот, кто управляет своим мышлением. Человек, у которого рациональное мышление сильнее, чем эмоциональное — будет легче изучать и Божественную Мудрость (Тору). Это для него естественно — управлять своим мышлением и поведением.

מְגוֹרַת רָשָׁע הִיא תְבוֹאֶנּוּ וְתַאֲוַת צַדִּיקִים יִתֵּן

24. Чего страшится злодей, то постигнет его, а желание праведников исполнит Он.

Сердце человека наполнено различными картинками. Мечты и воспоминания «всплывают» из подсознания в сознание и человек их осознаёт. Какие то «картинки» в воображении вызывают желание и вожделение. Какие-то страх и беспокойство.

Злодей — это тот, кто стремится и хочет что-то запрещенное Богом. Его внутренний мир наполнен «злодейскими» мыслями, идеями и видениями. То, что есть в мыслях у человека — реализовывается в его жизни. Поэтому то, чего боится (думает об этом) злодей — к нему прийдет в реальности.

Праведник — думает и хочет служить Богу, выполнять заповеди. И эти желания Бог помогает выполнить.

Есть известная семья еврейский праведников из Марокко — Абухацира. Баба Сали — приехал из Марокко в Израиль и прожил более 100 лет. Его могила находится в Реховоте. Он и его сыновья и внуки обладают чудесной силой благословлять людей. У бесплодных рождаются дети, больные выздоравливают, кто-то богатеет. В благодарность за это люди дают деньги и равины из этой семьи очень богатые. Их сила в том, что они вообще не смотрят вокруг себя. Они ходят в капюшонах и «охраняют свои глаза». Поэтому сила «желаний их сердца» очень велика. И БОГ выполняет их пожелания.

  • Урок №85, отрывки 23-24:

כַּעֲבוֹר סוּפָה וְאֵין רָשָׁע וְצַדִּיק יְסוֹד עוֹלָם

25. Пронесется буря – и нет злодея, праведник же – основание мира.

Этот отрывок говорит о Ноахе. Он был праведник и стал «основанием мира». Праведник одухотворяет и приводит к Богу всё и всех с чем взаимодействует. Поэтому он «основание для мироздания». Злодеи — это виртуальная реальность. «Пар паров» — как говорил Царь Соломон в Коэлете. Праведников не видно. Потому что для них главное — это скромность и понимание, что Бог делает ВСЁ. Они убирают своё ЭГО и избегают славы, алчности, зависти и богатства. Поэтому они не выделяются. Но именно из-за них существует мир.

כַּחֹמֶץ לַשִּׁנַּיִם וְכֶעָשָׁן לָעֵינָיִם כֵּן הֶעָצֵל לְשֹׁלְחָיו

26. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.

В древности уксус использовали, как средство для усиления аппетита. Вредное последствие от него было то, что он разрушал зубы. Для освещения использовали огонь. Вредное последствие от него было — дым для глаз. Свет был, но приходилось щуриться от дыма. Когда посылаешь ленивого человека выполнить какое-то задание, то вред, который он может по ходу принести — будет больше, чем польза.

יִרְאַת יְדֹוָד תּוֹסִיף יָמִים וּשְׁנוֹת רְשָׁעִים תִּקְצֹרְנָה

27. Страх пред Богом прибавляет дни, годы же злодеев сократятся.

Обычно страх вызывает стресс. И биохимические процессы в организме вызывают болезни. Стресс снижает иммунитет и вызывает болезни. Страх перед Богом вызывает радость. Об этом говорится в следующем отрывке. Праведники из-за страха (трепета) перед Богом сосредоточены на выполнении заповедей. А заповеди вызывают радость.

Злодеи сосредоточены на алчности, славе, власти. Они воюют друг с другом и боятся возмездия и наказания. Поэтому их годы сократятся. Речь идет и о материальных годах и о потери Вечной жизни в духовном мире.

תּוֹחֶלֶת צַדִּיקִים שִׂמְחָה וְתִקְוַת רְשָׁעִים תֹּאבֵד

28. Упование праведников – радость (свершится), а надежда злодеев потеряется.

Упование — это близкое желание, которое исполняется. Надежда — это далекая мечта. Праведники желают только одного:
Служить Богу и выполнять заповеди. Для них основа жизни «На всех своих путях познавай Бога и ОН выпрямит твои дороги».
Поэтому упование Праведников всегда выполняется. А в момент, когда цель достигается появляется радость. Поэтому праведник всегда веселый. Это главный признак праведника.

А надежда злодеев на богатство и славу — обычно не сбывается. Особенно у злодеев, так как они пытаются получить это обманным путем.

  • Урок №86, отрывки 25-28:

מָעוֹז לַתֹּם דֶּרֶךְ יְדֹוָד וּמְחִתָּה לְפֹעֲלֵי אָוֶן

29. Путь Бога – твердыня для непорочного и сокрушение для делающих беззаконие.

Бог управляет миром через различные события. Есть привычный ход событий и мы привыкли называть его ПРИРОДА.

Когда привычный ход рушится мы понимаем, что это Бог вмешался в привычный ход событий. В этом случае для простых (беспорочных) людей будет все спокойно. А те, кто строили свою жизнь на основе греха (не Божественные Заповеди) — будут сокрушены.

צַדִּיק לְעוֹלָם בַּל יִמּוֹט וּרְשָׁעִים לֹא יִשְׁכְּנוּ אָרֶץ

30. Праведник во веки не споткнется, злодеи у не останутся жить на земле.

Так как для праведника главное — соблюдать заповеди, а соблюдающего заповеди Бог поддержит -то праведник не споткнется.

Злодеи — презирают законы духовного мира. Для них главное материальный мир, его удовольствия, зависть и слава. Поэтому они не останутся «жить на земле» (вечный мир).

  • Урок №87, отрывки 28-30:

פִּי צַדִּיק יָנוּב חָכְמָה וּלְשׁוֹן תַּהְפֻּכוֹת תִּכָּרֵת

31. Уста праведника изрекают мудрость, а язык извращенный отсечется.

Есть праведник и есть мудрец. Мудрец — изучает Божественное Знание (Тора) и в этом его основная суть. Праведник — выполняет Заповеди. Его основная «работа» в этом мире — взаимодействовать с людьми, делать добро и приводить людей к вере в Бога.

Он может из своего личного опыта ответить на любой вопрос. Его «уста изрекают мудрость» на простом и понятном людям языке. Если ему задают вопрос «извращенным языком» — то есть с подвохом, он может «отсечь язык». Ответить на понятном злодею языке. Рав Ицхак Зильбер, как и многие другие праведники отсидел в тюрьме в советское время. И даже знал лагерные песни.

שִׂפְתֵי צַדִּיק יֵדְעוּן רָצוֹן וּפִי רְשָׁעִים תַּהְפֻּכוֹת

32. Уста праведника знают желания (Бога), а рот нечестивого – извращенное.

Праведник живет в простой схеме. Есть Заповеди (желания Бога) и его задача в этом мире действовать выполняя желания Бога. Для того, чтобы знать эти желания праведник изучает Тору. Для того, чтобы победить желания своего «животного начала» праведник изучает мусАр (как управлять собой). Злодей живет по схеме: удовлетворить своё желание. Им управляют: зависть, вожделения, алчность и желание получить почет и славу. Всё это извращает истинную природу мироздания. Главный инструмент злодея — это его умение извращать правду.

  • Урок №88, отрывки 30-32:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com