Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 25 - Ицхак Пинтосевич - на образовательном портале Ваикра.
Ицхак Пинтосевич

Ицхак Пинтосевич - подготовил более 1 500 бизнес-тренеров и коучей. Обучал мировые корпорации: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Создатель самого крупного в РУНЕТЕ портала по развитию 5СФЕР. Автор 14 книг. Учился у Рава Ицхака Зильбера.

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 25

גַּם אֵלֶּה מִשְׁלֵי שְׁלֹמֹה אֲשֶׁר הֶעְתִּיקוּ אַנְשֵׁי חִזְקִיָּה מֶלֶךְ יְהוּדָה

1. И это – притчи Шломо, которые скопировали мужи Хизкии, царя Иеуды:

Была широко доступная версия Притч. И было продолжение, которое было доступно только для избранных. Оно было открыто во времена Царя Хизкияху — прямого потомка Царя Соломона.

כְּבֹד אֱלֹקִים הַסְתֵּר דָּבָר וּכְבֹד מְלָכִים חֲקֹר דָּבָר

2. Слава Бога – таить дело, а слава царей – исследовать дело.

Божественная Мудрость — непостижима, как и САМ БОГ. Духовный мир — непостижим органами чувств человека. И когда мы говорим о невидимом и неосязаемом — любые слова условны. Слово — это «ярлык», который мы навешиваем на образ чего-то. Но если нет образа? А описывая духовную реальность — мы придумываем образы и навешиваем на них слова. Поэтому задавать вопросы на понятия, которыми пользуется Каббала — не принято. Там всё скрыто. И как говорит Рамбан (великий мудрец и каббалист) — понимающий поймёт….

А Цари, которые управляют этим миром — должны действовать логично. У них должны быть причины и следствия. И надо исследовать их дела.

שָׁמַיִם לָרוּם וָאָרֶץ לָעֹמֶק וְלֵב מְלָכִים אֵין חֵקֶר

3. Вышина небес, и глубина земли, и сердца царей непостижимы.

Чем выше мы уходим взглядом в небеса — тем меньше мы видим и понимаем. Вселенная, уходящая в миллионы световых лет… Чем глубже мы пытаемся проникнуть в недра земли — тем меньше мы знаем. Вот статья об этом https://lenta.ru/articles/2016/11/28/mantle/

И чем больше психологи пытаются понять работу мозга — тем больше они понимают нелогичность мышления. Подсознание управляет решениями. До того, как человек осознает ответ — он уже родился в мозге. Мышление непостижимо. Это сказал Царь Соломон почти 3000 лет назад.

הָגוֹ סִיגִים מִכָּסֶף וַיֵּצֵא לַצֹּרֵף כֶּלִי

4. Отдели примеси от серебра, и выйдет у плавильщика сосуд:

В серебре есть примеси. И в мышлении Царя есть случайные факторы, которые влияют на его решения. Например, физическое или эмоциональное состояние в данный момент времени очень искажает восприятие реальности. И если удалить все эти примеси — то останется рациональное решение.

הָגוֹ רָשָׁע לִפְנֵי מֶלֶךְ וְיִכּוֹן בַּצֶּדֶק כִּסְאוֹ

5. Удали нечестивого от царя, и престол его утвердится правдою.

Вокруг Царя есть множество министров и советников. От них зависит подача Царю информации и интерпретация и реализация его решений. Если они злодеи — то и влияние Царя будет искажено ими. Поэтому, как надо убрать примеси из серебра — так же надо убрать злодеев из окружения царя.

  • Урок №191, отрывки 1-5:

אַל תִּתְהַדַּר לִפְנֵי מֶלֶךְ וּבִמְקוֹם גְּדֹלִים אַל תַּעֲמֹד

6. Не красуйся перед царем и на место великих не становись,

Величие Царя не сравнится ни с чем. Выделываться перед ним опасно. Михаил Ходорковский перед Путиным В.В. выделывался — 10 лет тюрьмы и всего лишился. Человек, который ведет себя скромно и избегает почестей — оставляет «необналиченными» очень много своих заслуг. Так как почет и слава — это огромный соблазн.

כִּי טוֹב אֲמָר לְךָ עֲלֵה הֵנָּה מֵהַשְׁפִּילְךָ לִפְנֵי נָדִיב אֲשֶׁר רָאוּ עֵינֶיךָ

7. Ибо лучше пусть скажут тебе: «Поднимись сюда!», чем если унизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

Снизу путь есть только вверх. И чем выше ты поднимаешься — тем легче упасть и тем более сильные люди тебя окружают. Большинство людей не учат Притчи Царя Соломона; поэтому их основной двигатель в жизни — зависть. А вслед за завистью идут злость и агрессия. Поэтому лучше сидеть тихо и радоваться жизни.

אַל תֵּצֵא לָרִב מַהֵר פֶּן מַה תַּעֲשֶׂה בְּאַחֲרִיתָהּ בְּהַכְלִים אֹתְךָ רֵעֶךָ

8. Не вступай в спор поспешно, ибо что сделаешь впоследствии, когда пристыдит тебя противник твой?

Умный человек видит последствия своих поступков и помнит о цели. Каждое действие должно соответствовать целям. И последствия от действий тоже. Например, человек едет на важную встречу. Ему наступают на ногу. Он вступает в ссору, которая приводит к драке. Он с разбитым лицом едет на важную встречу. Что он выиграл? Он всё проиграл. Из-за мелкой ссоры могут рушиться отношения и браки. Поэтому прежде чем ссориться, надо вспомнить о своих целях.

  • Урок №192, отрывки 6-8:

רִיבְךָ רִיב אֶת רֵעֶךָ וְסוֹד אַחֵר אַל תְּגָל

9. Свой спор веди с противником твоим, но тайны другого не открывай,

Если ты споришь — то локализуй спор (свой спор). Не впутывай в него сплетни и лашон ара (злоязычие) от других и на других людей. Даже если ты прав по сути спора, но неправильно себя ведешь во время спора — ты проиграешь. Ущерб будет больше, чем польза.

פֶּן יְחַסֶּדְךָ שֹׁמֵעַ וְדִבָּתְךָ לֹא תָשׁוּב

10. Не то осудит тебя слушающий, и от клеветы твоей не вернешься (на позицию, с которой начинал).

Ты можешь быть прав по сути спора, но если ты начинаешь использовать клевету и плохие слова на других людей — ты портишь свою репутацию. Те, кто тебя слушают — осудят тебя за форму спора. И не станут с тобой иметь дело.

תַּפּוּחֵי זָהָב בְּמַשְׂכִּיּוֹת כָּסֶף דָּבָר דָּבֻר עַל אָפְנָיו

11. Золотые яблоки с серебряными украшениями – слово, выражающее суть сказавшего.

Как золотые яблоки вставляют в серебряную оправу — так и слова выражают суть человека. Красивые слова — выражают красивую суть. Клевета и злоязычие — плохую суть.

  • Урок №193, отрывки 9-11:

נֶזֶם זָהָב וַחֲלִי כָתֶם מוֹכִיחַ חָכָם עַל אֹזֶן שֹׁמָעַת

12. Золотое кольцо и ожерелье из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха.

Когда увещевает простой человек — он говорит просто своё мнение. Когда увещевает человека Мудрец Торы — он говорит ему слова Божественной Мудрости. И его увещевания — как золотые украшения. Важны по сути и красивы (Тора) по форме.

כְּצִנַּת שֶׁלֶג בְּיוֹם קָצִיר צִיר נֶאֱמָן לְשֹׁלְחָיו וְנֶפֶשׁ אֲדֹנָיו יָשִׁיב

13. Как прохлада от снега в день жатвы, так верный посол для пославших его: он доставляет душе господина своего отраду.

Летом очень жарко. И если бы был снег для охлаждения — это было бы прекрасно. Так и верный посол (посланец) приносит человеку такую же пользу и радость.

МАЛБИМ объясняет еще один смысл — что человек в этом мире посланец БОГА и должен выполнять Его задания (заповеди).

И тогда понятна метафора со снегом во время жатвы (летом). Это практически невозможно…

Очень мало людей выполняют хорошо свой шлихут (задание). И в жизни тоже. Поручишь кому-то важное дело, и от него уже зависит его выполнение.

נְשִׂיאִים וְרוּחַ וְגֶשֶׁם אָיִן אִישׁ מִתְהַלֵּל בְּמַתַּת שָׁקֶר

14. Тучи и ветер, а дождя нет – человек, хвастающий ложным даром.

Когда просто нет дождя — это лучше, чем когда есть тучи дождевые и почти идет дождь… И в итоге нет дождя. Также человек, который обещает дать подарок или деньги и… В итоге не дает. Разочарование в этом случае больше.

  • Урок №194, отрывки 12-14:

בְּאֹרֶךְ אַפַּיִם יְפֻתֶּה קָצִין וְלָשׁוֹן רַכָּה תִּשְׁבָּר גָּרֶם

15. Долготерпением склоняется (к милости) властелин, и мягкий язык переломит кость.

Когда властелин гневается — надо перетерпеть немного, и гнев утихает. И если продолжать говорить мягко — то гнев пройдет полностью. В переносном смысле, властелин — это БОГ. И терпение и мягкий язык — это молитва и раскаяние.

דְּבַשׁ מָצָאתָ אֱכֹל דַּיֶּךָּ פֶּן תִּשְׂבָּעֶנּוּ וַהֲקֵאתוֹ

16. Нашел ты мед? Ешь, сколько тебе потребно, не то пресытишься им и изблюешь его.

Даже полезный для здоровья мёд хорош в меру. Любое пресыщение ведет к обратному эффекту. Даже мед может вызвать отвращение, а в еще большем количестве — вообще убить. Как яд. Помню, как один психолог отучал от сладкого. Он предлагал съесть сразу два торта, чтобы вырвать их. И потом долго не хотелось сладкого.

הֹקַר רַגְלְךָ מִבֵּית רֵעֶךָ פֶּן יִשְׂבָּעֲךָ וּשְׂנֵאֶךָ

17. Удерживай ногу твою от дома ближнего твоего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя.

Как с мёдом и другой едой — также отношения. Можно пресытиться и людьми. Особенно, если они очень надоедливые и требуют внимания. Переносный смысл — тот, кто много грешит, а потом просит у Бога прощения — тоже не должен этим злоупотреблять.

מֵפִיץ וְחֶרֶב וְחֵץ שָׁנוּן אִישׁ עֹנֶה בְרֵעֵהוּ עֵד שָׁקֶר

18. Дубинка, и меч, и острая стрела – человек, произносящий против ближнего своего ложное свидетельство.

Когда человек говорит против кого-то злоязычие (запрет из Торы это делать) — то он ранит троих. Себя — как бьёт дубиной. Того, кто слушает — режет мечом. И того, о котором говорит — как будто стрелой издалека бьёт по нему.

  • Урок №195, отрывки 15-18:

שֵׁן רֹעָה וְרֶגֶל מוּעָדֶת מִבְטָח בּוֹגֵד בְּיוֹם צָרָה

19. Сломанный зуб и вывихнутая нога – опора на предателя в день бедствия.

убы и ноги — помогают человеку жить в этом мире. Есть без зубов и ходить без ног сложно. Любой человек может «сломаться или вывихнуться». Особенно в день бедствия. Поэтому, как учил Царь Давид в Псалмах «Не полагайся на благодетелей. На людей. Нет от них спасения. Выйдет из него дух. Уйдет в землю. В это время упадут все, кто на него полагался». Предателем может стать каждый…

מַעֲדֶה בֶּגֶד בְּיוֹם קָרָה חֹמֶץ עַל נָתֶר וְשָׁר בַּשִּׁרִים עַל לֶב רָע

20. Как красивая летняя одежда в холодный день, как уксус для глиняной посуды, так же поющий песни для печального сердца.

Как летняя одежда не подходит для зимы, но хороша летом. Также уксус хорош для еды, но вреден для определенных видов посуды. И поющий веселые песни для человека в горе — вредит. Другими словами — всему своё время и место.

אִם רָעֵב שׂנַאֲךָ הַאֲכִלֵהוּ לָחֶם וְאִם צָמֵא הַשְׁקֵהוּ מָיִם

21. Если голоден ненавистник твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою;

Человек, который тебя ненавидит, попал в тяжелое положение. Естественный ход мысли — порадоваться этому. Так ему и надо. Он тебя ненавидит просто так — вот и получил по заслугам. Мудрейший из людей Царь Соломон советует по другому. Дай ему хлеба и воды. В следующем отрывке объясняется, почему.

כִּי גֶחָלִים אַתָּה חֹתֶה עַל רֹאשׁוֹ וַידֹוָד יְשַׁלֶּם לָךְ

22. Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и БОГ воздаст тебе (награду).

Таким поступком ты выходишь за рамки «причинно-следственных связей» и создаешь новую реальность. Реактивное поведение — это не дать ему ничего. Проактивное поведение — дать ему хлеб и воду. Его реактивное поведение — это продолжать тебя ненавидеть, и тогда ему еще больнее от того, что именно ты ему помогаешь. А БОГ — Создатель Мироздания — действует с тобой по принципу «мера за меру». Ты смог переступить через свои обиды — и БОГ также простит тебе все грехи.

  • Урок №196, отрывки 19-22:

רוּחַ צָפוֹן תְּחוֹלֵל גָּשֶׁם וּפָנִים נִזְעָמִים לְשׁוֹן סָתֶר

23. Северный ветер несет дождь, а речь клеветника – хмурные лица.

Когда вода испаряется с земли, она поднимается в облака. Когда наверху дует северный холодный ветер — облака превращаются в дождь. То есть по следствию (дождь) мы понимаем причину. Также по хмурым лицам мы понимаем, что кто-то говорит «клевету». Злоязычие может быть правдой. Но оно все равно запрещено, так как любую реальность можно наделить разными смыслами. Негативные смыслы вызывают хмурые лица. Ветер северный — вызывает дождь.

טוֹב שֶׁבֶת עַל פִּנַּת גָּג מֵאֵשֶׁת מִדְוָנִים {מִדְיָנִים} וּבֵית חָבֶר

24. Лучше жить на углу кровли, нежели со сварливою женою в одном доме с друзьями.

Сварливые люди, которые всех критикуют — вызывают споры и конфликты. Поэтому если человеку попалась такая жена — он не сможет с ней жить в обществе. Она «вынесет всем мозги». Лучше уйти с ней в отдаленное от людей место и терпеть её сварливый характер. Бог создал женщину для человека «помощником против него». Как объясняет великий мудрец РАШИ — «удостоился перед Богом — помощник. Не удостоился (есть что исправлять) — против него (покажет все его недостатки)».

מַיִם קָרִים עַל נֶפֶשׁ עֲיֵפָה וּשְׁמוּעָה טוֹבָה מֵאֶרֶץ מֶרְחָק

25. (Что) холодная вода для истомленной (жаждой) души – то добрая весть из дальней страны (о семье).

Для тела важно получать все необходимые питательные вещества. И вода — одно из главных. Как тело не может без воды — так и интеллект (душа) человека — без хороших новостей от близких.

  • Урок №197, отрывки 23-25:

מַעְיָן נִרְפָּשׂ וּמָקוֹר מָשְׁחָת צַדִּיק מָט לִפְנֵי רָשָׁע

26. Загрязненный родник и испорченный источник – праведный, падающий пред нечестивым.

Бывает, что родник просто загрязнен. То есть из под земли, из источника течет чистая вода, а на поверхности она загрязняется. А бывает, что сам источник испортился. Так если праведники притесняются злодеями — то это как «источник испортился».

אָכֹל דְּבַשׁ הַרְבּוֹת לֹא טוֹב וְחֵקֶר כְּבֹדָם כָּבוֹד

27. Есть меду много нехорошо, а исследование славы (праведников) – слава.

Мёд — это тайны Торы. Каббала. Когда человек начинает глубоко изучать Каббалу (Маасе Брейшит и Маасе Меркава) — он может сойти с ума, умереть, отойти от Торы.

Четверо поднимались в П_А_Р_Д_Э_С (высшие духовные измерения). Один умер, один сошел с ума, Элиша Бен Авуя отошел от Торы, и только Раби Акива зашел и вышел с миром.

А вот исследовать «славу праведников» — в данном случае Раби Акивы — это хорошо. Потому что из его истории понятно, что и как надо делать. Поэтому в Талмуде есть десятки историй о раби Акиве.

עִיר פְּרוּצָה אֵין חוֹמָה אִישׁ אֲשֶׁר אֵין מַעְצָר לְרוּחוֹ

28. Город разрушенный, без стены, – человек, не владеющий духом своим.

У человека внутри есть город. Его доброе начало. Душа и интеллект, который надо заполнить Торой. Но есть и враг, который хочет захватить этот город. Это Злое Начало. Этот враг вооружен — вожделением, которое генерирует интеллект в виде картинок. Желаниями ко всему запрещенному. И тот, кто не владеет своим духом (намерением, желанием) — тот живет без защиты от Злого Начала.

  • Урок №198, отрывки 26-28:

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Ицхак Пинтосевич

Ицхак Пинтосевич - подготовил более 1 500 бизнес-тренеров и коучей. Обучал мировые корпорации: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Создатель самого крупного в РУНЕТЕ портала по развитию 5СФЕР. Автор 14 книг. Учился у Рава Ицхака Зильбера.