Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 24

אַל תְּקַנֵּא בְּאַנְשֵׁי רָעָה וְאַל תִּתְאָו {תִּתְאָיו} לִהְיוֹת אִתָּם

1. Не завидуй злым людям и не желай быть с ними.

Зависть есть у каждого человека. Она двигает людей к развитию и обучению друг у друга. Вопрос для человека — куда её направить. В предыдущей главе Царь Соломон посоветовал нам завидовать Трепету (Страху) перед Богом, который двигает вперед Праведников. Завидовать надо качествам, которые можно приобрести. Злые люди — нарушают правила и законы, и иногда из-за этого в краткосрочной перспективе быстрее получают желаемое. Поэтому простой человек может ошибиться и начать завидовать им. И делать, как они. Или хотеть находиться рядом с ними и пользоваться плодами их преступных действий. Например, скупщики краденого. В долгосрочной перспективе — злодеи будут наказаны и те, кто рядом с ними тоже.

כִּי שֹׁד יֶהְגֶּה לִבָּם וְעָמָל שִׂפְתֵיהֶם תְּדַבֵּרְנָה

2. Ибо о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Злодеи «производят» зло. И оно может быть, как яд, направлено на любого, кто находится рядом с ними.

בְּחָכְמָה יִבָּנֶה בָּיִת וּבִתְבוּנָה יִתְכּוֹנָן

3. Мудростью строится дом и логикой утверждается,

Здесь Царь Соломон переходит к тому, что надо делать. Человек в своей голове собирает первичные знания (аксиомы об устройстве мира и законах, по которым мир действует). Это происходит автоматически. С детства мозг собирает «материалы» для строительства модели мира. Так и человек собирает материалы для строительства будущего дома. И от качества материалов зависит, какой дом он сможет построить. Это мрамор или глина? Песок или камни? Это метафора на «мудрость». Поэтому тот человек, который собрал в своей голове ХОХМА (Божественная Мудрость), может построить «самый крутой дом». Божественный ДОМ.

Дальше включается качество ума БИНА (Логика). Умение делать выводы. Из фактов делать выводы на все аспекты жизни. Принимать решения. В строительстве это план дома. Проект. Из одних и тех же материалов можно построить множество разных домов. Одно- и многоэтажных. Разных форм и предназначений. Так и человек может из самых правильных правил сделать самые неправильные выводы.

  • Урок №183, отрывки 1-3:

וּבְדַעַת חֲדָרִים יִמָּלְאוּ כָּל הוֹן יָקָר וְנָעִים

4. А при знании покои наполнятся всяким достоянием, драгоценным и приятным.

ДААТ — это восприятие реальности. Законченная картина мира, в которой живет человек. Эта картина мира наполняется эмоциями. Если я вижу мир как место для зарабатывания Вечной Жизни и верю, что Бог меня любит — то мне будет хорошо. Мое восприятие наполнится радостью и благодарностью. И даже в моменты, когда «я иду долиной смерти — не случится зла, потому что ТЫ (БОГ) со мной» — Псалмы Давида. То есть, если человек построил свое восприятие мира Божественной Мудростью и ЛОГИКОЙ — то его ДААТ наполнится «драгоценным и приятным» восприятием эмоциями. И реальными ценностями.

גֶּבֶר חָכָם בַּעוֹז וְאִישׁ דַּעַת מְאַמֶּץ כֹּחַ

5. Муж мудрый – в силе, и человек разумный укрепляет мощь (свою),

Тот, у кого правильные аксиомы ХОХМА — уже может справиться с Йецер Ара почти всегда. Но если у него уже есть ДААТ (восприятие мира выстроено в соответствии с Торой) — то это еще более высокая ступень.

כִּי בְתַחְבֻּלוֹת תַּעֲשֶׂה לְּךָ מִלְחָמָה וּתְשׁוּעָה בְּרֹב יוֹעֵץ

6. Ибо обдуманно будешь вести войну свою, и помощь – в силе советника.

Человек воюет со своими вожделениями и с окружающим злом. На войне не достаточно одной мудрости и логики. Так как враг хитер и нападает со всех сторон. Поэтому надо подключать мудрых советников. Мудрецов, которые победили в войне с Йецер Ара.

  • Урок №184, отрывки 4-6:

רָאמוֹת לֶאֱוִיל חָכְמוֹת בַּשַּׁעַר לֹא יִפְתַּח פִּיהוּ

7. Высоки для грешника-скептика Божественные Знания, не открывает он рта своего в воротах.

Грешнику легче сомневаться в Божественном знании, чем его глубоко освоить. Он говорит: Не смогу я углубиться, чтобы понять суть — а поверхностный взгляд вызывает сомнения. В Божественном знании он сомневается, а в своих желаниях нет. С ними он спорить не хочет — «не открывает он рта своего в воротах».

מְחַשֵּׁב לְהָרֵעַ לוֹ בַּעַל מְזִמּוֹת יִקְרָאוּ

8. Кто замышляет творить зло, того называют злоумышленником.

Бывают грешники, которые грешат неосознанно. Они по ходу дела кого-то обижают или нарушают заповеди. Есть люди, которые намерены совершать зло. Это их главное намерение. Они называются «злоумышленники».

זִמַּת אִוֶּלֶת חַטָּאת וְתוֹעֲבַת לְאָדָם לֵץ

9. Помысел глупости – грех, и кощунствующий – мерзость для человека (людей),

Грешники — о Боге думать не хотят, и в их головы, свободные от Духовности и мыслей о Боге — заходит грех. И самая худшая стадия — это говорить плохо о Боге. Это «мерзость» для большинства людей.

  • Урок №185, отрывки 7-9:

הִתְרַפִּיתָ בְּיוֹם צָרָה צַר כֹּחֶכָה

10. Если ты оказался (представил себя) слабым в день тяжелый, сила твоя скудна.

Когда к человеку приходят трудности и сомнения — то он может назвать их по-разному. Может сказать — «это вызов для меня», и усилиться. Или сказать — «это крушение моё» и ослабиться. Может сказать «нет у меня сил» и сломаться. Но во всех случаях — это будет его выбор. Как относиться к внешним обстоятельствам.

הַצֵּל לְקֻחִים לַמָּוֶת וּמָטִים לַהֶרֶג אִם תַּחְשׂוֹךְ

11. Спасай взятых на смерть, и неужели воздержишься (избавить) обреченных на убиение?

Когда с людьми вокруг что-то происходит — также у человека есть выбор, как к этому относиться. Кто-то готов, жертвуя собой, своей жизнью и временем, помогать. Кто-то не готов. Все объяснения — это истории. Выбор своего отношения к другим людям — зависит на 100% от человека.

כִּי תֹאמַר הֵן לֹא יָדַעְנוּ זֶה הֲלֹא תֹכֵן לִבּוֹת הוּא יָבִין וְנֹצֵר נַפְשְׁךָ הוּא יֵדָע וְהֵשִׁיב לְאָדָם כְּפָעֳלוֹ

12. Если скажешь: «Вот, мы не знали этого», то ведь Испытующий сердца знает, и Хранитель души твоей знает, и Он воздаст человеку по делам его.

Человек может рассказывать себе и другим людям любые истории. Нет времени…. Нет сил… Не могу…. Но БОГ «читающий сердца» — знает истину. И поэтому человек получает в своей жизни ТОЧНОЕ СЛЕДСТВИЕ своих действий. Плоды его прошлых решений и действий — это жизнь человека.

אֱכָל בְּנִי דְבַשׁ כִּי טוֹב וְנֹפֶת מָתוֹק עַל חִכֶּךָ

 

13. Ешь, сын мой, мед, ибо он хорош, и соты, сладкие для гортани твоей.

Тело человека состоит из того, что он ест. Поэтому надо выбирать еду полезную и вкусную. Но вкус еды мимолетный. Съел и уже через минуту еда в животе превращается в жидкую кашу. А когда остатки выходят из человека — вообще отвратительные остатки еды.

כֵּן דְּעֶה חָכְמָה לְנַפְשֶׁךָ אִם מָצָאתָ וְיֵשׁ אַחֲרִית וְתִקְוָתְךָ לֹא תִכָּרֵת

14. Таково познание Божественной мудрости для души твоей: если ты нашел (ее), то есть будущность, и надежда твоя не пропадет.

А когда человек постигает Божественную Мудрость — то она остается с ним навечно. Дает ему удачу и успех в этом мире и последствия: РАЙ и Грядущий Мир в духовной реальности.

אַל תֶּאֱרֹב רָשָׁע לִנְוֵה צַדִּיק אַל תְּשַׁדֵּד רִבְצוֹ

15. Не подбирайся, нечестивый, к жилищу праведника, не разоряй места отдыха его,

Злодеи создают в этом мире зло и соблазны. Они занимают активную позицию и стараются совратить и праведника, и всех людей с пути ДОБРА. Внутри человека есть личный враг, Злое Начало (Йецер Ара). Оно «запрограммировано» на то, чтобы нападать на добрую часть внутри человека. И надо со своим Злым Началом воевать.

כִּי שֶׁבַע יִפּוֹל צַדִּיק וָקָם וּרְשָׁעִים יִכָּשְׁלוּ בְרָעָה

16. Ибо семь раз упадет праведный, но встанет; а нечестивые споткнутся во зле.

Цадик (Праведник) — будет падать и вставать, потому что ему помогает встать БОГ. А почему ему БОГ помогает? Потому что его намерение — двигаться в направлении БОГА. А злодеям, которые надеятся и верят только на себя и на лживых идолов — БОГ помогать не будет.

  • Урок №186, отрывки 10-16:

בִּנְפֹל אוֹיִבְיךָ {אוֹיִבְךָ} אַל תִּשְׂמָח וּבִכָּשְׁלוֹ אַל יָגֵל לִבֶּךָ

17. При падении врага твоего не радуйся, и, если споткнется он, да не возликует сердце твое,

Радость — это постоянная величина. Ликование — это когда вдруг что-то происходит. Упал — и тебе кажется, что уже можно радоваться долго. Споткнулся — это вызывает «взрыв радости» — ликование.

פֶּן יִרְאֶה יְדֹוָד וְרַע בְּעֵינָיו וְהֵשִׁיב מֵעָלָיו אַפּוֹ

18. А то увидит БОГ, и не угодно будет в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Всё измеряется в сравнении. И если он злодей и упал (за какие-то преступления) — то его сравнивают с окружением. И вдруг ты в окружении — мстительный, жестокий и злобный. Это нарушение очень серьезное. И по сравнению с этим — то, что делал твой враг, может показаться детской шалостью. И БОГ переведет наказание на тебя за радость его страданиям.

אַל תִּתְחַר בַּמְּרֵעִים אַל תְּקַנֵּא בָּרְשָׁעִים

19. Не негодуй на злодеев, не завидуй нечестивым,

Не входи в негативные эмоции из-за успехов злодеев. Это факт, что у них успех — временное явление. И, возможно, даже фальшивое.

כִּי לֹא תִהְיֶה אַחֲרִית לָרָע נֵר רְשָׁעִים יִדְעָךְ

20. Ибо нет будущности злому, – светильник нечестивых угаснет.

Нет у них духовного продолжения — это точно. И материальное скоро погаснет. Примером является история с Элизабет Энн Холмс — американской бизнесвумен, основателем компании Theranos, самопровозглашённого революционера в анализах крови. Состояние Холмс оценивалось в 4,5 миллиарда долларов, пока скандалы с Theranos не уменьшили оценку до нуля.

  • Урок №187, отрывки 17-20:

יְרָא אֶת יְדֹוָד בְּנִי וָמֶלֶךְ עִם שׁוֹנִים אַל תִּתְעָרָב

21. Бойся Бога, сын мой, – и царя, с изменниками не смешивайся,

В духовном плане у человека должен быть только один страх — страх перед Богом. Он будет выпрямлять пути человека и помогать ему принимать правильные решения. В материальном мире — Бог установил царскую власть. Чтобы люди боялись царя. С теми, кто хочет в этом мире убрать власть царя — лучше не общаться. Потому что они и против Бога легко пойдут.

כִּי פִתְאֹם יָקוּם אֵידָם וּפִיד שְׁנֵיהֶם מִי יוֹדֵעַ

22. Ибо внезапно придет погибель от них; и беду от них обоих кто предузнает?

Процесс восстания против Бога или царя — плох с двух сторон. И со стороны Бога или царя, которые не хотят отдавать власть. И со стороны тех, кто сбросив с себя власть Бога или царя — становятся на их место. Все революционеры начинали с красивых лозунгов о свободе, а потом начинали убивать тех, кто им не нравился.

גַּם אֵלֶּה לַחֲכָמִים הַכֵּר פָּנִים בְּמִשְׁפָּט בַּל טוֹב

23. И эти (притчи принадлежат) мудрым: лицеприятствовать на суде нехорошо.

Даже если цадик приходит судиться — нельзя к нему относиться изначально лучше, чем ко второй стороне в суде. Суд должен быть честным и не учитывать прошлых заслуг. Как говорится в Пиркей Авот для судей: «и если будут стоять перед тобой судящиеся — пусть будут в твоих глазах злодеями, а когда уходят от тебя — пусть будут как праведники. Если приняли на себя решение суда».

אֹמֵר לְרָשָׁע צַדִּיק אָתָּה יִקְּבֻהוּ עַמִּים יִזְעָמוּהוּ לְאֻמִּים

24. Кто говорит нечестивому: «Ты прав», того будут проклинать народы, того будут клясть народности.

Народ — объединяется царем. Народность — религией. Праведный, справедливый, честный суд — основа устойчивости царской власти или религиозной власти. Если злодея на суде оправдывают — то он начинает разрушать основы государства и религии. Для Ноя и человечества после него были даны 7 заповедей. Там была только одна повелевающая и 6 запрещающих. Повелевающая заповедь была: Вершите справедливый суд.

  • Урок №188, отрывки 21-24:

וְלַמּוֹכִיחִים יִנְעָם וַעֲלֵיהֶם תָּבוֹא בִרְכַּת טוֹב

25. А увещевающим – приятно будет, и придет на них доброе благословение.

Этот отрывок говорит, что надо обличать злодеев. Но мудрецы по-разному объясняют значение слов «приятно будет». Одни говорят, что приятно на душе обличающему, так как он сделал хорошее дело. Другие говорят, что надо найти в злодее что-то хорошее и на нем сосредоточиться, и обличать только качества и поступки. При этом злодею «приятно будет» слушать и появляется шанс, что он исправит поступки. Вторая часть «придет на них доброе благословение» — на обличающих. Так как это очень страшная и нелегкая работа исправлять злодеев. Очищая канализацию, можно и запачкаться.

שְׂפָתַיִם יִשָּׁק מֵשִׁיב דְּבָרִים נְכֹחִים

26. В уста целует, кто отвечает словами верными.

Тот, кто умеет увещевать — делает это так, чтобы добиться исправления. Каждое его слово выверено и он не будет увещевать, если это не принесет пользы.

История про Рава Зильбера и миллиардера в Америке. Когда он сказал, «зачем вы у него деньги просите. У него нет их». И тот после этих слов дал миллион долларов.

הָכֵן בַּחוּץ מְלַאכְתֶּךָ וְעַתְּדָהּ בַּשָּׂדֶה לָךְ אַחַר וּבָנִיתָ בֵיתֶךָ

27. Соверши дела твои вне дома и приготовь их на поле, затем и устрой дом твой.

Царь Соломон показывает порядок обустройства жизни. Вначале начни работать и готовить себе источники пропитания. А потом строй дом и селись в нем. Потому что если ты дом построишь, а поля рядом не найдешь — придется тебе уехать или скитаться. Поэтому вначале источники пропитания, потом дом, потом жениться.

  • Урок №189, отрывки 25-27:

אַל תְּהִי עֵד חִנָּם בְּרֵעֶךָ וַהֲפִתִּיתָ בִּשְׂפָתֶיךָ

28. Не будь лжесвидетелем на ближнего своего впустую и не обманывай устами своими.

Если кого-то обвинят из-за твоих слов, то даже, если тебе от этого не было прибыли — так делать нельзя. А за прибыль от лжесвидетельства — тем более.

אַל תֹּאמַר כַּאֲשֶׁר עָשָׂה לִי כֵּן אֶעֱשֶׂה לּוֹ אָשִׁיב לָאִישׁ כְּפָעֳלוֹ

29. Не скажи: «Как он поступил со мною, так поступлю и я с ним, воздам человеку по делам его».

Даже если тот, против кого ты выступаешь, обманщик — ты не можешь становиться таким, как он. «С волками жить, по-волчьи выть» — это не еврейская поговорка. Человек должен всегда оставаться человеком. К справедливости можно стремиться только справедливым путем. Цель не оправдывает средства и ради мести нельзя обманывать.

עַל שְׂדֵה אִישׁ עָצֵל עָבַרְתִּי וְעַל כֶּרֶם אָדָם חֲסַר לֵב

30. Проходил я мимо поля мужа ленивого и мимо виноградника человека безрассудного:

Поле требует много работы. Каждый год надо его вспахивать и садить заново. Виноградник требует меньше заботы и внимания. Там надо только охранять виноград, когда он начал расти, и собирать урожай.

וְהִנֵּה עָלָה כֻלּוֹ קִמְּשׁוֹנִים כָּסּוּ פָנָיו חֲרֻלִּים וְגֶדֶר אֲבָנָיו נֶהֱרָסָה

31. И вот, зарос он весь крапивою, покрылась поверхность его бурьяном, и каменная ограда его обрушилась.

Если не следить за полем — то начинают расти сорняки. Это метафора мышления человека. Если ты не работаешь над своим мышлением, не учишь Тору — то голова наполняется сорняками. Пустые и вредные мысли заполняют праздное мышление. И в винограднике — разрушится ограда без присмотра. Это плоды человека в жизни. Без нравственности и работы над своими качествами — «урожай» только идет во вред. Человек погружается в излишества, а они еще вреднее, чем недостаток.

וָאֶחֱזֶה אָנֹכִי אָשִׁית לִבִּי רָאִיתִי לָקַחְתִּי מוּסָר

32. И посмотрел я, обратил сердце мое, поглядел – получил урок:

«Посмотрел» вовнутрь себя. Внимательно посмотрев в свой внутренний мир, человек увидит, что он наполнен мыслями, которые попали туда извне. И если не работать осознанно над своим мышлением — оно заполняется мусором. От общения с пустыми людьми. От чтения пустых книг. Получил урок (наставление) — это осознание, что без управления своими эмоциями и собой — невозможно направить себя на правильный путь.

מְעַט שֵׁנוֹת מְעַט תְּנוּמוֹת מְעַט חִבֻּק יָדַיִם לִשְׁכָּב

33. Немного поспать, немного подремать, немного сложа руки, полежать, –

Сон — необходимая часть жизни человека. Но если после сна он остается подремать в кровати — это уже победа Злого Начала (животного внутри). А если потом еще и просто полежать сложа руки — это уже признак полного поражения человека. Лень победила его.

וּבָא מִתְהַלֵּךְ רֵישֶׁךָ וּמַחְסֹרֶיךָ כְּאִישׁ מָגֵן

34. И придет, как ходок, бедность твоя, и нужда твоя, как муж с оружием.

И как следствие приходит вначале бедность. Бедность — это когда всего хватает, но нет избытка. Хватает впритык. И если в этот момент человек не опомнится — приходит НУЖДА. Как человек с оружием нападает — так и «жареный петух» клюет с разных сторон. Нужда — это когда уже не хватает необходимого. И это следствие 33 отрывка. Все приходит постепенно.

  • Урок №190, отрывки 28-34:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com