Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 22

נִבְחָר שֵׁם מֵעֹשֶׁר רָב מִכֶּסֶף וּמִזָּהָב חֵן טוֹב

1. (Доброе) имя предпочтительнее большого богатства, добрый нрав лучше серебра и золота.

Есть уровень богатства, когда у человека есть всё, что ему необходимо. А есть «большое богатство», когда у него есть излишки. Люди стремятся к большому богатству, потому что оно даёт им влияние и славу. Вокруг собираются люди и стремятся понравиться. Почему «доброе имя» лучше большого богатства? Потому что богатство имеет две плохих стороны. Его хотят украсть (и оно лишает хозяина спокойствия) и его надо охранять. Доброе имя дает те же преимущества — признание и влияние без недостатков богатства. Оно всегда с тобой и его нельзя украсть. Добрый нрав — привлекает к тебе людей. И серебро и золото привлекают. Но на серебро и золото стекаются также и злодеи, которые хотят ограбить, а на добрый нрав они не претендуют)

עָשִׁיר וָרָשׁ נִפְגָּשׁוּ עֹשֵׂה כֻלָּם יְדֹוָד

2. Богатый и бедный встретились. Создатель обоих – Бог.

Как продолжение предыдущего отрывка. Богатство и бедность — это внешние проявления человека. Они приходят и уходят и на них большое влияние оказывают внешние обстоятельства. А доброе имя — это выбор человека. Это его постоянное приобретение. При их встрече — определяется МАЗАЛЬ (судьба каждого). Например, богатый человек не помог бедному. В этот момент он может потерять свою судьбу. А бедный человек может или завидовать богатому и желать ему зла — и тогда он не станет богатым (Потому что ненавидит богатых) — или он может благословить богатого и помочь ему и понять, насколько богатый может быть несчастным и пожалеть его. И в этот момент их судьба может поменяться. Богатство и бедность — как колесо.

עָרוּם רָאָה רָעָה וְיִסְתָּר {וְנִסְתָּר} וּפְתָיִים עָבְרוּ וְנֶעֱנָשׁוּ

3. Хитрый видит зло и укрывается, а наивные преступают и наказываются.

Хитрый человек — видит второе последствие каждого поступка. И если он видит зло — то может от него укрыться. Наивный -видит только первое последствие ситуации, и даже увидев зло, делает шаг и наказывается. Он не понимает, что у каждого поступка есть последствие. И «что посеешь — то и пожнешь».

  • Урок №164, отрывки 1-3:

עֵקֶב עֲנָוָה יִרְאַת יְדֹוָד עֹשֶׁר וְכָבוֹד וְחַיִּים

4. За скромностью (отсутствием ЭГО), страх пред Богом – (и далее) богатство, почет и жизнь.

Человек воспринимает реальность сквозь призму своего интеллекта. Он наделяет смыслами то, что видит и слышит. Получается, внутри каждого человека есть свой мини-компьютер-творец-мира (ЭГО). И большинство людей «вытеснили» настоящего СОЗДАТЕЛЯ и ТВОРЦА мироздания из этого компьютера. И поставили СЕБЯ на первое место. Тот, кто видит БОЖЕСТВЕННУЮ РЕАЛЬНОСТЬ (то есть присутствие БОГА во всём), становится скромным. И в этот момент у него возникает ТРЕПЕТ (страх) перед БОГОМ. То есть, он соединяется с БОГОМ в своём восприятии и начинает делать то, что БОГ приказал делать. И в этот момент он соединяется с САМОЙ МОЩНОЙ СИЛОЙ в мироздании. И к нему приходят и богатство, и почет, и вечная жизнь, и все, что он только захочет. Как сказано: Делай ЕГО ВОЛЮ, как свою и ОН сделает твою волю, как ЕГО.

צִנִּים פַּחִים בְּדֶרֶךְ עִקֵּשׁ שׁוֹמֵר נַפְשׁוֹ יִרְחַק מֵהֶם

5. Холод и угли на кривом пути; кто бережет душу свою, тот удалится от них.

Самый короткий путь — прямой. Лучший выбор в жизни — золотая середина. В духовном развитии или в физическом или в финансовом. Царь Шломо показал это на примере природы. Когда жарко (угли или очень жаркая погода) — это плохо и вредно. Когда холодно — то тоже можно заболеть. Лучший выбор какой? Приятная температура — не жарко и не холодно. Также в любом деле — держись «золотой середины» и будет хорошо.

  • Урок №165, отрывки 4-5:

חֲנֹךְ לַנַּעַר עַל פִּי דַרְכּוֹ גַּם כִּי יַזְקִין לֹא יָסוּר מִמֶּנָּה

6. Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится.

Два совета по воспитанию дает нам Царь Соломон.

  1. Воспитывать надо с детства. Те навыки, которые заложены в человеке с детства, становятся его характером, сутью его личности. Самый главный навык (это уже от меня) — это настойчивость и системность.
  2. У каждого ребенка есть к чему-то талант. Надо найти этот талант и воспитывать его в том, для чего он создан.

עָשִׁיר בְּרָשִׁים יִמְשׁוֹל וְעֶבֶד לוֶֹה לְאִישׁ מַלְוֶה

7. Богатый господствует над бедными, и должник – раб заимодавца.

Седьмой и восьмой отрывок описывают бизнес-схему тех времен, которая существовала в мире до нашего века. Сейчас она возможно тоже есть, но более скрытно.
Раньше если человек был бедный — то ему некуда было пойти. Не было социальных служб. И он шёл к богатому, занимал деньги под проценты и если не отдавал — то и он и его семья шли в рабство. Так началось еще с Йосефа, когда все египтяне стали рабами для фараона. Таким образом появилось в России крепостное право. И в Европе было то же самое. Чем это заканчивалось? В следующем отрывке объясняется.

זוֹרֵעַ עַוְלָה יִקְצָור {יִקְצָר} אָוֶן וְשֵׁבֶט עֶבְרָתוֹ יִכְלֶה

8. Сеющий неправду пожнет беду, и бич жестокости его исчезнет.

Рабы восставали и убивали богатых. Бич жестокости — обращался на самих богатых, когда должники сжигали их дома. Последним ярким примером была Революция в России.

טוֹב עַיִן הוּא יְבֹרָךְ כִּי נָתַן מִלַּחְמוֹ לַדָּל

9. Щедрый будет благословляем за то, что дает от хлеба своего бедному.

Были среди богатых и такие, которые не угнетали бедных и даже им помогали. Таких во время бунтов оставляли в живых.

גָּרֵשׁ לֵץ וְיֵצֵא מָדוֹן וְיִשְׁבֹּת דִּין וְקָלוֹן

10. Прогони насмешника, и удалится раздор, и прекратятся тяжба и посрамление.

Раздор возникает в нескольких ситуациях. Во первых ненависть людей друг к другу вызывает раздор. Во вторых гнев и раздражение.
Раздор — это когда люди начинают ругаться и судиться из-за разницы во взглядах.
Насмешник — это человек, который ищет над чем посмеяться и он, как катализатор раздоров. Общение с такими людьми приводит к тяжбам и конфликтам.

  • Урок №166, отрывки 6-10:

אֹהֵב טְהָור {טְהָר} לֵב חֵן שְׂפָתָיו רֵעֵהוּ מֶלֶךְ

11. Любящий (людей) и чистый сердцем, и приятность на устах, тому друг – царь.

В предыдущем отрывке говорилось про циника (насмешника). Его надо прогнать (из себя тоже). Здесь описывается его противоположность. То, каким надо быть и к чему это приводит. Любящий людей — это выполняющий заповедь Возлюби Ближнего как себя. У таких людей принимаются их молитвы. Чистый сердцем — человек без злых мыслей и намерений. Без страха и беспокойства. Приятность на устах — говорит только приятные и позитивные вещи себе и людям. В итоге — у него и здесь будет очередь из друзей (включая царя) и Царь Царей (БОГ) будет ему, как друг. Потому что написано в Пиркей Авот «Тот кого любят люди — того любит БОГ».

עֵינֵי יְדֹוָד נָצְרוּ דָעַת וַיְסַלֵּף דִּבְרֵי בֹגֵד

12. Глаза Бога охраняют ПОЗНАНИЕ, и убирают слова предателя (изменяющего).

Хохма — Божественная Мудрость передается от Пророков через учителей. Её нельзя придумать или увидеть. Бина (Логика) — это качество интеллекта, которое надо развивать. ПОЗНАНИЕ (Даат) — даёт БОГ всем. Каждый человек (кроме сумасшедших) — воспринимает мир своими органами чувств. И получает в голове упорядоченную картинку. У него прошлое в прошлом — будущее в будущем. Настоящее прямо сейчас. И картинки эти в мозге не путаются. Почему? Потому что «Глаза БОГА охраняют ПОЗНАНИЕ». И тот, кто разобрался в реальности понял, что реальность — существует только СЕЙЧАС. Он может убирать слова изменяющего реальность (рассказывающего о прошлом и будущем) предателя (предателя реальности)

אָמַר עָצֵל אֲרִי בַחוּץ בְּתוֹךְ רְחֹבוֹת אֵרָצֵחַ

13. Ленивый говорит: «Лев на улице, посреди площадей убьют меня!».

Это как раз пример, как можно искажать реальность. Ленивый человек воображает себе, что в городе есть львы, а на людных площадях убийцы. Он верит в эту иллюзию и в реальности не двигается с места.

  • Урок №167, отрывки 11-13:

שׁוּחָה עֲמֻקָּה פִּי זָרוֹת זְעוּם יְדֹוָד יִפָּול {יִפָּל שָׁם}

14. Ров глубокий – уста чужих; на кого прогневается БОГ, тот упадет туда.

Когда человек начинает изучать философию идолопоклонства — он падает в глубокую яму. Это метафора о том, что вылезти из своих мысленных построений ему будет тяжело. К тому же, сам процесс изучения чуждой философии — вызывает гнев у БОГА.

Речь идет о тех, кто уже знал ТОРУ и отошел. Те, кто не знали — называются «Маугли» (украденные дети), и к ним Бог добр и милосерден.

אִוֶּלֶת קְשׁוּרָה בְלֶב נָעַר שֵׁבֶט מוּסָר יַרְחִיקֶנָּה מִמֶּנּוּ

15. Глупость (сомнения) привязалась к сердцу юноши: – розга наставления-страдания удалит ее от него.

Подростковый возраст — время сомнений. Сомнения еще не укоренились в сердце. Они внешние (привязаны к сердцу).

Строгие наставления — через страдания, могут убрать это из сердца юноши.
В наше время это очень редко используется — но вот что говорит Чемпион Мира по рукопашному бою о своём отце
Хабиб Нурмагомедов: «Мой отец победит меня в бою даже сейчас»:

«В годы, когда я был подростком, у меня даже не было такой мысли, чтобы каким-то образом восстать против своего отца ни физически, ни даже психологически. Да, даже сейчас у меня нет такого желания, ведь отец в отличной форме и победит меня с моими любыми бунтарскими замашками (говорит с улыбкой). В юные годы не было ни малейшего желания противостоять отцу. Он всегда тренировался и работал целыми днями, поэтому был наиболее крепким и выносливым из знакомых мне мужчин. Он ведь совмещал регулярную тренерскую деятельность и работу в совхозе. Это всегда вызывало уважение у всех вокруг», — заявил Хабиб.

Также российский чемпион рассказал о том, как настойчиво отец заставлял его учиться. Чтобы качественно выучить русский язык, Хабибу приходилось постоянно переписывать словарь и таким образом запоминать незнакомые слова.

עֹשֵׁק דָּל לְהַרְבּוֹת לוֹ נֹתֵן לְעָשִׁיר אַךְ לְמַחְסוֹר

16. Кто угнетает бедного, чтобы умножить свое и дающий богатому, только для убытка.

Когда человек забирает у бедного или даёт помощь богатому — в обоих этих случаях становится у него только меньше. Давать богатому — не Заповедь. Забирать у бедного — преступление. Поэтому у того, кто так поступает — убавляется и в деньгах, и в «баллах» на Небесах.

  • Урок №168, отрывки 14-16:

הַט אָזְנְךָ וּשְׁמַע דִּבְרֵי חֲכָמִים וְלִבְּךָ תָּשִׁית לְדַעְתִּי

17. Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию (учению),

Тора пришла через Пророков к Мудрецам. Для того, чтобы сегодня человек получил Тору — он должен пройти два этапа. Получить у Мудрецов ОСНОВЫ (услышать их) и работать над пониманием, запоминанием и применением Мудрости Торы (обратить сердце к знанию). Как мы учили в 3 главе:

Милость и истина не оставят тебя; повяжи их на шею себе, напиши их на скрижалях сердца своего; (Мишлей 2:3)

Это значит, что надо проговаривать и визуализировать слова Торы и повторять их «днем и ночью».

כִּי נָעִים כִּי תִשְׁמְרֵם בְּבִטְנֶךָ יִכֹּנוּ יַחְדָּו עַל שְׂפָתֶיךָ

18. Ибо приятно (будет тебе), если сохранишь их в себе, и все они утвердятся на устах твоих,

Вот сейчас мы пришли к тому, чем занимались с начала изучения книги Мишлей. Услышать слова Торы — этого недостаточно. Главное сохранить их в себе. А как ты можешь их сохранить? Когда они утвердятся на устах твоих — то есть ты будешь их рассказывать. Пока ты не можешь объяснить другому какое-то знание, оно не твоё. Слышал и не можешь объяснить? Не знаешь и забудешь. Слышал и объясняешь вслух другим — понял и запомнишь.

לִהְיוֹת בַּידֹוָד מִבְטַחֶךָ הוֹדַעְתִּיךָ הַיּוֹם אַף אָתָּה

19. Дабы в БОГЕ была опора твоя; я научил и тебя сегодня.

После того, как ты услышишь Тору от Мудрецов и начнешь обучать ей (тому, что услышал и понял) — опирайся (полагайся) на БОГА. Мы учили во 2 главе:

Ибо БОГ дает Божественную Мудрость (Хохма); из уст Его — знание и разумение; (Мишлей 2:6)

Второе объяснение — если ты будешь сомневаться, откуда будут деньги, если ты будешь много времени и внимания уделять изучению Божественной Мудрости, то «пусть в БОГЕ будет опора твоя». Учи Тору и Бог тебя обеспечит всем необходимым за минимум усилий с твоей стороны.

הֲלֹא כָתַבְתִּי לְךָ שָׁלִשִׁום {שָׁלִישִׁים} בְּמֹעֵצוֹת וָדָעַת

20. Не писал ли я тебе трижды с советами и знанием,

А если ты подумаешь «А вдруг ошибаются Мудрецы?» — так три раза БОГ повторил ТОРУ. В Пятикнижии, Писаниях и Пророках (РаШИ). ТаНаХ. Второе объяснение: Книга Мишлей состоит из трёх частей, где Царь Шломо раскрыл полностью ВСЮ МУДРОСТЬ.

  • Урок №169, отрывки 17-20:

לְהוֹדִיעֲךָ קֹשְׁטְ אִמְרֵי אֱמֶת לְהָשִׁיב אֲמָרִים אֱמֶת לְשֹׁלְחֶיךָ

21. Дабы поведать тебе истину, слова правды, дабы ты передавал изречения правды пославшим тебя.

Есть субъективная правда и есть истина (объективная реальность) — идентичная для всех. Множество философий (описаний жизни и правил, по которым она работает) создали люди. И есть описание жизни и правил от Создателя Мироздания. Это Тора и она называется ИСТИНА.

Получив эти знания, важно не обманывать себя в своём общении с собой. Внутренний диалог во многом управляется Йецер Ара (Злым началом). Искаженное желаниями и раздражением мышление — это свойство большинства людей.

אַל תִּגְזָל דָּל כִּי דַל הוּא וְאַל תְּדַכֵּא עָנִי בַשָּׁעַר

22. Не грабь бедного, потому что он беден, и не притесняй нищего у ворот,

Бедный (потерявший все деньги) и нищий (без надежды заработать) — самые обездоленные и слабые люди. Их обидеть может каждый.

כִּי יְדֹוָד יָרִיב רִיבָם וְקָבַע אֶת קֹבְעֵיהֶם נָפֶשׁ

23. Ибо БОГ вступится в дело их и отберет душу у обобравших их.

Поскольку забирая у них или притесняя их — человек забирает у них последнее, то равноценным наказанием для него будет потеря жизни или здоровья. Так как это самое дорогое и последнее, что есть у каждого человека. А так как Бог судит «мера за меру» — то надо быть очень осторожным в общении с такими людьми.

  • Урок №170, отрывки 21-23:

אַל תִּתְרַע אֶת בַּעַל אָף וְאֶת אִישׁ חֵמוֹת לֹא תָבוֹא

24. Не дружись с гневливым, и не общайся с человеком вспыльчивым,

Царь Соломон уже много раз говорил о вреде гнева. От сварливой жены он предлагал вначале уйти на край крыши, а потом убежать в пустыню. Сейчас он говорит, что с человеком гневливым (открыто выражающим гнев) — не надо дружить. Быть с ним близким. Он только с близкими гневается сильно. А вот с тем, кто вспыльчивый — с ним вообще не надо общаться. Потому что он в любой ситуации и в любой обстановке может разозлиться. А дальше — гнев, как огонь. Может спалить всё вокруг.

פֶּן תֶּאֱלַף אֹרְחֹתָו {אֹרְחֹתָיו} וְלָקַחְתָּ מוֹקֵשׁ לְנַפְשֶׁךָ

25. Чтобы ты не научился путям его и не расставлял сети душе твоей.

В гневе есть такая черта — он легко переходит от человека к человеку. Как огонь распространяется. Как сказал Царь Соломон в другом месте Мишлей:

Как человек смотрит в воду и видит свое отражение — так сердце человека отражает того, кто с ним общается.

Поэтому «с кем поведешься — от того и наберешься» (Народная Мудрость). Вывод — не общаться с гневливыми и раздражительными людьми. А если уже общаешься — будь осознанным и не «подключайся».

אַל תְּהִי בְתֹקְעֵי כָף בַּעֹרְבִים מַשָּׁאוֹת

26. Не будь среди тех, что ударяют по рукам и поручаются за ссуды.

Когда один человек занимает у другого деньги — тот, кто занимает, просит друзей за него поручиться. Стать гарантами, что если он не отдаст — то они отдадут за него. Царь Соломон не советует быть гарантом. У него пользы нет никакой. Деньгами он не пользуется. Заповедь помочь деньгами (как Цдака) — не выполняет. В общем риск есть, а пользы нет.

אִם אֵין לְךָ לְשַׁלֵּם לָמָּה יִקַּח מִשְׁכָּבְךָ מִתַּחְתֶּיךָ

27. Если тебе нечем заплатить, зачем возьмет он (кредитор) постель твою из-под тебя?

По Торе тот, кому не отдают долг, не может прийти в дом к кредитору и забрать его имущество. Но к гаранту может. Тора запретила только забирать последнее у человека, который занял деньги. А гарант — он гарантировал, что отдаст долг, если кредитор не сможет. Вот и должен сейчас любыми путями выполнять свое обещание.

  • Урок №171, отрывки 24-27:

אַל תַּסֵּג גְּבוּל עוֹלָם אֲשֶׁר עָשׂוּ אֲבוֹתֶיךָ

28. Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

Уважай обычаи прошлых поколений. Без этого нет порядка и устойчивости в обществе и жизни.

חָזִיתָ אִישׁ מָהִיר בִּמְלַאכְתּוֹ לִפְנֵי מְלָכִים יִתְיַצָּב בַּל יִתְיַצֵּב לִפְנֵי חֲשֻׁכִּים

29. Видел ли ты человека, проворного в деле своем? Пред царями он будет стоять, не будет стоять пред темными (незнатными).

Это вывод. Чем заниматься в жизни? Стать лучшим мастером в своем деле. И с помощью мастерства стать принятым даже у Царей. При этом надо помнить, что если уже начал делать работу для Царей — то для темных людей надо перестать ее делать. Поднимай цену, и они не смогут покупать. Да и не поймут работы царского уровня. Это простой смысл.

А глубже — если начал делать Божественную Работу на высоком уровне, то уже не можешь опускаться обратно на уровень погони за материальностью и славой.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com