Поделиться

Мишлей | Глава 16. Перевод с комментариями

לְאָדָם מַעַרְכֵי לֵב וּמֵיְדֹוָד מַעֲנֵה לָשׁוֹן

1. Человеку (принадлежат) предположения сердца, а от БОГА – ответ языка.

Мы уже изучали, что «много замыслов в сердце человека, а решение БОГА исполнится». Есть мир мыслей, а есть мир действий. Действия в этом мире полностью регулируются Божественным Управлением. Ничего не может двигаться вопреки законам Природы, которые установил БОГ. А если нарушается природный ход вещей, так это очевидно происходит по уникальному «решению» БОГА. А в чем же тогда свобода выбора человека? В его мышлении. «Всё с Небес — кроме трепета перед Небесами». Решение, во что верить — вот выбор человека. С момента, когда он вслух произносит свою мысль (речь и голос — это минимальные действия, которые запускают процессы в мире) — это уже решение БОГА.

כָּל דַּרְכֵי אִישׁ זַךְ בְּעֵינָיו וְתֹכֵן רוּחוֹת יְדֹוָד

2. Все пути человека чисты в его глазах, но БОГ взвешивает души.

Человек обдумывает свои поступки и принимает решение. В его «глазах» — он прав и хочет только добра. Даже маньяк-убийца считает себя «чистильщиком мира» и борцом со злом.

Воровские понятия (https://clck.ru/9Lk46) для тех, кто по ним живет — правильный и честный путь в жизни. Так они думают.

БОГ — «просвечивает» всё мироздание. Душа человека — это как прожектор, в котором «электричество» — это Божественный Свет. Всё, что есть в жизни человека — это следствие «слайдов-мыслей» человека, сквозь которые проходит Божественная Энергия. В мир действий эти слайды-мысли выходят в виде слов и действий человека. События, которые приходят к нему — это следствия (ответ БОГА) на его «запросы» (мысли-слайды).

  • Урок №149, отрывки 1-2:

גֹּל אֶל יְדֹוָד מַעֲשֶׂיךָ וְיִכֹּנוּ מַחְשְׁבֹתֶיךָ

3. Возложи на БОГА дела твои, и утвердятся мысли твои.

Мысли человека летают в голове ассоциативно и хаотично. Внешний мир состоит из множества стимулов, которые хаотично влияют на человека. Так продолжается с момента рождения. Внешний мир и внутренний мир создают тысячи сигналов, ответом на которые становятся 70 тысяч мыслей человека в день.

Чтобы навести порядок во всем этом хаосе — надо создать фундамент и каркас мышления. Систему ценностей и правил, которая не подвержена изменениям. Это Тора и Трепет перед БОГОМ. Если создать такой прочный фундамент и каркас мышления — то утвердятся мысли. Мышление и жизнь станут системными и упорядоченными.

כֹּל פָּעַל יְדֹוָד לַמַּעֲנֵהוּ וְגַם רָשָׁע לְיוֹם רָעָה

4. Все сотворил БОГ для ответов ЕМУ, и также злодея (заготовил) на день бедствия.

Всё мироздание — это проявление БОГА в разных вариациях. Человек проходя сквозь «уровень компьютерной игры» — ищет свою связь с БОГОМ.
Это происходит через достижение (или недостижение) целей. Иногда через страдание (чтобы так не было с нами). Иногда через изучение Торы. Всё мироздание сотворено и работает для человека по принципу запрос-ответ или причина-следствие.

Злодей — это тоже часть реальности. Он приносит людям «зло», которое часто является ответом на их действия. Иногда это ответ на зло, которое когда-то произошло и сейчас по каким-то непонятным нам законам — это зло возвращается. Может быть только для того, чтобы мы задумались о быстротечности жизни и вернулись к БОГУ.

  • Урок №150, отрывки 3-4:

תּוֹעֲבַת יְדֹוָד כָּל גְּבַהּ לֵב יָד לְיָד לֹא יִנָּקֶה

5. Мерзость пред БОГОМ всякий высокомерный, можно поручиться, что он не останется ненаказанным.

БОГ сотворил всё мироздание для того, чтобы давать добро. ОН установил правила в этом мире: что есть добро и что есть зло. За добро есть награда (последствие) — вечная жизнь в духовном мире. За зло тоже есть наказание (последствия). БОГ хочет, чтобы человек раскаялся в своем неправильном поведении, поэтому посылает человеку страдания и знание о раскаянии.

Во всех случаях БОГ ждет и откладывает наказание (последствия) за грех, кроме случаев, когда человек высокомерный. Так как всё в этом мире идет «мера за меру» — то высокомерный, который считает себя «богом» — получает сразу наказание от БОГА.

בְּחֶסֶד וֶאֱמֶת יְכֻפַּר עָוֹן וּבְיִרְאַת יְדֹוָד סוּר מֵרָע.

6. Милосердием и истиной очищается грех, а страх пред БОГОМ отводит от зла.

БОГ установил в сотворенном ИМ мироздании множество законов. Все законы природы, духовные законы. И передал их в Торе. Нарушение духовных законов БОГА называется — грех. Последствия греха — загрязнение души и мира. Если человек в какой-то момент жизни понял, что он совершил грехи и хочет их исправить — БОГ предусмотрел «законы по очищению».

Есть законы раскаяния. Их изложил в книге «Ворота Раскаяния» Рабейну Йона. А Царь Соломон нам сообщил, что милосердие (бескорыстная помощь людям) и изучение Торы — очищают от греха. Раскаяние — это как «стиральная машина» для души человека. А милосердие и изучение Торы — как чистящие средства. Но лучше вообще не грешить. И спасает от греха — страх перед БОГОМ. Обычно грешат для того, чтобы удовлетворить свои желания и получить от этого удовольствие. Впоследствии много страдают. А страх перед Богом — уменьшает желание грешить и спасает от будущих страданий.

בִּרְצוֹת יְדֹוָד דַּרְכֵי אִישׁ גַּם אוֹיְבָיו יַשְׁלִם אִתּוֹ

7. Если БОГ благоволит к путям человека, то и врагов его примирит с ним.

Здесь мы тоже видим принцип «мера за меру». Как мы учили уже в Пиркей Авот:

«Делай волю БОГА, как свою — и ОН выполните твою волю, как ЕГО».

Убери свои желания перед волей БОГА — и ОН уберет желания врагов перед тобой.

Чем больше человек преодолевает своё «злое начало» и совершает внутренний подвиг — тем больше БОГ проявляется в его жизни и убирает внешних и внутренних врагов человека.

Обычно внешние враги — это следствие врагов внутренних (гнева, зависти, плохого отношения к людям, алчности и беспринципности).

  • Урок №151, отрывки 5-7:

טוֹב מְעַט בִּצְדָקָה מֵרֹב תְּבוּאוֹת בְּלֹא מִשְׁפָּט

8. Лучше немногое с справедливостью, нежели много прибытка при несправедливости.

Все достижения и приобретения нужны человеку, чтобы почувствовать удовлетворение и счастье. Процесс достижения может вызывать сопротивление со стороны людей.
В некоторых случаях, человек использует правило «цель оправдывает средства» (кто его придумал неизвестно) и начинает нарушать законы БОГА. В итоге, даже получив желаемое несправедливым (нечестным) путем — удовлетворение не приходит. А если и приходит — то сразу следом за ним приходит расплата.

לֵב אָדָם יְחַשֵּׁב דַּרְכּוֹ וַידֹוָד יָכִין צַעֲדוֹ

9. Сердце человека обдумывает путь свой, а БОГ направляет шаг его.

Мысли человека, его размышления — это свобода выбора. Человек может себе придумать любую интерпретацию и соответственно ей принимать решение. Каждый живёт в своей субъективной реальности. Каждый устанавливает себе систему приоритетов, ценностей и убеждений.
Объективная реальность — это Божественная Реальность. Все законы природы, причинно-следственные связи — создал и «запрограммировал» БОГ. ОН же в случаях индивидуального провидения — может менять для человека природный ход событий. Поэтому физическая РЕАЛЬНОСТЬ и мир действий — это «БОГ направляет шаги», а мысли, интерпретации и выборы — это «человек обдумывает свой путь».

  • Урок №152, отрывки 7-9:

קֶסֶם עַל שִׂפְתֵי מֶלֶךְ בְּמִשְׁפָּט לֹא יִמְעַל פִּיו

10. Магия на устах царя, на суде язык его не согрешит.

Когда говорит царь — каждое его слово очень сильно влияет. Поэтому предупреждает Царь Соломон — будьте осторожны в словах. Особенно, когда стоите перед «Царем Царей» (БОГОМ). В молитве или в обещаниях добрых дел. Каждое слово имеет силу.

פֶּלֶס וּמֹאזְנֵי מִשְׁפָּט לַידֹוָד מַעֲשֵׂהוּ כָּל אַבְנֵי כִיס

11. Весы и чаши (весов) правдивые у БОГА, действия его – все гири в суме.

Только БОГ знает истинную суть вещей. Он оценивает все действия, которые были и будут (Моше Рабейну перед тем, как убить египтянина, посмотрел в прошлое и будущее) и каждое событие в мире выверено абсолютно точно.
Больше всего влияет на суд — то, как сам человек судит других людей.

  • Урок №153, отрывки 10-11:

תּוֹעֲבַת מְלָכִים עֲשׂוֹת רֶשַׁע כִּי בִצְדָקָה יִכּוֹן כִּסֵּא

12. Мерзость для царей – делать беззаконие, ибо правдою утверждается престол.

Царь — это высшая власть на земле. БОГ установил структуру власти на Земле и в самом человеке, как на небесах. По образу и подобию…

На иврите Царь — записывается тремя буквами МеЛэХ. Этот же корень у слова МиЛХама (война) и у слова ЛеХеМ (хлеб).

Если человек хочет быть «царь» в своей жизни — то у него на первом месте должен быть Моах — (интеллект). На втором месте Лэв (сердце-эмоции). И на третьем месте Х (печень-кавэд — инстинкты). Если у человека инстинкты на первом месте — то он становится КЛуМ (ничто).

Царь — должен судить народ, обеспечивать защиту в войнах с врагами и обеспечивать материальные нужды народа. По какой системе Царь это делает? Служит ли он своему народу или заставляет народ служить себе? БОГ установил для человечества систему координат (что такое «добро» и что такое «зло»). Если Царь управляет по Божественной системе координат — то будет всё отлично. Если нет — то это «мерзость» для БОГА и такой царь долго не продержится. Только справедливостью укрепляется престол царя на долго. Или навечно, как Цари из рода Давида.

Статья о правлении и казни «современного царя. Саддама Хусейна» — https://www.currenttime.tv/a/saddam-hussein-rise-and-fall/29654800.html

  • Урок №154, отрывок 12:

רְצוֹן מְלָכִים שִׂפְתֵי צֶדֶק וְדֹבֵר יְשָׁרִים יֶאֱהָב

13. Благоволение царей – уста правдивые, и говорящего прямо ОН любит.

Можно судить по справедливости, а можно «больше, чем требует суд». На Небесах суды устанавливаются «мера за меру».

Если Царь более милосерден, чем требования суда — то на Небесах БОГ любит такого царя.

Вот небольшая справка о царях, которых убивали https://clck.ru/NupAE

חֲמַת מֶלֶךְ מַלְאֲכֵי מָוֶת וְאִישׁ חָכָם יְכַפְּרֶנָּה

14. Гнев царя – ангелы смерти; но человек мудрый искупает преступления.

Когда люди перестают выполнять Божественные Заповеди и начинают относиться друг к другу плохо — БОГ начинает гневаться.

Гнев БОГА — это «ангелы смерти» и они вызывают в мире эпидемии и войны. Мудрый человек (праведники) — своей смертью и страданиями и подвигами во имя ВЕРЫ в БОГА искупают грехи всего поколения.

Так было во времена Пинхаса, который убив Зимри — спас всё свое поколение.

בְּאוֹר פְּנֵי מֶלֶךְ חַיִּים וּרְצוֹנוֹ כְּעָב מַלְקוֹשׁ

15. В свете лика царя – жизнь, и благоволение его, как облако с весенним дождем.

Когда Царь (БОГ) или земной царь радуется — то для материального мира это похоже, как после долгой засухи начинается мягкий дождь.

Который приносит только пользу и насыщает землю и растения. А через них и животных, и человека.

  • Урок №155, отрывки 13-15:

קְנֹה חָכְמָה מַה טּוֹב מֵחָרוּץ וּקְנוֹת בִּינָה נִבְחָר מִכָּסֶף

16. Обретение Божественной Мудрости лучше золота, и обретение логики и сообразительности предпочтительнее серебра.

Золото хранили в сокровищницах. На него не покупали. Разменной монетой для покупок было серебро.

Божественная Мудрость (аксиомы Торы, которые пришли от Бога через пророков) — хранится в мышлении. Используется только для принятия решений, выбора целей. Для оценки различных событий. Это как золото в хранилище.

Логикой (функцией ума человека, которой можно научиться и натренировать её) — пользуются ежедневно для получения выводов и понимания, что происходит.

מְסִלַּת יְשָׁרִים סוּר מֵרָע שֹׁמֵר נַפְשׁוֹ נֹצֵר דַּרְכּוֹ

17. Как «железная дорога» путь прямых – уклоняться от зла; кто бережет свою душу тот, кто охраняет путь свой.

Есть люди «прямые от природы». Их природа душевная — во всем уклоняться от зла. Это происходит у них автоматически. Всем остальным надо «беречь душу». Так как природа обычного человека запрограммирована соблазнять его и вести в сторону зла.

לִפְנֵי שֶׁבֶר גָּאוֹן וְלִפְנֵי כִשָּׁלוֹן גֹּבַהּ רוּחַ

18. Пред сокрушением – гордость, и пред падением – высокомерие.

Есть несколько качеств человека в сфере гордость — скромность. Все начинается с высокомерия. Человек хочет большего и смотрит на себя, как на достойного большего. В этой ситуации он «падает». Как написано перед падением высокомерие. Если у него есть реальные подтверждения своего высокомерия (достижения) — то высокомерие повышает свой статус до «гордость». Когда у «гордого» происходит падение — оно называется «сокрушение». Как написано «перед сокрушением — гордость».

  • Урок №156, отрывки 16-18:

טוֹב שְׁפַל רוּחַ אֶת עֲנָיִים {עֲנָוִים} מֵחַלֵּק שָׁלָל אֶת גֵּאִים

19. Лучше смирение духом от скромности, нежели разделять добычу (достижения) с гордыми.

Этот отрывок — вывод из предыдущего. Здесь открывается смысл «смирение духом» и «скромность».

«Смирение духом» — это противоположность «высокомерию» (амбициям). Оно бывает двух видов. Когда человек имеет основания для гордости и когда не имеет. Когда ему нечем гордиться — то смирение духом это просто истина. Это не называется «скромность» . Когда ему есть чем гордиться и он при этом смиренный духом — это называется «скромность» и это высшая похвала в Торе. Про Моше Рабейну сказано, что он «самый скромный из людей»

מַשְׂכִּיל עַל דָּבָר יִמְצָא טוֹב וּבוֹטֵחַ בַּידֹוָד אַשְׁרָיו

20. Обдумывающий (свои) дела найдет благо, и надеющийся на БОГА — будет счастлив.

У человека есть два правильных способа поведения. Обдумывать свою цели и свои действия или полагаться на БОГА и ЕГО провидение. Первый способ приводит к успеху. Второй к успеху и счастью. Лучше всего соединять первый и второй способы.

  • Урок №157, отрывки 19-20:

לַחֲכַם לֵב יִקָּרֵא נָבוֹן וּמֶתֶק שְׂפָתַיִם יֹסִיף לֶקַח

21. Мудрого сердцем будут называть логичный и сообразительный, и сладость уст добавит познание.

Тот, кто изучал Божественную Мудрость от учителей и вложил её в своё мышление (запомнил наизусть) — даже если не развил у себя бину (логичность и сообразительность) — его будут считать таким. Потому что сама Божественная Мудрость будет выходить из него. И когда он будет кому то объяснять её — то и он поймет что-то важное и люди поймут. В моей «Система Сверх-Обучения 4-П» с помощью которой я советую учиться — третье «П» это «поделиться новым знанием с тремя людьми». Когда ты выучил что-то из Торы — очень важно вслух кому-то рассказать. С каждым разом твое понимание и запоминание будет увеличиваться.

מְקוֹר חַיִּים שֵׂכֶל בְּעָלָיו וּמוּסַר אֱוִלִים אִוֶּלֶת

22. Интеллект, для имеющих его – источник жизни, а исправление грешников-скептиков – глупость.

В этом отрывке Царь Шломо объясняет, как «работает» понятие «мудрый сердцем» из прошлого отрывка. Интеллект человека — это его управляющий орган. Как компьютер с программами. Когда его наполняешь Торой (Божественным Знанием) — то появляется Руах АКодеш (Святой Дух). Он начинает вести человека по пути Истины. Он начинает различать ложь от правды. И понимает все уловки (исправления) грешников-скептиков.

  • Урок №158, отрывки 21-22:

לֵב חָכָם יַשְׂכִּיל פִּיהוּ וְעַל שְׂפָתָיו יֹסִיף לֶקַח

23. Сердце мудрого вразумляет его речь, и в устах его умножается знание.

Когда в «сердце человека» заложены аксиомы от БОГА (то есть принципы Торы) — то все его мысли и речь управляются этими основами. Когда он говорит, то из своей же речи понимает многие идеи. Ведь 99% процесса мышления проходит в подсознании. И в сознание «всплывают» мысли, которые сформировались в подсознании.
Поэтому я провожу уроки Торы практически каждый день. Во время урока я сам лучше понимаю идеи Торы.

צוּף דְּבַשׁ אִמְרֵי נֹעַם מָתוֹק לַנֶּפֶשׁ וּמַרְפֵּא לָעָצֶם

24. Сотовый мед – речи приятные: сладость душе и исцеление для костей.

Когда человек говорит другим людям слова Торы (самые приятные в мире слова) и просто добрые слова — то это как мёд. Даёт силы.
Помимо влияния на других людей и улучшения отношений с ними — добрые слова дают силы душе человека. И исцеляют болезни тела.

В этой статье психотерапевт рассказывает, какие слова вызывают болезни. https://5sfer.com/slova-kotorye-vyzyvayut-bolezni-sostavle…/
Добрые слова наоборот исцеляют «кости» (болезни).

  • Урок №159, отрывки 23-24:

יֵשׁ דֶּרֶךְ יָשָׁר לִפְנֵי אִישׁ וְאַחֲרִיתָהּ דַּרְכֵי מָוֶת

25. Есть путь, который (кажется) прям пред человеком, но конец его – путь смерти.

Обычно человек видит «первое последствие» своего поступка. Например, он видит торт или диван и понимает, что это вкусно и удобно. Но есть «второе последствие: ожирение и ранняя смерть.

А тренировка и голодание (лечебное) — первое последствие «тяжело и страшно», а «второе последствие» здоровье и долгая жизнь.

Тора и Заповеди — на первый взгляд могут показаться непривлекательными — но дают долгую и вечную жизнь.

Материальный мир — внешне привлекательный, а в итоге лишает вечной жизни.

נֶפֶשׁ עָמֵל עָמְלָה לּוֹ כִּי אָכַף עָלָיו פִּיהוּ

26. Душа трудится для себя, ибо его заставляет рот его.

В материальном мире все действия выполняет «животная душа». Главный побудительный мотив тела — есть. Получается, что если идти на поводу у животной души — то человек «живет, чтобы есть». Такой способ жизни как раз иллюстрирует предыдущий отрывок: На первый взгляд кажется простым и понятным (живи, как живет всё «общество потребления») — но в итоге (конец его): путь к вечной и духовной смерти.

  • Урок №160, отрывки 25-26:

אִישׁ בְּלִיַּעַל כֹּרֶה רָעָה וְעַל שְׂפָתֹיו {שְׂפָתוֹ} כְּאֵשׁ צָרָבֶת

27. Человек (против БОГА) замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

Есть люди — источники зла. Они сбросили с себя «ярмо Божественных заповедей» и активно создают зло. Например, после Революции 1917 года была основана Еврейская секция Компартии. Её целью было бороться против веры в БОГА. Евсекция создала новые слова и понятия: шабесник (субботник), пейсаховник, йомкиперник. Так теперь назывались еврейские рабочие дни, связанные с наиболее священными для религиозных евреев днями: Шаббатом, Песахом и Йом-Киппуром. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм новой еврейской жизни.

Интересно, что главный их идеолог был вначале раввином, потом воевал против Торы и потом его расстреляли коммунисты. https://clck.ru/P3ecq

אִישׁ תַּהְפֻּכוֹת יְשַׁלַּח מָדוֹן וְנִרְגָּן מַפְרִיד אַלּוּף

28. Человек извращенный распространяет раздор, и жалобщик (пессимист) отделяет друзей.

Человек извращенный — это тот, кто переворачивает истину и делает из неё обман. Так как пути БОГА (истина) — это шалом, значит он стремится наоборот к ссорам. Жалобщик — это человек, которому кажется, что все хотят сделать ему (и другим плохо). И даже хорошие советы своего друга он видит, как обман и желание сделать зло.

אִישׁ חָמָס יְפַתֶּה רֵעֵהוּ וְהוֹלִיכוֹ בְּדֶרֶךְ לֹא טוֹב

29. Человек насилия соблазняет ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

Люди из мира зла очень активны. Так как у них нет будущего мира (они даже на него не надеятся) — то они должны успеть все удовольствия этого мира получить сразу. Поэтому они втягивают в свою преступную деятельность простых людей.

Вот ссылка на «воровские понятия». Одно из них — втягивать молодежь в преступную деятельность. https://clck.ru/P3gyG

  • Урок №161, отрывки 27-29:

עֹצֶה עֵינָיו לַחְשֹׁב תַּהְפֻּכוֹת קֹרֵץ שְׂפָתָיו כִּלָּה רָעָה

30. Закрывает глаза свои, чтобы придумать коварство, кривит уста свои, совершает зло.

Злодеи увлечены созданием зла (выдумывают разные способы обмануть). Есть среди них свои Ломоносовы и Менделеевы. Эйнштейны и Ньютоны.

עֲטֶרֶת תִּפְאֶרֶת שֵׂיבָה בְּדֶרֶךְ צְדָקָה תִּמָּצֵא

31. Венец великолепный – седина; находят ее на пути милосердия.

В этом отрывке Царь Соломон открыл нам два аспекта милосердия. Во-первых, оно продлевает жизнь. Во-вторых — тот, кто им занимается, будет уважаем в старости.

  • Урок №162, отрывки 30-31:

טוֹב אֶרֶךְ אַפַּיִם מִגִּבּוֹר וּמֹשֵׁל בְּרוּחוֹ מִלֹּכֵד עִיר

32. Долготерпеливый лучше богатыря, и владеющий собою (лучше) завоевателя города.

Человеком двигают его мечты и действия. Тора учит нас, что для достижения целей важнее терпение, чем сила. Вода, которая капает долго на камень — делает дырку в камне.

Богатырь — сразу выражает свой гнев, намного сложнее управлять собой и не действовать реактивно-автоматически. Долготерпеливый может не выражать гнев. Еще выше ступень «владеющий собой». Он не сдерживает гнев, а вообще находится вне эмоциональных реакций и обид.

Тот, кто переступил через свои качества (то есть не гневается ни на кого и не обижается) — прощают ему все его грехи. — Талмуд.

Этот принцип понятен, из-за правила «та мера, которой человек отмеряет другим людям — отмеряют ему с Небес». И если человек прощает другим всё, то и БОГ ему прощает его грехи.

בַּחֵיק יוּטַל אֶת הַגּוֹרָל וּמֵיְדֹוָד כָּל מִשְׁפָּטוֹ

33. За пазуху бросается жребий, но от БОГА решение его.

В случаях, когда человек не знает, что делать и как поступить — Тора разрешает бросить жребий. Потому что всё, что в мире происходит — от БОГА. Значит и результаты жребия — ЕГО решение.

Жребий бросал Моше Рабейну, когда выбирал 70 старейшин из 72 представителей 12 колен (по 6 из каждого колена). И никто на него не обижался.

В недельной главе Корах — Моше Рабейну предложил тоже проверить, чьё воскурение примет БОГ.

Жребий — это способ экспериментальным путем узнать, что БОГ хочет.

  • Урок №163, отрывки 32-33:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com