לֵץ הַיַּין הֹמֶה שֵׁכָר וְכָל שֹׁגֶה בּוֹ לֹא יֶחְכָּם
1. Вино – глумливо, шэйхар – превращает в животное, и всякий, увлекающийся ими, не мудреет.
Насмешничество возникает на аксиомами Торы, которые надо принимать на веру. Например, нельзя носить шерсть с леном. Это невозможно понять. Или жертвоприношения, или Законы Шаббата. Когда человек выпивает вино — он теряет контроль над своим мышлением и уходит Страх перед БОГОМ. Поэтому возможно насмешничество. А шейхар (крепкие алкогольные напитки) — вообще снимает контроль интеллекта над «животным» внутри человека. И в итоге алкоголь «срывает» интеллектуальную надстройку с мышления человека. И он остается под управлением своего «внутреннего животного».
נַהַם כַּכְּפִיר אֵימַת מֶלֶךְ מִתְעַבְּרוֹ חוֹטֵא נַפְשׁוֹ
2. Словно львиный рык, гроза царя: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
Когда человек изучает Тору — он всё ближе приближается к БОГУ. Поэтому нужно помнить, что БОГ, даже когда не гневается, страшен своим всемогуществом. И поэтому особенно для изучающих Тору очень важно «не раздражать» БОГА своим неправильным поведением. Я думаю, что главный принцип взаимодействия человека и БОГА — это: «Мера, что человек меряет — меряют ему с Небес». И чтобы «не раздражать» БОГА — надо быть радостным и спокойным по отношению к жизни и другим людям.
- Урок №203, отрывки 1-2:
כָּבוֹד לָאִישׁ שֶׁבֶת מֵרִיב וְכָל אֱוִיל יִתְגַּלָּע
3. Почёт для человека – воздержаться от ссоры, а всякий грешник проявит себя.
Ссора вызывает еще больший позор для человека, чем причина ссоры. И чем грешнее человек — тем меньше пользы с ним ссориться. Так как в ссоре он проявит свои самые худшие качества. И вместо примирения произойдет еще больший позор.
Вместо ссоры можно подумать над своим поведением. Что вызвало эту ситуацию? Что БОГ хорошего передает в такой неприятной оболочке (причина для ссоры)?
מֵחֹרֶף עָצֵל לֹא יַחֲרֹשׁ יְשָׁאַל {וְשָׁאַל} בַּקָּצִיר וָאָיִן
4. С зимы ленивый не пашет: будет он просить во время жатвы – и нет.
Ленивый человек не хочет работать, когда сложно. Зима… молодость… жизнь… А когда приходит время собирать урожай: Лето…. Зрелость …. Грядущий мир… У него не будет. Мы видим из этого отрывка, что награда всегда отложена.
- Урок №204, отрывки 3-4:
מַיִם עֲמֻקִּים עֵצָה בְלֶב אִישׁ וְאִישׁ תְּבוּנָה יִדְלֶנָּה
5. Глубокие воды – совет в сердце человека, а муж разумный вычерпает его.
Много мыслей в сердце человека. И найти из этих мыслей «совет» окончательное решение сложно. Проще пойти спросить этот совет у человека, знающего Тору. Но если сам человек хочет принять решение — то это возможно только с помощью сильной логики. Как вытаскивают воду из колодца — так и «совет» (окончательное решение) надо выводить из нескольких предположений.
רָב אָדָם יִקְרָא אִישׁ חַסְדּוֹ וְאִישׁ אֱמוּנִים מִי יִמְצָא
6. Много людей, возглашающих каждый милосердие своё, но верного человека кто найдет?
Первое объяснение: Когда ближнему плохо — то многие искренне хотят и даже обещают ему помочь. А как дело доходит до выполнения — их нет. Верного человека кто найдет?
Второе объяснение: Люди помогают часто не для помощи, а для собственной славы. А просто милосердного человека, который помогает без саморекламы — тяжело найти.
- Урок №205, отрывки 5-6:
מִתְהַלֵּךְ בְּתֻמּוֹ צַדִּיק אַשְׁרֵי בָנָיו אַחֲרָיו
7. Ходит праведник в непорочности своей; счастливы сыновья после него!
Праведник бывает простой и непорочный. Просто цадик — преодолел своё злое начало и действует строго по Торе. Непорочный — это все действия исключительно во имя Небес. Он служит БОГУ и избегает всякой награды и славы. Поэтому вся его заслуга в этом мире переходит к его сыновьям.
מֶלֶךְ יוֹשֵׁב עַל כִּסֵּא דִין מְזָרֶה בְעֵינָיו כָּל רָע
8. Царь, сидящий на престоле суда, рассеивает очами своими всякое зло.
БОГ, когда начинает судить людей — под Его вниманием рассеивается всякое зло. Даже скрытое от людских глаз. Если рассматривать это для обычного человека — то внимание к деталям помогает увидеть все ошибки.
- Урок №206, отрывки 7-8:
מִי יֹאמַר זִכִּיתִי לִבִּי טָהַרְתִּי מֵחַטָּאתִי
9. Кто может сказать: «Я очистил сердце свое, я чист от греха своего»?
Под «взглядом БОГА», который знает и намерения человека и мысли его — оказывается, что «нет Праведника, который бы не согрешил». Даже Праотцы боялись за то, что у них были какие-то грехи перед БОГОМ.
אֶבֶן וָאֶבֶן אֵיפָה וְאֵיפָה תּוֹעֲבַת יְדֹוָד גַּם שְׁנֵיהֶם
10. Двоякие гири, двоякие меры – мерзость пред Господом то и другое.
Любой обман и искажение реальности — уже грех перед БОГОМ. А быть во всём и всегда однозначным невозможно.
- Урок №207, отрывки 9-10:
גַּם בְּמַעֲלָלָיו יִתְנַכֶּר נָעַר אִם זַךְ וְאִם יָשָׁר פָּעֳלוֹ
11. По качествам своим узнается юноша: чисто ли и правильно ли деяние его.
Один и тот же поступок может происходить из разных качеств человека. Например, когда Шимон и Леви вырезали город Шхем — у них были разные намерения. Моше Рабейну убил египтянина, но при этом он сделал это не из гордости и мести, а из доброты и сострадания.
אֹזֶן שֹׁמַעַת וְעַיִן רֹאָה יְדֹוָד עָשָׂה גַם שְׁנֵיהֶם
12. Ухо слышащее и глаз видящий – то и другое создал БОГ.
Если человек просто видит что-то, он не понимает, что это. Ему вначале надо узнать (услышать) объяснение этого. Тогда он увидит и поймёт. Поэтому слышать — до видеть. БОГ создал и соединил эти два главных инструмента восприятия мира и так как ОН их создал, то и служить они должны БОГУ.
- Урок №208, отрывки 11-12:
אַל תֶּאֱהַב שֵׁנָה פֶּן תִּוָּרֵשׁ פְּקַח עֵינֶיךָ שְׂבַע לָחֶם
13. Не люби сна, дабы ты не обеднел: открой глаза свои – насытишься хлебом.
Сон — это одна шестидесятая часть смерти. Во время сна — человек не контролирует себя. Ленивый человек уходит от действий. Избегает их. В нем побеждает его «злое начало» и он не может управлять собой. Открывать глаза — это не только физическое действие. Когда человек преодолевает свою физическую сонливость и начинает действовать в 20 раз больше — ему необходимо «проснуться» и от духовного сна. Преодолеть «сон» — дает и материальный и духовный рост.
רַע רַע יֹאמַר הַקּוֹנֶה וְאֹזֵל לוֹ אָז יִתְהַלָּל
14. «Дурно, дурно», – говорит покупатель, а когда уйдет, тогда прославляет.
В этом отрывке объясняется принцип и материальных и духовных приобретений. Вначале человек не видит радости в том, что собирается приобрести. Путь на гору — тяжел. Вырастить урожай — необходимы вложения сил, времени и средств. Поэтому, когда человек начинает изучать Тору — он не видит вначале пользы. Но потом, когда приобрел Знание — тогда прославляет свое приобретение.
- Урок №209, отрывки 13-14:
יֵשׁ זָהָב וְרָב פְּנִינִים וּכְלִי יְקָר שִׂפְתֵי דָעַת
15. Есть золото и много жемчуга, но драгоценный инструмент – уста разумные.
Большинство людей в мире гоняются за материальным успехом или славой. Золото и жемчуга в этом примере. Но самым ценным «инструментом», который даёт в жизни больше всего — является ДААТ (чистое восприятие мира).
Большинство людей живут в «истории» и не осознают, что они всю жизнь гонятся за «иллюзией успеха».
Они выдумывают себе какие-то цели и живут по придуманным кем-то правилам игры. В итоге большая часть мира чувствует себя проигравшими. В этой жизни они не выиграли ничего (90% людей живут всю жизнь в бедности или перебиваются от зарплаты до зарплаты), а духовным развитием 90% людей вообще не интересуются.
Поэтому они проиграли и ЗДЕСЬ (по меркам материального мира), и ТАМ (по меркам духовного мира).
לְקַח בִּגְדוֹ כִּי עָרַב זָר וּבְעַד נָכְרִיָּם {נָכְרִיָּה} חַבְלֵהוּ
16. Возьми его платье, так как он поручился за чужого, и за чуждых возьми от него залог (по второму переводу: побей его).
Чужой и чуждый — это разные статусы. Чужой (зар) — это еврей из твоего города или страны. Чуждый — это идолопоклонник. Если смотреть по простому пониманию — то надо быть осторожным в бизнесе со всеми. Так как бизнес — это обычно цепочка, в которой твой ближайший партнер зависит от тех, кого ты не видишь. А там могут быть всякие. В духовном плане — от несоблюдающего Тору еврея, который обучает чему-то в сфере наук или профессий — можно чему-то обучиться (взять одежду). Хотя детей к нему на обучение отдавать запрещено. От идолопоклонника (чуждый) нельзя учиться и брать у него ничего.
- Урок №210, отрывки 15-16:
עָרֵב לָאִישׁ לֶחֶם שָׁקֶר וְאַחַר יִמָּלֵא פִיהוּ חָצָץ
17. Сладок для человека хлеб лжи, но после рот его наполнится щебнем.
По простому пониманию — хлеб (заработок), который пришел через ложь (грабеж, воровство, обман) вначале кажется приятным. Потому что пришел без труда. Но потом, когда или земной суд или Небесный — шлёт наказание, превращается в «рот наполнится щебнем». А если глубже посмотреть — то это продолжение идеи про убеждения идолопоклонников и философов. Вначале они кажутся легкими и приятными, но в итоге лишают человека Души.
מַחֲשָׁבוֹת בְּעֵצָה תִכּוֹן וּבְתַחְבֻּלוֹת עֲשֵׂה מִלְחָמָה
18. Мысли утверждаются замыслом (эца), и обдуманно (с хитростями) веди войну.
Много мыслей в сердце человека (50 тысяч в день) — а замысел БОГА исполнится. Так мы учили в предыдущих главах. Замысел — это решение, которое начинает реализовываться. Во время войны — одного замысла недостаточно. Нужны целые схемы, хитрости. Надо понимать, что с той стороны действует хитрый враг. Поэтому Царь Соломон нас учил, что необходимо пользоваться мудрыми советниками. И они помогут собрать схемы из замыслов.
- Урок №211, отрывки 17-18:
גּוֹלֶה סּוֹד הוֹלֵךְ רָכִיל וּלְפֹתֶה שְׂפָתָיו לֹא תִתְעָרָב
19. Открывает тайну сплетник, и с широко разевающим рот свой не общайся.
Эца (решение-цель) и обдумывание с хитростями своего плана (предыдущий отрывок) — может быть разрушено при общении с негативщиками и обломщиками. Поэтому нельзя общаться и рассказывать свои планы тем, кто их выдаст. Их три категории:
- Тот, кто не может удержать чужую тайну.
- Сплетник, который специально ходит и рассказывает людям о других.
- Тот, кто много разговаривает и поэтому может случайно рассказать.
Как нам объяснял выше Царь Шломо — свои цели и планы можно рассказывать только компетентным экспертам, которые могут оказать помощь в их реализации.
מְקַלֵּל אָבִיו וְאִמּוֹ יִדְעַךְ נֵרוֹ בֶּאֱישׁוּן {בֶּאֱשׁוּן} חֹשֶׁךְ
20. Кто злословит отца своего и мать свою, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Мудрецы приводят три причины, по которым человек может проклинать своих родителей.
- Первая — ему вообще не нравится жизнь. Поэтому он недоволен теми, кто его привел в этот мир.
- Вторая — он обвиняет их в каких-то своих проблемах и качествах и не благодарен им.
- Третья — он хочет, чтобы они умерли, для того чтобы получить наследство.
Все причины оказывают на его будущее и на его настоящее очень пагубное влияние. И его Душа перестает ему светить. Он гаснет.
- Урок №212, отрывки 19-20:
נַחֲלָה מְבֹחֶלֶת {מְבֹהֶלֶת} בָּרִאשֹׁנָה וְאַחֲרִיתָהּ לֹא תְבֹרָךְ
21. Наследство, поспешно (захваченное) в начале, не благословится впоследствии.
Есть этому несколько причин.
Во-первых — все, что не заработано трудом, не имеет благословения.
Во-вторых — быстро пришло (выросло), значит над этим властвует «злой глаз». Люди будут завидовать и это может повредить.
אַל תֹּאמַר אֲשַׁלְּמָה רָע קַוֵּה לַידֹוָד וְיֹשַׁע לָךְ
22. Не говори: «Я отплачу за зло»; надейся на БОГА, и Он поможет тебе.
В мире действуют причинно-следственные связи. Одна из них — «Мера, которой человек меряет другим людям — отмеряют ему с Небес». Это значит, что каждый сам устанавливает строгость суда, которым его же потом и судят.
В жизни часто случается, когда один человек делает другому зло. В этом отрывке Царь Соломон советует не возвращать злодею его же мерой. Подождать, пока БОГ решит этот вопрос.
- Урок №213, отрывки 21-22:
תּוֹעֲבַת יְדֹוָד אֶבֶן וָאָבֶן וּמֹאזְנֵי מִרְמָה לֹא טוֹב
23. Мерзость пред Богом – двоякие гири, и неверные весы – не добро.
Двойные стандарты, которые обычно человек применяет к себе и к другим — противны Богу. В жизни, когда человек оценивает поступки свои и других людей — к себе он обычно адвокат. Он находит оправдание любому своему поступку. А к другим людям — строгий прокурор. Такой подход не приводит к добру. Так как в момент строгого суда над другими людьми — человек устанавливает меру суда на себя (на Небесах). Да и люди сразу начинают отвечать также строго. Как мы учили в предыдущих главах: Как человек смотрит в воду и видит свое отражение, так сердце человека отражает твое к нему отношение.»
מֵיְדֹוָד מִצְעֲדֵי גָבֶר וְאָדָם מַה יָּבִין דַּרְכּוֹ
24. От Бога шаги человека. Человек же как поймет путь свой?
«Много замыслов в сердце человека, а замысел БОГА исполнится». Так мы изучали в предыдущих главах. Человек обдумывает и принимает решение, но реализация идет в мире, которым управляет БОГА. Как понять свой путь? Изучать Тору и действовать по заповедям БОГА. И тогда получится: «Выполняй волю БОГА, как свою и БОГ выполнит твои пожелания, как СВОИ» — Пиркей Авот.
- Урок №214, отрывки 23-24:
מוֹקֵשׁ אָדָם יָלַע קֹדֶשׁ וְאַחַר נְדָרִים לְבַקֵּר
25. Сеть для человека – необдуманно признавать святынею и после обетов передумывать.
У человека есть возможность делать материальный мир — святым. Переводить его в статус Святого. Это делается через «признание святым» или через «объявление недером». В этом случае человек вступает в прямые взаимоотношения с БОГОМ. Что даёт ему многое и ставит при этом в более опасное положение. Об этом говорил Царь Соломон в Коэлет: «не будь слишком Праведником».
מְזָרֶה רְשָׁעִים מֶלֶךְ חָכָם וַיָּשֶׁב עֲלֵיהֶם אוֹפָן
26. Рассеивает злодеев царь мудрый и обратит на них колесо.
Обычный царь разделяет между злодеями, чтобы они не общались друг с другом, и наезжает на них специальным колесом (пытка в древности), чтобы они признались в своих преступлениях.
- Урок №215, отрывки 25-26:
נֵר יְדֹוָד נִשְׁמַת אָדָם חֹפֵשׂ כָּל חַדְרֵי בָטֶן
27. Душа человека – светильник БОГА, исследующий все тайники утробы.
БОГ знает все мысли и намерения человека и из них и создает его судьбу. Решения БОГА принимаются внутри человека. БОГ как будто «просвечивает» изнутри все решения и намерения человека и «выдает ему» плоды его действий.
БОГ присутствует в человеке, как его ДУША. Луч света внутри. И когда человек задумывает что-то, то именно этот луч создает реальность. Как раньше фильм в кинотеатре. Свет просвечивает сквозь пленку и на экране возникает фильм.
חֶסֶד וֶאֱמֶת יִצְּרוּ מֶלֶךְ וְסָעַד בַּחֶסֶד כִּסְאוֹ
28. Милость и правда охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
БОГ правит мирозданием через Милосердие и Суд. Все устроено справедливо (причинно-следственные связи. Суд).
Но мир не мог бы существовать, если бы сразу зло было наказано. Милосердие БОГА в том, что ОН дает время исправиться. Откладывает наказание и дал «инструмент» — раскаяние (тшува) для исправления зла.
- Урок №216, отрывки 27-28:
תִּפְאֶרֶת בַּחוּרִים כֹּחָם וַהֲדַר זְקֵנִים שֵׂיבָה
29. Великолепие юношей – сила их, а краса стариков – седина.
Первое объяснение — всему свое время. И что-то вызывает уважение в одном возрасте, а что-то в другом.
Второе объяснение — соединяет этот отрывок со следующим. Сила в молодости связана с силой тестостерона (мужские гормоны). И если мужчина начинает заниматься беспорядочными половыми связями — то эта сила быстро уходит и наступает седина раньше времени. То есть, он еще не старик — а уже седой. А седина — краса для стариков, а не для мужчин среднего возраста. И дальше за сединой от увлечения развратом приходят вещи, перечисленные в следующем отрывке.
חַבֻּרוֹת פֶּצַע תַּמְרוֹק בְּרָע וּמַכּוֹת חַדְרֵי בָטֶן
30. Ушибы, раны – притиранье от зла, (как) язвы внутри живота.
По первому объяснению — это продолжение предыдущего отрывка. Все эти вещи приходят как последствия разврата.
По второму объяснению — это просто последствия грехов человека, которые являются для него «как притирания». Лечебное средство, очищающее его от грехов.
- Урок №217, отрывки 29-30:
Комментарии закрыты