Поделиться

Мишлей | Глава 7. Перевод с комментариями

Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим

בְּנִי שְׁמֹר אֲמָרָי וּמִצְוֹתַי תִּצְפֹּן אִתָּךְ

1. Сын мой, сохрани слова мои и заповеди мои сбереги при себе.

Тора делится на Слова Торы (мировозрение, описание мира и законов по которым он «работает») и Заповеди Торы (действия, которые Бог приказал делать или «не делать»).

Мировозрение Торы надо понять и запомнить. А Заповеди — помнить постоянно «носить при себе», так как в обычной жизни они часто встречаются. Поэтому они должны быть «активизированы» в памяти. «Алахот»(законы поведения) надо изучать каждый день. Чтобы их помнить.

שְׁמֹר מִצְוֹתַי וֶחְיֵה וְתוֹרָתִי כְּאִישׁוֹן עֵינֶיךָ

2. Сохрани заповеди мои и живи, и Тору (учение мое), как зеницу глаз твоих.

Заповеди — надо делать каждый день. Они дают человеку «жизнь вечную» и в этом мире успех и удачу. А Тора — это «свет», который помогает человеку видеть и понимать то, что с ним и вокруг него происходит. Знание — свет. И поэтому Тору надо хранить, как человек хранит свои глаза.

Например, в 1440-90 года в Испании евреи массово крестились и занимали высшие посты в Испании. Это привело к изгнанию евреев из Испании и инквизиции. Если бы евреи в Германии в 1840-1930 году это изучали или евреи в России в 1917 — 1953 это изучали, то они бы знали к чему приводит отход евреев от Торы и от Служению Богу. Это написано в Письменной Торе многократно. Грешили… отходили от Бога… приходил враг и были страдания… Возвращались к Богу… Бог прощал и так 100 раз подряд ((((

קָשְׁרֵם עַל אֶצְבְּעֹתֶיךָ כָּתְבֵם עַל לוּחַ לִבֶּךָ

3. Навяжи их на пальцы твои, напиши их на скрижалях сердца твоего.

Чтобы твои руки действовали только по Заповедям Торы. Надо изучать Заповеди и сразу действовать. Сразу делать то, что изучаешь. И тогда знание «отпечатается на скрижалях сердца» — то есть ты запомнить то, что изучаешь и делаешь. Очень важно повторять изучаемое. Написано в Пиркей Авот (Учение Отцов), что «тот кто изучает и не повторяет — похож на того, кто сеет и не собирает урожай». И там же сказано: «тот, кто изучает, чтобы делать — тому с Небес помогают: изучить, обучить других, запомнить и сделать».

  • Урок №54, отрывки 1-3:

אֱמֹר לַחָכְמָה אֲחֹתִי אָתְּ וּמֹדָע לַבִּינָה תִקְרָא

4. Скажи Божественной Мудрости (Торе): «Ты сестра моя!», и «друг» назови логику (бину).

Главные понятия Торы (что есть Добро и Зло) — это аксиомы от Бога. Как сестра — это по рождению и её не выбирают, так и аксиомы Торы — это просто факты, которые надо принять.

Знакомый или друг — это выбор человека. Как к нему относиться. Понимать «вещь из вещи» — логика. Это приобретаемое качество ума. Поэтому то, что от Бога (аксиомы Торы) — сравнивается с «сестра». То, что постигается логикой — это, как знакомый.

לִשְׁמָרְךָ מֵאִשָּׁה זָרָה מִנָּכְרִיָּה אֲמָרֶיהָ הֶחֱלִיקָה

5. Чтобы предохранить себя от жены чужой, от чужестранной, чьи речи льстивы;

Человеку необходима жизненная философия. Каждый человек хочет жить осмысленной жизнью и верит в какое-то устройство мира. Если еврей знает Тору — то у него есть прекрасное и понятное описание мира. Если Торы нет — то вместо неё может стать «жена чужая» (имеется в виду извращенное понимание Торы, которое отрицает Заповеди) или «чужестранка» (чуждая философия, которая отрицает Бога и всю Тору). Такое мировозрение может найти путь в голову нормального человека только, если «речи льстивы». То есть удобно и ничего делать не надо.

  • Урок №55, отрывки 4-5:

כִּי בְּחַלּוֹן בֵּיתִי בְּעַד אֶשְׁנַבִּי נִשְׁקָפְתִּי

6. Потому что я выглянул из окна дома моего, сквозь решетку мою,

Царь Соломон говорит о том, что можно смотреть глазами материального мира и видеть только внешнюю оболочку вещей и событий. А можно смотреть «сквозь решетку» — то есть видеть духовную и глубинную суть вещей и событий.

וָאֵרֶא בַפְּתָאיִם אָבִינָה בַבָּנִים נַעַר חֲסַר לֵב

7. И увидел среди простаков, заметил между молодыми людьми неразумного юношу (без самообладания).

Взглядом простым увидел много простаков. Людей наивных, которые верят в самое простое описание мира. Например в атеизм или «что жизнь это джунгли». А взглядом «сквозь решетку» увидел юношу, который понимает, что есть Бог Создатель и Хозяин Мира, но юноша этот не может управлять собой. Вожделения и инстинкты сильнее его интеллекта.

עֹבֵר בַּשּׁוּק אֵצֶל פִּנָּהּ וְדֶרֶךְ בֵּיתָהּ יִצְעָד

8. Переходившего улицу близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,

Самое сильное вожделение — к разврату. Бог сделал сексуальное влечение очень сильным, чтобы люди хотели размножаться. Это инстинкт. Управлять им, особенно в молодости очень тяжело. Этот инстинкт обманывает рациональный разум и как будто говорить «я просто пройду рядом с запрещенной женщиной». Второе объяснение — это про духовные соблазны чуждых идеологий, которые разрешают разврат. В Талмуде сказано, что евреи грешили против Бога и начинали служить идолам только для того, чтобы разрешить себе разврат.

בְּנֶשֶׁף בְּעֶרֶב יוֹם בְּאִישׁוֹן לַיְלָה וַאֲפֵלָה

9. В сумерки, на исходе дня, в ночной темноте и мраке.

Самое опасное время — это сумерки. Всё сливается. Невозможно определить, где добро и где зло. Например, в Пиркей Авот говорится: «Отдались от плохого соседа и не присоединяйся к злодею». То есть, от плохого соседа надо бежать. Потому что его зло не явное и потому легче от него «заразиться». А со злодеем даже для доброго дела нельзя соединяться. Но бежать от него нет обязанности. Потому что нормальный человек не захочет от него учиться.

וְהִנֵּה אִשָּׁה לִקְרָאתוֹ שִׁית זוֹנָה וּנְצֻרַת לֵב

10. И вот – навстречу ему женщина, в одежде блудницы, с коварным сердцем.

Он решил идти к ней, а она уже идет навстречу. Как написано в Пиркей Авот: «Беги за Заповедью и убегай от преступления». Это значит, что Заповеди от тебя как будто убегают и надо прилагать усилия, чтобы их делать. А преступления как будто гонятся за тобой. Это как катиться по наклонной плоскости вниз или лезть на гору. «Одежда» — это внешние проявления человека, которые выражают его внутреннюю природу. И если она одета, как проститутка — то вряд ли это противоречит её внутренним качествам. Коварное сердце — это значит, что она умеет «захватить» сердца людей. Манипулировать она может другими. Но её сердце полностью во власти её вожделений.

הֹמִיָּה הִיא וְסֹרָרֶת בְּבֵיתָהּ לֹא יִשְׁכְּנוּ רַגְלֶיהָ

11. Шумлива она и необузданна; ноги ее не бывает в доме ее;

Она не управляет своей «животной природой». Гневается и не ограничивает себя в проявлении чувств. Скромность и скрытность — это не её качества. Она вне дома.

פַּעַם בַּחוּץ פַּעַם בָּרְחֹבוֹת וְאֵצֶל כָּל פִּנָּה תֶאֱרֹב

12. То на улице, то на площадях, и у каждого угла делает она засаду.

Она активно ищет своих жертв. Животная натура и энергия не ограничиваются запретами и сомнениями интеллекта.

  • Урок №56, отрывки 6-12:

וְהֶחֱזִיקָה בּוֹ וְנָשְׁקָה לּוֹ הֵעֵזָה פָנֶיהָ וַתֹּאמַר לוֹ

13. И схватила его, целовала его, с бесстыдным лицом говорила ему:

В зле, как и в добре всё идет по ступеням. Вначале схватила, потом целовала и т.д. Чем дальше — тем сложнее вырваться от неё.

זִבְחֵי שְׁלָמִים עָלָי הַיּוֹם שִׁלַּמְתִּי נְדָרָי

14. «Я должна была принести мирную жертву: сегодня я совершила обеты мои;

Она рассказывает, что это вообще Заповедь быть с ней. Очень часто «злое начало» человека скрывается за мыслями о заповедях.

עַל כֵּן יָצָאתִי לִקְרָאתֶךָ לְשַׁחֵר פָּנֶיךָ וָאֶמְצָאֶךָּ

15. Поэтому я вышла навстречу тебе искать лица твоего, и я нашла тебя.

Она указывает, что причиной всей истории была Заповедь и она пошла искать его, чтобы выполнить заповедь Бога. Врёт в общем.

מַרְבַדִּים רָבַדְתִּי עַרְשִׂי חֲטֻבוֹת אֵטוּן מִצְרָיִם

16. Коврами устлала я постель мою, прекрасными тканями египетскими;

Описывает ему внешние украшения, которые подготовила. Визуальные украшения и удобства для тела. Соблазняет, чтобы он свернул с духовного пути.

נַפְתִּי מִשְׁכָּבִי מֹר אֲהָלִים וְקִנָּמוֹן

17. Я надушила постель свою морром (миррой), аалом (злоем) и корицею.

Предлагает ему лечь на её постель и говорит об удовольствиях через запах. Влияет на все его органы чувств.

לְכָה נִרְוֶה דֹדִים עַד הַבֹּקֶר נִתְעַלְּסָה בָּאֳהָבִים

18. Зайди, упьемся любовными ласками до утра, найдем радость в любви;

Тут она уже прямым текстом говорит, для чего была вся эта подготовка.

כִּי אֵין הָאִישׁ בְּבֵיתוֹ הָלַךְ בְּדֶרֶךְ מֵרָחוֹק

19. Потому что мужа нет дома; он ушел в далекий путь;

Чтобы не боялся он и не волновался, что может муж вернуться.

צְרוֹר הַכֶּסֶף לָקַח בְּיָדוֹ לְיוֹם הַכֶּסֶא יָבֹא בֵיתוֹ

20. Кошелек с деньгами он взял с собою; в назначенный день он возвратится в дом свой.

Убирает последние опасения, что муж прийдет вдруг. Есть точное время его возвращения.

הִטַּתּוּ בְּרֹב לִקְחָהּ בְּחֵלֶק שְׂפָתֶיהָ תַּדִּיחֶנּוּ

21. Она увлекала его множеством привычных ей слов, льстивою речью своею она соблазнила его.

Вначале он не реагировал на её уговоры. Но из-за того, что долго их слушал — она соблазнила его и он начал двигаться в её направлении.

הוֹלֵךְ אַחֲרֶיהָ פִּתְאֹם כְּשׁוֹר אֶל טֶבַח יָבוֹא וּכְעֶכֶס אֶל מוּסַר אֱוִיל

22. Он тотчас следует за нею, как вол идет на заклание, и как в цепях (ведут) к наказанию безрассудного,

Вначале она его уговаривала, а когда он уже пошёл — так идёт по своему желанию.

עַד יְפַלַּח חֵץ כְּבֵדוֹ כְּמַהֵר צִפּוֹר אֶל פָּח וְלֹא יָדַע כִּי בְנַפְשׁוֹ הוּא

23. Доколе стрела не разрежет печени его; как птичка спешит в силки и не знает, что на погибель ее.

Кровь человека формируется в печени. И в крови все инстинкты. Гормональные процессы когда начались — всё. Он уже бежит за своим желанием. Как птица летит в ловушку и не знает, что это её смерть приближается.

וְעַתָּה בָנִים שִׁמְעוּ לִי וְהַקְשִׁיבוּ לְאִמְרֵי פִי

24. Теперь, сыновья, послушайте меня, и внимайте словам уст моих.

Вначале послушайте и поймите меня. А потом, когда убедитесь, что это правда — просто «внимайте» (слушайте и делайте без сомнений). Слова Торы после того, как ты понял, что она от Бога и приносит тебе только пользу — просто надо ДЕЛАТЬ.

אַל יֵשְׂטְ אֶל דְּרָכֶיהָ לִבֶּךָ אַל תֵּתַע בִּנְתִיבוֹתֶיהָ

25. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по тропинкам ее;

Не только не вступай с ней в запрещенные отношения (пути её) — но и даже на «маленькие тропинки» не заходи. Не смотри на неё и не заговаривай с ней.

כִּי רַבִּים חֲלָלִים הִפִּילָה וַעֲצֻמִים כָּל הֲרֻגֶיהָ

26. Потому что многих повергла она умерщвленными, и многочисленны и сильны все (те, кто) убит ею:

Были люди великие в Торе и в близости к Богу, которые не смогли устоять против соблазнов разврата. В Талмуде рассказывается несколько историй, как «злое начало» и Сатан превращались в супер-привлекательных женщин и пытались совратить великих мудрецов.

דַּרְכֵי שְׁאוֹל בֵּיתָהּ יֹרְדוֹת אֶל חַדְרֵי מָוֶת

27. Дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие в обиталище смерти.

И малейшее движение в сторону разврата может привести к полной потери жизни в этом мире и в мире грядущем.

За три греха был разрушен Первый Храм — за убийство, за разврат и за идолопоклонство. Понятно, что разврат в одной компании с двумя самыми страшными грехами.

  • Урок №57, отрывки 13-27:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com