Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 27

אַל תִּתְהַלֵּל בְּיוֹם מָחָר כִּי לֹא תֵדַע מַה יֵּלֶד יוֹם

1. Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит день.

МАЛБИМ: Удары жизни появляются каждое мгновение. Ты не можешь хвалиться тем, что сделаешь завтра. Потому что даже то, что появляется сегодня, неизвестно тебе. Завтрашний день — он не твой.

А для тех, кто читал Булгакова «Аннушка уже разлила масло….»

יְהַלֶּלְךָ זָר וְלֹא פִיךָ נָכְרִי וְאַל שְׂפָתֶיךָ

2. Пусть хвалит тебя другой, а не язык твой, – чужой, а не уста твои.

Когда человек сам себя хвалит — это работает против него. Когда его хвалят другие люди — то это похвала настоящая. Тот, кто гонится за почетом — почет убегает от него. Тот, кто убегает от почета — почет гонится за ним.

כֹּבֶד אֶבֶן וְנֵטֶל הַחוֹל וְכַעַס אֱוִיל כָּבֵד מִשְּׁנֵיהֶם

3. Тяжел камень и весом песок, но гнев глупца тяжелее обоих.

Физическая тяжесть действует только в момент, когда ты её несешь. Гнев разрушает сейчас, рушит вокруг отношения и вызывает гнев Бога на человека.

  • Урок №205, отрывки 1-3:

אַכְזְרִיּוּת חֵמָה וְשֶׁטֶף אָף וּמִי יַעֲמֹד לִפְנֵי קִנְאָה

4. Гнев – лютость, и ярость – разлив, но кто устоит против ревности?

Здесь приводятся разновидности гнева и их проявления. Жестокость, гнев внутренний без внешнего выражения, гнев внешний с ярким выражением. И самое сильное — это ревность (зависть). Которая является источником для всех видов гнева.

טוֹבָה תּוֹכַחַת מְגֻלָּה מֵאַהֲבָה מְסֻתָּרֶת

5. Лучше открытое обличение, от скрытой любви.

Тот, кого Бог любит — того Он и увещевает (наказывает для исправления). Тоже самое в отношениях с людьми. Часто бывает, что человек делает замечания тому, кого любит. Для его исправления и улучшения. Очень важно понимать, с каким намерением сделаны замечания.

נֶאֱמָנִים פִּצְעֵי אוֹהֵב וְנַעְתָּרוֹת נְשִׁיקוֹת שׂוֹנֵא

6. Полезны раны от любящего, и лживы поцелуи врага.

Даже раны, полученные от человека, который тебя любит и с намерением тебе помочь — лучше, чем лживые поцелуи врага, который хочет твоей смерти. Раньше родители били детей с целью их воспитания.

נֶפֶשׁ שְׂבֵעָה תָּבוּס נֹפֶת וְנֶפֶשׁ רְעֵבָה כָּל מַר מָתוֹק

7. Душа сытая попирает и соты (самая вкусная еда того времени), а душе голодной все горькое, сладко.

От любого удовольствия наступает пресыщение. Оно перестает радовать. Процесс получения счастья происходит от того, что человек достигает желаемое. Чем больше трудностей для достижения — тем желаннее награда. А если уже есть и в неограниченном количестве — оно перестает быть желанным. Поэтому богатство и пресыщение лишает человека радостей жизни.

  • Урок №206, отрывки 4-7:

כְּצִפּוֹר נוֹדֶדֶת מִן קִנָּהּ כֵּן אִישׁ נוֹדֵד מִמְּקוֹמוֹ

8. Как птица, покидающая свое гнездо, так человек, покидаюший место свое.

Птица стремится вернуться в своё гнездо. Человек привыкает к месту. Это простое объяснение. А глубже — где находится человек? Где его тело? Или где его мысли? Или где его Душа? Душа человека стремится вернуться к своему источнику. К БОГУ. Поэтому человек никогда не испытывает полного удовлетворения. Даже когда всё хорошо… Есть ощущение, что чего-то не хватает.

שֶׁמֶן וּקְטֹרֶת יְשַׂמַּח לֵב וּמֶתֶק רֵעֵהוּ מֵעֲצַת נָפֶשׁ

9. Масть и курения радуют сердце, а сладость друга – в задушевном совете.

У человека есть удовольствия разных уровней. Физические — это еда и питье. А духовные — это запахи и курение дымов. В то время знали, какие травы воскурять, и это было распространенной практикой. А масла смешивали с какими-то благовониями и ими натирались. И второе удовольствие, которое находится между духовным и физическим — советы друга. Внимание друга.

רֵעֲךָ וְרֵעַה {וְרֵעַ} אָבִיךָ אַל תַּעֲזֹב וּבֵית אָחִיךָ אַל תָּבוֹא בְּיוֹם אֵידֶךָ טוֹב שָׁכֵן קָרוֹב מֵאָח רָחוֹק

10. Друга твоего и друга отца твоего не покидай и в дом брата твоего не ходи в день бедствия твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

Друг познается в беде. Поэтому если уже есть у тебя или у твоего отца проверенные друзья — цени их очень сильно.

Брат (кровное родство) — не обязательно поддержит тебя в день бедствия. Генетическая связь с братом может быть слабее, чем дружба. Связь «родители-дети» намного сильнее и о ней тут не говорится.

Сосед оказывает на твою жизнь большее влияние, чем далёкие родственники.

חֲכַם בְּנִי וְשַׂמַּח לִבִּי וְאָשִׁיבָה חֹרְפִי דָבָר

11. Будь мудр, сын мой, и порадуй сердце мое, и я дам отпор поносителю своему.

Царь Соломон говорит своему сыну (и нам, как своим ученикам), что главное это изучать мудрость. И только она обеспечивает радость в жизни и безопасность.

  • Урок №207, отрывки 7-11 (2 части):

עָרוּם רָאָה רָעָה נִסְתָּר פְּתָאיִם עָבְרוּ נֶעֱנָשׁוּ

12. Разумный видит зло и укрывается, а глупые преступают и наказываются.

В этом суть мудрости и знания. Увидеть даже скрытое зло. Подумать на несколько шагов вперед. А глупость, которая лежит в основе греха — одношаговые действия. Увидел — захотел — сделал и потом приходит расплата.

קַח בִּגְדוֹ כִּי עָרַב זָר וּבְעַד נָכְרִיָּה חַבְלֵהוּ

13. Возьми его платье, так как он поручился за чужого, и за сторонних возьми у него залог.

Здесь речь идет о том, кто поручается за других. Это иллюстрация предыдущего отрывка. Человек за себя не может поручиться, что он завтра будет делать и думать. Стать гарантом для кого-то — это и есть «глупость», которая наказывается. Разумный подход заключается в том, чтобы понять, что другой человек может сделать всё, что угодно. И за него нельзя поручаться, так как он сам зависит от множества других людей.

מְבָרֵךְ רֵעֵהוּ בְּקוֹל גָּדוֹל בַּבֹּקֶר הַשְׁכֵּים קְלָלָה תֵּחָשֶׁב לוֹ

14. Если кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру – (как) проклятье зачтется ему.

Еще один пример того, что казалось бы хорошее действие — «благословлять громко ближнего своего», может стать проклятием.

Например, кто то занял тебе деньги. Ты всем об этом рассказал и на утро к нему пришли просить деньги еще 10 человек. Он не может им дать и они обиделись на него. Получилось, что то, что ты громко начал рекламировать его доброту — повредило ему.

  • Урок №208, отрывки 12-14:

דֶּלֶף טוֹרֵד בְּיוֹם סַגְרִיר וְאֵשֶׁת מִדְוָנִים {מִדְיָנִים} נִשְׁתָּוָה

15. Беспрерывная капель в дождливый день и сварливая жена – одинаково.

Капель с крыши в дождливый день мешает и раздражает. Сварливая жена — равна этой капели. И мудрецы разошлись во мнениях, что значит «одинаково». Есть такие, которые считают, что «одинаково» — это точно также раздражает.

А есть, которые говорят, что «дождь то идет — то нет. А сварливая жена — одинаково сварлива каждый день». То есть хуже, чем дождь.

צֹפְנֶיהָ צָפַן רוּחַ וְשֶׁמֶן יְמִינוֹ יִקְרָא

16. Кто (хочет) скрыть ее, тот (хочет) скрыть ветер и масло в правой руке своей, дающее знать о себе.

Этот отрывок объясняет предыдущий. Что скрыть дождь невозможно и женщину сварливую тоже. Она будет всё время выдавать своё недовольство.

בַּרְזֶל בְּבַרְזֶל יָחַד וְאִישׁ יַחַד פְּנֵי רֵעֵהוּ

17. Железо железо острит, а человек формируется от друга своего.

Раньше точили ножи друг об друга. В общении или в изучении Торы — люди сталкиваются мнениями и вопросами. Чем умнее и острее умом твой собеседник, даже если вы спорите — формируется интеллект у обоих. С кем поведешься — от того и наберешься.

В Пиркей Авот сказано: Пусть будет твой дом домом собрания для мудрецов. И пылись в прахе их ног. И с жадностью пей их слова.

נֹצֵר תְּאֵנָה יֹאכַל פִּרְיָהּ וְשֹׁמֵר אֲדֹנָיו יְכֻבָּד

18. (Кто) стережет инжир, будет есть плоды его; и (кто) бережет господина своего, будет почитаем.

В этом мире главным «инструментом» развития является внимание человека. Куда он уделяет внимание — туда и идёт его жизненная сила. Поэтому, если говорить про плоды земные, то следишь за инжиром — будешь есть инжир. А в духовном мире — бережешь Господина (Бога и свои с Ним взаимоотношения) -будешь почитаем.

Как написано в Пиркей Авот: Почитающий Тору — тело его будет почитаемо людьми.

  • Урок №209, отрывки 15-18:

כַּמַּיִם הַפָּנִים לַפָּנִים כֵּן לֵב הָאָדָם לָאָדָם

19. Как (в) воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.

В этом мире главным «инструментом» развития является внимание человека. Куда он уделяет внимание — туда и идёт его жизненная сила. Поэтому, если говорить про плоды земные — то следишь за инжиром — будешь есть инжир. А в духовном мире — бережешь Господина (Бога и свои с ним взаимоотношения) -будешь почитаем.

Как написано в Пиркей Авот: Почитающий Тору — тело его будет почитаемо людьми.

שְׁאוֹל וַאֲבַדֹּה {וַאֲבַדּוֹ} לֹא תִּשְׂבַּעְנָה וְעֵינֵי הָאָדָם לֹא תִשְׂבַּעְנָה

20. Преисподняя и Ад – ненасытимы, и глаза человека ненасытимы.

Могила и АД (для грешников) никогда не наполняются. Пока живы люди — они будут умирать и грешить. А почему здесь глаза? Потому что глаза источник и причина греха. Как говорится в Шма Исраэль: И не будете блуждать влекомые сердцем и глазам…

Глаза видят, сердце хочет и руки-ноги делают…

Человек так устроен, что пока он жив — он что-то хочет. И никогда нет у него полного насыщения. Потому что то, что он видит — он снова хочет. И из-за этого делают люди обычно преступления. А первое преступление человек сделал, когда женщина увидела плод Дерева Познания Добра и Зла. И сказала она: Плод этот приятен для глаз.

מַצְרֵף לַכֶּסֶף וְכוּר לַזָּהָב וְאִישׁ לְפִי מַהֲלָלוֹ

21. Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, и человек – по мере славы своей.

Для очищения серебра от примесей используют печь. Для золота — более горячую печь. Чем более ценный металл, тем большую температуру надо использовать для его очищения. Так же и человек. Чем больше у него славы — тем больше на него внимания с Небес. И поэтому Цадиков судят за малейшие проступки. Про мудрецов Торы сказано, что неосознанные ошибки им засчитываются как осознанные грехи.

  • Урок №210, отрывки 19-21:

אִם תִּכְתּוֹשׁ אֶת הָאֱוִיל בַּמַּכְתֵּשׁ בְּתוֹךְ הָרִיפוֹת בַּעֱלִי לֹא תָסוּר מֵעָלָיו אִוַּלְתּוֹ

22. Если (даже) будешь толочь грешника-скептика в ступе между крупою пестом, не отстанет от него глупость его.

Грешник-скептик не верит в Бога и сомневается в награде и наказании. Поэтому любые наказания он объясняет как случайность. И страдания не заставляют его пересмотреть свои поступки и сделать тшуву (раскаяние). Он продолжает грешить и объяснять свои страдания чужими ошибками, а не своими грехами.

יָדֹעַ תֵּדַע פְּנֵי צֹאנֶךָ שִׁית לִבְּךָ לַעֲדָרִים

23. Знай хорошо вид овец твоих, обращай внимание на стада,

Здесь говорится о том, что занимаясь бизнесом надо внимательно относиться к людям. Нельзя доверять свой бизнес советникам. И нельзя обижать своих рабочих. Бизнес — это огромное «минное поле», где очень легко ошибиться и навредить себе.

{כִּי לֹא לְעוֹלָם חֹסֶן וְאִם נֵזֶר לְדוֹר ָדוֹר {וָדוֹר

24. Ибо не навеки богатство, и разве корона из рода в род?

Главное в человеке — это соотношение заповедей и нарушений. Добрых и злых дел. Помощи людям и жестокости по отношению к ним. Если мы посмотрим, то очень мало семей и династий сумели сохранить своё богатство на несколько поколений. Практически все европейские евреи погибли в Катастрофе. 6 млн людей, которые хотели жить. У них забрали всё и не осталось даже наследников. И так было в каждом поколении. Ни Наполеон Бонапарт, ни Александр Македонский не оставили наследников. Исчезли и Древний Рим, и Древняя Греция. И во Франции уже нет королей…. И в России.

גָּלָה חָצִיר וְנִרְאָה דֶשֶׁא וְנֶאֶסְפוּ עִשְּׂבוֹת הָרִים

25. Пробились всходы, и является зелень, и соберут травы горные:

А еда для простых людей будет всегда. Тот, кто гонится за славой и богатством — часто пролетает мимо того и другого. И платит за свои попытки очень дорого.

«Сон земледельца сладок и приятен, а богатство не дает владельцу уснуть» (Коэлет)

כְּבָשִׂים לִלְבוּשֶׁךָ וּמְחִיר שָׂדֶה עַתּוּדִים

26. (Будут) овцы – для одежды твоей, и козлы – на покупку поля;

Продолжение этой же мысли. Все наши Праотцы, и Моше Рабейну, и Царь Давид — были пастухами. И не особо переживали за богатство. Когда надо было — Бог всё им давал. Например, Ицхаку в один из неурожайных годов БОГ дал урожай в 100 раз больше, чем обычно.

וְדֵי חֲלֵב עִזִּים לְלַחְמְךָ לְלֶחֶם בֵּיתֶךָ וְחַיִּים לְנַעֲרוֹתֶיךָ

27. И довольно козьего молока для пищи твоей, для пищи дома твоего и на пропитание служанкам твоим.

Эта же мысль завершается хорошим советом для здоровья. Козье молоко — самое полезное.

  • Урок №211, отрывки 22-27:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com