Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 17

טוֹב פַּת חֲרֵבָה וְשַׁלְוָה בָהּ מִבַּיִת מָלֵא זִבְחֵי רִיב

1. Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, (но при нем) ссоры.

В этом отрывке Царь Соломон объясняет нам приоритетность внутреннего успеха и внешнего. Богатство — это внешний успех. Но очень часто он приносит с собой ссоры и негативное эмоциональное состояние. В то же время человек, который питается сухим хлебом — может быть внутри очень спокойным и радостным. Внутреннее состояние важнее, чем внешние атрибуты.

עֶבֶד מַשְׂכִּיל יִמְשֹׁל בְּבֵן מֵבִישׁ וּבְתוֹךְ אַחִים יַחֲלֹק נַחֲלָה

2. Разумный раб господствует над позорным сыном, и между братьями разделит наследство.

Здесь идёт намёк на то, что даже удел в Торе (наследство от Бога еврейскому народу) может получить любой человек. Многие великие раввины, которые управляли еврейским народом, были герами (неевреями, принявшими иудаизм).

Например, Шмая и Автольон.

מַצְרֵף לַכֶּסֶף וְכוּר לַזָּהָב וּבֹחֵן לִבּוֹת יְדֹוָד

3. Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Бог.

Есть различные пробы серебра и золота. Чтобы убрать все примеси, серебро и золото нагревали в различных печах. Плавильня — для серебра (там была меньше температура). Горнило для золота. Там больше. И при нагревании выжигались все смеси. Оставалось чистое золото или серебро.

Точно так же Бог, который знает «сердца» людей — посылает им испытания для того, чтобы «выжечь грех» из сердец. Кому-то полегче, кому-то пожестче.

מֵרַע מַקְשִׁיב עַל שְׂפַת אָוֶן שֶׁקֶר מֵזִין עַל לְשׁוֹן הַוֹּת

4. Злодей внимает устам греха, ложь прислушивается слову насильника.

Это продолжение предыдущего отрывка. Более легкий грех — базируется на вожделениях. Об этом сказано, что злодей внимает устам греха. Это как примеси в серебре. Более страшно, если в сердце поселилась ложь. Это значит, что человек верит в ложные идеи. То есть, он в категории грешник-скептик. Он философски обосновал привлекательность зла. И ему потребуются слишком большие страдания-испытания, чтобы «пробудиться» и выйти из своих ложных мировоззрений.

  • Урок №126, отрывки 1-4:

לֹעֵג לָרָשׁ חֵרֵף עֹשֵׂהוּ שָׂמֵחַ לְאֵיד לֹא יִנָּקֶה

5. Кто смеется над бедным, тот позорит Творца его, злорадный не избегнет кары.

Бедных и богатых делает Бог. Ситуация человека — это решение Бога насчет него. Тот, кто высмеивает бедного — смеется над Создателем. Злорадство — приносит еще одну проблему. Мера, которой человек меряет — ней же меряют ему. Поэтому тот, кто злорадствует «правильно ему сделали с Небес» — может рассчитывать на такой же результат.

עֲטֶרֶת זְקֵנִים בְּנֵי בָנִים וְתִפְאֶרֶת בָּנִים אֲבוֹתָם

6. Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – отцы их.

Если человек правильно жил, то его влияние будет даже на внуков. Внуки обычно не так связаны с дедушкой, как с отцом. У одного деда может быть и 50 внуков. Внуки — заслуга человека. Отцом — дети гордятся. Дедушкой уже меньше.

לֹא נָאוָה לְנָבָל שְׂפַת יֶתֶר אַף כִּי לְנָדִיב שְׂפַת שָׁקֶר

7. Неприличен грубому язык высокий, тем более благородному – язык лживый.

Грубому человеку не интересно говорить и слушать о высоких благородных вещах. А благородному еще больше не нравятся слова лжи.

אֶבֶן חֵן הַשֹּׁחַד בְּעֵינֵי בְעָלָיו אֶל כָּל אֲשֶׁר יִפְנֶה יַשְׂכִּיל

8. Взятка в глазах владеющего ею – драгоценный камень: куда ни обратится она – преуспеет. (Так думает он)

Взятка меняет восприятие людей. Она, как драгоценный камень, который кажется владельцу «волшебным украшением». Он думает, что из-за камня начнет всем нравиться. Так же тот, кто даёт взятку, думает, что она ему всё решит. А тот, кто берёт — начинает думать по-другому. В итоге — взятка реально меняет восприятие и того, кто её даёт, и того, кто её принимает. Учим мы это из встречи Яакова и Эйсава.

מְכַסֶּה פֶּשַׁע מְבַקֵּשׁ אַהֲבָה וְשֹׁנֶה בְדָבָר מַפְרִיד אַלּוּף

9. Прикрывающий проступок ищет любви, но кто снова заговорит (повторяет) о деле (т.е. о грехе), тот отдаляет друга.

Первое объяснение этого отрывка — это отношения между людьми. Мы уже учили, что «любовь закрывает все проступки» (тот, кто любит — прощает грехи). Здесь отмечена обратная связь. Если человек не замечает ошибки ближнего — значит, он ценит (ищет) любовь больше, чем удобство. Как написано в Пиркей Авот (сделай себе Рава, приобрети себе друга, суди каждого человека с хорошей стороны). Тот, кто придирается и постоянно напоминает о старых проступках (грехах) — тот отдаляет друга. То есть, прерывает отношения. Критику, особенно повторяющуюся о старых проступках (злопамятство) никто не любит и она запрещена.

Второе объяснение — это отношения с Богом. Один грех Бог легко прощает (если человек раскаялся и его не повторяет). Но если он повторяет раз за разом — значит, это перестало в глазах человека быть грехом и мало шансов, что он исправится. Этим он «отдаляет» Бога от этого аспекта своей жизни.

  • Урок №127, отрывки 5-9:

תֵּחַת גְּעָרָה בְמֵבִין מֵהַכּוֹת כְּסִיל מֵאָה

10. Влияние обличения больше действует на разумного, чем (на) грешника по вожделению – сто ударов.

Есть несколько видов грешников. Есть те, кто грешит по незнанию, а есть те, кто не может справиться с вожделением. Удары помогают только тем, кто похож на неразумное животное и не может управлять собой. В случаях, когда человек принял осознанное решение грешить (зная, что это грех) или еще хуже, когда он решил, что то, что он делает — вообще добро (грешник-скептик) — удары не помогают. Надо действовать через разум.

אַךְ מְרִי יְבַקֶּשׁ רָע וּמַלְאָךְ אַכְזָרִי יְשֻׁלַּח בּוֹ

11. Возмутитель (восставший против Бога) ищет зло, но жестокий ангел будет послан на него.

Если человек находится в состоянии восстания против Бога и Торы, то он «ищет зло» (то есть в активной наступательной позиции). В этом состоянии даже увещевать (объяснять) ему нет смысла. Бог с ним сам разберется. Надо просто держаться от таких подальше

פָּגוֹשׁ דֹּב שַׁכּוּל בְּאִישׁ וְאַל כְּסִיל בְּאִוַּלְתּוֹ

12. (Лучше) встретить человеку медведицу, лишенную ее детей (разъяренную и готовую убить), но не грешника по вожделению с его идеологией.

Медведь — животное, которое хочет убить тело. Грешник — животное, которое хочет убить душу (и как следствие умрет тело). Человек-грешник намного опаснее, чем животные. За всю историю человечества животные не убили столько людей, сколько грешники убивают за одну войну.

מֵשִׁיב רָעָה תַּחַת טוֹבָה לֹא תָמיּשׁ {תָמוּשׁ} רָעָה מִבֵּיתוֹ

13. Кто воздает злом за добро, от дома того не отойдет зло.

В этом отрывке нам ещё раз объясняют один из главных принципов Божественного управления миром. Мера, что человек меряет другим людям — меряют ему с Небес. То есть, если человек отвечает другим людям злом на добро, то на Небесах ему «включается» такая же мера.

  • Урок 128, отрывки 10-13:

פּוֹטֵר מַיִם רֵאשִׁית מָדוֹן וְלִפְנֵי הִתְגַּלַּע הָרִיב נְטוֹשׁ

14. Начало ссоры – прорыв воды: оставь ссору прежде, чем разольется она.

Ссора начинается, как дырка в трубе, через которую течет вода. Вначале начинает течь по чуть-чуть и чем дальше, тем больше увеличивается дыра. Потери от ссоры обычно больше, чем причина. И если бы в самом начале нашли среднее решение, это было бы лучшим вариантом для обоих. Пока ссора не вышла за пределы двух человек.

מַצְדִּיק רָשָׁע וּמַרְשִׁיעַ צַדִּיק תּוֹעֲבַת יְדֹוָד גַּם שְׁנֵיהֶם

15. Оправдывающий нечестивого, и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Богом.

Продолжение предыдущего отрывка. Когда ссора вышла в люди, то сделать среднее решение уже нельзя. Потому что это будет не истина и не честно. Цадик, которого принуждают уступить — по факту, его грабят. Злодей, которому помогают получить хоть маленькую пользу от его злодейства — становится еще более наглым. Его провоцируют на дальнейшие действия.

לָמָּה זֶּה מְחִיר בְּיַד כְּסִיל לִקְנוֹת חָכְמָה וְלֶב אָיִן

16. Для чего цена товара в руке грешника по вожделению? Чтобы купить Божественную Мудрость, когда нет власти над мышлением?

Цена товара = равноценный товар для обмена. У грешника по вожделению главная ценность — его вожделения и удовольствия. Если он решил их обменять на Божественную Мудрость, то у него может не получиться. Потому что его эмоциональная часть (сердце и подсознание) управляет его разумом. Ему надо вначале заняться мусаром (нравственное управление собой). И когда он научится управлять собой через Страх перед Богом (начало Мудрости) — то ему будет легко приобрести Божественную Мудрость (Тору).

בְּכָל עֵת אֹהֵב הָרֵעַ וְאָח לְצָרָה יִוָּלֵד

17. Во всякое время люби (т) друг(а), а (и) брат рождается для беды.

Здесь есть два разных объяснения. Первое, как совет: Люби друга, и он станет как брат во время беды.

Второе, как описание реальности: Друг любит тебя в любое время (и хорошее, и плохое). Любовь брата пробуждается во время беды. Так как он с тобой одна плоть, при страдании или нападении на тебя — он поможет.

אָדָם חֲסַר לֵב תֹּקֵעַ כָּף עֹרֵב עֲרֻבָּה לִפְנֵי רֵעֵהוּ

18. Человек безрассудный ударяет по рукам, дает ручательство за друга своего.

Это совет не участвовать в финансовых поручительствах даже за друзей. Царь Соломон напоминает нам, что друг он как брат. А финансовые вопросы (долги) — это сфера точная. И попасть из-за друга в финансовую пропасть — скорее всего разрушит дружбу. Поэтому нельзя поручаться финансово в делах, которые вы не контролируете.

  • Урок 129, отрывки 14-18:

אֹהֵב פֶּשַׁע אֹהֵב מַצָּה מַגְבִּיהַּ פִּתְחוֹ מְבַקֶּשׁ שָׁבֶר

19. Кто любит грех, тот (как будто) любит разборки (ссоры с драками); кто высоко поднимает ворота свои (блатует), того сломают.

Здесь нам показываются последствия грехов (неправильного поведения). Человек согрешил (например, пригласил замужнюю женщину в ресторан) — пришел муж и набил морду. В другой компании выделывался (говорил громко, вёл себя вызывающе) — за соседним столиком дзюдоисты праздновали день десантника. Напились и самого вызывающего решили избить.

А третий просто еврей-очкарик такой, решил некошерной еды поесть в этом же ресторане. Никого не трогал, сидел тихо, ждал свою свиную отбивную…. И тут на него один упал, которого муж бил, второго бросили дзюдоисты прямо ему на стол. И потом приехала милиция и его арестовали, как зачинщика драки. Вот к чему грехи приводят…

עִקֶּשׁ לֵב לֹא יִמְצָא טוֹב וְנֶהְפַּךְ בִּלְשׁוֹנוֹ יִפּוֹל בְּרָעָה

20. Кривое сердце не найдет добра, и переворачивающий истину язык попадет в беду.

Сердце — это мышление человека. Набор его убеждений, желаний, устремлений, принципов. Все это находится в подсознании и человек принимает решения, исходя из того, чем заполнено его «сердце». Если у него нет правильных установок (знаний) внутри. То даже если он ищет путь к добру — он его не найдет. Потому что невозможно найти путь к Нью-Йорку, на карте Украины или России. Его там просто нет. Но зло он делать не будет. Потому что ищет добро. Просто не сможет найти правильный путь к нему.

А если он вслух говорит и убеждает других в правильности своих неправильных установок, становится пропагандистом анти-религиозных взглядов и убеждений — то попадет в беду. Так как начинает активно продвигать зло.

יֹלֵד כְּסִיל לְתוּגָה לוֹ וְלֹא יִשְׂמַח אֲבִי נָבָל

21. Родил кто грешника по вожделению – на горе себе, и не радуется отец негодного.

Грешник, который грешит из-за того, что не может (или не хочет) справиться со своими вожделениями бывает двух типов. Бывает родился таким, а бывает приучил себя быть таким. Тора нам говорит, что если родился сын восставший на родителей, обжора и пьяница и ворует и покупает на эти деньги вино и мясо (еще в детстве). Так надо такого убить, так как исправить его нет шансов. Иначе он вырастет и начнет грабить и убивать. Правда Тора устанавливает множество критериев, чтобы убедиться, что это так. И за всю историю не было случая, чтобы это произошло. Но нам здесь показывают закон, что бывают люди от природы грешники. Исправить их практически невозможно.

לֵב שָׂמֵחַ יֵיטִב גֵּהָה וְרוּחַ נְכֵאָה תְּיַבֶּשׁ גָּרֶם

22. Сердце веселое – исцеляет тело, а дух унылый сушит кость.

Сердце (мышление) — когда заполнено радостью, это благотворно влияет на здоровье. Сегодня это доказано абсолютно точно медициной. Дух унылый — это когда нет устремлений ни к чему. Нет целей и нет желаний. Тогда и силы исчезают.

  • Урок №130, отрывки 19-22:

שֹׁחַד מֵחֵיק רָשָׁע יִקָּח לְהַטּוֹת אָרְחוֹת מִשְׁפָּט

23. Взятку из-за пазухи злодея берет, чтобы извратить пути правосудия.

Мы уже узнали в 8 отрывке, что взятка меняет мышление. Это был научный факт. А теперь нам показывают следствия из этого факта. Если судья берет взятку у злодея — он искривляет пути правосудия. И это конечно очень плохо. То есть, если ты правильный человек и даёшь взятку, чтобы быстрее дали паспорт и пройти без очереди — то это нормально. А если ты даёшь взятку, чтобы скрыть преступление — то это злодей. А если ты даёшь взятку, чтобы судили честно — то это цадик.

אֶת פְּנֵי מֵבִין חָכְמָה וְעֵינֵי כְסִיל בִּקְצֵה אָרֶץ

24. Пред лицом разумного – мудрость, а глаза грешника по вожделению – на конце земли.

Умный человек (тот, кто стремится к мудрости) — может учиться у каждого. Как говорится в Пиркей Авот (кто мудрец? — тот, кто учится у каждого человека). Грешник по вожделению — стал таким, потому что его воображение победило разум. Поэтому он воображает, что всё лучшее где-то на другом краю земли. А здесь ничего хорошего и умного нет.

כַּעַס לְאָבִיו בֵּן כְּסִיל וּמֶמֶר לְיוֹלַדְתּוֹ

25. Глупый сын – досада отцу своему и огорчение родительнице своей.

Отец гневается на сына и ругается с матерью. Любое пятно зла — распространяется очень быстро. Как говорится «ложка дёгтя портит бочку мёда».

גַּם עֲנוֹשׁ לַצַּדִּיק לֹא טוֹב לְהַכּוֹת נְדִיבִים עַל יֹשֶׁר

26. Также наказывать нехорошо цадика, (тем более) бить благородных за их прямоту.

Следующие три отрывка надо читать вместе. Каждый из них открывает смысл предыдущего. Иногда бывает, что люди праведные и прямые страдают и получают наказание. И это вызывает у окружающих вопрос: Почему так? Ведь они делают добро и страдают? Так может быть не идти по путям добра? Такой вопрос возникает в голове у грешников-скептиков и у просто людей.

Ответ в 27 отрывке. Лучше не задавать такие вопросы. Мы знаем, что никто не видит полную картину мироздания и причин и следствий. Если предположить, что системы нет или она не работает — то во всех остальных случаях (ведь когда цадику плохо — это исключение из правила), как её объяснить? В общем умный человек не будет задавать вопросы. Мне не была понятна позиция Любавического Ребе, который говорил всегда «Мы не можем сказать из-за чего была Катастрофа. Все, кого убили были цадики — и не надо даже искать, какие грехи были причиной этого». Теперь мне понятна его позиция. Мы не можем понять всё. Не можем понять расчеты Бога. Не можем увидеть, что будет после смерти. Мы можем в реальности только видеть одну секунду настоящего. А все остальное — это вопросы веры и интеллектуального восприятия мира. И умный человек выстраивает своё восприятие мира так, чтобы была «золотая середина». Надо жить так, чтобы было максимально удобно, хорошо, приятно, перспективно, умно, логично, правильно, эффективно, гармонично.

Поэтому 28 отрывок нам добавляет, что сложные вопросы лучше не задавать.

Так связал эти три отрывка Малбим. Остальные комментаторы объясняют по другом. Например Мецудат Давид объясняет 28 отрывок так:

חוֹשֵׂךְ אֲמָרָיו יוֹדֵעַ דָּעַת וְקַר {יְקַר רוּחַ} אִישׁ תְּבוּנָה

27. Удерживает слова свои обладающий знанием, и хладнокровен муж разума.

גַּם אֱוִיל מַחֲרִישׁ חָכָם יֵחָשֵׁב אֹטֵם שְׂפָתָיו נָבוֹן

28. И глупец молчащий считается мудрым, закрывающий уста свои – разумным.

Мецудат Давид: Тот, кто заставляет замолкнуть грешника-скептика будет называться мудрец. А тот, кто закроет ему уста (то есть ответит на его вопросы и поможет другим понять справедливость Бога) — тот разумный.

  • Урок №131, отрывки 23-28:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com