Поделиться

Мишлей | Глава 12. Перевод с комментариями

אֹהֵב מוּסָר אֹהֵב דָּעַת וְשׂונֵא תוֹכַחַת בָּעַר

1. Любит наставление любящий знание, а ненавидящий назидание – невежда.

БОГ даёт каждому человеку наставление (через логику дается знание о Божественных Заповедях и о том, что надо делать добро). Если наставления (через логику) не помогают — то БОГ даёт человеку страдания через различные события в жизни или через страх.

Для кого-то достаточно того, что ему просто объяснили, как жить правильно по Божественным Заповедям. Кто-то приходит к Торе через жизненные потрясения или страх. Кто то не приходит никогда.

Об этом сказано: Любящий знание — учится на своих и чужих ошибках. А тот, кто ненавидит наставления (БОГА и жизни), и просто злится или раздражается, когда получает страдание — останется невеждой.

טוֹב יָפִיק רָצוֹן מֵיְדֹוָד וְאִישׁ מְזִמּוֹת יַרְשִׁיעַ

2. Добрый вытаскивает желание от БОГА, а человек коварный сделает зло и согрешит.

Все люди двигаются по жизни влекомые своими желаниями. Кто то хочет достигнуть большую цель, кто то просто хочет отдыхать и развлекаться. Все чего-то хотят. Дальше обдумывают, как получить желаемое и дальше действуют, чтобы получить желаемый результат.

Человек верящий, что БОГ — Хозяин Мироздания и от НЕГО зависит всё и ЕГО надо слушаться — проверяет свои желания на соответствие желанию БОГА.

Что БОГ хочет? Чтобы мы выполняли Заповеди и делали добро другим людям (разрешенными способами). Поэтому верующий человек выбирает из своих желаний те, которые соответствуют желаниям БОГА и смело действует.

Неверующий в Бога человек — «коварный» и стремится сделать зло ближнему. Его ничего (правила и мораль) не останавливают от того, чтобы сделать зло другому человеку.

Если человек живет только чтобы реализовывать свои личные эгоистичные желания — он обязательно сделает зло и согрешит.

  • Урок №100, отрывки 1-2:

לֹא יִכּוֹן אָדָם בְּרֶשַׁע וְשֹׁרֶשׁ צַדִּיקִים בַּל יִמּוֹט

3. Не устоит человек в злодействе, корень же праведников не пошатнется.

Человек похож на дерево, корни которого в Небесах. Душа — главная часть праведника и она как его корень соединяющий его с БОГОМ. Злодей рубит свою связь с БОГОМ и поэтому его существование в этом мире непрочное.

אֵשֶׁת חַיִל עֲטֶרֶת בַּעְלָהּ וּכְרָקָב בְּעַצְמוֹתָיו מְבִישָׁה

4. Жена доблестная – венец мужу своему, а позорящая его – как гниль в костях его.

Жена — это половина мужа. Иногда лучшая половина, иногда худшая. Если жена «доблестная» (все характеристики доблестной жены в 31 главе) — то это, как корона (предмет вызывающий уважение у людей). Если плохая (позорящая его, ленивая, сварливая и т.д.) — то это как болезнь (гниль в костях).

מַחְשְׁבוֹת צַדִּיקִים מִשְׁפָּט תַּחְבֻּלוֹת רְשָׁעִים מִרְמָה

5. Помыслы праведных – справедливость, затеи нечестивых – обман.

Каждый человек живет по каким-то схемам и алгоритмам. Как надо поступать в разных ситуациях. У праведника схема — как поступить честно и по Торе? У злодея — надо выдумать самую сложную схему, чтобы обмануть. По факту — выиграет всегда праведник. Потому что с ним БОГ в партнерстве.

  • Урок №101, отрывки 3-5:

דִּבְרֵי רְשָׁעִים אֱרָב דָּם וּפִי יְשָׁרִים יַצִּילֵם

6. Речи злодеев – засада для (пролития) крови, уста же праведных спасают.

Жизнь человека зависит от того, что он думает (принимает внутреннее решение) и от того, что он потом говорит людям. Злодей — это тот, кто внутри себя отказался от БОГА и ЕГО системы «добра и зла». Злодей — даже если он сейчас ничего плохого не делает — служит только себе и своим интересам. Поэтому в любой момент он может пролить кровь невинных людей. Его призывы и действия — зло. Поэтому атеисты — служители зла.

Слова праведников — спасают окружающих. Поэтому мы должны распространять слова Торы среди людей.

הָפוֹךְ רְשָׁעִים וְאֵינָם וּבֵית צַדִּיקִים יַעֲמֹד

7. Свергнуты будут нечестивые – и нет их, дом же праведных пребудет.

Злодеи служат себе и своим интересам. Поэтому их идеи и их реализация — построены на пустом месте. В любой момент все эти «империи» из песка будут разрушены. Как Империя Древний Рим, как «третий рейх» и прочие иллюзорные конструкции воспаленных мозгов злодеев.

Праведники «прикреплены» к БОГУ и поэтому они уже в ВЕЧНОСТИ.

לְפִי שִׂכְלוֹ יְהֻלַּל אִישׁ וְנַעֲוֵה לֵב יִהְיֶה לָבוּז

8. Прославляют человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет презрен.

Человек — это его мысли и желания. Его цели и правила жизни. Вся эта «система» находится в его интеллекте. У каждого человека есть выбор — во что верить. Некоторые держатся за свои убеждения, которые получили от прошлых поколений в детстве. Некоторые доверяют мнению авторитетов и большинства. Некоторые учатся и обновляют свои знания и убеждения о мире и о себе. Некоторые верят в Тору и в слова пророков.

В зависимости от своей веры и выбора — или человек прославляем или он будет презрен.

Выбор всегда за ним. И выбор внутри, в интеллекте.

  • Урок №102, отрывки 6-8:

טוֹב נִקְלֶה וְעֶבֶד לוֹ מִמִּתְכַּבֵּד וַחֲסַר לָחֶם

9. Лучше неважный (в глазах своих) и сам работник себе, нежели тщеславный, но лишенный хлеба.

Считалось, что уважаемый человек — это тот, кто не работает сам. В древности были рабы у важных людей. И вот человек попадает в затрудненное финансовое положение. И ему надо решить — идти на простую работу или продолжать считать себя важным человеком и не показывать, что нет денег? Царь Шломо советует — иди работай. Физические потребности важнее, чем иллюзорная важность.

יוֹדֵעַ צַדִּיק נֶפֶשׁ בְּהֶמְתּוֹ וְרַחֲמֵי רְשָׁעִים אַכְזָרִי

10. Праведный знает нужду животного своего, но милосердие злодея — жестокость.

Праведник делает добро не только людям — но и животным. Известная история в Талмуде, как Раби Иегуда-наси страдал несколько лет от тяжелой болезни. Это произошло после того, как он сказал теленку, который убегал от Резника — «для этого ты был создан». Он проявил жестокость и сразу заболел. А как он выздоровел? Его уборщица хотела убить маленьких крысят. Он остановил её и сказал строчку из Псалмов Давида «Милосердие БОГА над всеми ЕГО творениями» и сразу выздоровел. Праведник строг к своему «внутреннему животному» — животной душе. Он довольствуется минимумом еды и избегает даже разрешенных удовольствий.

Милосердие злодея над животными — это метафора. Злодей очень жалеет своё «животное» и потакает себе во всём. Он обжирается и удовлетворяет все вожделения своего тела. Казалось бы он «милосердный» к своему телу? Но по факту он разрушает «свое внутреннее животное» и рано умирает.

  • Урок №103, отрывки 9-10:

עֹבֵד אַדְמָתוֹ יִשְׂבַּע לָחֶם וּמְרַדֵּף רֵיקִים חֲסַר לֵב

11. Работающий на земле насытится хлебом; а гоняющийся за пустотой, у того не управляет разумом.

Человек по природе своей ленив. Он хочет отдыхать. Говорит нам Царь Соломон — надо заниматься тяжелой работой. Обрабатывать землю — это тяжелая работа, но в конце её — НАСЫТИТСЯ ХЛЕБОМ. Будет у человека удовлетворение его главных нужд.

Тот же, кто надеется разбогатеть без труда — гоняется за пустотой. И если человек не заполняет всё свое время работой — то есть позволяет лени и праздности заполнить свою жизнь — то в любом случае он потеряет. Или будет бедным или будет несчастным. Потому что «не управляет разумом». Его жизнь наполняется праздностью и ленью и к хорошему это не приводит.

חָמַד רָשָׁע מְצוֹד רָעִים וְשֹׁרֶשׁ צַדִּיקִים יִתֵּן

12. Нечестивый любит сеть злодеев, а праведные пускают корень.

Злодей надеется на других. Праведник на себя и свою связь с Богом. Как то Рав Зуши должен был отдавать большую сумму денег. У него не было. Он радовался и ученики спросили, как же он утром отдаст долг? Он сказал им — у Бога есть множество способов помочь мне. И предложил им написать варианты, откуда могут прийти деньги. И сам написал записку.

На следующее утро каким-то образом (не указанным в записках учеников) ситуация разрешилась. Рав Зуши показал им свою записку: «Богу не нужны советы Рава Зуши»)))

בְּפֶשַׁע שְׂפָתַיִם מוֹקֵשׁ רָע וַיֵּצֵא מִצָּרָה צַדִּיק

13. В пороке уст опасная сеть, но праведник выйдет из беды.

Человек влияет на окружающих через свою речь. Злодей обязательно проявляется в разговоре. Он говорит «злоязычие и сплетни». И все, что с ним потом происходит — из-за разговора. Праведник — даже если с ним случается что-то плохое, находит объяснение, которое выводит его из неприятности.

מִפְּרִי פִי אִישׁ יִשְׂבַּע טוֹב וּגְמוּל יְדֵי אָדָם יָשִׁוב {יָשִׁיב} לוֹ

14. От плода (своих) уст человек насысытится добром, и по делам рук человека воздается ему.

Всё, что человек говорит и думает — является причиной событий в его жизни. Если он думает и говорит то, что БОГ считает добром — то и насытится он добром. Если человек делает зло — то оно к нему возвращается. Сегодня я прочитал статью, что еще два потомка Джона Кеннеди погибли. И я вспомнил про проклятие рода Кеннеди, которое пришло на них за жестокость одного из основателей их клана.

Это история о проклятии на клан Кеннеди.

https://www.tatler.ru/heroes/chto-nuzhno-znat-o-proklyatii-kennedi-i-pochemu-ono-presleduet-semyu-do-sih-por

А вот сегодняшняя новость: https://korrespondent.net/world/4213448-v-ssha-pryznaly-pohybshei-vnuchku-senatora-kennedy-smy

  • Урок №104, отрывки 11-14:

דֶּרֶךְ אֱוִיל יָשָׁר בְּעֵינָיו וְשֹׁמֵעַ לְעֵצָה חָכָם

15. Путь грешника-скептика прямой в его глазах; кто слушает совета, — тот мудрец.

Грешник-скептик «опровергает» советы мудрецов. Он скептически относится к Торе и Вечной Жизни. БОГА он «вообще не понимает»))) Он говорит: «если бы я был Богом — я бы сделал вот так….». И ему кажется, что «его путь прям». Он уверен в своем мнении.

Мудрец (даже по мнению Сократа) знает, что он «ничего не знает». Поэтому он хочет узнать. Он слушает советы Экспертов и мудрецов — и поэтому и называется «мудрец». Потому что учится.

אֱוִיל בַּיּוֹם יִוָּדַע כַּעְסוֹ וְכֹסֶה קָלוֹן עָרוּם

16. У грешника-скептика открыто выражается гнев его, а хитрый скрывает оскорбление.

Грешник-скептик сильно уверен в своей правоте — обижается, когда люди поступают не по его мнению. Он раздражается и гневается. Хитрый — обижается, но ждет момента, чтобы ответить. Не делает это сразу. Праведник и мудрец — вообще не обижаются. Так как понимают, что в любом случае БОГ делает им хорошо. И даже, если кто-то идет против них — это сигнал от БОГА, который надо принимать спокойно.

  • Урок №105, отрывки 15-16:

יָפִיחַ אֱמוּנָה יַגִּיד צֶדֶק וְעֵד שְׁקָרִים מִרְמָה

17. Кто говорит (выдыхает) истину, тот скажет правду (будучи свидетелем), а свидетель ложный – говорит обман.

Когда люди общаются друг с другом — это происходит с разными целями и на разном эмоциональном подъеме. Царь Соломон обучает в следующих отрывках, как отличать истину от обмана. Истину обычно говорят спокойно (как выдыхают) без напора и напряжения. А бывает, что человек клянется (в суде) и кричит «вы что мне не верите?» — и он врет. Говорить правду спокойнее. Сейчас этот принцип используют на детекторах лжи. Обманывающий человек волнуется.

יֵשׁ בּוֹטֶה כְּמַדְקְרוֹת חָרֶב וּלְשׁוֹן חֲכָמִים מַרְפֵּא

18. Иной говорит – словно удары меча, а язык мудрых – исцеление.

Второй признак лжи — это цель, с которой говорится. Иногда речь человека приносит кому-то боль и вред (злоязычие и сплетни). И этот человек злодей и ему обычно возвращается это зло. Мудрецы стараются своей речью помочь, поддержать, дать исцеление.

שְׂפַת אֱמֶת תִּכּוֹן לָעַד וְעַד אַרְגִּיעָה לְשׁוֹן שָׁקֶר

19. Уста правды пребудут прочными вовеки, а язык лживый – на миг.

Третий критерий — это устойчивость высказывания. «У лжи нет ног» — так говорили в древности. Она не устойчивая. После нескольких уточняющих вопросов она рассыпается. Правда — она устойчивая.

מִרְמָה בְּלֶב חֹרְשֵׁי רָע וּלְיֹעֲצֵי שָׁלוֹם שִׂמְחָה

20. Обман – в сердце злоумышленников, а советникам мира (миротворцам) – радость.

Тора в вопросах правды и неправды, добра и зла использует Божественную Систему координат. Добро — это то, что БОГ назвал добром. Зло — это то, что БОГ назвал злом. Правда — это то, что ведет к добру. Ложь — это то, что ведет ко злу. Самый яркий пример такого определения — это «лашон ара». Злоязычие. Запрещено Торой говорить позорящие вещи про человека, даже если это правда. Получается, что в случае со сплетнями и злоязычием — правда становится злом.

А например один великий раввин всю жизнь обманывал свою мать и говорил ей, что его брат (погибший) жив и работает на секретном объекте. Он подделывал его письма к матери. Он боялся, что узнав о смерти брата — мать тоже умрет от горя. И его «обман» — это добро и правда.

Вот такой «парадоксальный» подход к правде в Торе. Тот, кто стремится делать зло — вся его «правда» — становится обманом.

  • Урок №106, отрывки 17-20:

לֹא יְאֻנֶּה לַצַּדִּיק כָּל אָוֶן וּרְשָׁעִים מָלְאוּ רָע

21. Не приключится праведнику ничего неправедного, а нечестивые преисполнены зла.

Мы учили уже в Пиркей Авот — «награда за заповедь — заповедь, а за преступление — преступление». В этом мире всё, кроме свободы выбора быть праведником или злодеем — движется по законам причинно-следственных связей.

Поэтому праведник каждым своим праведным действием вызывает в мире цепную реакцию распространения добра и света. И ему всё тяжелее сделать какой-то грех. Его знают и на Небесах и на Земле, как праведного человека. (История про хасида, который влюбился в официантку-негритянку в Нью-Йорке)

Злодеи двигаются в обратном направлении. Каждое зло вызывает цепочку последствий. Украл — может убить, чтобы скрыть преступление. И т.д.

תּוֹעֲבַת יְדֹוָד שִׂפְתֵי שָׁקֶר וְעֹשֵׂי אֱמוּנָה רְצוֹנוֹ

22. Мерзость перед Богом – уста лживые, и к творящим правду – благоволение Его.

Есть люди, которые проклинают, обманывают, говорят негативные вещи на себя и окружающих. Если бы БОГ дал их словам силу — то уже ни их самих, ни окружающих их людей не было бы в живых. Они сами от всего «я схожу с ума… я умираю…» и окружающим желают примерно тоже самое. Поэтому БОГ забрал силу из их слов.

Творящие правду — это люди, которые отвечают за каждое свое слово. Они выполняют свои обещания и люди о них говорят «его слово — закон». Пообещал — значит так и будет. Есть история про Раби Еошуа бен Леви, когда он живым зашел в Рай. Он забрал у ангела-смерти его меч. И тот не мог забрать жизнь у Раби Еошуа бен Леви. Сила Раби Еошуа была в том, что он никогда не нарушал своё слово. И поэтому он был сильнее, чем ангел-смерти.

אָדָם עָרוּם כֹּסֶה דָּעַת וְלֵב כְּסִילִים יִקְרָא אִוֶּלֶת

23. Человек хитрый-благоразумный скрывает знание, а сердце грешников по вожделению провозглашает скептицизм-цинизм.

Есть грешники по вожделению — они не могут противостоять своим желаниям и поэтому нарушают заповеди и запреты Торы.

Есть грешники-скептики, которые сомневаются в БОГЕ и в ЕГО законах.

Есть люди эмоциональные (грешники по вожделению), а есть рациональные (хитрые и благоразумные). Рациональный человек он думает и размышляет, взвешивает и понимая даже небольшой процент опасности — не пойдет против БОГА. И даже если что-то делает, старается это скрыть от людей и раскаивается.

Грешник по вожделению стремится оправдать свои нарушения и ищет идеологию, которая ему поможет. Это идеология грешников-скептиков, которые отрицают Бога и ЕГО заповеди. Они выходят на парады гордости и ищут идеологическую поддержку у «профессоров истории».

  • Урок №107, отрывки 21-23:

יַד חָרוּצִים תִּמְשׁוֹל וּרְמִיָּה תִּהְיֶה לָמַס

24. Рука прилежных будет господствовать, а обманщики будут под данью.

Прилежный — это честный и не ленивый. Тот, кто постоянно и честно работает. В итоге именно такие люди становятся богатыми. Ленивые, которые хотят зарабатывать нечестно — в итоге окажутся в зависимом положении.

דְּאָגָה בְלֶב אִישׁ יַשְׁחֶנָּה וְדָבָר טוֹב יְשַׂמְּחֶנָּה

25. Тревога на сердце человека, – пусть уберет ее, и добрая вещь (слово-событие) веселит его.

Мышление человека состоит из «картинок», которые поднимаются из его подсознания. «Злое начало» в человеке может поднимать «картинки» вызывающие вожделение, а может «поднимать» картинки о будущем вызывающие страх. И тогда человек чувствует тревогу.

Царь Шломо даёт два совета:

1) Отвлечься. И написание слова «ישחנה» можно перевести, как отвлечется (на другие мысли) или расскажет кому-то (обсудит с кем-то из спокойных и близких людей).

2) Добрая вещь веселит — это второй совет. Надо вызвать в своем воображении противоположные картинки. Если ты видишь, что не будет денег — то надо поменять на много денег. Если видишь и тревожишься о болезнях — надо увидеть себя здоровым.

Позитивная визуализация будущего вызывает радость и позитивные эмоции.

Битахон (уверенность во Всевышнем), который не оставит — одно из самых важных и нужных для человека качеств. От него зависит во многом качество жизни и все события. Человек с битахоном — ставит цели, не тревожится, радуется жизни.

  • Урок №108, отрывки 24-25:

יָתֵר מֵרֵעֵהוּ צַדִּיק וְדֶרֶךְ רְשָׁעִים תַּתְעֵם

26. Исследует от ближнего своего праведник, а путь злодеев вводит их в заблуждение.

Мы учили уже, что «путь грешника-скептика прям в его глазах и слушает совет мудрец». Мудрецы — это те, кто изучают законы Торы. Праведник — он действует и старается делать добро. Он понимает, что БОГ его ведёт через людей. Поэтому внимательно «исследует» ближнего. Слушает советы, не спешит. Злодей же «прям в своих глазах». Он уверен, что действует правильно. Потому что злодей служит себе и не сомневается в своих желаниях. Праведник служит БОГУ и сомневается, что именно БОГ хочет от него сейчас.

  • Урок №109, отрывки 24-26:

לֹא יַחֲרֹךְ רְמִיָּה צֵידוֹ וְהוֹן אָדָם יָקָר חָרוּץ

27. (Человек) обмана не жарит своей дичи; а добро человека прилежного – ликвидно.

В этом отрывке Царь Соломон еще раз подчеркивает причинно-следственную сущность мира. Обманщик скрывает то, что забрал у людей обманом. Он не может привлекать внимание к своей добыче, потому что не сможет объяснить происхождение «нажитых средств». Имущество, которое человек заработал отделив десятину и уплатив налоги — он может в любой момент предъявить и продать. Это не оформленные на тещу или маму-пенсионерку квартиры, которые периодически находят у министров и «народных избранников».

בְּאֹרַח צְדָקָה חַיִּים וְדֶרֶךְ נְתִיבָה אַל מָוֶת

28. На пути цдаки – жизнь, и по направлению ее стези – бессмертие.

Мы уже учили, что не поможет имущество в день эпидемии, а цдака спасет от смерти. В том отрывке говорилось о жизни в этом мире. Но есть еще и стези (маленькие тропинки), по которым идут такие люди, как Моше Рабейну или Элиягу Анави. Это полные праведники, которые в своей святости и соединении с Богом получили физическое бессмертие.

  • Урок №110, отрывки 27-28:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com