Поделиться

Мишлей | Глава 18. Перевод с комментариями

לְתַאֲוָה יְבַקֵּשׁ נִפְרָד בְּכָל תּוּשִׁיָּה יִתְגַּלָּע

1. Вожделений ищет отделившийся, в месте изучения Торы откроется это.

Есть два варианта объяснения этого отрывка. Первый: Отделившийся — это отошедший от Торы. И там, где изучают Тору это сразу увидят и поймут. Как Лот отошел от Авраама. И его потомки не могут присоединиться к народу Израиля.

Второй вариант: Отделившийся — это Назир или старец, который отделился от вожделений. И тогда слово בְּכָל תּוּשִׁיָּה — это не Тора (а ослабление). Возможен и такой вариант перевода. И тогда смысл в том, что тот, кто отдалился от вожделений и вернулся к ним — резко его ослабляют они.

לֹא יַחְפֹּץ כְּסִיל בִּתְבוּנָה כִּי אִם בְּהִתְגַּלּוֹת לִבּוֹ

2. Грешник по вожделению не любит логику и объяснения, но только открыть свое сердце (просто поболтать «по душам»)

Грешник-скептик любит «исследовать». Тот, кто идет на поводу у своих желаний, не любит исследовать. Это интеллектуальная работа, которая обычно уменьшает желания и эмоции. Поэтому грешник по вожделению любит просто делиться своими фантазиями, не вдумываясь в их смысл и иллюзорность.

  • Урок №177, отрывки 1-2:

בְּבוֹא רָשָׁע בָּא גַם בּוּז וְעִם קָלוֹן חֶרְפָּה

3. С приходом злодея приходит и презрение, а с бесславием – позор.

Злодеи любят позорить и оскорблять других людей. Они активно проявляют эту свою позицию, высмеивая окружающих. И если человек делает так, то рано или поздно он на себя наводит тоже самое.

מַיִם עֲמֻקִּים דִּבְרֵי פִי אִישׁ נַחַל נֹבֵעַ מְקוֹר חָכְמָה

4. Воды глубокие – слова уст человека; поток струящийся – источник Божественной Мудрости.

Слова находятся в «сердце человека». В подсознании. То, как они выходят наружу, похоже на вытаскивание ведра из глубокого колодца. Когда человек выходит на высокий уровень связи с БОГОМ, у него открывается в «сердце» источник Мудрости. И из него начинают выходить хидушим Торы. Новые открытия в Торе.

  • Урок №178, отрывки 3-4:

שְׂאֵת פְּנֵי רָשָׁע לֹא טוֹב לְהַטּוֹת צַדִּיק בַּמִּשְׁפָּט

5. Лицеприятствовать злодею нехорошо, искривлять праведному на суде.

Это две взаимно связанные вещи. Когда ты делаешь хорошо злодею автоматически ты вредишь праведнику.

Второе объяснение: такое случается в нашем мире и это очень не хорошо.

שִׂפְתֵי כְסִיל יָבֹאוּ בְרִיב וּפִיו לְמַהֲלֻמוֹת יִקְרָא

6. Уста грешника по вожделению входят в ссору, и рот его вызывает побои.

Уста — это слова, которые человек произносит. А рот — это его внутренний разговор. Способ, которым грешник общается с собой и миром приводят его к ссорам и конфликтам. Конфликтом с собой, с БОГОМ, с людьми.

  • Урок №179, отрывки 5-6:

פִּי כְסִיל מְחִתָּה לוֹ וּשְׂפָתָיו מוֹקֵשׁ נַפְשׁוֹ

7. Язык грешника – сокрушение ему, и уста его – ловушка для души его.

Язык — это внутренний разговор. Уста — это произносимые слова. Вначале человек внутри говорит себе что правильно и что нет. Он описывает мир и принимает решения, на основе своих убеждений и ценностей. Если внутри человек решил быть грешником и идти против Бога, то его уста будут произносить соответствующие слова.

דִּבְרֵי נִרְגָּן כְּמִתְלַהֲמִים וְהֵם יָרְדוּ חַדְרֵי בָטֶן

8. Слова жалобщика пронзительны, как удары, и они нисходят в глубину чрева.

Жалобщик — это тот, кто жалуется на Бога и людей. Кто описывает все ситуации вокруг, как во вред себе. Кто завидует и думает, что всё хорошее Бог раздал другим людям, а ему плохо. Этими словами он как будто бьёт себя. А он думает, что это Бог (через других людей) делает ему плохо. Всё это внутри его. Слова эти (жалобы) становятся для НЕГО его реальностью. А по факту — Бог любит человека и всё создал только для его блага. Просто это надо увидеть, принять и описать позитивным языком. Называется этот способ «добрый глаз».

  • Урок №180, отрывки 7-8:

גַּם מִתְרַפֶּה בִמְלַאכְתּוֹ אָח הוּא לְבַעַל מַשְׁחִית

9. И ослабляющийся в своей работе – брат он для того, кто портит.

Царь приказал двум людям построить по дому. Один построил и разрушил, а второй не строил вообще. Наказание обоим одинаковое. Тот, кто должен был делать заповедь и не сделал и тот, кто сделал и потом испортил (пожалел например) — как братья. Возможно в этом отрывке кроется ответ, почему есть Цадик и хорошо ему и есть Цадик и плохо ему. Один из них на 100% реализовал свои возможности, а второй только на 80%. И хотя второй успел сделать в абсолютном выражении больше, но относительно своего потенциала — меньше.

מִגְדַּל עֹז שֵׁם יְדֹוָד בּוֹ יָרוּץ צַדִּיק וְנִשְׂגָּב

10. Крепкая башня – имя БОГА: в нее бежит праведник, и защищен.

Праведник полагается на БОГА и все его действия во имя Небес. Поэтому в минуту опасности (внешней или внутренней от «злого начала») — ему есть куда «убежать» (мысленно положиться на БОГА и не бояться). А тот, кто не полагается на БОГА — стремится к богатству, как объясняется в следующем отрывке.

  • Урок №181, отрывки 9-10:

הוֹן עָשִׁיר קִרְיַת עֻזּוֹ וּכְחוֹמָה נִשְׂגָּבָה בְּמַשְׂכִּתוֹ

11. Состояние богатого – крепкий город его, и как высокая ограда (оно) в его воображении.

Богатство человека защищает его только в его воображении. Так как в жизни наоборот, именно богатство привлекает заботы. И для защиты богатства требуется Божественная Поддержка. Без неё человек легко теряет и богатство, и здоровье, и радость от жизни.

לִפְנֵי שֶׁבֶר יִגְבַּהּ לֶב אִישׁ וְלִפְנֵי כָבוֹד עֲנָוָה

12. Пред крушением возносится сердце человека, но пред славою – скромность и смирение.

Так как всё от БОГА, а БОГ наказывает гордецов — то чем высокомернее человек, тем ближе он к гибели (крушению). И наоборот, чем больше человек себя (своё ЭГО — Я — Личность) «растворяет» в Божественном Свете — тем больше в нем проявляется настоящее величие. Божественное Величие.

  • Урок №182, отрывки 11-12:

מֵשִׁיב דָּבָר בְּטֶרֶם יִשְׁמָע אִוֶּלֶת הִיא לוֹ וּכְלִמָּה

13. (Если кто) отвечает прежде, чем выслушает, – глупость это его и стыд.

Человек скромный и умный — умеет услышать и понять глубину в словах и намерениях говорящего. Он не спешит, так как понимает, что через каждого человека с ним разговаривает Божественное Проявление в этом мире. Тот, кто спешит и перебивает — достигает только глупость и стыд.

רוּחַ אִישׁ יְכַלְכֵּל מַחֲלֵהוּ וְרוּחַ נְכֵאָה מִי יִשָּׂאֶנָּה

14. Дух человека выдерживает его болезнь, но дух уныния кто может перенести?

Дух — это намерение, желание, воля. Когда у человека сильное намерение (выздороветь например) или просто действовать, то получается Ник Вуйчич. Его сильнейший дух помог ему без рук и без ног построить великую жизнь. По всем меркам. Дух уныния (депрессия) — он сам по себе является болезнью. На которую дальше накручиваются и остальные болезни. Человек без устремлений, желаний, намерений развиваться — деградирует очень быстро.

  • Урок №183, отрывки 13-14:

לֵב נָבוֹן יִקְנֶה דָּעַת וְאֹזֶן חֲכָמִים תְּבַקֶּשׁ דָּעַת

15. Сердце разумного приобретает познание, и ухо мудрых ищет знания.

Божественное Знание (Тора) — до него невозможно додуматься самому. Это аксиомы о добре и зле, которые создал СОЗДАТЕЛЬ МИРА. Их можно только услышать от пророков или мудрецов Торы.

Познание (ДААТ) — это чистое восприятие мира, которое складывается из Знаний о мире и наблюдаемых фактов. Разумный (логичный) подход — это размышление и сопоставление деталей. Это функция ума. Поэтому разумный (логичный) человек может дойти с помощью работы своего ума к чистому восприятию реальности. Приобрести познание. Но для этого надо вначале стать мудрым и «услышать знание» (получить ТОРУ от кого-то)

מַתָּן אָדָם יַרְחִיב לוֹ וְלִפְנֵי גְדֹלִים יַנְחֶנּוּ

16. Подарок человека дает ему простор и до вельмож доведет его.

Добрые люди помогают обычно тем, кому плохо. Как мы изучали «взятка» меняет восприятие любого человека. Поэтому те, кто дают подарки (просто так) даже богатым людям -влияют на их восприятие. Они начинают автоматически больше любить того, кто дает им подарки. И даже, когда они занимают большие посты во власти — у них часто остается признательность к тем, кто давал или дает им подарки.

  • Урок №184, отрывки 15-16:

צַדִּיק הָרִאשׁוֹן בְּרִיבוֹ יּבָא {וּבָא} רֵעֵהוּ וַחֲקָרוֹ

17. Прав первый в тяжбе своей, но приходит ближний (противник) его и расследует (слова) его.

Тот, кто первый идет в суд — выглядит, как «правый». Но когда противник его высказывает свои доказательства, становится тяжело разобраться, кто прав, а кто нет.

Как в известной истории про Раввина, к которому пришли двое судиться. Один высказал свою точку зрения — Раввин сказал ему: Ты прав. Второй высказал свою точку зрения. Раввин сказал ему: Ты прав. Помощник Раввина прошептал ему на ухо: Не может быть, чтобы двое были правы. — И ты прав….. — задумчиво сказал Раввин.

В Пиркей Авот в первой главе сказал Иегуда бен Шатах: Не делай себя, как адвокаты. И если будут стоять перед тобой судящиеся, пусть будут в твоих глазах, как злодеи. А когда будут уходить от тебя, пусть будут в твоих глазах, как праведники, если приняли на себя суд Торы. Шимон бен Шатах говорил: Много исследуй (спрашивай) свидетелей. И будь осторожен в своих вопросах, чтобы из них не поняли, как обмануть.

מִדְיָנִים יַשְׁבִּית הַגּוֹרָל וּבֵין עֲצוּמִים יַפְרִיד

18. Жребий прекращает распри и разнимает сильных.

Царь Соломон советует бросить жребий, чтобы понять, что хочет Бог. Этот подход помогает разобраться в самых сложных и запутанных ситуациях.

אָח נִפְשָׁע מִקִּרְיַת עֹז וּמִדְוָנִים {וּמִדְיָנִים} כִּבְרִיחַ אַרְמוֹן

19. Озлобившийся брат (неприступнее) крепкого города, и ссоры подобны затворам дворца.

Даже братья могут поссориться и прервать отношения. Тем более партнеры, друзья, муж с женой.

  • Урок №185, отрывки 17-19:

מִפְּרִי פִי אִישׁ תִּשְׂבַּע בִּטְנוֹ תְּבוּאַת שְׂפָתָיו יִשְׂבָּע

20. От плода уст человека насытится чрево его, произведением губ своих он насытится.

Рот человека — это его внутренний разговор с собой. Губы намекают на разговор с другими людьми. Всё, что есть в жизни у человека — это следствие его разговора с собой и с другими людьми.

מָוֶת וְחַיִּים בְּיַד לָשׁוֹן וְאֹהֲבֶיהָ יֹאכַל פִּרְיָהּ

21. Смерть и жизнь во власти языка, и любящие (берегущие) его вкусят (от) плодов его.

Главная тема, от которой зависит жизни и смерть (духовная жизнь) — это размышления и решения о Боге. О своих взаимоотношениях с Богом. О выполнении Заповедей. О том, какое место в жизни человек выделяет духовному развитию. И все события в жизни человека — это следствия его решений. Плоды его языка (речи).

  • Урок №186, отрывки 20-21:

מָצָא אִשָּׁה מָצָא טוֹב וַיָּפֶק רָצוֹן מֵיְדֹוָד

22. Кто нашел (себе добрую) жену, тот нашел добро и выходит желание от БОГА.

Найти жену (вторую половину) и достигнуть шлемута (полноты и завершенности) — это огромное добро и счастье. Почему «выходит желание от БОГА»? В Талмуде написано, «чем занимается БОГ»? Он «сводит людей».

Люди все время хотят поссориться друг с другом. Проявляются в каждом человеке его животные инстинкты. В семейной жизни, если она выстроена по Торе — есть возможность работать над собой. Когда БОГ создал женщину — он назвал её «помощник против него» . С одной стороны помощник — с другой «выступает против него»

תַּחֲנוּנִים יְדַבֶּר רָשׁ וְעָשִׁיר יַעֲנֶה עַזּוֹת

23. С мольбою говорит бедный, а богатый отвечает с дерзостью.

Это описание того, как влияет бедность и богатство на менталитет человека. Бедный человек боится всего, у него нет уверенности в завтрашнем дне. Ему не хватает ресурсов. Его позиция по отношению к миру — с мольбой. Богатый — он полон ресурсов, которые хочет умножать и защищать. Его позиция по отношению к миру проявляется в форме общения.

  • Урок №187, отрывки 22-23:

אִישׁ רֵעִים לְהִתְרוֹעֵעַ וְיֵשׁ אֹהֵב דָּבֵק מֵאָח

24. Есть приятели для забавы, а есть друг-любящий более близкий, чем брат.

Когда у человека много приятелей — то это для приятного времяпрепровождения. Для забавы. Любовь — это штучный товар. Любовь по числовому значению = слову ЭХАД (один). Поэтому настоящий близкий друг может быть только один.

  • Урок №188, отрывок 24:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com