Мишлей | Глава 21. Перевод с комментариями - Ицхак Пинтосевич - на образовательном портале Ваикра.
Ицхак Пинтосевич

Ицхак Пинтосевич - подготовил более 1 500 бизнес-тренеров и коучей. Обучал мировые корпорации: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Создатель самого крупного в РУНЕТЕ портала по развитию 5СФЕР. Автор 14 книг. Учился у Рава Ицхака Зильбера.

Мишлей | Глава 21. Перевод с комментариями

Мишлей | Глава 21. Перевод с комментариями

פַּלְגֵי מַיִם לֶב מֶלֶךְ בְּיַד יְדֹוָד עַל כָּל אֲשֶׁר יַחְפֹּץ יַטֶּנּוּ

1. Потоки вод – сердце царя в руке БОГА: куда захочет, Он направляет его.

Сердце (мышление) обычного человека — его собственная свобода выбора. Выбрав решение — человек начинает действовать и тут его действия вступают в реальный мир, который управляется БОГОМ. Реальность, которая возникает из взаимодействия многих людей = Воля БОГА.

С Царями идет по другому. Так как их решения влияют на жизни миллионов людей (войны или наоборот, процветание стран) — то БОГ забирает у них свободу выбора и управляет их мышлением.

Как было при Исходе из Египта «и ожесточил БОГ сердце фараона»

כָּל דֶּרֶךְ אִישׁ יָשָׁר בְּעֵינָיו וְתֹכֵן לִבּוֹת יְדֹוָד

2. Всякий путь человека прям в глазах его, но БОГ внутри сердца.

Обычно человек живет как в тумане. Действует на автомате и не осознает даже возможности выбора. Иногда он выбирает, как поступить. Принимает решение. И в любом случае его решение «хотел, как лучше». Осознанный человек может проследить ход своей мысли, ассоциации и влияние, которые привели его к решению. И единицы могут осознать свои глубинные намерения, которые вообще вызвали желание решать. А БОГ, который даёт силу и энергию всему этому процессу, находится как бы «внутри сердца» (мышления), и ОН знает «сущность каждого человека».

עֲשׂה צְדָקָה וּמִשְׁפָּט נִבְחָר לַידֹוָד מִזָּבַח

3. Творить справедливость и правосудие более угодно БОГУ, нежели жертва.

Есть цель и есть средство. Часто люди путают цель и путь, который к ней ведет. В Служении БОГУ есть «инструменты» служения (путь к БОГУ) — такие, как Заповеди и Жертвоприношения. И есть намерение, с которым они делаются — это цель. Жертвоприношения сделать легче, чем быть справедливым и честным. БОГУ важнее внутреннее содержание, которое выражается во внешних действиях, чем просто действия без внутреннего содержания.

  • Урок №218, отрывки 1-3:

רוּם עֵינַיִם וּרְחַב לֵב נִר רְשָׁעִים חַטָּאת

4. Поднятость глаз и надутое сердце – плуг злодеев – грех.

Здесь говорится о намерениях злодеев, которые, как плуг, готовят почву для греха. «Поднятость глаз» — это интеллектуальное «превосходство». Я всё знаю и с помощью интеллектуального жонглирования абстрактными понятиями могу всё объяснить. Надутое сердце — это стремление к удовольствиям. Эти два намерения, как плуг, готовят человека к греху.

מַחְשְׁבוֹת חָרוּץ אַךְ לְמוֹתָר וְכָל אָץ אַךְ לְמַחְסוֹר

5. Помыслы прилежного (ведут) лишь к прибыли, а всякий опрометчивый (спешит) к нужде.

Есть ленивый и он ленится разными способами. Есть человек действия — и у него тоже есть способы. Прилежный — это тот, кто действует системно, двигаясь к какой-то цели. В его случае любое действие будет приближать его к цели. Это значить «лишь к прибыли». Даже те действия, которые не принесли прямого продвижения к цели, а только опыт и корректировку. Просто надо обдумывать каждый шаг до и после. Опрометчивый — это тот, кто спешит. Его действия хаотичны и поэтому «к нужде».

  • Урок №219, отрывки 4-5:

פֹּעַל אֹצָרוֹת בִּלְשׁוֹן שָׁקֶר הֶבֶל נִדָּף מְבַקְשֵׁי מָוֶת

6. Стяжание сокровищ лживым языком – пар, гонимый ветром; (стяжатели) ищут смерти.

Тот, кто наживает состояние нечестным путем — то, что имеет не имеет (иметь внешнее богатство — это иллюзия. У человека в реальности есть только его внутреннее состояние). И в итоге, его преступления (карма), становятся причиной его смерти.

שֹׁד רְשָׁעִים יְגוֹרֵם כִּי מֵאֲנוּ לַעֲשׂוֹת מִשְׁפָּט

7. Насилие нечестивых изводит их (самих), потому что (они отвергли правосудие.

Здесь объясняется предыдущий отрывок. Как именно они станут причиной смерти. Мера, которой человек меряет — отмеряют ему с Небес. Получается, что тот, кто насилием забирал себе что-то, вызывает насилие на себя. Тот, кто отвергает правосудие — не может расчитывать на его защиту в случае нападения. Поэтому мафия прежде всего контролирует серый и черный рынок. То есть всех тех, кто хочет наживать и не платить налоги.

הֲפַכְפַּךְ דֶּרֶךְ אִישׁ וָזָר וְזַךְ יָשָׁר פָּעֳלוֹ

8. Превратен путь человека и чужой; а кто чист, того действия – прямы.

Есть люди по природе склонные к греху (мы учили выше). Для них «чужой» уклад нормальной жизни по законам. А есть люди, у которых интеллект чист и как следствия — его действия прямы.

  • Урок №220, отрывки 6-8:

טוֹב לָשֶׁבֶת עַל פִּנַּת גָּג מֵאֵשֶׁת מִדְוָנִים {מִדְיָנִים} וּבֵית חָבֶר

9. Лучше жить на углу кровли, нежели со сварливою женою в доме с друзьями.

Лучше всего человеку жить с друзьями и с хорошей доброй женой. Но если жена сварливая — то жить с друзьями не получится. Потому что она с ними поссорится и будет позорить мужа при них. Поэтому лучше уйти с ней даже на «угол кровли». А если она и там продолжает — то в 19 отрывке этой главы Царь Соломон предлагает убежать от нее в пустыню.

נֶפֶשׁ רָשָׁע אִוְּתָה רָע לֹא יֻחַן בְּעֵינָיו רֵעֵהוּ

10. Душа злодея алчет зла: не найдет милости в глазах его ближний его.

У злодеев тяга ко злу. И хотя у людей есть тяга к ближнему (похожему на него), у злодеев это не так. Потому что 1) Злодеи бывают разного типа. От воров до развратников. 2) Даже если это злодеи одного типа — модели их поведения подразумевают агрессию. А агрессия обычно вызывает у других людей тоже агрессию.

  • Урок №221, отрывки 9-10:

בַּעֲנָשׁ לֵץ יֶחְכַּם פֶּתִי וּבְהַשְׂכִּיל לְחָכָם יִקַּח דָּעַת

11. При наказании кощунствующего (насмехающегося над Торой) примет Божественную Мудрость наивный и, при вразумлении мудрого, приобретает познание (ДААТ).

Есть разные категории людей. Наивный — это простой человек, который воспринимает жизнь через события. Когда на его глазах кого-то наказывают с Небес за грех — он становится верующим именно в эту причинно-следственную связь.

А человек, который уже был ХАХАМ (принявший на себя, верующий в аксиомы Торы) — он приобретает ДААТ (абсолютно точное знание, через органы чувств).

מַשְׂכִּיל צַדִּיק לְבֵית רָשָׁע מְסַלֵּף רְשָׁעִים לָרָע

12. Наблюдает праведник за домом нечестивого – низвергнет нечестивых в бедствие.

Праведник размышляет о том, что удовольствие и успех в доме у злодеев — явление очень временное. Он уверен, что будет на них большое бедствие. И чем выше и быстрее подъем, тем ярче будет падение.

אֹטֵם אָזְנוֹ מִזַּעֲקַת דָּל גַּם הוּא יִקְרָא וְלֹא יֵעָנֶה

13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет звать, но никто ему не ответит.

Здесь нам еще раз сообщается главный принцип Божественного провидения. Мера, что человек меряет другим — меряют ему с Небес.

  • Урок №222, отрывки 11-13:

מַתָּן בַּסֵּתֶר יִכְפֶּה אָף וְשֹׁחַד בַּחֵק חֵמָה עַזָּה

14. Дар, (преподнесенный) втайне, тушит гнев, и взятка за пазуху – сильную ярость.

Простое объяснение понятно из смысла. Второе объяснение — что подарок и цдака тушат гнев. А взятка, чтобы искривить справедливый суд — наоборот вызывает на Небесах сильную ярость.

שִׂמְחָה לַצַּדִּיק עֲשׂוֹת מִשְׁפָּט וּמְחִתָּה לְפֹעֲלֵי אָוֶן

15. Правый суд – радость, для праведного и крушение для делающих зло.

Праведник побеждает своё злое начало и не грешит. Поэтому время суда — радость для праведников, а грешники рушатся. Во время правосудия — включается принцип «мера за меру». И праведник получает за свою праведность награду, а злодей воздаяние за то зло, которое делал.

  • Урок №223, отрывки 14-15:

אָדָם תּוֹעֶה מִדֶּרֶךְ הַשְׂכֵּל בִּקְהַל רְפָאִים יָנוּחַ

16. Человек, сбившийся с пути высшего интеллекта, отдохнет в собрании покойников.

Высший интеллект — это такое свойство ума, которое позволяет понимать Божественные Проявления самого высокого уровня. Каббала, Маасе Амеркава, Сфирот и т.д. И тот, кто начинает размышлять на эти темы — может «съехать с катушек». Восприятие Бога там не такое структурированное, как в нашем мире — и человек, может отказаться от простого соблюдения Заповедей (не дай Бог). Так он потеряет свою Долю в Грядущем мире и окажется в «собрании покойников».

אִישׁ מַחְסוֹר אֹהֵב שִׂמְחָה אֹהֵב יַיִן וָשֶׁמֶן לֹא יַעֲשִׁיר

17. Человек нужды — любящий веселье, любящий вино и жир не разбогатеет.

Человек, который гонится за весельем — ему всегда будет не хватать. Потому что каждое веселье заканчивается и нужна новая причина. А тот, кто радуется материальным вещам, таким как вино и жирная еда (деликатес в то время) — будет еще и растрачивать на это деньги. И вторая причина — человек, который смеется, уже счастлив. Ему не нужно стараться и работать. Ему и так хорошо. И в итоге у него закончатся деньги. Особенно быстро это произойдет, если он любит вино.

  • Урок №224, отрывки 16-17:

כֹּפֶר לַצַּדִּיק רָשָׁע וְתַחַת יְשָׁרִים בּוֹגֵד

18. Искупление праведного – злодей, и вместо благочестивых (пострадает) отступник.

Когда на мир приходит расплата — то в первую очередь она проходит по злодеям. Когда в населенных пунктах жили большие праведники — там не случались преступления и несчастные случаи. Но если праведники снижают свой духовный уровень — то страдает весь мир вокруг. И наоборот. Как было во времена Ноаха, или Мордехай и Аман. Амана повесили вместо Мордехая, которого он собирался убить.

טוֹב שֶׁבֶת בְּאֶרֶץ מִדְבָּר מֵאֵשֶׁת מִדְוָנִים {מִדְיָנִים} וָכָעַס

19. Лучше жить в земле пустынной, чем с женою сварливою и гневливой.

Если жена сварливая — то лучше уйти с ней из дома, где живут твои друзья. Все равно она с ними поругается. Но от жены уходить не надо. Но если она еще и гневливая — то лучше от нее уйти и убежать даже в пустыню.
Но здесь возможно не только жена имеется в виду. Но и интеллект человека. Свойство интеллекта — гневаться, один из самых страшных пороков. «Гневающийся в сердце, как будто служит идолам». Гнев сжигает и здоровье, и друзей, и семьи, и мозги.

  • Урок №225, отрывки 18-19:

אוֹצָר נֶחְמָד וָשֶׁמֶן בִּנְוֵה חָכָם וּכְסִיל אָדָם יְבַלְּעֶנּוּ

20. Сокровище приятное и «жир» – в доме мудрого, а глупый-грешный человек поглощает их.

Мудрый человек знает, как хранить вещи в этом мире. Но чаще — он переносит материальные сокровища в духовную плоскость через цдаку и добрые дела.

У глупого и грешного человека — всё гниёт и теряется. И даже если он умеет вещи сохранять — то для кого? Всё равно же он уйдет из этого мира.

רֹדֵף צְדָקָה וָחָסֶד יִמְצָא חַיִּים צְדָקָה וְכָבוֹד

21. Стремящийся за цдакой (заповедь помогать) и милосердием (помощь людям) найдет жизнь, цдаку и почет.

Тот человек, который сосредоточил своё внимание на выполнении Заповедей и особенно Цдака (помощь бедным) и на помощи просто людям (добрые дела) — в награду получает и в этом мире и в мире духовном и жизнь и цдака (отношение к нему с Небес) и Почёт (вечная жизнь).

  • Урок №226, отрывки 20-21:


עִיר גִּבֹּרִים עָלָה חָכָם וַיֹּרֶד עֹז מִבְטֶחָה

22. На город сильных пойдет мудрый и ниспровергнет его надежную крепость.

Тело человека — это как «город сильных». Инстинкты и привычки. Влияние материального общества и активных злодеев. Душа человека — как «свеча». А Тора — как «свет» и идти по пути духовного развития — «наставления ограничивающие». Но награда стоит того (вечная жизнь). И только используя Божественную Мудрость — можно победить. И Царь Соломон даёт нам это обещание.

שֹׁמֵר פִּיו וּלְשׁוֹנוֹ שֹׁמֵר מִצָּרוֹת נַפְשׁוֹ

23. Кто хранит рот свой и язык свой, тот хранит от страданий душу свою.

Жизнью человека управляют его слова, которые он произносит вслух и про себя. Ценности, убеждения, принципы и интерпретации — это материал для принятия решений. С помощью речи человек общается с другими людьми. Может обманывать или говорить правду. И то, что один называет правдой — для другого может быть преступлением. Хранить = осознанно использовать.

  • Урок №227, отрывки 22-23:


זֵד יָהִיר לֵץ שְׁמוֹ עוֹשֶׂה בְּעֶבְרַת זָדוֹן

24. Надменный злодей – кощунствующий имя ему – грешит осознанно.

Бывает, что человек грешит из-за вожделений — грешник по вожделению. Бывает, что он сомневается — грешник-скептик. А бывает, что он надменный (гордый и уверенный в своей правоте) и поэтому он активно распространяет зло. И объяснить ему что-то невозможно из-за его уверенности в своей правоте и гордости.

תַּאֲוַת עָצֵל תְּמִיתֶנּוּ כִּי מֵאֲנוּ יָדָיו לַעֲשׂוֹת

25. Вожделения ленивца убивает его, потому что руки его отказываются работать;

У всех людей есть желания (вожделения). Желания к вкусной еде и к размножению. Желание занять положение в обществе (почет) и наказать врагов (зависть и месть).

Тора нам советует совмещать изучение Торы и работу. Усталость от этих занятий вытесняет грех. Но ленивец не хочет учить Тору и работать. Поэтому его вожделения «убивают» вначале его внутренний мир, а потом если он хочет без работы (обманом) их реализовать — то и его физическое состояние.

  • Урок №228, отрывки 24-25:


כָּל הַיּוֹם הִתְאַוָּה תַאֲוָה וְצַדִּיק יִתֵּן וְלֹא יַחְשׂךְ

26. Весь день он вожделеет (и) вожделеет, а праведник дает и не жалеет.

Ленивец — хочет и не делает. Работяга — хочет и делает. Праведник — не хочет и делает и раздает. Праведник преодолел «злое начало» и бывает, что Бог даёт ему большое богатство, как Раби Тарфону например. А он дал деньги Раби Акиве, который не работал, а только учил Тору. А Раби Акива все деньги сразу раздал и организовал на них места по изучению Торы.

זֶבַח רְשָׁעִים תּוֹעֵבָה אַף כִּי בְזִמָּה יְבִיאֶנּוּ

27. Жертва злодеев – мерзость, особенно, когда с лукавством (нечестивый) приносит ее.

Жертвы приносили в Храме для того, чтобы искупить грех. Было внешнее действие и внутреннее. Внутреннее действие это ТШУВА (раскаяние, которое включает в себя исповедь и принятие решения не делать так в будущем). Если человек не сделал ТШУВУ, а просто сделал внешнее действие — то это мерзость для Бога.

А если он еще и задумал продолжать зло — то есть принял решение делать грех дальше — то это еще хуже.

  • Урок №229, отрывки 26-27:

עֵד כְּזָבִים יֹאבֵד וְאִישׁ שׁוֹמֵעַ לָנֶצַח יְדַבֵּר

28. Лжесвидетель погибнет, но человек, (сам) слышавший, его слова на ВЕЧНОСТЬ.

ТОРА передается из поколения в поколения более 3000 лет. От Моше Рабейну до наших дней. И в каждом поколении появляются «лжесвидетели», которые утверждают, что «услышали» изменения. Но уже к следующему поколению иногда через пару поколений — все эти ответвления отпадают. «Лжесвидетель погибнет». И в каждом поколении появляются великие учителя, которые получив «услышав Тору» от своих учителей — передают ее своему поколению и дальше. Например Рамбам, Рамбан, РАМХАЛЬ, Аризаль, Бааль Шем Тов, Бааль аТания, Раби Нахман и т.д. Их Тора будет звучать в устах их учеников на ВЕЧНОСТЬ.

הֵעֵז אִישׁ רָשָׁע בְּפָנָיו וְיָשָׁר הוּא יָכִין {יָבִין} דַּרְכֹּיו {דַּרְכּוֹ}

29. Человек злодей дерзок перед ним (мудрецом из предыдущего отрывка), но благочестивый понимает путь свой.

Первое объяснение — злодеи восстают против мудрецов-учителей в каждом поколении, но они понимают свой путь и идут по нему.

Второе объяснение — что ЗЛОДЕИ в каждом поколении собираются вокруг таких лже-учителей и погибают вместе с ними. А люди благочестивые — разбираются логикой или интуицией где добро и где зло выбирают добро.

Третье объяснение — по поведению видно, кто злодей, а кто нет. Злодей дерзит учителям — благочестивый понимает свой путь и просто идет по нему.

  • Урок №230, отрывки 28-29:


אֵין חָכְמָה וְאֵין תְּבוּנָה וְאֵין עֵצָה לְנֶגֶד יְדֹוָד

30. Нет мудрости, и нет логики, и нет совета против Бога.

Первое объяснение — В личных делах человек может и должен проявлять максимум мудрости, логики и решительности для того, чтобы преуспеть в жизни. И чем больше он учится и делает правильных действий — тем больше у него шансов преуспеть.

В общественных делах — война например, его личный опыт теряется — так как Бог постановил, что будет война и все его личные приготовления — исчезают. Как готовились евреи Европы к том, чтобы хорошо жить — и пришла Катастрофа. Как готовились евреи СССР, чтобы скопить на «черный день» — и исчезли все их накопления вместе с СССР.

Второе объяснение — Что если человек видит, что его действия идут против Бога или Торы — то никакие размышления и расчеты не принимаются. Только «пикуах нефеш» отменяет все Заповеди кроме трёх. В остальных случаях — «положись на Бога всем своим сердцем и на свою логику не полагайся».

סוּס מוּכָן לְיוֹם מִלְחָמָה וְלַידֹוָד הַתְּשׁוּעָה

31. Конь подготовлен на день войны, но победа – от Бога.

Этот отрывок очень хорошо дополняет первое объяснение предыдущего. Что в личных делах — подготовка играет основную роль. В общественных, таких как война — победа от Бога.

  • Урок №231, отрывки 30-31:

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Ицхак Пинтосевич

Ицхак Пинтосевич - подготовил более 1 500 бизнес-тренеров и коучей. Обучал мировые корпорации: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Создатель самого крупного в РУНЕТЕ портала по развитию 5СФЕР. Автор 14 книг. Учился у Рава Ицхака Зильбера.