Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 14

חַכְמוֹת נָשִׁים בָּנְתָה בֵיתָהּ וְאִוֶּלֶת בְּיָדֶיהָ תֶהֶרְסֶנּוּ

1. Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.

הוֹלֵךְ בְּיָשְׁרוֹ יְרֵא יְדֹוָד וּנְלוֹז דְּרָכָיו בּוֹזֵהוּ

2. Ходит прямой (стезей) боящийся Г-спода, но крив путями пренебрегающий Им.

  • Урок №97, отрывки 1-2:

בְּפִי אֱוִיל חֹטֶר גַּאֲוָה וְשִׂפְתֵי חֲכָמִים תִּשְׁמוּרֵם

3. Во рту у глупого – бич гордыни, но уста мудрых берегут их.

  • Урок №98, отрывок 3:

בְּאֵין אֲלָפִים אֵבוּס בָּר וְרָב תְּבוּאוֹת בְּכֹחַ שׁוֹר

4. Где нет быков, (там) ясли чисты; но много прибытка от силы вола.

עֵד אֱמוּנִים לֹא יְכַזֵּב וְיָפִיחַ כְּזָבִים עֵד שָׁקֶר

5. Верный свидетель не солжет, а свидетель ложный наговорит лжи.

בִּקֶּשׁ לֵץ חָכְמָה וָאָיִן וְדַעַת לְנָבוֹן נָקָל

6. Кощунствующий ищет мудрости – и нет, а для разумного знание легко.

לֵךְ מִנֶּגֶד לְאִישׁ כְּסִיל וּבַל יָדַעְתָּ שִׂפְתֵי דָעַת

7. Удались от человека глупого, ибо не найдешь разумных уст.

  • Урок №99, отрывки 4-7:

חָכְמַת עָרוּם הָבִין דַּרְכּוֹ וְאִוֶּלֶת כְּסִילִים מִרְמָה

8. Мудрость хитрого – изучение пути своего, сомнение в Божественной мудрости грешников (из-за вожделений) – самообман.

Как мы уже знаем, есть ксиль (грешник из-за вожделений, который знает Божественную Мудрость (хохма), но из-за вожделений нарушает. А есть ивель (грешник — скептик, который не верит в Божественную Мудрость). Есть Хахам (тот, кто знает Тору) и есть Цадик (тот, кто преодолевает трудности и соблюдает все заповеди). Хитрый — это человек, который не получил Божественную Мудрость от мудрецов, но вдумывается и разбирается в каждом своём действии и в том, как работает мир. Он может сам додуматься своим умом (как Авраам Авийну) о многих деталях Божественной Мудрости.

Когда ксиль (тот, кто знает Мудрость, но не соблюдает) — начинает в ней сомневаться (как ивель-скептик), это самообман. Ведь он знает правду, просто она ему очень не выгодна.

אֱוִלִים יָלִיץ אָשָׁם וּבֵין יְשָׁרִים רָצוֹן

9. Грешники-скептики чувствуют вину (в сердце), а посреди благочестивых (прямых) – благоволение.

Хотя грешники-скептики сомневаются (не верят) в Божественную Мудрость, но в сердце они чувствуют беспокойство и вину за это. Благочестивые (прямые) — наоборот, чувствуют в сердце радость и уверенность.

לֵב יוֹדֵעַ מָרַֹת נַפְשׁוֹ וּבְשִׂמְחָתוֹ לֹא יִתְעָרַב זָר

10. Сердце знает свою горечь, и в радость его не вмешается чужой.

Это продолжение 9 отрывка. Объяснение, что в глубине сердца (у грешника-скептика) есть ощущение вины (правильности или не правильности своих поступков относительно Воли Бога). Но это ощущение очень тонкое. Большинство людей его не слышат (и в радость не вмешается чужой)…

  • Урок №100, отрывки 8-10:

בֵּית רְשָׁעִים יִשָּׁמֵד וְאֹהֶל יְשָׁרִים יַפְרִיחַ

11. Дом нечестивых рухнет, а шатер праведных процветет.

Дом — это каменное строение, но даже в нем грешник не чувствует себя в безопасности и уверенности. А праведный человек — даже в шалаше чувствует радость в сердце. Этот отрывок продолжение предыдущего про ощущения в сердце.

יֵשׁ דֶּרֶךְ יָשָׁר לִפְנֵי אִישׁ וְאַחֲרִיתָהּ דַּרְכֵי מָוֶת

12. Есть путь, который (кажется) прям пред человеком, но конец его – пути смерти.

Путь грешника-скептика кажется ему вначале очень прямым. Ведь он каждый раз придумывает себе куда идти и называет это «прямой путь». Но в конце этот путь идет в пропасть. Путь Божественной мудрости кажется вначале очень сложным. Надо преодолевать свои вожделения и слабости. Но в конце — Вечная Жизнь.

גַּם בִּשְׂחֹק יִכְאַב לֵב וְאַחֲרִיתָהּ שִׂמְחָה תוּגָה

13. И при смехе болит сердце, и конец самой радости – печаль.

Любой объект материального мира исчезнет. Если он связан с грехом — то «производится» негативная энергия. Даже в случае, если это «смех» или «радость». Всё зависит от того, с каким намерением это происходит.

מִדְּרָכָיו יִשְׂבַּע סוּג לֵב וּמֵעָלָיו אִישׁ טוֹב

14. От путей своих насытится идущий «против своего доброго» сердца: и (сторонится) от него человек добрый.

Есть у человека ощущения правильности или не правильности своих поступков (относительно Торы). Но ощущения — это одно, а действия — это другое. Тот, кто действует не по Торе (нарушает Заповеди и делает плохие дела) — получит воздаяние (насытится) — именно от последствий своих поступков.

И физически должен от него отдалиться добрый (хороший человек), который хочет идти по путям Бога и добра.

  • Урок №101, отрывки 11-14:

פֶּתִי יַאֲמִין לְכָל דָּבָר וְעָרוּם יָבִין לַאֲשֻׁרוֹ

15. Наивный верит всякому слову, хитрый же обдумывает шаг свой.

Мы уже изучили, что грешники (ксиль — по вожделению и ивель — по скептицизму) — в сердце чувствуют звук Души и ошибочность своих действий.

Есть еще две категории людей, про которых говорится в этом отрывке. Наивный и хитрый. Это люди, которые живут в материальном мире и не думают о вещах духовных. Наивный — верит любому человеку. Хитрый — не верит никому, но ищет самый правильный путь. У наивного есть шанс в жизни, если он попадет в хорошую компанию. У хитрого — если он поймет, что лучший путь к успеху в материальном мире — это Служить Богу.

חָכָם יָרֵא וְסָר מֵרָע וּכְסִיל מִתְעַבֵּר וּבוֹטֵחַ

16. Мудрый опасается и избегает зла, а глупый гневлив и самонадеян.

קְצַר אַפַּיִם יַעֲשֶׂה אִוֶּלֶת וְאִישׁ מְזִמּוֹת יִשָּׂנֵא

17. Вспыльчивый совершает глупость, а злоумышленник ненавистен.

  • Урок №102, отрывки 15-17:

נָחֲלוּ פְתָאיִם אִוֶּלֶת וַעֲרוּמִים יַכְתִּרוּ דָעַת

18. Простаки получают в удел глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

Наивные получают в наследство (принимают на веру) советы грешников, а хитрые увенчаются знанием (все перепроверяют и не доверяют пустым словам).

שַׁחוּ רָעִים לִפְנֵי טוֹבִים וּרְשָׁעִים עַל שַׁעֲרֵי צַדִּיק

19. Преклонятся злые пред добрыми, и нечестивые – у ворот праведника.

גַּם לְרֵעֵהוּ יִשָּׂנֵא רָשׁ וְאֹהֲבֵי עָשִׁיר רַבִּים

20. И ближнему своему ненавистен бедный, но «приятелей» богатого – много.

Бедный — тот, кому не хватает. Богатый — тот, кто счастлив своему уделу и у него есть избыток.
Поэтому среди бедных всегда конкуренция, а к богатому тянутся…. Чтобы получить от него что-то.

בָּז לְרֵעֵהוּ חוֹטֵא וּמְחוֹנֵן עֲנָיִים {עֲנָוִים} אַשְׁרָיו

21. Презирающий ближнего своего грешник, милосердный же к бедным – тот счастлив. (Счастье ему приходит)

Получается, что бедный еще больше грешит, так как плохо относится к другим бедным.

А тот, кто бескорыстно помогает и еще и хорошо относится к бедным — создает условия для того, чтобы на Небесах также относились к нему. И привлекает на себя счастье.

  • Урок №103, отрывки 18-21:

הֲלוֹא יִתְעוּ חֹרְשֵׁי רָע וְחֶסֶד וֶאֱמֶת חֹרְשֵׁי טוֹב

22. Разве не свернут с пути правильного злоумышленники? Милость и истина у замышляющих добро.

Есть люди, которые заранее объявляют (сообщают о своих поступках и планах), а есть те, кто скрывают свои планы. Замышляющий зло — и скрывающий свои планы, теряет возможность на спасение. Никто не сможет его остановить и отговорить. А скрывающий своё добро — только выигрывает. Так как он делает истинное добро, а не для того, чтобы похвастаться перед людьми.

בְּכָל עֶצֶב יִהְיֶה מוֹתָר וּדְבַר שְׂפָתַיִם אַךְ לְמַחְסוֹר

23. (От) всякого труда будет прибыль, но (от) слова (из) уст (пустословия) лишь ущерб.

В этом мире развитие идет через преодоление трудностей. Труд — это преодоление трудностей)) И поэтому труд создает что-то созидающее. А разговор только тратит энергию человека, но ничего не создает без добавления к этому труда.

Второе объяснение: Вместо слова труд — грусть. Так тоже можно перевести слово — эцев. Тогда получается, что если приходят к человеку трудности и страдания в жизни, то он должен в сердце своем грустить и раскаиваться. Так как Бог ему в виде трудностей послал знак, что надо что-то в себе исправить.

В этом случае «грусть пойдет на пользу».

Но на словах человек должен благодарить Бога, потому что если он начнет вслух жаловаться — то это будет ему в убыток. Так объяснил Малбим.

עֲטֶרֶת חֲכָמִים עָשְׁרָם אִוֶּלֶת כְּסִילִים אִוֶּלֶת

24. Венец мудрых – богатство их, глупость безрассудных – (только) глупость.

  • Урок №104, отрывки 22-24:

מַצִּיל נְפָשׁוֹת עֵד אֱמֶת וְיָפִחַ כְּזָבִים מִרְמָה

25. Спасает души правдивый свидетель, а говорящий неправду — создает ложь.

Когда лже-свидетели оклеветали человека в суде — то правдивый свидетель может прийти и спасти его. Сказав правду. Но если друг обвиняемого придет и объявит себя свидетелем защиты и начнет врать — то это создавать ложь. Написано в Торе: К справедливости — справедливости стремись…. Одно из объяснений этого удвоения слова справедливость — что можно достигать справедливости только справедливым путем. Нельзя врать.

בְּיִרְאַת יְדֹוָד מִבְטַח עֹז וּלְבָנָיו יִהְיֶה מַחְסֶה

26. В страхе пред Господом – крепкая опора, и сынам своим он будет защитой.

Есть Хохма (Божественная Мудрость- Знание Торы), а есть Страх Перед Богом (ощущение Божественного Величия, Присутствия и Индивидуального Провидения). Божественная Мудрость легко слетает с мышления человека под влиянием инстинктов. Но если есть Страх Перед Богом — то не слетает. Потому что страх сильнее всех инстинктов. И это передается окружающим людям. Прежде всего детям.

יִרְאַת יְדֹוָד מְקוֹר חַיִּים לָסוּר מִמֹּקְשֵׁי מָוֶת

27. Страх пред Господом – источник жизни, дабы удалиться от ловушек смерти.

В этом отрывке еще раз показана приоритетность качеств, к которым надо стремиться. Без Страха перед Богом легко можно попасть в сети ЗЛОГО НАЧАЛА (инстинкты и эмоции) и согрешить. Но без Хохмы (Божественная Мудрость и знание, что такое грех и что такое заповедь) — можно ошибаться и путать одно с другим.

  • Урок №105, отрывки 25-27:

בְּרָב עָם הַדְרַת מֶלֶךְ וּבְאֶפֶס לְאֹם מְחִתַּת רָזוֹן

28. Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве идейных – гибель владыки (духовного лидера).

Бывает Царь, который управляет народом и удовлетворяет их простые нужды в «хлеба и зрелищ». Такой Царь властвует и внешне всё красиво (как было с Шахом в Иране или с правителями в СССР). Как только становится плохо — такого царя сразу скидывают. Бывает, что в стране есть духовный лидер. Например, как было в том же Иране после свержения шаха. Но если мало людей, которые по настоящему идейные — то простой народ в поиске «хлеба и зрелищ» — скидывает такого духовного лидера.

Большинство людей — простой народ. Духовных людей 3-5% и если они объединяются вокруг такого лидера — они могут захватить власть в любой стране. Например Индия во времена Махатмы Ганди.

אֶרֶךְ אַפַּיִם רַב תְּבוּנָה וּקְצַר רוּחַ מֵרִים אִוֶּלֶת

29. Долготерпеливый умножает логику (понимание глубины событий и их взаимосвязей), а вспыльчивый выказывает глупость.

У человека есть эмоциональный ум и рациональный. «Долготерпеливый» (тот, кто не вспыхивает эмоционально по любому поводу) может пользоваться рациональным умом. А тот, кто сразу переходит на эмоции (вспыльчивый) — выпускает из себя набор бессвязных мыслей, который называется «глупость и грех».

חַיֵּי בְשָׂרִים לֵב מַרְפֵּא וּרְקַב עֲצָמוֹת קִנְאָה

30. Жизнь для тела – кроткое сердце, а зависть (месть) вызывает гниль костей.

Тот, кто не обижается, не завидует и не мстит — живёт спокойной жизнью. Сердце его (подсознание) наполняется спокойствием и радостью и оживляет тело. У него много энергии и он хорошо спит. Ему не надо беспокоиться, как мстить другим людям. И наоборот. Человек, чье сердце (подсознание) полно беспокойства — начинает болеть. Зависть, месть — это как семена зла, которые прорастают в нервной системе человека.

עֹשֵׁק דָּל חֵרֵף עֹשֵׂהוּ וּמְכַבְּדוֹ חֹנֵן אֶבְיוֹן

31. Угнетающий бедного хулит Творца его, и почитает Бога помогающий нуждающемуся.

Бог сотворил мир и всех его обитателей и каждому приготовил пищу и способы ее добывания. 7,77 млн видов животных живет в мире.

— 7,77 млн видов животных (описаны и каталогизированы 953434); — 298 тысяч видов растений (описаны и каталогизированы 215644); — 611 тысяч видов грибов (описаны и каталогизированы 43271)

Для человека Он приготовил еще и дополнительные способы подключенные к духовному миру. Богатый должен давать работу бедному и помогать нуждающемуся (который не может работать по каким-то причинам).

Когда богатый выполняет эти функции — то и ему хорошо и миру. Когда перестает — то и ему плохо и миру. Взаимоотношения богатого человека и нуждающихся — это взаимоотношения богатого человека с Богом (тем, кто дал ему богатство).

  • Урок №106, отрывки 28-31:

בְּרָעָתוֹ יִדָּחֶה רָשָׁע וְחֹסֶה בְמוֹתוֹ צַדִּיק

32. Злом своим повергнут будет злодей, а праведный (и) при смерти своей имеет надежду.

Злодей делает злые дела (против Заповедей Бога). Они создают потенциал зла, которое в первую очередь на него же и обрушивается. Праведник — это тот, кто делал только добрые дела и выполнял заповеди Бога. Так даже перед лицом смерти он знает, что впереди у него Рай и счастье. То есть он счастлив всю свою жизнь. Даже в самых сложных условиях.

בְּלֵב נָבוֹן תָּנוּחַ חָכְמָה וּבְקֶרֶב כְּסִילִים תִּוָּדֵעַ

33. В сердце логичного (рационального) человека отдыхает (располагается) Божественная мудрость, а среди грешников (Ксилим — это грешники, которые знают о Боге, но в них победила животная натура) она знакома.

Хохма — это Божественная Мудрость (Заповеди Бога), которые пришли через пророков. Им противостоит Злое Начало (животное начало) в человеке. Цадик — это тот, в ком победила Хохма и он действует по приказам Бога.

Иногда это происходит после тяжелой и непрекращающейся внутренней войны. А иногда человек настолько разобрался в себе, что победил окончательно Злое Начало.

Логичный (рациональный) человек, тот кто понимает суть вещей и их взаимосвязи. И он побеждает Злое Начало внутри хитростью и у него «отдыхает Божественная Мудрость». Он не воюет с собой.

А грешники, в которых победила животная натура — они просто знают о Боге и Торе, но это знание не управляет их действиями и жизнью.

צְדָקָה תְרוֹמֵם גּוֹי וְחֶסֶד לְאֻמִּים חַטָּאת

34. Милосердие возвышает народ, а доброта стран – грех.

Цдака (милосердие) — это действие помощи ближнему (конкретному человеку). И если в каком-то народе это принято и делается — то это поднимает весь народ в духовном плане. Например, Сдом и Амора были уничтожены, а Америка — самая процветающая страна в мире.

Но когда на уровне стран устанавливаются какие-то законы в сфере духовности и доброты (не то, что Бог установил, а сами страны придумывают, что такое хорошо и что такое плохо) — то обычно это грех.

Достаточно вспомнить коммунистов с их 200 млн убитых за «дело мира во всем мире» или «доброту» к убийцам и террористам, которых вместо того, чтобы казнить — садят в тюрьмы с прекрасными условиями и потом отпускают на свободу.

רְצוֹן מֶלֶךְ לְעֶבֶד מַשְׂכִּיל וְעֶבְרָתוֹ תִּהְיֶה מֵבִישׁ

35. Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – к позорному.

Тот, кто работает (действует), выполняя заповеди Бога и старается поумнеть — вызывает у Царя Царей (Бога) — желание помогать. Для этого Бог и создавал мир.

А тот, кто «позорит» образ Бога (то есть свою духовную сущность) и не выполняет никаких действий, ради которых был создан мир и человек — вызывает гнев на себя, и на весь мир.

  • Урок №108, отрывки 32-35:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com