Мишлей | Глава 15. Перевод с комментариями - Ицхак Пинтосевич - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Мишлей | Глава 15. Перевод с комментариями

Помочь уроку

מַעֲנֶה רַֹךְ יָשִׁיב חֵמָה וּדְבַר עֶצֶב יַעֲלֶה אָף

1. Кроткий ответ отвращает гнев (внутри), но резкое слово возбуждает ярость (выраженный гнев).

Гнев отличается от ярости. Гнев — это внутри человека. А ярость — это выраженный гнев. Крики и невербальное проявление гнева.

Спокойный ответ второй стороны (того, на кого гневаются) — может погасить гнев внутри. А если отвечают грубо и резко — то гнев превращается в ярость.

לְשׁוֹן חֲכָמִים תֵּיטִיב דָּעַת וּפִי כְסִילִים יַבִּיעַ אִוֶּלֶת

2. Язык мудрых улучшают познание, а уста грешников по вожделению высказывают глупость и сомнение.

Любое описание реальности — искажение. Как бы человек не описывал «фрукт фейхоа» тому, кто его не ел и не видел и не держал в руках — описание будет искажением реальности.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

Тем более, сложно даже предположить, что кто-то может точно описать такие понятия, как «добро и зло», БОГ и вера в БОГА. Человек живет в мире «историй, которые рассказывает себе и другим». Мудрецы «улучшают познание» — это значит, что «суди каждого человека с хорошей стороны» (Пиркей Авот). «Какой путь, по которому человек приблизится к Богу? Раби Элиэзер ответил «добрый глаз» (Пиркей Авот).

Всё, что делает Бог — делает для добра. — Тора.

Должен человек благословлять на плохое, как на хорошее. — Талмуд Брахот.

И еще множество мест, где Тора нас учит при описании реальности — «улучшать» свое восприятие с помощью позитивных интерпретаций. В итоге, человек получает два плюса. Хорошее настроение и «мера за меру от БОГА». Та мера, которой человек «отмеряет» — отмеряют ему с Небес.

Как говорил Раби Нахман «Если человек говорит «как мне хорошо» — Бог ему отвечает «ты думаешь это хорошо? Я тебе покажу, что такое настоящее «хорошо»… А если человек говорит «мне плохо» — Бог ему «отвечает»: Ты думаешь это плохо? Я тебе покажу, что такое настоящее «плохо»…..

Грешники по вожделению — хотят грешить и их знание о Боге им мешает. Поэтому они «высказывают сомнение в Боге и это их стиль мышления и речи».

  • Урок №137, отрывки 1-2:

בְּכָל מָקוֹם עֵינֵי יְדֹוָד צֹפוֹת רָעִים וְטוֹבִים

3. На всяком месте Бог просматривает злых и добрых.

Бог «просматривает» — это слово похоже на рентген, который проникает везде. Бог не где-то в высотах — всё мироздание от молекулы до мельчайших составляющих энергии — это проявление БОГА. И хорошее и плохое и вся реальность — это проявление Бога. И в зависимости от мыслей и поступков людей с ними происходят события их жизни. И с миром в целом происходят изменения вследствие свободы выбора, которую Бог дал человеку. Есть Мишна в Пиркей Авот: «всё просматривается и свобода выбора дана. И добром судится мир. И всё (реальность) по большинству действий (людей)»

Поэтому на каждом из нас 100% ответственность за свою персональную реальность и за мир в целом.

מַרְפֵּא לָשׁוֹן עֵץ חַיִּים וְסֶלֶף בָּהּ שֶׁבֶר בְּרוּחַ

4. Кротость языка – древо жизни, а коварство в нем – сокрушение духа.

Внутренний разговор — основа жизни человека. 99% слов и идей человек проговаривает у себя в голове. Стиль этого разговора — определяет эмоциональное состояние.

В письме Рамбана своему сыну — он уделяет главное внимание именно стилю разговора.

https://www.evernote.com/l/ANhl4mhfV1RAXpyVUS-wK-k…

Исцеляющий стиль — кроткий и спокойный. В нем нет злоязычия, обмана и сплетен. Такой стиль появляется при изучении Торы (древо жизни).

Искривления в языке (крики, злоязычие, сплетни и т.д.) — показывает на болезнь духа. Сокрушение духа.

  • Урок №138, отрывки 3-4:

אֱוִיל יִנְאַץ מוּסַר אָבִיו וְשֹׁמֵר תּוֹכַחַת יַעְרִם

5. Грешник-скептик презирает наставление отца своего, но кто соблюдает поучение, становится умным.

У Бога есть два «инструмента» научить правильному пути.

  1. Поучение — объяснение в Торе, что такое хорошо и что такое плохо. Мы сейчас изучаем Притчи — «поучение» переданное Богом через Царя Соломона.
  2. Наставление — с помощью страданий и страха повлиять эмоционально. Когда человек видит наказание злодеев или читает про них — это называется «наставление» (МусАр)

Грешники бывают двух видов. Грешник по вожделению (Ксиль) и грешник-скептик (Эвиль).

Грешника по вожделению — может остановить только страх. Интеллектуально он и так верит в Бога. Просто не может справиться со своими желаниями.

Грешника скептика страхом не остановишь. Он не верит в Бога и объяснить всё случайностью. Но его можно остановить от преступлений с помощью поучения. Если он интеллектуально поверит — то и начнет соблюдать Заповеди.

בֵּית צַדִּיק חֹסֶן רָב וּבִתְבוּאַת רָשָׁע נֶעְכָּרֶת

6. В доме праведника – много прочности, а прибыток нечестивого – выкорчевывает.

Праведник строит свою жизнь на прочных основах. Он изучает то, что БОГ от него хочет и делает. Поэтому он может быть уверен в помощи БОГА.

Но если он начнет вносить в свой дом (бизнес) деньги злодеев, то вся его жизнь может разрушиться.

Об этом мы учили в Пиркей Авот: Отдались от плохого соседа и не присоединяйся к злодею (даже в хорошем деле) и не придется отчаиваться от расплаты.

Ложка дегтя — портит бочку мёда. — Народная Мудрость.

  • Урок №139, отрывки 5-6:

שִׂפְתֵי חֲכָמִים יְזָרוּ דָעַת וְלֵב כְּסִילִים לֹא כֵן

7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце грешников по вожделению – не так.

Мы учили в начале Притчей, что слова Торы надо «записать на скрижалях сердца и повязать на горло». Это значит, что надо запомнить и рассказывать.
Мудрец — постигает знания и распространяет их. У мудреца — главная часть мышления — рациональная.
Грешником по вожделению, который знает Истину, но не действует по Божественным Заповедям — управляют желания и эмоции. Его мысли и разговоры управляются словом «хочу».

זֶבַח רְשָׁעִים תּוֹעֲבַת יְדֹוָד וּתְפִלַּת יְשָׁרִים רְצוֹנוֹ

8. Жертва злодеев – мерзость пред Господом, а молитва благочестивых – благоволение Его.

Жертва — это внешнее действие, которое БОГ заповедовал, как возможность приблизиться к НЕМУ в сердце. Но если в сердце человек остается «злодеем» — то никакие внешние действия не приблизят его к БОГУ.

תּוֹעֲבַת יְדֹוָד דֶּרֶךְ רָשָׁע וּמְרַדֵּף צְדָקָה יֶאֱהָב

9. Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а ищущего правды Он любит.

Мерзость для БОГА — направление мышления, которым мыслит злодей. Его качества характера: гордость, злость, жестокость.
Тот, кто искренне стремится к БОГУ — даже если он выполняет запрещенные действия (но он не знает, что это запрещено), вызывает у БОГА любовь.
Направление движения (намерение) важнее, чем детали действия.

מוּסָר רָע לְעֹזֵב אֹרַח שׂוֹנֵא תוֹכַחַת יָמוּת

10. Наказание злом – оставившему пути Торы; ненавидящий увещевание умрет.
(י) מוסר רע לעוזב אורח — יסורים קשים מוכנים לעובר אורח של הקב»ה:

Есть мусар (наказание страданием) и есть увещевание (предостережение). Если человек видит наказание (страдание), которое БОГ посылает на других людей — то это для него предостережение или мусар (добром). Он сопереживает страданиям других людей, но сам не страдает.
Но если все это не работает — то БОГ вынужден посылать такому человеку личные страдания. Это называется мусар РА (страдание злом — злое). И если человек и тут не понимает (не хочет понять) — то он умирает.

  • Урок №140, отрывки 7-10:

שְׁאוֹל וַאֲבַדּוֹן נֶגֶד יְדֹוָד אַף כִּי לִבּוֹת בְּנֵי אָדָם

11. Преисподняя и Аваддон (первичный материал, который в основе всего мироздания) на виду у БОГА, тем более сердца сынов человеческих!

Бог видит и понимает всё, что думает человек в «сердце своём». 70 тысяч мыслей в день, которые всплывают в мышлении человек известны и учитываются Богом. Как это происходит? Бог — это ТО, что в основе всего. ОН всему даёт возможность существовать. ОН СУТЬ всего во ВСЕЛЕННОЙ. И так ОН воспринимает всё. Тем более мысли человека.

לֹא יֶאֱהַב לֵץ הוֹכֵחַ לוֹ אֶל חֲכָמִים לֹא יֵלֵךְ

12. Не любит насмешник, тех, кто его наставляют, к мудрецам Торы он не пойдет.

Насмешник — это умный человек, который отрицает правду. Это первая ступень к ИВЕЛЬ (грешник, отрицающий Бога и Тору).
Он не может сказать, что увещевания мудрецов не правда. Поэтому он их ненавидит. И к ним не ходит.

לֵב שָׂמֵחַ יֵיטִב פָּנִים וּבְעַצְּבַת לֵב רוּחַ נְכֵאָה

13. Сердце радостное делает лицо веселым, но при горести сердца – ломается дух.

«Много замыслов в сердце человека — но решение Бога исполнится» — Мишлей.
В сердце человека весь его мир. И если он радуется тому, что у него есть, то сердце наполняется добром.
А когда он грустит — то его намерение, которое собирает все его силы и направляет куда-то, может сломаться.
Раши объясняет это так, что «радуется сердце» — Бога. И «ломается ДУХ» — это желание Бога к этому человеку.
То есть из-за поступков человека (Заповеди и Тора) — Бог может радоваться или наоборот, изменить своё отношение к человеку на плохое. Но основа всего — внутреннее состояние человека и его действия.

  • Урок №141, отрывки 11-13:

לֵב נָבוֹן יְבַקֶּשׁ דָּעַת וּפִני {וּפִי} כְסִילִים יִרְעֶה אִוֶּלֶת

14. Сердце логичного (разумного) ищет познания, уста же грешников по вожделению дружат с сомнениями.

Логичный — это тот, кто изучает причинно-следственные связи. Вытаскивает «вещь из вещи». Он анализирует реальность и максимально отдаляется от эмоционального восприятия мира. Грешник по вожделению не может преодолеть свои желания (эмоции). Поэтому он вместо логики и понимания ищет способы сомнения и скептицизма. Чтобы опровергать логику, которая мешает ему идти на поводу у желаний.

כָּל יְמֵי עָנִי רָעִים וְטוֹב לֵב מִשְׁתֶּה תָמִיד

15. Все дни бедного плохи, а у кого сердце весело, у того всегда пир.

По Торе «бедный» — это тот кому не хватает. А «богатый» — тот кто рад своему уделу.
И внешние обстоятельства не влияют на привычное «состояние сердца».
Первично — отношение к миру и себе. Как мы учили в Пиркей Авот : Зависть, вожделение и стремление к почету сживают человека из мира.

טוֹב מְעַט בְּיִרְאַת יְדֹוָד מֵאוֹצָר רָב וּמְהוּמָה בּוֹ

16. Лучше немногое при трепете перед Богом, чем большое сокровище и при нем тревога.

Этот отрывок продолжение предыдущего. Здесь мы видим метод, которым достигается состояние богатства. Помнить всегда, что БОГ даёт каждому то, что ему положено и нужно. И если дать больше, чем человек в состоянии сейчас нести — то его может «сломать». Сам Царь Шломо просил у БОГА в Коэлет: «Бедность и богатство не давай мне. Накорми меня законным хлебом».

טוֹב אֲרֻחַת יָרָק וְאַהֲבָה שָׁם מִשּׁוֹר אָבוּס וְשִׂנְאָה בוֹ

17. Лучше трапеза (из) зелени и при ней любовь, чем откормленный бык и при нем ненависть.

И в завершение темы «богатство и бедность» — что даже в вопросах питания, первично эмоциональное состояние, а не качество пищи.

Поэтому целями в жизни должны быть: счастье, любовь, позитивные эмоции.
А обычно они подменяются целями-средствами.
Люди стремятся к деньгам, обладанию предметами и почету. Надеясь получить в итоге ощущение счастья. Но из-за того, что на пути к этим целям-средствам они делают множество преступлений против Бога и людей, то вместо ощущения счастья — даже при достижении целей, они испытывают постоянную тревогу и ненависть.

  • Урок №142, отрывки 14-17:

אִישׁ חֵמָה יְגָרֶה מָדוֹן וְאֶרֶךְ אַפַּיִם יַשְׁקִיט רִיב

18. Человек в раздражении возбуждает раздор, а долготерпеливый утишает ссору.

Есть внутреннее раздражение и гнев , а есть ярость (внешнее проявление гнева).

Если люди, которые умеют сдерживать свои эмоции и управлять ими, а есть которые сразу их выплескивают наружу.

Идеальный вариант — не раздражаться внутри и не создавать внешних ссор и конфликтов.

דֶּרֶךְ עָצֵל כִּמְשֻׂכַת חָדֶק וְאֹרַח יְשָׁרִים סְלֻלָה

19. Путь ленивого – как плетень терновый, тропинка благочестивых ровная.

Путь — это широкая дорога. А тропинка — узкая. Ленивому человеку — даже самый ровный и широкий путь кажется заросшим и непроходимым. А для благочестивого человека — даже узкая тропинка кажется прямой и ровной. Потому что «чем больше страдание — тем больше награда» (на пути духовного роста и выполнения Заповедей Бога).

בֵּן חָכָם יְשַׂמַּח אָב וּכְסִיל אָדָם בּוֹזֶה אִמּוֹ

20. Сын мудрый радует отца, а грешник по вожделению позорит мать свою.

В воспитании сына участвуют и отец, и мать. У них разные роли. Отец должен строго научить сына быть мужчиной. С помощью внешних увещеваний отец создает у сына внутренний диалог с Йецер Ара (со злым началом). В дальнейшей жизни сын сможет сам себя контролировать.

Мать дает сыну безусловную любовь. И иногда этим портит своего сына. Она чрезмерно опекает его и делает его слабым и ленивым. В итоге: если сын стал мудрецом Торы — то отец радуется и сын радует отца (что является заповедью).

А если сын испортился — то чаще всего это ответственность матери и он позорит мать (относится к ней без уважения).

  • Урок №143, отрывки 18-20:

אִוֶּלֶת שִׂמְחָה לַחֲסַר לֵב וְאִישׁ תְּבוּנָה יְיַשֶּׁר לָכֶת

21. Скептицизм – радость для влекомого страстями, а человек логичный идет прямым путем.

Влекомый страстями — это человек, который не может управлять своим эмоциональным (животным) мышлением.

Когда влекомый страстями встречает грешника-скептика, который отрицает Божественные Законы управления миром — он радуется. Потому что по мнению грешника-скептика Бога нет и правил его тоже нет. Поэтому делай, что хочешь.

А человек, у которого сильно развита рациональная-логическая часть ума, идёт прямыми путями. То есть он не будет блуждать в плену эмоциональных бурь.

הָפֵר מַחֲשָׁבוֹת בְּאֵין סוֹד וּבְרֹב יוֹעֲצִים תָּקוּם

22. Разрушает мысли – раскрытие тайны, а при многих советниках они сбудутся.

Много мыслей в сердце человека. Замысел — это принятое решение. Когда много мыслей и их рассказываешь вслух — кто-то может разрушить эти мысли и замысел (решение), которое принимается из этих мыслей.

Но когда советуешься с умными людьми — то они предложат тебе несколько работающих вариантов. И если что-то не получается, то всегда есть запасной вариант.

  • Урок №144, отрывки 21-22:

שִׂמְחָה לָאִישׁ בְּמַעֲנֵה פִיו וְדָבָר בְּעִתּוֹ מַה טּוֹב

23. Радость человека в ответе уст его, и слово ко времени как хорошо!

Если человек изучает Тору и слова Торы вошли в его мышление, то он в радости всегда. Потому что Тора соединяет его с Богом и ему поэтому радостно. А если он еще и может в нужный момент вспомнить заповедь или отрывок из Торы, подходящий к этому моменту — то это еще лучше.

אֹרַח חַיִּים לְמַעְלָה לְמַשְׂכִּיל לְמַעַן סוּר מִשְּׁאוֹל מָטָּה

24. Путь жизни благоразумного – вверх, чтобы уклониться от преисподней, которая внизу.

Идти в гору сложнее, чем спускаться с горы. В жизни, все достижения даются с трудом. Благоразумный это понимает и все его действия направлены для духовного подъема.

А чтобы легче было лезть вверх, нужно помнить, что другого пути просто нет. Так как если не подниматься, то опускаешься в ад.

בֵּית גֵּאִים יִסַּח יְדֹוָד וְיַצֵּב גְּבוּל אַלְמָנָה

25. Дом надменных опрокидывает БОГ, и восстанавливает границу вдовы.

Гордецы и надменные — думают, что они правят в этом мире. Поэтому они обижают и презирают слабых. Верующий человек понимает, что всё от БОГА. Поэтому он знает, что даже за вдову (символ беспомощности в те времена) — БОГ заступится и вернет всё в порядок.

  • Урок №145, отрывки 23-25:

תּוֹעֲבַת יְדֹוָד מַחְשְׁבוֹת רָע וּטְהֹרִים אִמְרֵי נֹעַם

26. Мерзость пред БОГОМ замыслы злодея, и чистые речи благие.

В этом отрывке разбирается вопрос: А если у человека замысел злой, а речи красивые и благие — как БОГ к этому относится? Что важнее в этом случае — внешнее или внутреннее.
Царь Соломон нам сообщает, что внутреннее важнее. Если человек замышляет зло, а на словах говорит хорошие слова — то для БОГА это мерзость.

עֹכֵר בֵּיתוֹ בּוֹצֵעַ בָּצַע וְשׂוֹנֵא מַתָּנֹת יִחְיֶה

27. Губит дом свой корыстолюбивый (алчный) , а ненавидящий подарки жив будет.

У человека есть глубинные намерения, которые определяют его решения и как следствие влияют на все события в его жизни.
Человек корыстолюбивый и алчный, внутренне настроен забирать у других людей. И рано или поздно, но он обязательно кого-то обидит или возможно даже ограбит.
Таким образом, хотя внешне он копит и собирает и улучшает свой дом, но по факту — рано или поздно он дом свой разрушит. Как следствие своей алчности и ошибок в выборе, которые у него будут.
Человек, который ненавидит даже подарки, он настроен только отдавать. Он не хочет получать от людей ничего. Даже то, что они дарят. И его решения будут продиктованы только желанием давать, помогать. Таким образом человек входит в «резонанс» с БОГОМ, главное качество которого «давать добро». И будет жить вечно, так как соединился с БОГОМ.

לֵב צַדִּיק יֶהְגֶּה לַעֲנוֹת וּפִי רְשָׁעִים יַבִּיעַ רָעוֹת

28. Сердце праведного обдумывает, что отвечать, а уста злодеев изрыгают зло.

Цадик обдумывает, что можно сказать, а что нельзя. Он наблюдает за собой и отслеживает свой «йецер ара» (злое, животное начало).
Злодей говорит «злоязычие» и сплетни, он оскорбляет и ругается с людьми. Всё это происходит обычно на эмоциональном (животном) фоне.
Осознанность, самоанализ, сверка правильности своих действий и слов с Торой — вот рациональные «инструменты» мышления Праведного.

רָחוֹק יְדֹוָד מֵרְשָׁעִים וּתְפִלַּת צַדִּיקִים יִשְׁמָע

29. Далек БОГ от нечестивых, а молитву праведников услышит.

В третьем отрывке этой мы учили, что «в каждом месте Бог просматривает хороших и плохих». Получается, что БОГ просматривает всю реальность.
Здесь говорится от связи человека с Богом. Праведник с помощью своих действий и мыслей соединяется с БОГОМ. Как мы учили в Пиркей Авот: Сделай волю Бога, как свою и ОН выполните твою волю, как ЕГО.
Злодей — он своими действиями и мыслями отделяется от БОГА и делает против воли БОГА. Он создает свой мир, в котором все события происходят случайным образом и зависят не от БОГА, а от разных случайных факторов. Естественно, что злодей не молится БОГУ. А молитва, Тора и Заповеди — это единственный способ соединения человека с БОГОМ.
Злодей отдаляет себя от БОГА.

  • Урок №146, отрывки 26-29:

מְאוֹר עֵינַיִם יְשַׂמַּח לֵב שְׁמוּעָה טוֹבָה תְּדַשֶּׁן עָצֶם

30. Свет глаз веселит сердце, добро услышанное питает кость.

«Сердце» — это подсознание, которое управляет мышлением человека. То, что человек видит — попадает сразу в подсознание. Картинки заходят и впечатываются сразу в нейронные сети. Глаза видят — сердце хочет — руки ноги делают. — Талмуд.

Не будете блуждать влекомые сердцем и глазами, которые совращают вас. — Шма Исраэль (Тора)

Услышанные слова — проходят через осмысление. Их действие меньше, чем увиденное.

Это объяснение механического воздействия увиденного и услышанного. И второй смысл отрывка в том, что добро улучшает здоровье. Позитивное мышление — лучшее лекарство.

אֹזֶן שֹׁמַעַת תּוֹכַחַת חַיִּים בְּקֶרֶב חֲכָמִים תָּלִין

31. Ухо, услышит наставления жизни, – в среде мудрецов проживай.

Поэтому, для того, чтобы слышать наставления жизни — приближайся к мудрецам Торы. Пусть будет твой дом домом собрания мудрецов (Пиркей Авот)

И старайся увидеть то, что делают мудрецы Торы. Просто увидеть мудреца может оказать неизгладимое впечатление на твою жизнь.

А если тебе посчастливится наблюдать, как он живет (проживая рядом с ним) — то это лучше, чем изучать Тору. Так написано в Талмуде.

И есть много историй про раби Акиву, где он даже прятался под кроватью у своих учителей, чтобы понять, как они себя ведут там, где их обычно никто не видит.

  • Урок №147, отрывки 30-31:

פּוֹרֵעַ מוּסָר מוֹאֵס נַפְשׁוֹ וְשׁוֹמֵעַ תּוֹכַחַת קוֹנֶה לֵּב

32. Отвергающий наставление (страдание) презирает душу свою, а кто слушает назидание приобретает управление над собой.

Мусар — это наставление через страх наказания или уже само наказание. Назидание (тохаха) — это увещевание через объяснение. Через интеллект.

Тот, кого даже страдания не могут заставить стать на правильный путь — безнадежен. Ему не важна его жизнь и он отказывается и от вечной жизни и от этой жизни.

Тот, кто может слушать назидание — у того есть все шансы взять под управление свою животную сущность и начать управлять собой и своей жизнью.

יִרְאַת יְדֹוָד מוּסַר חָכְמָה וְלִפְנֵי כָבוֹד עֲנָוָה

33. Страх пред БОГОМ – наставление и мудрость, и причина почета – смирение.

Трепет перед БОГОМ — это чувственное ощущение связи с Творцом Мироздания. Именно это ощущение и создаёт у человека РЕАЛЬНОСТЬ веры в БОГА.
Для того, чтобы появился ТРЕПЕТ перед Богом — необходимы: Божественная Мудрость (узнать о БОГЕ и ЕГО ЗАКОНАХ) и наставление (средство управления внутренним животным).
После этого приходит смирение. Осознание, что ВСЁ от БОГА и ощущение своего надутого Я — это иллюзия ЭГО. Я — это не более, чем набор «историй» о своей важности.
И сразу после смирения приходит ПОЧЁТ. Только это не иллюзорный «почёт» от людей. А наполненность БОЖЕСТВЕННОЙ силой, которую люди называют ХАРИЗМА.

  • Урок №148, отрывки 32-33 (2 части):

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Ицхак Пинтосевич Помочь уроку

Ицхак Пинтосевич - подготовил более 1 500 бизнес-тренеров и коучей. Обучал мировые корпорации: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Создатель самого крупного в РУНЕТЕ портала по развитию 5СФЕР. Автор 14 книг. Учился у Рава Ицхака Зильбера.