Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 3

בְּנִי תּוֹרָתִי אַל תִּשְׁכָּח וּמִצְוֹתַי יִצֹּר לִבֶּךָ

1. Сын мой, Тору мою не забывай, и заповеди мои да будет создавать сердце твое.

Тора — это УЧЕНИЕ. Это Божественное Знание, как устроено и работает мироздание. В ней есть части, которые сегодня не используются. О Храме, о жертвоприношениях, о том как Бог создавал мироздание и управляет им. Истории о жизни Праотцов Аврааме, Ицхаке и Яакове, через которых Бог открылся людям. Всё это надо изучать и не забывать. Чтобы мышление было наполнено именно этими чистыми и святыми мыслями и знаниями. Я знаю людей, которые говорят и думают ТОЛЬКО слова Торы. Как сказано в ШМА ИСРАЭЛЬ «и будешь произносить их сидя дома и находясь в дороге, ложась и вставая». Тору надо изучать «днем и ночью».

Заповеди — это приказы Бога о том, что можно и нужно делать, а что нельзя. Это касается ежедневных действий, которыми управляет «сердце». То есть мышление. И поэтому человек должен постоянно «создавать» мысли и решения о том, что делать, а что не делать. И Заповеди обычно идут против «природы» человека. Против его автоматизма. В этом и состоит суть «жизнь — игра». Переиграть своё «злое начало», свою природу, свой ЭГОИЗМ. Выбрать «идти по путям Бога» и прийти к Вечной Жизни.

כִּי אֹרֶךְ יָמִים וּשְׁנוֹת חַיִּים וְשָׁלוֹם יוֹסִיפוּ לָךְ

2. Потому что долгие дни, и годы жизни, и мир прибавят они тебе.

Изучение Торы и Служение Богу сделают твои дни долгими. Это значит — ты будешь всё успевать. Дни твои будут наполнены добром. И годы жизни твои продлятся. Будешь жить долго и хорошо. Мир (Шалом) будет на твоей жизни, на твоём здоровье и на твоём имуществе.

חֶסֶד וֶאֱמֶת אַל יַעַזְבֻךָ קָשְׁרֵם עַל גַּרְגְּרוֹתֶיךָ כָּתְבֵם עַל לוּחַ לִבֶּךָ

3. Милость и истина пусть не оставят тебя; повяжи их на шею себе, напиши их на скрижалях сердца своего;

Вся Тора состоит из двух основных частей. Милость (Хесед) — это основа в отношениях между людьми. Быть добрым и помогать. Не брать чужого и не обижать. Это основа, на которой стоит Тора во взаимоотношениях между людьми. Истина — это основа во всех знаниях. Знание о Боге, о мироздании, обо всём. Основа мышления и познания — это стремление к 100% истине. Бог СОЗДАТЕЛЬ и ЕГО ТОРА — высшая истина. Эталон истины. Моше Рабейну — истина и Тора его — истина. Вот две основные части Торы.

Есть еще одно более глубокое объяснение. В выполнении Законов Торы и в их изучении есть граница «истина». То, что должен делать человек. И всегда есть возможность сделать больше! Милость. Люди, которые делают больше, чем требует Закон, называются Хасиды. Они встают раньше, молятся больше, уступают даже там, где по закону могут требовать. Это называется Тора Хеседа.

Бог взаимодействует с каждым по принципу «мера за меру» и те, кто относятся к Торе и к Богу по принципу «милость» — получают управление их жизнью с НЕБЕС по этому же принципу. А те, кто хотят чтобы всё было по «истине» — получают такое же точное и скурпулёзное отношение к себе и своим поступкам с НЕБЕС.

Повяжи слова Торы на шею — это значит произноси их. Чтобы запомнить что-то и сделать частью своего мышления — надо произносить вслух. Поэтому Тору изучают, произнося вслух и потом обсуждая с товарищем или в группе.

Напиши на скрижалях сердца — повторяй слова Торы до тех пор, пока они не займут главную роль в твоём мышлении. В сердце (мышлении) всплывают картинки от «злого начала». Различные вожделения. В ШМА ИСРАЭЛЬ — Бог говорит: и не будете блуждать влекомые сердцем и глазами, что вы совращаетесь идя за ними.

Только слова Торы, записанные на «скрижалях сердца», могут вытеснить эти образы. Как записать? Повторять и обсуждать, вникать глубоко и с интересом! И слова Торы будут «активны» в мышлении.

Раби Исроэль Салантер основал около ста лет назад движение МУСАР. Они повторяли отрывки из Торы, как медитацию. По 30 минут после молитвы они повторяли какой-то из отрывков, который максимально вдохновлял на Служение Богу. Повторяли его «горящими устами в душевной буре». Это была как медитация — аутотренинг.

וּמְצָא חֵן וְשֵׂכֶל טוֹב בְּעֵינֵי אֱלֹקִים וְאָדָם

4. И снискаешь милость и высший интеллект в глазах Б-га и людей.

Мудрость и сообразительность вызывают уважение у людей. Но если человек постигает Тору и стремится к Божественному Знанию «как к серебру и сокровищам» — то он достигает «высший интеллект». Постигает Божественную Волю во всём. И тогда Бог даёт ему Божественный Дух (Руах АКодеш). И это называется «высший интеллект в глазах Бога и людей»

בְּטַח אֶל יְדֹוָד בְּכָל לִבֶּךָ וְאֶל בִּינָתְךָ אַל תִּשָּׁעֵן

5. Положись на Г-спода всем сердцем своим и не полагайся на сообразительность твою.

Царь Соломон говорит нам, что Божественную Мудрость сообразительностью не понять. Поэтому человеку стоит положиться на Тору и делать Заповеди (то есть на БОГА) в выборе своего пути, а не на свою сообразительность.

Я вспоминаю одного очень умного человека, который пришёл в первый раз на урок Торы, который я проводил. Он сказал: «я не понимаю заповеди и запреты Бога». Там был другой очень умный человек. Вадим Рабинович. Он ему сказал: Ты не понимаешь, как табуретка устроена, на которой ты сидишь. Так как же ты Бога хочешь понять своей головой?

Просто полагайся на Бога, изучай ЕГО ТОРУ и делай ЗАПОВЕДИ.

Тот последовал совету и сегодня он очень уважаемый религиозный человек.

בְּכָל דְּרָכֶיךָ דָעֵהוּ וְהוּא יְיַשֵּׁר אֹרְחֹתֶיךָ

6. Во всех путях твоих познавай (волю) Его, и Он выпрямит тропинки твои.

Есть разница между путём (большая дорога) и тропинка (маленькая дорожка). Ходить по путям Бога — это быть по качествам, как Бог. Милосердный, добрый, истинный. И когда ты в главных вещах идёшь по путям Бога — то все твои маленькие решения будут от НЕГО. Например, добрый человек хочет помогать другим людям. Это ПУТЬ БОГА. А Бог поможет принять правильные решения: кому, когда и сколько помогать.

  • Урок №11, отрывки 1-6:

אַל תְּהִי חָכָם בְּעֵינֶיךָ יְרָא אֶת יְדֹוָד וְסוּר מֵרָע

7. Не будь мудрецом в собственных глазах; бойся Г-спода и удаляйся от зла:

Когда человек думает про себя, что всё, что он делает правильно — он точно где-то согрешит. Мудрейший из людей, Царь Соломон — знал точно, где граница между добром и злом. И шёл близко к границе. И есть мнения, что даже он перешёл её.

Поэтому, страх перед Богом — это главный двигатель постижения Божественной Мудрости (Торы). Это средство против вожделений и йецер-ара (Злое Начало). И когда человек боится Бога, то он боится согрешить и может далеко отодвинуться (отдалиться) от границы зла.

רִפְאוּת תְּהִי לְשָׁרֶֹךָ וְשִׁקּוּי לְעַצְמוֹתֶיךָ

8. Врачеванием будет это для тела твоего и освежением для костей твоих.

Тора (Божественная Мудрость) — идёт против вожделений тела. Что-то нельзя есть (запрещенная еда). И написано, что Тора ослабляет силы человека. Духовный рост часто идёт за счёт «животного тела». Но в случае с Торой — это не так. Тора как врач для тела тоже. Умеренность в пище и ограничение в вожделениях тела — оздоравливают человека.

כַּבֵּד אֶת יְדֹוָד מֵהוֹנֶךָ וּמֵרֵאשִׁית כָּל תְּבוּאָתֶךָ

9. Чти Бога от достояния твоего и от первых плодов твоего урожая, –

Изучение Торы даёт человеку мудрость, понимание, долголетие и здоровье. В бизнесе (зарабатывании денег) также в первую очередь надо думать о Боге. Так как БОГатство и успех во всех делах — от Бога.

И первые плоды урожая надо посвящать Богу. Так как всё от НЕГО.

וְיִמָּלְאוּ אֲסָמֶיךָ שָׂבָע וְתִירוֹשׁ יְקָבֶיךָ יִפְרֹצוּ

10. И наполнятся амбары твои зерном, и молодое вино будет переливаться из давилен твоих.

Если знать, что всё от Бога и полагаться на НЕГО — то ОН даст благословение в урожае и во всём. Продолжение предыдущего отрывка. Отделяя Маасер (десятину) — удостаиваешься богатства. Мера, которой человек меряет — меряют ему. Ты помогаешь людям — и тебе помогают с Небес.

  • Урок №12, отрывки 7-10:

מוּסַר יְדֹוָד בְּנִי אַל תִּמְאָס וְאַל תָּקֹץ בְּתוֹכַחְתּוֹ

11. Наказания Бога, сын мой, не отвергай, и не тяготись увещеванием Его,

Мусар (наказание) — это страдание. Бог даёт страдания, чтобы исправить (пробудить) человека. И увещевание — чтобы объяснить ему. Наказание — действует на эмоции, а увещевание — на интеллект.

כִּי אֶת אֲשֶׁר יֶאֱהַב יְדֹוָד יוֹכִיחַ וּכְאָב אֶת בֵּן יִרְצֶה

12. Ибо кого любит Бог, того наказывает, и благоволит (к тому), как отец к сыну.

Получается, что наказания, увещевания — это признак любви Бога. Если у человека много проблем, значит Бог им серьезно занимается и хочет вернуть на правильный путь. А когда человек вернется на правильный путь — то наградой будет и счастье в этом мире (если успеет быстро исправить свои действия), и вечное счастье в духовном мире.

אַשְׁרֵי אָדָם מָצָא חָכְמָה וְאָדָם יָפִיק תְּבוּנָה

13. Счастлив человек, нашедший Божественную Мудрость, и человек, приобретший сообразительность!

Божественная Мудрость не приобретается через размышления. Её можно получить от кого-то или из Торы. Поэтому её «находят». Изучают и повторяют.

Сообразительность (бина) — это свойство разума, которое достигается через тренировку. Поэтому её «приобретают». Размышляют над изученным, задают вопросы, делают выводы, объединяют несколько мест в один смысл. Или наоборот, находят противоречие и ищут способ его снять.

כִּי טוֹב סַחְרָהּ מִסְּחַר כָּסֶף וּמֵחָרוּץ תְּבוּאָתָהּ

14. Потому что обретение ее лучше, чем обретение серебра, и плоды ее (лучше) чистого золота.

Серебро — это разменная монета для торговли, а золото в то время закапывали в землю. Это были сокровища, которые сохраняли.

Хохма (Божественная Мудрость) — это то, что находят. Это то, что приходит от Бога через пророков и мудрецов. Она как золото в этом примере. А серебро — получают через торговлю. Это как сообразительность (БИНА), её получают через труд, размышления.

Почему мудрость и сообразительность лучше серебра и золота и урожая? Потому что они остаются с человеком на вечность, а золото и серебро на время. Потому что когда люди обмениваются материальными вещами — то они уходят от них. А когда рассказывают друг другу мудрые мысли — у каждого меньше не становится.

  • Урок №13, отрывки 11-14:

יְקָרָה הִיא מִפְּנִיִים {מִפְּנִינִים} וְכָל חֲפָצֶיךָ לֹא יִשְׁווּ בָהּ

15. Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

Тора (Божественная Мудрость) — она как жемчуг, который добывают из глубин моря. Её основа не на Земле. Не в материальном мире. Не в интеллекте человека. Она исходит от Создателя Мироздания. От Бога. И для того, чтобы её получить — надо отказаться от земных вожделений и удовольствий. Но тот, кто её получит — получает удовольствие близости к Богу. И это удовольствие абсолютно другого уровня. О нём говорят, что если взять все удовольствия этого мира за все времена и сложить их вместе — то это не сравнится с «запахом» от удовольствия духовного мира.

אֹרֶךְ יָמִים בִּימִינָהּ בִּשְׂמֹאולָהּ עֹשֶׁר וְכָבוֹד

16. Долгоденствие в правой руке ее, в левой – богатство и почет.

Когда человек постигает Божественную Мудрость (Тору) — то он начинает правильно расставлять приоритеты. Для него в правой руке (то есть важнее) — Долгоденствие (жизнь в этом и в грядущем мире). А дополнительно — богатство и почёт. А большинство людей думают наоборот и гоняются за деньгами вначале.

Раши объясняет по другому. Он говорит, что те кто учат во Имя Небес (то есть не для материального успеха) — получают ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ и тем более богатство и почёт. А те кто учат для успеха — то получают только «богатство и почёт».

דְּרָכֶיהָ דַרְכֵי נֹעַם וְכָל נְתִיבוֹתֶיהָ שָׁלוֹם

17. Пути её – пути приятные, и все тропинки её – мир.

Пути — это большие и широкие дороги, по которым идёт много людей. Основные дороги. Когда человек постигает Божественную Мудрость и начинает соблюдать заповеди — у него в Душе и в Интеллекте наступает очень приятное чувство. Чувство цельности. Вернуться к Тшуве (стать религиозным) — это стать на Путь Торы. Вернуться к вопросу (так на иврите называется уйти от Торы) — это жить в постоянном сомнении. Это тяжело и неприятно.

Когда человек в основных вопросах руководствуется Торой — то и в частных делах (на тропинках) у него будет мир. Шалом. Это имеется ввиду его домашние и бизнес дела.

  • Урок №14, отрывки 15-17:

עֵץ חַיִּים הִיא לַמַּחֲזִיקִים בָּהּ וְתֹמְכֶיהָ מְאֻשָּׁר

18. Древо жизни она для держащихся за неё, и поддерживающие её счастливы.

Есть два типа людей, живущих по Торе и выполняющих Заповеди Бога. Для одних — это постоянная борьба со своей животной природой. От них Тора как-будто убегает. Для других — это их сущность. Им не надо бороться со своими плохими наклонностями. Они её просто поддерживают.

Награда у тех, кто побеждает свое «злое начало» — больше. Но в этой борьбе их силы истощаются и поэтому Бог им даёт дополнительную жизнь. «Древо жизни для держащихся за неё» — продлевает жизнь. А для тех, кто поддерживает Тору без особой борьбы и усилий — просто счастье.

Второе объяснение — через Тору идёт духовный свет в этот мир. И есть те, кто всё своё время и силы посвятили Торе. Они как проводники этого «Света жизни в этот материальный мир». И есть те, кто большую часть времени погружены в материальный мир, но понимают важность духовного. Они поддерживают тех, кто 100% времени посвятил Богу и духовной работе. Поддерживают материально. Таким образом они становятся партнерами в духовной работе и счастливы.

Как было два брата — Иссахар и Звулун. И написано, что счастлив Звулун, выходя на работу (они плавали на кораблях в дальние страны и торговали) и Иссахар в шатрах своих (они изучали Тору). Звулун обеспечивал материально Иссахара, а заслуги Иссахара перед Богом обеспечивали успех Звулуну.

יְדוָד בְּחָכְמָה יָסַד אָרֶץ כּוֹנֵן שָׁמַיִם בִּתְבוּנָה

19. Бог своей мудростью основал землю, утвердил небо пониманием (логикой)

Вначале Бесконечный и Неописуемый Бог создал своей Мудростью первичный материал. Из ничего появилось что-то. Это названо «земля». Основа. Первичный материал. Потом из этого материала ОН начал дальше развивать материальный мир. В нём есть логика. Одно следует из другого. Есть причинно следственные связи. Об этом сказано «утвердил небо пониманием»

בְּדַעְתּוֹ תְּהוֹמוֹת נִבְקָעוּ וּשְׁחָקִים יִרְעֲפוּ טָל

20. Восприятием Его разделились (раскололись) бездны и облака капают росою.

Всё влияние на материальный мир идёт из мира духовного. Материальный мир следствие, а духовный — причина. Все с Небес — кроме «страха перед Небесами». В материальном мире есть человек, который выполняет заповеди или нарушает волю Бога. Грешит. И Бог воспринимает действия человека и даёт ему с Небес обучающие и направляющие ответы. В виде росы (материальное благоденствие) или её отсутствия.

  • Урок №15, отрывки 18-20:

בְּנִי אַל יָלֻזוּ מֵעֵינֶיךָ נְצֹר תֻּשִׁיָּה וּמְזִמָּה

21. Сын мой! пусть (мудрость и разум) не удаляются от глаз твоих; храни разумность в действиях и рассудительность;

Здесь Царь Соломон советует постоянно размышлять о мудрости. И действовать исходя из своих размышлений. Как сказано в Торе: Важно изучение, которое приводит к действиях.

וְיִהְיוּ חַיִּים לְנַפְשֶׁךָ וְחֵן לְגַרְגְּרֹתֶיךָ

22. И будут они жизнью для души твоей и украшением шеи твоей.

Изучение Торы оживляет «животную душу» человека. Что имеется ввиду? Идти по путям Бога и делать то, что ОН говорит — это добро и жизнь. Как Бог сам сказал: Выбери жизнь. Человек, который идёт против Бога даже при жизни называется «мертвый».

Когда человек произносит вслух слова Торы — то они становятся «украшением».

  • Урок №16, отрывки 21-22:

אָז תֵּלֵךְ לָבֶטַח דַּרְכֶּךָ וְרַגְלְךָ לֹא תִגּוֹף

23. Тогда пойдешь безопасно по пути твоему, и нога твоя не споткнется.

Есть более и менее опасные места для человека. И везде более или менее человек полагается на защиту Бога. В пути опаснее, чем дома. В пути ночью, опаснее, чем днем. В «Шма Исраэль» говорится, что будут слова Торы с тобой «сидя дома и находясь в дороге. ложась и вставая». Здесь говорится, что из-за этого надо тобой всё время будет защита.

אִם תִּשְׁכַּב לֹא תִפְחָד וְשָׁכַבְתָּ וְעָרְבָה שְׁנָתֶךָ

24. Когда ляжешь (спать), не будешь бояться, и когда лежать будешь, сон твой будет сладок.

Ночью тоже будет защита от страха и плохих снов.

אַל תִּירָא מִפַּחַד פִּתְאֹם וּמִשֹּׁאַת רְשָׁעִים כִּי תָבֹא

25. Не бойся внезапного страха и бедствия грешников, когда придет,

В этом отрывке еще раз подтверждается, что Тора спасает и от страхов (иллюзии ума) и от реальных опасностей, которые приходят в мир из-за злодеев.

כִּי יְדֹוָד יִהְיֶה בְכִסְלֶךָ וְשָׁמַר רַגְלְךָ מִלָּכֶד

26. Потому что Бог будет твоей опорой и убережет ногу твою от ловушки.

Иногда написано «Бог будет твоей надеждой», иногда «уверенностью», иногда «опорой». Надежда и уверенность — это в хорошем. А опора — это спасет от плохого. Даже когда вокруг будут ловушки — ты пройдешь мимо них невредимый.

אַל תִּמְנַע טוֹב מִבְּעָלָיו בִּהְיוֹת לְאֵל יָדְיךָ {יָדְךָ} לַעֲשֹוֹת

27. Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда есть в руках твоих сила (это) сделать.

Помощь, цдака, добрые дела — одна из основ мироздания. Как сказано в Поучении Отцов : Шимон Праведник сказал: На трех основах стоит мир. На Торе, на Молитве и на Добрых делах. То, что самому надо это делать — понятно. То, что надо побуждать других делать это — видно из этого отрывка. И каждый, кто побуждает другого сделать доброе дело — как будто сам сделал. И есть здесь еще скрытый смысл: это просьба к Богу, у которого есть вся сила в мире. Как я помогаю нуждающимся здесь — так же и ТЫ (БОГ) поможешь мне в сложные периоды.

אַל תֹּאמַר לְרֵעֲיךָ {לְרֵעֲךָ} לֵךְ וָשׁוּב וּמָחָר אֶתֵּן וְיֵשׁ אִתָּךְ

28. Не говори ближнему твоему: «Поди и приди опять, а завтра я дам», если имеешь при себе.

В предыдущем отрывке говорилось о том, чтобы не отказывать в добре нуждающимся. В этом отрывке — о скорости давания. Так как Небеса работают по принципу — «та мера, которой человек меряет — отмеряют ему», то понятен совет делать добро быстро. Ты же хочешь, чтобы с Небес отвечали на твои молитвы и просьбы СРАЗУ.

  • Урок №17, отрывки 23-28:

אַל תַּחֲרֹשׁ עַל רֵעֲךָ רָעָה וְהוּא יוֹשֵׁב לָבֶטַח אִתָּךְ

29. Не замышляй против ближнего твоего зла, если он без опасения живет с тобою.

Не будь инициатором зла. Оно возвращается, как бумеранг. Если ближний тебе ничего плохого не делал — ты не можешь задумать против него зло и начать этот процесс.

אַל תָּרִוב {תָּרִיב} עִם אָדָם חִנָּם אִם לֹא גְמָלְךָ רָעָה

30. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал тебе зла.

Если кто-то сделал тебе зло — то это естественно ответить ему тем же. Но начинать первому — запрещено категорически. Если кто-то сделал тебе зло, то в одном месте в Торе разрешается отомстить (кровная месть). В нескольких Законах Бог просто приказывает убить грешников. В других местах есть запреты «Не мсти» и «Не будь злопамятным». Надо точно изучать Закон, чтобы понимать когда и как действовать. Но если идти по логике, то начинать делать зло — НЕЛЬЗЯ. Отвечать — РАЗРЕШЕНО, но не рекомендуется. Почему? Из-за того же принципа «Мера за меру». Так как события этого мира — это следствие духовных законов, то каждому человеку приходит от Бога то, что ему положено по закону. «Мера, которой человек меряет другим — ему отмеряют с Небес». Поэтому тот, кто сумел простить ближнему зло и не мстит — может расчитывать, что ему тоже простят на Небесах его ошибки и грехи. Есть история, как против Царя Давида выступил войной его сын Авшалом. И когда Царь Давид покидал Иерусалим отступая, вышел против него один человек и начал его проклинать. И Царь Давид сказал, чтобы его не трогали. Он понимал, что это от Бога ему за что-то наказание и таким образом хотел остановить его. Простив ближнему преступление против себя он просил Бога — простить себе свои грехи. Как сказано в Талмуде: Тот, кто сумел справиться со своим гневом — тому прощают все грехи.

אַל תְּקַנֵּא בְּאִישׁ חָמָס וְאַל תִּבְחַר בְּכָל דְּרָכָיו

31. Не завидуй грабителю и не избирай (ни одного) из всех путей его;

Бывает, что временно плохим людям везёт (так кажется), но надо знать, что расплата на них придёт очень скоро и поэтому им не завидовать. И не ходить по их путям (даже хорошим на первый взгляд). И отдаляться от них во всём.

כִּי תוֹעֲבַת יְדֹוָד נָלוֹז וְאֶת יְשָׁרִים סוֹדוֹ

32. Потому что мерзость пред Богом порочный, а праведным сообщает тайны.

Порочный человек, даже если у него интеллект работает хорошо, где то ошибётся. А праведным Бог сообщает глобальные тайны мироздания. Маасе Брейшит и Маасе Меркава — тайны сотворения и управления миром.

  • Урок №18, отрывки 29-32:

מְאֵרַת יְדֹוָד בְּבֵית רָשָׁע וּנְוֵה צַדִּיקִים יְבָרֵךְ

33. Проклятие Бога на доме нечестивого, а обитель праведников Он благословляет.

Даже если дом — это большое здание, но наполненное злодейством — на нём проклятие. А обитель (шалаш) праведников — полон благословения и радости.

אִם לַלֵּצִים הוּא יָלִיץ וְלַעֲנָיִים {וְלַעֲנָוִים} יִתֶּן חֵן

34. Если над насмешниками Он насмехается, то смиренным дает милость.

Ещё одна грань закона «мера за меру» или «та мера, которой человек меряет другим — отмеряют ему с Небес». Бог управляет личной реальностью человека исходя из выбора и действий человека. Тот, кто общается с насмешниками — станет насмешником и объектом насмешек. Тот, кто общается со скромными людьми — станет таким и на Небесах будут его любить.

כָּבוֹד חֲכָמִים יִנְחָלוּ וּכְסִילִים מֵרִים קָלוֹן

35. Мудрые наследуют почет, а глупых (грешников) уносит позор.

Почёт — это Тора и награда в грядущем мире. Глупые грешники — это те, кто ради животных наслаждений ушли от Торы и Заповедей.

  • Урок №19, отрывки 33-35:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com