Мишлей | Глава 8. Перевод с комментариями - Ицхак Пинтосевич - на образовательном портале Ваикра.
Рубрики

Мишлей | Глава 8. Перевод с комментариями

Помочь уроку

Изучение книги основано на комментарии МАЛБИМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малбим

הֲלֹא חָכְמָה תִקְרָא וּתְבוּנָה תִּתֵּן קוֹלָהּ

1. Не Божественная ли мудрость взывает, и логика подает свой голос.

Божественная Мудрость (ХОХМА) — это аксиомы Бога, которые мы принимаем (слышим) от пророков и мудрецов. Поэтому она «взывает». Логика (БИНА) — это то, что человек понимает своим интеллектом. Понимает «вещь из вещи». Поэтому она «подаёт свой голос». Человек понимает сам и рассказывает другим.

בְּרֹאשׁ מְרֹמִים עֲלֵי דָרֶךְ בֵּית נְתִיבוֹת נִצָּבָה

2. Она становится на вершине возвышенных мест, по дорогам, по тропинкам устанавливается;

Божественная Мудрость (ХОХМА) вначале спускается с «высоких гор» (говорит о сотворении мироздания), а потом устанавливается на тропинках (все аспекты жизни человека). Законы Бога распространяются на мельчайшие детали жизни. Например «как брать яйца из гнезда», «как возвращать потерю» и т.д.

Подпишитесь на рассылку платформы VAIKRA и получайте самые интересные уроки с сайта на E-mail, What's App или Telegram
Всем подписчикам в подарок 4 уникальные книги!

לְיַד שְׁעָרִים לְפִי קָרֶת מְבוֹא פְתָחִים תָּרֹנָּה

3. Она возглашает у ворот, при входе в город, при входе в двери.

А дальше Божественная Мудрость (ХОХМА) разделяется на различные уровни понимания (доступа). «У ворот» — это то, что могут понять и услышать все люди. А дальше идет — П-а-Р-Д-е-С. Пшат (простой смысл) — Ремес (намек, который понимают только мудрецы) — Драш (скрытый смысл, который понимают самые великие мудрецы) — СОД (тайна, которую понимают только посвященные в тайны мудрецы).

  • Урок №58, отрывки 1-3:

אֲלֵיכֶם אִישִׁים אֶקְרָא וְקוֹלִי אֶל בְּנֵי אָדָם

4. К вам, ЛЮДИ, взываю, и голос мой к сынам человеческим!

Божественная Мудрость (ХОХМА) — может полностью разместиться только в «сердцах» великих ЛЮДЕЙ. Тех, которые очистили свое мышление от вожделений и греха. Тех, которые полностью властвуют над силой воображения и не позволяют ей «совращаться сердца». Они не следуют «за сердцами и глазами, которые совращают» большинство нормальных людей. Поэтому Бог и Тора прежде всего взывают к таким людям. А уже они распространяют Тору и Божественное Знание для «сынов человеческих». Потому что у каждого даже самого грешного человека есть искра Божественной Души и её можно зажечь через слова Торы.

הָבִינוּ פְתָאיִם עָרְמָה וּכְסִילִים הָבִינוּ לֵב

5. Поймите, наивные хитрость, и (вы), грешники по вожделению, поймите сердца свои!

Наивный простак — это человек, который «ведется» на любую информацию. Он может идти за предложениями самых тупых и злонамеренных людей. Наивным Царь Соломон советует изучать Тору, чтобы получить «хитрость». Начать понимать, что есть за словами и действиями намерения. И через Тору наивные начнут понимать жизнь и не будут ошибаться. Грешники по вожделения — понимают и жизнь и Тору. Просто они не могут справиться с желаниями своего сердца. Со своими вожделениями. Вожделения пробуждаются через силу воображения «в сердце». Поняв, как «работает сердце» и взяв его под свой контроль — грешники по вожделению смогут вернуться на праведный путь.

  • Урок №59, отрывки 4-5:

שִׁמְעוּ כִּי נְגִידִים אֲדַבֵּר וּמִפְתַּח שְׂפָתַי מֵישָׁרִים

6. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и открываю уста мои, чтобы сказать прямые простые слова.

Тора была дана на четырёх уровнях. Когда написано «и сказал Бог к Моше говоря» — имеется ввиду прямой приказ делать или не делать какое-то действие (сказал) и объяснение этого (говоря). Другими словами — есть Письменная Тора и Устная Тора. Объяснения Заповедей есть нескольких уровней. Есть «прямые простые слова» — для простого народа. Есть смысл Заповедей для мудрецов. Есть тайный смысл — для посвященных в тайны.

כִּי אֱמֶת יֶהְגֶּה חִכִּי וְתוֹעֲבַת שְׂפָתַי רֶשַׁע

7. Ибо истину произнесет небо (язык) мое, и нечестие – мерзость для уст моих.

Истина — лежит в глубине, как нёбо в глубине рта. Поэтому смысл Заповедей скрыт от простого понимания. И мудрецы, которые постигают Тору на уровнях глубинных смыслов — только они могут прикоснуться к краю Божественной Мудрости. Но и при простом понимании и следовании Заповедям Бога достигается важная цель. Нечестие (зло) — не входит в человека. Потому что даже простое повторение Торы без глубоких смыслов не оставляет места для Зла в мыслях и словах человека.

בְּצֶדֶק כָּל אִמְרֵי פִי אֵין בָּהֶם נִפְתָּל וְעִקֵּשׁ

8. Справедливы все изречения уст моих; нет в них нечестного и извращенного.

В этом отрывке используется слово «изречения», которое соответствует Письменной Торе. То, что принято называть «Пятикнижие Моше» или «Пять Книг Торы». Если их читать на Святом Языке (без перевода) — то там нет ни одной буквы, которая бы не вышла из «уст Бога» (то есть прямо от Бога имеется ввиду, так как у Бога нет никакой формы или изображения)

כֻּלָּם נְכֹחִים לַמֵּבִין וִישָׁרִים לְמֹצְאֵי דָעַת

9. Все они ясны для логики и прямые для приобретших знание-понимание (ДААТ).

«Все» — это как раз глубинные смыслы Заповедей и Письменной Торы. Они ясны для тех, кто развил в себе сильную логику (понимать вещь из вещи. Разбираться в причинно — следственных отношениях). Есть еще один уровень понимания, который выше логики. Прямые — это те, кто развили в себе качество чистого восприятия мира без искажений. Иногда ДААТ это «подарок от Бога». Иногда следствие приобретения Божественной Мудрости (аксиомы Торы) и Логики (Бина — качество ума, позволяющее делать правильные выводы из аксиом). Вместе они дают человеку ДААТ — прямое понимание СУТИ ВЕЩЕЙ и ЯВЛЕНИЙ.

קְחוּ מוּסָרִי וְאַל כָּסֶף וְדַעַת מֵחָרוּץ נִבְחָר

10. Примите учение мое, а не серебро, и познание (ДААТ) – больше, чем отборное золото;

Как мы уже знаем есть ХОХМА (Божественная Мудрость. Аксиомы Бога, которые ОН сообщил через Пророков). Вместе с ХОХМА была дана система контроля мышления и тела (МУСАР). Управление собой через СТРАХ перед Богом. ДААТ — это восприятие на мира уровне чувств (вижу) или такое же ясное восприятие на уровне ПОСТИЖЕНИЯ истин. К ДААТУ в постижении Божественного мы стремимся. «Ясно, как день» — чтобы так было понятно.

Серебро — это то, чем люди расплачивались ежедневно. Золото- складывали в сокровищницы. Таким образом Царь Соломон показал нам порядок приоритетов. Вначале надо изучать МУСАР потому что без его ежедневного использования невозможно удержать ХОХМА (Божественные Аксиомы Добра и Зла), как управляющую мышлением и жизнью систему. Тело старается сбросить это «ярмо и узду». А стремиться надо к ДААТУ (чистому постижению Божественной Природы всего). Это важнее, чем деньги, к которым все стремятся.

  • Урок №60, отрывки 6-10:

כִּי טוֹבָה חָכְמָה מִפְּנִינִים וְכָל חֲפָצִים לֹא יִשְׁווּ בָהּ

11. Потому что Божественная мудрость лучше жемчужин и все желанное не сравнится с нею.

В этом отрывке объясняется почему ХОХМА (Божественная Мудрость) лучше, чем серебро и золото. Лучшее, что можно купить за деньги — это жемчуга. Потому что они дают красоту и вызывают хорошее отношение от людей. Людям нравится. А ХОХМА — украшает человека и он нравится не только людям, но и БОГУ.

Для приобретения ХОХМЫ (Божественной Мудрости) надо отказаться от вожделений тела. Взять их под контроль. Но то удовольствие, которое человек начинает испытывать от этого (самоконтроля тела) — больше, чем удовольствия от обычных вожделений. «И все желанное не сравнится с ней (ХОХМОЙ)» …

אֲנִי חָכְמָה שָׁכַנְתִּי עָרְמָה וְדַעַת מְזִמּוֹת אֶמְצָא

12. Я, Божественная Мудрость, обитаю с хитростью и нахожу познание (ДААТ) в рассудительности.

Хитрость — это умение обдумывать причины и следствия перед действием. В лучшем случае — это осознанность. Но без правильных аксиом (предпосылок), без Божественной Мудрости — выводы хитрости могут быть во вред человеку и людям. Только вместе с ХОХМОЙ хитрость становится полезной.

Рассудительность — это еще глубже хитрости, но из той же серии. Рассудительность — это глубокое исследование. Именно оно приводит к четким выводам. А абсолютно четкое знание называется ДААТ (познание).

  • Урок №61, отрывки 11-12:

יִרְאַת יְדֹוָד שְׂנֹאת רָע גֵּאָה וְגָאוֹן וְדֶרֶךְ רָע וּפִי תַהְפֻּכוֹת שָׂנֵאתִי

13. Страх пред Богом – ненавидеть зло, гордость и высокомерие, и путь зла, и извращенные уста я ненавижу.

Когда человек хочет что-то сделать, то его Решения исходят из его убеждений, как устроен мир. Эти убеждения он получил от окружающих людей или от своих наблюдений над жизнью и выводов.

Тора передаёт ЗНАНИЯ об устройстве мира и о том, что такое ХОРОШО и что такое ЗЛО — от БОГА. Эту информацию невозможно проверить. Ей можно верить или не верить.

Желания человека и его мышление (воображение) направляются Злым Началом (Йецер Ара). И когда человек хочет соблюдать Заповеди — это часто входит в противоречие с желаниями и «здравым смыслом». «Здравый смысл» — это объяснение правильности своих желаний. Когда человек после бутылки водки уговаривает себя, что «один раз это не измена» — то это «здравый смысл». Страх перед Богом помогает победить инстинктивный и животный интеллект. Страх самая сильная эмоция, которая двигает человеком. Поэтому чтобы победить своё животное начало и подчинить интеллект Божественной Воле — надо использовать страх и ненавидеть зло.

Как говорят в народе «клин клином вышибают».

  • Урок №62, отрывок 13:

לִי עֵצָה וְתוּשִׁיָּה אֲנִי בִינָה לִי גְבוּרָה

14. У меня совет и мудрость; я логика, у меня сила.

Здесь идет цепочка причин и следствий, которые БОГ дал через Тору.

Вначале надо советоваться, чтобы найти правильный совет. Потом нужна мудрость, чтобы его выбрать из нескольких вариантов. Для применения совета нужна логика и сила. Чтобы перевести идею в действия и результаты.

בִּי מְלָכִים יִמְלֹכוּ וְרֹזְנִים יְחֹקְקוּ צֶדֶק

15. Мною цари царствуют, и знающие тайны узаконяют справедливость.

В ТОРЕ БОГ дал законы и правила для царей и для судей. За соблюдением этих законов следит СУД. Если люди начинают спорить — они идут в суд, чтобы понять, кто из них прав. Есть специальные законы для Царя, которые дают ему право для судить единолично. И эти законы поручают ему действовать быстро для установления справедливости. И для того, чтобы сверять свои действия — у Царей были советники «знающие тайны». Законы Царя и Законы для Судей — перечислены РАМБАМом в книге МИШНА ТОРА.

בִּי שָׂרִים יָשׂרוּ וּנְדִיבִים כָּל שֹׁפְטֵי צֶדֶק

16. Мною начальствуют правители и вельможи – все судьи земли.

Только общество, основанное на Законах БОГА, может устоять. Все попытки построить надежное государство не основанное на Божественных Заповедях — рушились. Самое мощное государство мира — Америка. У них на деньгах написано «В БОГА мы верим». И справедливая судебная система, равная для всех — основной принцип американского общества.

  • Урок №63, отрывки 14-16:

אֲנִי אֹהֲבַיה {אֹהֲבַי} אֵהָב וּמְשַׁחֲרַי יִמְצָאֻנְנִי

17. Я люблю любящих меня, и ищущие меня найдут меня.

Божественная Мудрость (ТОРА) — открывается тем, кто любит её. В ТОРЕ есть самая сильная связь с БОГОМ и поэтому есть Божественная Поддержка тем, кто стремится её постигнуть.

Сказали мудрецы в Пиркей Авот «Тот, кто берет на себя ярмо Торы — с того снимают бремя властей и заботу о пропитании». Даже такие бытовые сложности перестают мешать тому, кто искренне стремится к Богу и для этого изучает Святую Тору.

  • Урок №64, отрывок 17:

עֹשֶׁר וְכָבוֹד אִתִּי הוֹן עָתֵק וּצְדָקָה

18. Богатство и почет со мною, достояние возрастающее и цдака (милосердие).

Вместе с ТОРОЙ приходят сопутствующие бонусы. Богатство и почет сопровождают того, кто изучает Тору и действует для достижения богатства, соблюдая законы. «И цдака» — говорится о том, что «богатство и почет» — это цдака с Небес, а не награда. Потому что основная награда за Заповеди — идет в Грядущий Мир (духовная награда после смерти физической). Богатство и почет — только маленькие бонусы (цдака — подарок от БОГА).

  • Урок №65, отрывки 17-18:

טוֹב פִּרְיִי מֵחָרוּץ וּמִפָּז וּתְבוּאָתִי מִכֶּסֶף נִבְחָר

19. Плод мой лучше золота, и золота чистого, и урожай (зерновые) мой лучше отборного серебра.

Плоды — это то, что вырастает из корня и иногда плоды не заканчиваются годами. Например, яблоко может много лет давать урожай.

Зерновые культуры — садят каждый год. И их урожай ограничен этим годом.

Золото — складывали раньше в сокровищницы. А из серебра делали монеты.

Плоды ХОХМЫ (Божественной Мудрости) — это как золото или плоды. Польза от изучения Торы идет и в этом мире и Мире Грядущем (Вечная Жизнь). А урожай зерновых — это метафора на ЛОГИКУ и сообразительность, которые как следствие развиваются при изучении Торы.

От них польза, как от серебра. Можно с помощью логики понимать и предпринимать множество действий в этом материальном мире.

Подход к жизни с точки зрения мировозрения Торы — дает прекрасные плоды и в этом мире и в духовном.

בְּאֹרַח צְדָקָה אֲהַלֵּךְ בְּתוֹךְ נְתִיבוֹת מִשְׁפָּט

20. Я хожу по пути цдаки (милосердия), по тропинкам правосудия;

Люди в мире делятся на Цадиков (праведников), средних (тех, кто старается быть праведником и выполнять волю Бога) и на злодеев (идут против Бога и его заповедей). Большинство людей средние. Они просто, как Маугли. Ничего против Бога не имеют. Идут по жизни по правилам общества и в поисках удовольствий.

Бог управляет миром через правосудие (суд) и через милосердие. С Цадиками (праведниками) Бог действует по справедливости (через суд).

Так как их награда в духовном мире безгранична, то для равновесия в этом мире Бог их наказывает за самые маленькие ошибки.

С миром в общем Бог действует по милосердию. На это намекает слово ПУТЬ МИЛОСЕРДИЯ. Путь — это широкий путь.

Тропинки — это для одиночек. Цадиков мало — и они идут как-будто по тропинкам. А людей простых много и они идут по пути МИЛОСЕРДИЕ.

Так как заслуг духовных у них нет, то и живут они только милостью Божьей.

לְהַנְחִיל אֹהֲבַי יֵשׁ וְאֹצְרֹתֵיהֶם אֲמַלֵּא

21. Чтобы дать в наследство любящим меня, есть (у меня добро), и сокровищницы их наполню.

Для Цадиков (любящих Бога) у НЕГО приготовлено невероятное духовное наслаждение в Вечном Мире. И в этом мире для них тоже есть награда. В последние 2000 лет — большинство Цадиков отказывались от награды этого мира в пользу духовного.

Хотя со времен Йосефа АЦадика, который был премьер-министром Египта — были великие мудрецы, которые «ели с двух столов».

Стол духовного величия и стол материального величия (богатства).

  • Урок №66, отрывки 19-21:

יְדוָד קָנָנִי רֵאשִׁית דַּרְכּוֹ קֶדֶם מִפְעָלָיו מֵאָז

22. Бог создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, с тех пор.

Вначале Бог сотворил Мироздание из НИЧЕГО.

И это Творение было по плану (условно можно назвать это идеей БОГА). Эта идея Бога и была Тора. И потом из Торы начали разворачиваться духовный и материальный мир. Это как программный код, который летит в пространстве и из себя же создает компьютер, в котором показывает фильм о себе.

מֵעוֹלָם נִסַּכְתִּי מֵרֹאשׁ מִקַּדְמֵי אָרֶץ

23. От века я избрана княжить, от начала, прежде бытия земли.

В духовным мирах, которые являются корнями материального мира — Тора определяющая программа.

Именно из Торы появились ангелы и духовные миры. И только потом «развернулись» материальные физические законы, материя, пространство и время.

בְּאֵין תְּהֹמוֹת חוֹלָלְתִּי בְּאֵין מַעְיָנוֹת נִכְבַּדֵּי מָיִם

24. Я родилась, когда не было (еще) бездн, и источников, полных воды.

Вначале было только слово ВНАЧАЛЕ (Брейшит бара…). Сотворил БОГ (из ничего первичный материал), потом из него духовный и материальный материал. Потом материальный разделился на 4 стихии (воздух-вода-земля-огонь) и духовный разделился на духовные уровни.

И всё это было из «мысли Бога» из Торы. Это сложно понять и представить. Царь Соломон нам даёт намёк на первые шесть дней творения, когда Бог сотворял мироздание по своему плану (образу). Этот план и есть Тора.

בְּטֶרֶם הָרִים הָטְבָּעוּ לִפְנֵי גְבָעוֹת חוֹלָלְתִּי

25. Я родилась прежде, чем погружены среди вод были горы, прежде холмов;

Потом из воды появилась суша. И поверхность суши была не ровная. Но планы, по которому всё разворачивалось уже был. И это была Тора.

עַד לֹא עָשָׂה אֶרֶץ וְחוּצוֹת וְרֹאשׁ עַפְרוֹת תֵּבֵל

26. Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

Все процессы шести дней творения были запрограммированы изначально в структуре законов природы. Слова «Природа» и «Всесильный (Бог)» — имеют одну и туже структуру и числовое значение в иврите. Поэтому тот, кто называет Бога — Всесильный или Природа или Мироздание, близок к реальности. И Тора была всегда. На каком-то очень высоком и духовном уровне они соединены в одно целое.

בַּהֲכִינוֹ שָׁמַיִם שָׁם אָנִי בְּחוּקוֹ חוּג עַל פְּנֵי תְהוֹם

27. Когда Он уготовлял небеса, я (была) там; когда Он проводил круговую черту на поверхности бездны,

В этом отрывке еще раз подчеркивается то, что было сказано в предыдущих. Тора является внутренней структурой всего мироздания и всех процессов в нем. Материальный мир — это следствие. Духовный мир — это причина. Тора соединяет эти два мира.

  • Урок №67, отрывки 22-27:

בְּאַמְּצוֹ שְׁחָקִים מִמָּעַל בַּעֲזוֹז עִינוֹת תְּהוֹם

28. Когда Он утверждал облака на высоте, когда укреплял источники бездны,

Когда человек видит атомную электростанцию или космический корабль, он понимает, что у них есть создатель.

Кто то главный собрал общий план, сделал так, чтобы все детали подходили друг к другу. Он синхронизировала работу всех остальных людей, отделов. Поэтому такие сложные механизмы, как атомная электростанция или космический корабль могут работать.

Мир еще более сложный механизм. В котором есть миллионы видов живых существ связанных друг с другом.

Климат и всё остальное было кем-то спроектировано и сделано.

Этот «кто-то» и есть БОГ. А проект его и инструменты — это Тора.

בְּשׂוּמוֹ לַיָּם חֻקּוֹ וּמַיִם לֹא יַעַבְרוּ פִיו בְּחוּקוֹ מוֹסְדֵי אָרֶץ

29. Когда полагал для моря устав Свой, чтобы воды не переступали Его приказ, когда полагал основания земли, –

Вначале был хаос, который всё больше упорядочивался по плану Бога. Законы физического мира, которые ОН установил организовали хаотичную энергию, которая внутри наполняет всю материю. На уровне квантовой физики, вся материя превращается в энергию. И потом под воздействием других законов физики всё организовано превращается в материю и крутится вокруг Солнца по своим физическим законам.

План, по которому это всё работает — это Тора.

וָאֶהְיֶה אֶצְלוֹ אָמוֹן וָאֶהְיֶה שַׁעֲשֻׁעִים יוֹם יוֹם מְשַׂחֶקֶת לְפָנָיו בְּכָל עֵת

30. И была я у Него питомицею, и была радостью каждый день, веселясь пред Ним все время,

Когда модельер создает коллекцию одежды или архитектор строит дом или художник рисует картину — по изделиям мы можем понять суть его характера.

Сальвадор Дали был очень необычен. Импрессионисты — очень эмоциональны.

Глядя на мироздание мы можем понять Бога. Он не просто вывел народ Израиля из Египта. Он сделал 10 казней. Это были супер-спец-эффекты. А рассечение Красного Моря? А Пуримская история? Тора, которая об этом рассказывает соединяет нас с «мыслями и характером БОГА». Есть даже повелевающая заповедь в Торе — «быть по качествам такими, как Бог». Тора «была радостью каждый день». Ицхак — «будет смеяться». Авраам и Сара родили ребенка, когда им было по 90 и 100 лет!!!

Нет такого, как наш Бог…….. Нет такого, как Господин наш… (часть ежедневной молитвы)

מְשַׂחֶקֶת בְּתֵבֵל אַרְצוֹ וְשַׁעֲשֻׁעַי אֶת בְּנֵי אָדָם

31. Веселясь на обитаемой земле Его, и радость моя – с сынами человеческими

Вначале мироздание было без человека. Поэтому Тору некому было воспринимать и изучать. Когда БОГ сотворил человека — то их взаимодействие началось через ТОРУ. Получается, что ТОРА — это место соединения человека и БОГА. А так как всё мироздание это творение Бога, которое ОН создавал по плану ТОРЫ — то и изучая ТВОРЕНИЕ (мироздание) мы тоже постигаем Творца.

Но еще больше мы постигаем ТВОРЦА, изучая план ТВОРЕНИЯ — то есть ТОРУ.

וְעַתָּה בָנִים שִׁמְעוּ לִי וְאַשְׁרֵי דְּרָכַי יִשְׁמֹרוּ

32. И теперь, дети, послушайте меня, и блаженны хранящие пути мои.

После всего этого объяснения становится понятно, какая огромная важность и сила есть в словах Торы. Если человек (человечество) идет по путям БОГА — то счастливы все. Народ Израиля получил Тору и был выделен, как «народ святой царство священников». Так БОГ назвал в Торе потомков Авраама, Ицхака и Яакова (Израиля). Поэтому на них наложены более жесткие обязательства. Они обязаны посвятить свою жизнь служению Богу и нести Божественный Свет всему миру.

От этого права и обязанности освободиться невозможно. Потому что Бог сказал: «рабами вы были у фараона в Египте, а теперь вы стали рабами у Бога».

Это очень интересно, что евреи обязаны служить Богу. И есть в этом служении два варианта — или служить «как сыновья» с радостью. Или «как рабы» из необходимости.

Третьего варианта не предусмотрено…. Как в анекдоте про первый день в армии. Сержант спрашивает новобранцев — почему они служат в армии. Один отвечает: это была моя мечта служить любимой родине. Второй отвечает: служить своему народу и защищать его от врагов — это большая честь. А третий отвечает: меня в армию забрали по обязательному призыву. Если бы я не пошел, так меня бы в тюрьму посадили. Так что меня никто и не спрашивал…..

Точно так же со служением Богу у евреев. Выбора особого нет.

  • Урок №68, отрывки 28-32:

שִׁמְעוּ מוּסָר וַחֲכָמוּ וְאַל תִּפְרָעוּ

33. Послушайте наставления, и будьте мудры, и не отвергайте.

Тора, если говорить про ту её часть, в которой находятся приказы (Заповеди) повелевающие и запрещающие — идет против животной природы человека. У человека есть животное (инстинктивное тело) и эмоциональная часть, которую волнует только «хочу и не хочу».

Тора — это набор правил и идей, которые должны управлять поведением человека. Она находится в интеллекте и пришла туда от Пророков.

Поэтому у человека есть огромный соблазн не подчиняться приказам Бога.

Это вопрос личной веры. А для большинства людей — их вера, это вопрос их удобства. Поэтому верить в Тору неудобно. Надо себе во многом отказывать.

Как в анекдоте: один спрашивает другого «во сколько сегодня пост заканчивается? А то я так себя чувствую неудобно». Второй ему отвечает: «а я и не знал, что ты посты начал соблюдать». Первый отвечает: «Я не начал соблюдать посты. Продолжаю есть. Просто чувствую себя из-за этого очень неудобно. Когда в пост ем….».

Поэтому Царь Соломон объяснив величие Торы и связи с БОГОМ у тех, кто живёт по Торе — объясняет теперь, что надо управлять своей животной природой. И подчинить её приказам Торы.

אַשְׁרֵי אָדָם שֹׁמֵעַ לִי לִשְׁקֹד עַל דַּלְתֹתַי יוֹם יוֹם לִשְׁמֹר מְזוּזֹת פְּתָחָי

34. Блажен человек, слушающий меня, настойчиво (изучая) каждый день у ворот моих и стоя на страже у косяков дверей моих.

Тора отличается от наук или знаний. Науки и знания о мире родились в чье-то голове. Тора — пришла через Пророков от БОГА. И процесс постижения Торы отличается от обычного обучения.

Главное в изучение Торы — горячее желание, намерение, соединиться с БОГОМ. Изучение Торы — это средство, процесс для выполнения этой главной ЦЕЛИ. Ради этого человек и был создан, чтобы соединиться со своим СОЗДАТЕЛЕМ.

Поэтому процесс изучения и постижения состоит из постоянных усилий человека (снизу) и в какой то момент происходит РАСКРЫТИЕ этой связи СВЕРХУ.

כִּי מֹצְאִי מָצָאי {מָצָא} חַיִּים וַיָּפֶק רָצוֹן מֵיְדֹוָד

35. Потому что нашедший меня нашел жизнь и получит желание от (из) Бога;

Тот, кто нашел и принял Тору — присоединяется к источнику жизни. К БОГУ. Он получает и счастье в этом мире (материальном) и переход в мир духовный (Рай и Грядущий Мир). Желание человека — это его личный двигатель. Желания указывают направления, куда человек движется по жизни. Когда начинаешь учить Тору — то узнаешь Заповеди. То, что БОГ сказал нам делать. И выполняя желания Бога — мы с ним соединяемся.

Делай ЕГО (БОГА) волю, как свою и ОН будет выполнять твою волю (желания- молитвы) как СВОЮ. — Пиркей АВОТ.

Отсюда идет сила молитвы и благословения праведников. Они выполняют полностью волю Бога и у них огромный «депозит» на Небесах. Когда они просят за кого-то у БОГА — ОН обычно выполняет их просьбы.

  • Урок №69, отрывки 32-35:

וְחֹטְאִי חֹמֵס נַפְשׁוֹ כָּל מְשַׂנְאַי אַהֲבוּ מָוֶת

36. А согрешающий против меня вредит душе своей: все, ненавидящие меня, любят смерть.

Когда ты двигаешься к Богу — ты двигаешься к жизни. Остановка или движение в любом другом направлении — равноценно смерти.

Грех — это осознанное нарушение воли Бога. Ненависть и любовь- это две противоположные эмоции. Ненависть — отталкивает, а любовь соединяет.

Любовь к Богу соединяет с Богом. Ненависть к Богу — соединяет со смертью.

  • Урок №70, отрывок 36:

Этот материал – личное мнение автора. Редакция не несет за него ответственность.

Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на vaikra.com

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Ицхак Пинтосевич Помочь уроку

Ицхак Пинтосевич - подготовил более 1 500 бизнес-тренеров и коучей. Обучал мировые корпорации: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Создатель самого крупного в РУНЕТЕ портала по развитию 5СФЕР. Автор 14 книг. Учился у Рава Ицхака Зильбера.