Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 15

מַעֲנֶה רַֹךְ יָשִׁיב חֵמָה וּדְבַר עֶצֶב יַעֲלֶה אָף

1. Кроткий ответ отвращает гнев, но резкое слово возбуждает ярость.

לְשׁוֹן חֲכָמִים תֵּיטִיב דָּעַת וּפִי כְסִילִים יַבִּיעַ אִוֶּלֶת

2. Язык мудрых превозносит знание, а уста глупых высказывают глупое.

בְּכָל מָקוֹם עֵינֵי יְדֹוָד צֹפוֹת רָעִים וְטוֹבִים

3. На всяком месте очи Г-сподни: видят злых и добрых.

מַרְפֵּא לָשׁוֹן עֵץ חַיִּים וְסֶלֶף בָּהּ שֶׁבֶר בְּרוּחַ

4. Кротость языка – древо жизни, а коварство в нем – сокрушение духа.

  • Урок №109, отрывки 1-4:

אֱוִיל יִנְאַץ מוּסַר אָבִיו וְשֹׁמֵר תּוֹכַחַת יַעְרִם

5. Глупый презирает наставление отца своего, но кто соблюдает поучение, становится умным.

בֵּית צַדִּיק חֹסֶן רָב וּבִתְבוּאַת רָשָׁע נֶעְכָּרֶת

6. В доме праведника – много сокровищ, а в прибытке нечестивого – расстройство.

שִׂפְתֵי חֲכָמִים יְזָרוּ דָעַת וְלֵב כְּסִילִים לֹא כֵן

7. Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых – неправдивое.

זֶבַח רְשָׁעִים תּוֹעֲבַת יְדֹוָד וּתְפִלַּת יְשָׁרִים רְצוֹנוֹ

8. Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва благочестивых – благоволение Его.

תּוֹעֲבַת יְדֹוָד דֶּרֶךְ רָשָׁע וּמְרַדֵּף צְדָקָה יֶאֱהָב

9. Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а ищущего правды Он любит.

  • Урок №110, отрывки 5-9:

מוּסָר רָע לְעֹזֵב אֹרַח שׂוֹנֵא תוֹכַחַת יָמוּת

10. Наказание злом – оставившему пути Торы; ненавидящий увещевание умрет.

(י) מוסר רע לעוזב אורח — יסורים קשים מוכנים לעובר אורח של הקב»ה:

Есть мусар (наказание страданием) и есть увещевание (предостережение). Если человек видит наказание (страдание), которое Бог посылает на других людей — то это для него предостережение или мусар (добром). Он сопереживает страданиям других людей, но сам не страдает.

Но если все это не работает — то Бог вынужден посылать такому человеку личные страдания. Это называется мусар РА (страдание злом — злое). И если человек и тут не понимает (не хочет понять) — то он умирает.

שְׁאוֹל וַאֲבַדּוֹן נֶגֶד יְדֹוָד אַף כִּי לִבּוֹת בְּנֵי אָדָם

11. Преисподняя и Аваддон (первичный материал, который в основе всего мироздания) на виду у Г-спода, тем более сердца сынов человеческих!

Бог видит и понимает всё, что думает человек в «сердце своём». 70 тысяч мыслей в день, которые всплывают в мышлении человек известны и учитываются Богом. Как это происходит? Бог — это ТО, что в основе всего. ОН всему даёт возможность существовать. ОН СУТЬ всего во ВСЕЛЕННОЙ. И так ОН воспринимает всё. Тем более мысли человека.

לֹא יֶאֱהַב לֵץ הוֹכֵחַ לוֹ אֶל חֲכָמִים לֹא יֵלֵךְ

12. Не любит насмешник тех, кто его наставляют, к мудрецам Торы он не пойдет.

Насмешник — это умный человек, который отрицает правду. Это первая ступень к ИВЕЛЬ (грешник отрицающий Бога и Тору.)

Он не может сказать, что увещевания мудрецов не правда. Поэтому он их ненавидит. И к ним не ходит.

לֵב שָׂמֵחַ יֵיטִב פָּנִים וּבְעַצְּבַת לֵב רוּחַ נְכֵאָה

13. Сердце радостное делает лицо веселым, но при горести сердца – ломается дух.

«Много замыслов в сердце человека — но решение Бога исполнится» — Мишлей.
В сердце человека весь его мир. И если он радуется тому, что у него есть, то сердце наполняется добром.
А когда он грустит — то его намерение, которое собирает все его силы и направляет куда-то, может сломаться.
Раши объясняет это так, что «радуется сердце» — Бога. И «ломается ДУХ» — это желание Бога к этому человеку.

То есть из-за поступков человека (Заповеди и Тора) — Бог может радоваться или наоборот изменить своё отношение к человеку на плохое. Но основа всего — внутреннее состояние человека и его действия.

  • Урок №111, отрывки 10-13:

לֵב נָבוֹן יְבַקֶּשׁ דָּעַת וּפִני {וּפִי} כְסִילִים יִרְעֶה אִוֶּלֶת

14. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

כָּל יְמֵי עָנִי רָעִים וְטוֹב לֵב מִשְׁתֶּה תָמִיד

15. Все дни убогого дурны, а у кого сердце весело, у того всегда пир.

טוֹב מְעַט בְּיִרְאַת יְדֹוָד מֵאוֹצָר רָב וּמְהוּמָה בּוֹ

16. Лучше немногое при страхе пред Господом, чем большое сокровище и при нем тревога.

טוֹב אֲרֻחַת יָרָק וְאַהֲבָה שָׁם מִשּׁוֹר אָבוּס וְשִׂנְאָה בוֹ

17. Лучше трапеза (из) зелени и при ней любовь, чем откормленный бык и при нем ненависть.

אִישׁ חֵמָה יְגָרֶה מָדוֹן וְאֶרֶךְ אַפַּיִם יַשְׁקִיט רִיב

18. Человек вспыльчивый возбуждает раздор, а долготерпеливый утишает ссору.

  • Урок №112, отрывки 14-18:

דֶּרֶךְ עָצֵל כִּמְשֻׂכַת חָדֶק וְאֹרַח יְשָׁרִים סְלֻלָה

19. Путь ленивого – как плетень терновый, дорога же благочестивых ровная.

בֵּן חָכָם יְשַׂמַּח אָב וּכְסִיל אָדָם בּוֹזֶה אִמּוֹ

20. Сын мудрый радует отца, а глупый человек презирает мать свою.

  • Урок №113, отрывки 19-20:

אִוֶּלֶת שִׂמְחָה לַחֲסַר לֵב וְאִישׁ תְּבוּנָה יְיַשֶּׁר לָכֶת

21. Глупость – радость для безрассудного, а человек разумный идет прямым путем.

הָפֵר מַחֲשָׁבוֹת בְּאֵין סוֹד וּבְרֹב יוֹעֲצִים תָּקוּם

22. Без совета – расстройство помыслов, а при многих советниках они сбудутся.

שִׂמְחָה לָאִישׁ בְּמַעֲנֵה פִיו וְדָבָר בְּעִתּוֹ מַה טּוֹב

23. Радость человека в ответе уст его, и слово ко времени как хорошо!

אֹרַח חַיִּים לְמַעְלָה לְמַשְׂכִּיל לְמַעַן סוּר מִשְּׁאוֹל מָטָּה

24. Путь жизни благоразумного – вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

  • Урок №114, отрывки 21-24:

בֵּית גֵּאִים יִסַּח יְדֹוָד וְיַצֵּב גְּבוּל אַלְמָנָה

25. Дом надменных опрокидывает Г-сподь, но восстанавливает межу вдовы.

תּוֹעֲבַת יְדֹוָד מַחְשְׁבוֹת רָע וּטְהֹרִים אִמְרֵי נֹעַם

26. Мерзость пред Господом замыслы злого, но чисты речи благие.

עֹכֵר בֵּיתוֹ בּוֹצֵעַ בָּצַע וְשׂוֹנֵא מַתָּנֹת יִחְיֶה

27. Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет.

לֵב צַדִּיק יֶהְגֶּה לַעֲנוֹת וּפִי רְשָׁעִים יַבִּיעַ רָעוֹת

28. Сердце праведного обдумывает, что отвечать, а уста нечестивых изрыгают зло.

רָחוֹק יְדֹוָד מֵרְשָׁעִים וּתְפִלַּת צַדִּיקִים יִשְׁמָע

29. Далек Г-сподь от нечестивых, а молитву праведников услышит.

  • Урок №115, отрывки 25-29:

מְאוֹר עֵינַיִם יְשַׂמַּח לֵב שְׁמוּעָה טוֹבָה תְּדַשֶּׁן עָצֶם

30. Свет очей веселит сердце, добрая весть утучняет кость.

אֹזֶן שֹׁמַעַת תּוֹכַחַת חַיִּים בְּקֶרֶב חֲכָמִים תָּלִין

31. Ухо, внимающее учению жизни, – в среде мудрых пребудет оно.

פּוֹרֵעַ מוּסָר מוֹאֵס נַפְשׁוֹ וְשׁוֹמֵעַ תּוֹכַחַת קוֹנֶה לֵּב

32. Отвергающий наставление презирает душу свою, а кто слушает назидание, приобретает разум.

יִרְאַת יְדֹוָד מוּסַר חָכְמָה וְלִפְנֵי כָבוֹד עֲנָוָה

33. Страх пред Господом – учение мудрости, и прежде почета – смирение.

  • Урок №116, отрывки 30-33:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com