חַכְמוֹת נָשִׁים בָּנְתָה בֵיתָהּ וְאִוֶּלֶת בְּיָדֶיהָ תֶהֶרְסֶנּוּ
1. Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
Царь Соломон называет для примера интеллект человека женщиной. Потому что Мудрость (Тора) идёт от БОГА и интеллект человек принимает эту мудрость.
Мудрая жена — строит дом. Как в доме важен фундамент, план, стены и всё должно подходить одно к другому, также и мышление человека должно быть системным.
Второй тип женщины (интеллекта) — это глупая. Она действует без системы. Для неё главное — эмоциональные порывы. Хочу — это главное слово.
А когда оно не сходится с «надо» или «правильно» или «Заповедь БОГА» или «Запрет БОГА» — скептицизмом, цинизмом и сомнениями можно разрушить любую духовную идею.
Так как взаимоотношения с БОГом и духовная реальность построены на ВЕРЕ — то разрушить любую систему верований можно задав несколько вопросов о способах её передачи.
А так как все системы верований передаются от человека к человеку — то разрушить эту цепочку можно просто сомнением.
И на этот отрывок приводят историю из Торы о том, как жена Кораха послужила причиной его восстания против Моше Рабейну, в котором погиб и Корах и 250 его последователей с семьями. А жена Она бен Пелета его остановила. Причем остановила хитростью. И он единственный остался жив из ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ идей Кораха.
הוֹלֵךְ בְּיָשְׁרוֹ יְרֵא יְדֹוָד וּנְלוֹז דְּרָכָיו בּוֹזֵהוּ
2. Ходит прямой (стезей) боящийся Бога, но крив путями пренебрегающий Им.
Каждый человек живет по какой-то системе правил. Кто-то по воровским понятиям. Кто-то называет себя гностиком, а кто-то агностиком.
Есть последователи Дарвина, большинство из которых не читали ни одной книги Дарвина. А есть атеисты, которые из атеизма знают одну фразу «Бога нет».
Все люди живут в «моделях мира», которые построены на «теориях и гипотезах», которые они где-то и когда-то слышали. В 99% случаев люди не помнят от кого и когда слышали те теории, по которым они строят свои представления о Законах Мироздания.
«Боящийся Бога» — это человек, который верит в идею Божественного Сотворения и Управления Миром. Он чувствует (боится) присутствие Бога в себе и мироздании.
И во всех сомнительных ситуациях и возможностях выбора между своими сиюминутными желаниями — он выбирает идти по «прямой дороге», которую указал Хозяин Мира.
Но у того, кто Бога не боится — нет внутреннего GPS навигатора. Он зависит от тысяч желаний (своих и чужих), от тысяч теорий и правил (своих и чужих) и к тому же для него всё в мире «случайно». Поэтому нет закономерностей. И он может наступать на грабли десять раз подряд. Ведь всё случайно…..
- Урок №122, отрывки 1-2:
בְּפִי אֱוִיל חֹטֶר גַּאֲוָה וְשִׂפְתֵי חֲכָמִים תִּשְׁמוּרֵם
3. Во рту у грешника-скептика – бич гордыни, но уста мудрых берегут их.
Божественная мудрость приходит через пророков и из Торы. Грешник-скептик говорит: я лучше знаю, как правильно жить. Зачем мне нужна Тора? Кто такой БОГ? Кто мне может указывать как жить? «Я хочу!» — вот самые «святые слова» для него.
Мудрец — понимает, что он «ничего не знает». Что всё его знание и понимание мира — это маленький пазл в картине огромного мироздания. Поэтому он скромно выполняет то, что написано в Талмуде «приучи свой язык говорить — я не знаю». И поэтому мудрецы Торы называются «Талмид-хахам» (перевод: ученик-мудрец). Только в такой связке «скромность и желание учиться» — может появиться настоящий великий мудрец. И чем больше он постигает — тем больше он понимает бескрайность Торы и Мудрости.
בְּאֵין אֲלָפִים אֵבוּס בָּר וְרָב תְּבוּאוֹת בְּכֹחַ שׁוֹר
4. Где нет алаф-быков, (там) ясли (место для выкармливания) чисты; и много прибытка от силы вола.
Быки раньше были символами материального мира. Быков использовали для того, чтобы обрабатывать землю и перевозить грузы. Такие быки назывались «алаф-бык» — обученные быки. И были быки (волы) для еды. Их откармливали, чтобы съесть. В этом отрывке есть намек на то, что человек может своего «быка» (тело) обучать и управлять им. И направить все свои материальные силы на Служение Богу и на свой Духовный Рост. Такой человек пройдя жизненный путь в этом мире — выходит в грядущий мир наполненным Заповедями.
Есть второй вариант — гнаться за удовольствиями этого мира. Откармливать своего быка (тело). В этом случае быка просто съедают.
Говорит нам Царь Соломон, что много (духовной) пользы можно извлечь из силы быка (из тела). В народную мудрость этот отрывок перешел в виде поговорки: Есть люди, которые живут, чтобы есть. И есть люди, которые едят, чтобы жить.
- Урок №123, отрывки 3-4:
עֵד אֱמוּנִים לֹא יְכַזֵּב וְיָפִיחַ כְּזָבִים עֵד שָׁקֶר
5. Верный свидетель не солжет (сказав «пустое»), говорящий «пустое» — станет свидетелем ложным.
Есть ложь, а есть «пустое» (казав). Это не явная ложь с плохой целью, а например обещание, которое не выполнено. В момент, когда человек обещает в будущем что-то сделать — это правда. Но если оно сделано не будет, то это «пустое». Есть люди, которые говорят много «пустых» обещаний или информации, которая со временем оказывается неправдой. Такие люди станут ложными свидетелями.
В Пиркей Авот мы учили «много распрашивай свидетелей и будь аккуратен в своих вопросах, чтобы из них не поняли, как обмануть».
בִּקֶּשׁ לֵץ חָכְמָה וָאָיִן וְדַעַת לְנָבוֹן נָקָל
6. Насмешник ищет мудрости – и нет, а для сообразительного знание легко.
Насмешник — это вид человека, который всё высмеивает и не смотрит глубоко на суть вещей. Божественную Мудрость можно только услышать и принять от мудрецов. Это Знание, которое невозможно понять используя сообразительность.
Качества насмешника не позволяют ему даже при желании понять и принять эту мудрость. Так как в начале принятия мудрости должно быть состояние «пустой чашки». Как мы учили в Пиркей Авот: Пусть будет твой дом домом собрания для мудрецов, и пылись в прахе их ног, и с жадностью пей их слова.
Насмешник не может это делать и для него глубокая мудрость недоступна.
Знание — это глубокое и цельное понимание чего-либо.
Сообразительность — это умению использовать логику и выстраивать причинно-следственные связи. Сообразительность помогает усвоить любое знание, но не Божественную Мудрость. Мудрость можно только принять от мудрецов и главным качеством является скромность и настойчивость.
- Урок №124, отрывки 5-6:
לֵךְ מִנֶּגֶד לְאִישׁ כְּסִיל וּבַל יָדַעְתָּ שִׂפְתֵי דָעַת
7. Удались от грешника по вожделению, ибо не найдешь разумных уст.
Мы учили в Пиркей Авот: Отдались от плохого соседа и не присоединяйся к злодею. Грешник по вожделению расскажет о том, как прекрасно делать то, что делает он. И ты можешь тоже захотеть. С кем поведешься, от того и наберешься — поэтому надо бежать от грешников по вожделению.
חָכְמַת עָרוּם הָבִין דַּרְכּוֹ וְאִוֶּלֶת כְּסִילִים מִרְמָה
8. Мудрость хитрого – изучение пути своего, сомнение в Божественной мудрости грешников (из-за вожделений) – самообман.
Как мы уже знаем, есть ксиль (грешник из-за вожделений, который знает Божественную Мудрость (хохма), но из-за вожделений нарушает. А есть ивель (грешник — скептик, который не верит в Божественную Мудрость). Есть Хахам (тот, кто знает Тору) и есть Цадик (тот, кто преодолевает трудности и соблюдает все заповеди). Хитрый — это человек, который не получил Божественную Мудрость от мудрецов, но вдумывается и разбирается в каждом своём действии и в том, как работает мир. Он может сам додуматься своим умом (как Авраам Авийну) о многих деталях Божественной Мудрости.
Когда ксиль (тот, кто знает Мудрость, но не соблюдает) — начинает в ней сомневаться (как ивель-скептик), это само-обман. Ведь он знает правду, просто она ему очень не выгодна.
אֱוִלִים יָלִיץ אָשָׁם וּבֵין יְשָׁרִים רָצוֹן
9. Грешники-скептики чувствуют вину (в сердце), а посреди благочестивых (прямых) – благоволение.
Хотя грешники-скептики сомневаются (не верят) в Божественную Мудрость, но в сердце они чувствуют беспокойство и вину за это. Благочестивые (прямые) — наоборот чувствуют в сердце радость и уверенность.
- Урок №125, отрывки 7-9:
לֵב יוֹדֵעַ מָרַֹת נַפְשׁוֹ וּבְשִׂמְחָתוֹ לֹא יִתְעָרַב זָר
10. Сердце знает свою горечь, и в радость не вмешается чужой.
Это продолжение 9 отрывка. Объяснение, что в глубине сердца (у грешника-скептика) есть ощущение вины (правильности или не правильности своих поступков относительно Воли Бога). Но это ощущение очень тонкое. Большинство людей его не слышат (и в радость не вмешается чужой)…
בֵּית רְשָׁעִים יִשָּׁמֵד וְאֹהֶל יְשָׁרִים יַפְרִיחַ
11. Дом нечестивых рухнет, а шатер праведных процветет.
Дом — это каменное строение, но даже в нем грешник не чувствует себя в безопасности и уверенности. А праведный человек — даже в шалаше чувствует радость в сердце. Этот отрывок продолжение предыдущего про ощущения в сердце.
יֵשׁ דֶּרֶךְ יָשָׁר לִפְנֵי אִישׁ וְאַחֲרִיתָהּ דַּרְכֵי מָוֶת
12. Есть путь, который (кажется) прям пред человеком, но конец его – пути смерти.
Путь грешника-скептика кажется ему вначале очень прямым. Ведь он каждый раз придумывает себе куда идти и называет это «прямой путь». Но в конце этот путь идет в пропасть. Путь Божественной мудрости кажется вначале очень сложным. Надо преодолевать свои вожделения и слабости. Но в конце — Вечная Жизнь.
גַּם בִּשְׂחֹק יִכְאַב לֵב וְאַחֲרִיתָהּ שִׂמְחָה תוּגָה
13. И при смехе болит сердце, и конец самой радости – печаль.
Любой объект материального мира исчезнет. Если он связан с грехом — то «производится» негативная энергия. Даже в случае, если это «смех» или «радость». Всё зависит от того, с каким намерением это происходит.
Когда мы смотрим на внешне веселых людей, внутри их сердец может быть огромная печаль и страдание. В этой статье трагические судьбы советских комедийных актеров : https://showbizzz.net/2018/07/tragicheskie-sudby-zvezd-sovetskogo-kino.html
- Урок №126, отрывки 10-13:
מִדְּרָכָיו יִשְׂבַּע סוּג לֵב וּמֵעָלָיו אִישׁ טוֹב
14. От путей своих насытится идущий «против своего» сердца: и (сторонится) от него человек добрый.
Есть у человека ощущения правильности или не правильности своих поступков (относительно Торы). Но ощущения — это одно, а действия — это другое. Тот, кто действует не по Торе (нарушает Заповеди и делает плохие дела) — получит воздаяние (насытится) — именно от последствий своих поступков.
И физически должен от него отдалиться добрый (хороший человек), который хочет идти по путям Бога и добра.
פֶּתִי יַאֲמִין לְכָל דָּבָר וְעָרוּם יָבִין לַאֲשֻׁרוֹ
15. Наивный верит всякому слову, хитрый же обдумывает шаг свой.
Мы уже изучили, что грешники (ксиль — по вожделению и ивель — по скептицизму) — в сердце чувствуют звук Души и ошибочность своих действий.
Есть еще две категории людей, про которых говорится в этом отрывке. Наивный и хитрый. Это люди, которые живут в материальном мире и не думают о вещах духовных.
Наивный — верит любому человеку. Поэтому, если он идет по пути зла, который ему показали — у него «в сердце» не чувствуется сопротивления. Он однослойный.
Хитрый — не верит никому, но ищет самый правильный путь. У наивного есть шанс в жизни, если он попадет в хорошую компанию. По какому пути его поведут — так его жизнь и сложится.
У хитрого тоже может сложиться удачная жизнь — если он поймет, что лучший путь к успеху в материальном мире — это Служить Богу.
חָכָם יָרֵא וְסָר מֵרָע וּכְסִיל מִתְעַבֵּר וּבוֹטֵחַ
16. Мудрый опасается и избегает зла, а грешник (по вожделению) нарушает границы греха и самонадеян.
Тора (Божественная Мудрость) — получена от Пророков. В определениях Торы, что такое добро и зло — может не быть человеческой логики и доказательств. Тора — это Божественный Разум и аксиомы, которые надо принять.
Природа человека ведет его против Торы. И остановить от нарушений Божественной Воли (особенно, когда она идет в противоречие с желанием человека) — может только страх.
Страх наказания — это эмоция, которая сильнее, чем вожделение. Поэтому тот, кто хочет стать Мудрецом — изучает мусАр (наставления и ограничения).
Грешник по вожделению — он нарушает Божественную Волю и надеется, что «всё будет хорошо». Фраза «Бог меня простит» — чаще всего открывает двери для нарушений по вожделению.
- Урок №127, отрывки 14-16:
קְצַר אַפַּיִם יַעֲשֶׂה אִוֶּלֶת וְאִישׁ מְזִמּוֹת יִשָּׂנֵא
17. Вспыльчивый совершает глупость, а злоумышленник ненавистен.
Когда человек раздражается или гневается — он может сразу же выразить своей гнев наружу. Эмоциональные поступки — обычно глупые. Второй по рейтингу глупости поступок — долго вынашивать месть и замышлять зло. Это похоже на то, как носить внутри себя мешок с ядом. Пока ты отравишь того, для кого носишь яд — можно уничтожить весь свой организм.
נָחֲלוּ פְתָאיִם אִוֶּלֶת וַעֲרוּמִים יַכְתִּרוּ דָעַת
18. Наивные получают в наследство (принимаю на веру) советы грешников, а хитрые увенчаются познанием (все перепроверяют и не доверяют пустым словам).
Наивность — все принимать на веру. Хитрость — проверять источники информации и цели того, кто её рассказывает.
שַׁחוּ רָעִים לִפְנֵי טוֹבִים וּרְשָׁעִים עַל שַׁעֲרֵי צַדִּיק
19. Преклонятся злые пред добрыми, и злодеи – у ворот праведника.
В итоге, в конце времен — когда БОГ полностью проявит себя — добро победит зло.
- Урок №128, отрывки 17-19:
גַּם לְרֵעֵהוּ יִשָּׂנֵא רָשׁ וְאֹהֲבֵי עָשִׁיר רַבִּים
20. И ближнему своему ненавистен бедный, и «любящих» богатого – много.
Ближнего надо любить. Это основа Торы. Но в жизни часто бывает так, что бедные люди не любят друг друга.
По определению Торы: «Бедный — тот, кому не хватает. Богатый — тот, кто счастлив своему уделу и у него есть избыток».
Поэтому среди бедных всегда конкуренция, а к богатому тянутся…. Чтобы получить от него что-то.
Статьи о связи преступности с бедностью:
בָּז לְרֵעֵהוּ חוֹטֵא וּמְחוֹנֵן עֲנָיִים {עֲנָוִים} אַשְׁרָיו
21. Презирающий ближнего своего грешник, милосердный же к бедным – тот счастлив. (Счастье ему приходит)
Этот отрывок — продолжение предыдущего. Получается, что бедный еще больше грешит, так как плохо относится к другим бедным.
И часто именно поэтому и остается бедным.
А тот, кто бескорыстно помогает и еще и хорошо относится к бедным — создает условия для того, чтобы на Небесах также относились к нему. И привлекает на себя счастье.
Очень многие современные богатые люди так же быстро, как заработали свои деньги — так же быстро их теряют. Именно из-за незнания этой закономерности. Они начинают презирать бедных и это является грехом и причиной потери богатства. А иногда и жизни. Потому что для бедного: даже не ответить ему «Шалом» на его приветствие — это как у богатого украсть деньги.
הֲלוֹא יִתְעוּ חֹרְשֵׁי רָע וְחֶסֶד וֶאֱמֶת חֹרְשֵׁי טוֹב
22. Разве не свернут с пути правильного злоумышленники? Милость и истина у замышляющих добро.
Есть люди, которые заранее объявляют (сообщают о своих поступках и планах), а есть те, кто скрывают свои планы. Замышляющий зло — и скрывающий свои планы, теряет возможность на спасение. Никто не сможет его остановить и отговорить. А скрывающий своё добро — только выигрывает. Так как он делает истинное добро, а не для того, чтобы похвастаться перед людьми.
- Урок №129, отрывки 20-22:
בְּכָל עֶצֶב יִהְיֶה מוֹתָר וּדְבַר שְׂפָתַיִם אַךְ לְמַחְסוֹר
23. (От) всякого труда (грусти) будет прибыль, но (от) слова (из) уст (пустословия) лишь ущерб.
В этом мире развитие идет через преодоление трудностей. Труд — это преодоление трудностей)) И поэтому труд создает что-то созидающее. А разговор только тратит энергию человека, но ничего не создает без добавления к этому труда.
Второе объяснение: Вместо слова труд — грусть. Так тоже можно перевести слово — эцев. Тогда получается, что если приходят к человеку трудности и страдания в жизни, то он должен в сердце своем грустить и раскаиваться. Так как БОГ ему в виде трудностей послал знак, что надо что-то в себе исправить.
В этом случае «грусть пойдет на пользу».
Но на словах человек должен благодарить БОГА, потому что если он начнет вслух жаловаться — то это будет ему в убыток. Так объяснил Малбим.
עֲטֶרֶת חֲכָמִים עָשְׁרָם אִוֶּלֶת כְּסִילִים אִוֶּלֶת
24. Венец мудрых – богатство их, глупость грешников по вожделению – (только) глупость.
Мудрец, который посвятил себя изучению Торы — одновременно становится и богатым (по определению Торы). Это значит, что у него нет вожделений, он не «блуждает влекомый сердцем и глазами». Он не завидует никому. Ему достаточно «воду пей, на земле спи и жизнью страданий живи и Тору изучай». Он не страдает даже в такой ситуации. А значит, ему в этом мире нечего бояться. Поэтому он «богат». На иврите «богат» и «счастлив» пишутся и произносятся практически одинаково.
Грешники по вожделению — это те, кто знают Тору, но не могут справиться со своими вожделениями. И даже если они подводят теоретическую базу под свое поведение «скептицизм» — это не более, чем глупость.
- Урок №130, отрывки 23-24:
מַצִּיל נְפָשׁוֹת עֵד אֱמֶת וְיָפִחַ כְּזָבִים מִרְמָה
25. Спасает души правдивый свидетель, а говорящий неправду — создает ложь.
Когда лже-свидетели оклеветали человека в суде — то правдивый свидетель может прийти и спасти его. Сказав правду. Но если друг обвиняемого придет и объявит себя свидетелем защиты и начнет врать — то это создавать ложь. Написано в Торе: К справедливости — справедливости стремись…. Одно из объяснений этого удвоения слова справедливость — что можно достигать справедливости только справедливым путем. Нельзя врать.
בְּיִרְאַת יְדֹוָד מִבְטַח עֹז וּלְבָנָיו יִהְיֶה מַחְסֶה
26. В страхе пред Господом – крепкая опора, и сынам своим он будет защитой.
Есть Хохма (Божественная Мудрость- Знание Торы), а есть Страх Перед Богом (ощущение Божественного Величия, Присутствия и Индивидуального Провидения). Божественная Мудрость легко слетает с мышления человека под влиянием инстинктов. Но если есть Страх Перед Богом — то не слетает. Потому что страх сильнее всех инстинктов. И это передается окружающим людям. Прежде всего детям.
- Урок №131, отрывки 25-26:
יִרְאַת יְדֹוָד מְקוֹר חַיִּים לָסוּר מִמֹּקְשֵׁי מָוֶת
27. Страх пред Господом – источник жизни, дабы удалиться от ловушек смерти.
В этом отрывке еще раз показана приоритетность качеств, к которым надо стремиться. Без Страха перед Богом легко можно попасть в сети ЗЛОГО НАЧАЛА (инстинкты и эмоции) и согрешить. Но без Хохмы (Божественная Мудрость и знание, что такое грех и что такое заповедь) — можно ошибаться и путать одно с другим.
- Урок №132, отрывок 27:
בְּרָב עָם הַדְרַת מֶלֶךְ וּבְאֶפֶס לְאֹם מְחִתַּת רָזוֹן
28. Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве идейных – гибель владыки (духовного лидера).
Бывает Царь, который управляет народом и удовлетворяет их простые нужды в «хлеба и зрелищ». Такой Царь властвует и внешне всё красиво (как было с Шахом в Иране или с правителями в СССР). Как только становится плохо — такого царя сразу скидывают. Бывает, что в стране есть духовный лидер. Например, как было в том же Иране после свержения шаха. Но если мало людей, которые по настоящему идейные — то простой народ в поиске «хлеба и зрелищ» — скидывает такого духовного лидера.
Большинство людей — простой народ. Духовных людей 3-5% и если они объединяются вокруг такого лидера — они могут захватить власть в любой стране. Например, Индия во времена Махатмы Ганди.
אֶרֶךְ אַפַּיִם רַב תְּבוּנָה וּקְצַר רוּחַ מֵרִים אִוֶּלֶת
29. Долготерпеливый умножает логику (понимание глубины событий и их взаимосвязей), а вспыльчивый выказывает глупость.
У человека есть эмоциональный ум и рациональный. «Долготерпеливый» (тот, кто не вспыхивает эмоционально по любому поводу) может пользоваться рациональным умом. А тот, кто сразу переходит на эмоции (вспыльчивый) — выпускает из себя набор бессвязных мыслей, который называется «глупость и грех».
- Урок №133, отрывки 28-29:
חַיֵּי בְשָׂרִים לֵב מַרְפֵּא וּרְקַב עֲצָמוֹת קִנְאָה
30. Жизнь для тела – кроткое сердце, а зависть (месть) вызывает гниль костей.
Тот, кто не обижается, не завидует и не мстит — живёт спокойной жизнью. Сердце его (подсознание) наполняется спокойствием и радостью и оживляет тело. У него много энергии и он хорошо спит. Ему не надо беспокоиться, как мстить другим людям. И наоборот. Человек, чье сердце (подсознание) полно беспокойства — начинает болеть. Зависть, месть — это как семена зла, которые прорастают в нервной системе человека.
עֹשֵׁק דָּל חֵרֵף עֹשֵׂהוּ וּמְכַבְּדוֹ חֹנֵן אֶבְיוֹן
31. Угнетающий бедного хулит Творца его, и почитает Бога помогающий нуждающемуся.
Бог сотворил мир и всех его обитателей и каждому приготовил пищу и способы ее добывания. 7,77 млн видов животных живет в мире.
— 7,77 млн видов животных (описаны и каталогизированы 953434);
— 298 тысяч видов растений (описаны и каталогизированы 215644);
— 611 тысяч видов грибов (описаны и каталогизированы 43271)
Для человека он приготовил еще и дополнительные способы подключенные к духовному миру. Богатый должен давать работу бедному и помогать нуждающемуся (который не может работать по каким-то причинам).
Когда богатый выполняет эти функции — то и ему хорошо, и миру. Когда перестает — то и ему плохо, и миру. Взаимоотношения богатого человека и нуждающихся — это взаимоотношения богатого человека с Богом (тем, кто дал ему богатство).
- Урок №134, отрывки 30-31:
בְּרָעָתוֹ יִדָּחֶה רָשָׁע וְחֹסֶה בְמוֹתוֹ צַדִּיק
32. Злом своим повергнут будет злодей, а праведный (и) при смерти своей имеет надежду.
Злодей делает злые дела (против Заповедей Бога). Они создают потенциал зла, которое в первую очередь на него же и обрушивается. Праведник — это тот, кто делал только добрые дела и выполнял заповеди Бога. Так даже перед лицом смерти он знает, что впереди у него Рай и счастье. То есть, он счастлив всю свою жизнь. Даже в самых сложных условиях.
בְּלֵב נָבוֹן תָּנוּחַ חָכְמָה וּבְקֶרֶב כְּסִילִים תִּוָּדֵעַ
33. В сердце логичного (рационального) человека отдыхает (располагается) Божественная мудрость, а среди грешников (Ксилим — это грешники, которые знают о Боге, но в них победила животная натура) она знакома.
Хохма — это Божественная Мудрость (Заповеди Бога), которые пришли через пророков. Им противостоит Злое Начало (животное начало) в человеке. Цадик — это тот, в ком победила Хохма и он действует по приказам Бога.
Иногда это происходит после тяжелой и непрекращающейся внутренней войны. А иногда человек настолько разобрался в себе, что победил окончательно Злое Начало.
Логичный (рациональный) человек — тот, кто понимает суть вещей и их взаимосвязи. И он побеждает Злое Начало внутри хитростью и у него «отдыхает Божественная Мудрость». Он не воюет с собой.
А грешники, в которых победила животная натура — они просто знают о Боге и Торе, но это знание не управляет их действиями и жизнью.
- Урок №135, отрывки 32-33:
צְדָקָה תְרוֹמֵם גּוֹי וְחֶסֶד לְאֻמִּים חַטָּאת
34. Милосердие возвышает народ, а доброта стран – грех.
Цдака (милосердие) — это действие помощи ближнему (конкретному человеку). И если в каком-то народе это принято и делается — то это поднимает весь народ в духовном плане. Например Сдом и Амора были уничтожены, а Америка — самая процветающая страна в мире.
Но когда на уровне стран устанавливаются какие-то законы в сфере духовности и доброты (не то, что Бог установил, а сами страны придумывают, что такое хорошо и что такое плохо — то обычно это грех).
Достаточно вспомнить коммунистов с их 200 млн убитых за «дело мира во всем мире» или «доброта» к убийцам и террористам, которых вместо того, чтобы казнить — садят в тюрьмы с прекрасными условиями и потом отпускают на свободу.
רְצוֹן מֶלֶךְ לְעֶבֶד מַשְׂכִּיל וְעֶבְרָתוֹ תִּהְיֶה מֵבִישׁ
35. Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – к позорному.
Тот, кто работает (действует), выполняя заповеди Бога и старается поумнеть — вызывает у Царя Царей (Бога) — желание помогать. Для этого Бог и создавал мир.
А тот, кто «позорит» образ Бога (то есть свою духовную сущность) и не выполняет никаких действий, ради которых был создан мир и человек — вызывает гнев на себя и на весь мир.
- Урок №136, отрывки 34-35: