Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 4

שִׁמְעוּ בָנִים מוּסַר אָב וְהַקְשִׁיבוּ לָדַעַת בִּינָה

1. Слушайте, сыновья, наставление отца и внимайте, чтобы постичь логику;

Царь Соломон передаёт то, что получил от отца и обдумал своей логикой. Открыл в полученном знании дополнительные скрытые смыслы. И сейчас он передаёт их так, что слушатель ПОСТИГНЕТ — поймёт абсолютно точно.

כִּי לֶקַח טוֹב נָתַתִּי לָכֶם תּוֹרָתִי אַל תַּעֲזֹבוּ

2. Потому что я дал вам доброе учение. Не оставляйте Торы моей.

При том, что Тора ограничивает «злое начало» она не лишает человека удовольствий. Просто даёт другие способы получения добра. Очень важно, что Бог называет Тору — Тора моя (моё учение. То есть «мысли» Торы как-бы выходят из «интеллекта Бога» и заходят в мышление людей). Это прямая связь между Богом и людьми. Также переходит Тора от учителя к ученикам. Поэтому Ученики называются в Торе — сыновья. Ученики Пророков назывались — сыновья пророков.

כִּי בֵן הָיִיתִי לְאָבִי רַךְ וְיָחִיד לִפְנֵי אִמִּי

3. Ибо (и) я был сын у отца моего, нежный и единственный у матери моей;

Царь Соломон не был единственным сыном у Царя Давида. Но у матери он был единственный сын. И так как она его любила очень, а Царь Давид любил её — то и для него он был, как единственный сын. И он пообещал Бат Шеве отдать ему царство после себя.

  • Урок №20, отрывки 1-3:

וַיֹּרֵנִי וַיֹּאמֶר לִי יִתְמָךְ דְּבָרַי לִבֶּךָ שְׁמֹר מִצְוֹתַי וֶחְיֵה

4. И он учил меня и говорил мне: «Да удержит сердце твое слова мои; сохрани заповеди мои и живи;

Сердце = мышление. Мышление человека ни секунды не останавливается. Или внешний мир «захватывает» внимание или «сила воображения = злое начало= вожделения = страхи». Ни секунды большинство людей не управляют своим сознанием и вниманием. Царь Соломон передаёт нам, что его отец, Царь Давид учил его:

удерживай слова Торы во внимании. Думай их. Помни постоянно о Заповедях Бога, так как только выполняя Заповеди БОГА — ты ЖИВЁШЬ. «Они жизнь твоя и долголетие».

קְנֵה חָכְמָה קְנֵה בִינָה אַל תִּשְׁכַּח וְאַל תֵּט מֵאִמְרֵי פִי

5. Приобретай Божественную Мудрость, приобретай разум (логику); не забывай и не уклоняйся от слов уст моих;

Приобретай — это значит делай частью себя. Впечатывай в своё мышление аксиомы Торы (Божественная Мудрость) и Бина (разум и логика). И снова Царь Соломон нам напоминает два способа, которыми можно потерять связь с Богом.

  • Забыть.
  • Уклониться (из-за вожделений перестать выполнять Заповеди)

אַל תַּעַזְבֶהָ וְתִשְׁמְרֶךָּ אֱהָבֶהָ וְתִצְּרֶךָּ

6. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.

Иногда человек не оставляет Тору, но особо её не любит. И всё равно ему есть награда. Но если он её еще и любит — то и награда больше, и приятнее её изучать.

רֵאשִׁית חָכְמָה קְנֵה חָכְמָה וּבְכָל קִנְיָנְךָ קְנֵה בִינָה

7. Начало Божественной мудрости: приобретай Божественную Мудрость и во всех приобретениях (понимании мира)- приобретай логику (понимание глубины вещей).

Начало Божественной Мудрости — она же сама. Она не производное от чего-то. Это аксиомы, которые установил Бог. Всё остальное — производное от Торы (Божественной Мудрости) или от чего-то другого. Поэтому во всех действиях вдумывайся в их начало и производное. Везде можно углубить смыслы и делать выводы. Из Торы тоже. А вот Тора не является следствием и выводом из чего-то другого. Бог дал Тору. Бог Торой сотворил мироздание. Тора — ПРИЧИНА мироздания.

  • Урок №21, отрывки 4-7:

סַלְסְלֶהָ וּתְרוֹמְמֶךָּ תְּכַבֵּדְךָ כִּי תְחַבְּקֶנָּה

8. Превозноси ее, и она возвысит тебя; она принесет тебе почет, если ты примешь ее в свои объятия;

Когда начинаешь сильно восхищаться Торой и думаешь об этом, то эти мысли поднимают суть человека, как на лифте, на духовный уровень. Продолжая думать о Торе, начинаешь любить её (обнимаешь) и она насыщает твой дух силой, которую называют Почёт.

תִּתֵּן לְרֹאשְׁךָ לִוְיַת חֵן עֲטֶרֶת תִּפְאֶרֶת תְּמַגְּנֶךָּ

9. Она даст на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепную корону.

Дальше больше. Чем дольше ты будешь любить и изучать Тору, тем более она будет украшать твоё мышление. Люди будут любить тебя в твоём поколении (венок) и на все поколения (корона).

שְׁמַע בְּנִי וְקַח אֲמָרָי וְיִרְבּוּ לְךָ שְׁנוֹת חַיִּים

10. Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся у тебя годы жизни.

Бог просит послушать ЕГО слова. Ему важно, чтобы люди слышали ЕГО. Слова — это даже просто истории о Праотцах или праведниках. Даже эти истории исправляют мышление человека.

  • Урок №22, отрывки 8-10:

בְּדֶרֶךְ חָכְמָה הֹרֵתִיךָ הִדְרַכְתִּיךָ בְּמַעְגְּלֵי יֹשֶׁר

11. Я показал тебе путь Божественной мудрости, вел тебя по кругам к прямоте.

Тора обучает нас сути вещей. Во многих вопросах есть две крайности и «золотая середина». Именно она и называется «путь Божественной Мудрости». И иногда для того, чтобы идти прямым путем надо пойти «по кругу». Например гневливый человек, если будет стараться быть просто спокойным — то он будет периодически срываться в гнев. Ему надо некоторое время побыть «отмороженным» (другая крайность от гневливый). И после этого он сможет идти «средним» прямым путем.

בְּלֶכְתְּךָ לֹא יֵצַר צַעֲדֶךָ וְאִם תָּרוּץ לֹא תִכָּשֵׁל

12. Когда пойдешь, не будет стеснен шаг твой, и когда побежишь, не споткнешься.

Когда будешь идти по пути Торы, будешь выполнять заповеди, как положено по «букве закона», не будет тебе это тяжело. А если начнешь выполнять сверх-закона, что очень опасно, то «не споткнешься».

הַחֲזֵק בַּמּוּסָר אַל תֶּרֶף נִצְּרֶהָ כִּי הִיא חַיֶּיךָ

13. Держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.

Воображение человека ведет его обычно по неправильному пути. Воображение — это «инструмент» злого начала в человеке. ЭГО и животные «инстинкты» захватили власть над воображением и человек просто следует туда, куда автоматически ведут его мысли. Но если «включить» силу «нравственное наставление» и держать внимание, то можно соединиться со своей Душой и Сущностью. И осознать свою близость к Богу. И это и есть «жизнь твоя». Осознанность = жизнь.

  • Урок №23, отрывки 11-13:

בְּאֹרַח רְשָׁעִים אַל תָּבֹא וְאַל תְּאַשֵּׁר בְּדֶרֶךְ רָעִים

14. Не вступай на тропу злодеев и не найдешь счастья на пути злых;

Путь — это большая дорога между городами. Тропа — это маленькая дорожка, которая отходит от пути. Злодей — это преступник, который совершает различные преступления. Тот ворует, а этот убивает. Не ходи даже по тем дорогам, по которым они ходят. Злые люди — они не совершают плохих действий. Их зло внутри. Оно состоит из неверия в Бога и в награду и наказание за поступки. Они находят какую-то другую философию или идеологию. Но в основе любой идеологии без Бога — зло. И невозможно найти счастье идя по их путям.

פְּרָעֵהוּ אַל תַּעֲבָר בּוֹ שְׂטֵה מֵעָלָיו וַעֲבוֹר

15. Избегай его, не проходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо;

Здесь написаны все возможные способы избегания общения со злодеями и злыми людьми. Не подходи к ним, не общайся с ними, уклоняйся от их приглашений и разговоров. Со «злодеями» лучше не вступать в коммуникацию, потому что у них нет правил и тормозов, совести и стыда. Поэтому шансов выиграть у честных людей в споре у них больше.

כִּי לֹא יִשְׁנוּ אִם לֹא יָרֵעוּ וְנִגְזְלָה שְׁנָתָם אִם לֹא יַכְשִׁולוּ {יַכְשִׁילוּ}

16. Потому что они не заснут, если не сделают зла, и пропадет сон у них, если не доведут (кого) до падения.

Для злодеев очень важно вовлечь хороших людей в свою злодейскую идеологию. Интересно, что одно из «воровских понятий» — вовлекать молодежь в свою идеологию.

  • Урок №24, отрывки 14-16:

כִּי לָחֲמוּ לֶחֶם רֶשַׁע וְיֵין חֲמָסִים יִשְׁתּוּ

17. Потому что они едят хлеб беззакония и пьют вино насилия.

Вовлекать окружающих в свою деятельность для них жизненная необходимость. Каждый человек должен кушать и пить. Для хищников пропитание их добыча. Для злодеев то, что они смогут забрать, украсть или ограбить.

וְאֹרַח צַדִּיקִים כְּאוֹר נֹגַהּ הוֹלֵךְ וָאוֹר עַד נְכוֹן הַיּוֹם

18. Но стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.

Праведник начинает с малого. Не поднимайся по ступеням на жертвенник — Итро

Схватил много — не схватил ничего. Взял чуть-чуть — взял по настоящему. Это значит, что когда ты идёшь по пути добра (света), не надо спешить и не надо ожидать быстрых результатов. Радуйся маленьким достижениям, как большим и расти, как растет свет солнца от восхода до полудня.

Праведники не должны прыгать через ступеньки в своем развитии. Как говорит Месилат Яшарим : Тора приводит к осторожности. Осторожность приводит к расторопности. И т. д.

  • .Урок №25, отрывки 17-18:

דֶּרֶךְ רְשָׁעִים כָּאֲפֵלָה לֹא יָדְעוּ בַּמֶּה יִכָּשֵׁלוּ

19. Путь злодеев – как тьма: они не знают, обо что споткнутся.

Злодеи даже когда идут по широкому пути, идут как во тьме. Потому что цель жизни у них — тьма и могила. Это жизнь без веры в Бога и в добро. И даже, когда они идут по широкому пути — как в темноте, тем более в мелких делах. В любой момент может прийти к ним неприятность с любой стороны. Злодей — это человек, который не верит в Бога и в добро.

Делающие зло — они не знают, где споткнутся. Потому что система координат (что правильно и что нет) у них сбита. Поэтому сбои могут быть в любой момент. Они двигаются в лабиринте и не знают, куда идут.

בְּנִי לִדְבָרַי הַקְשִׁיבָה לַאֲמָרַי הַט אָזְנֶךָ

20. Сын мой, словам моим внимай, к речам моим приклони ухо твое.

Слова — это объяснение смыслов Торы. Это Устная Тора и объяснение её. Речи — это Письменная Тора и их надо запомнить, как они были сказаны.

Иногда человек говорит и объясняет смысл сказанного. А иногда просто говорит, и надо сразу понять и запомнить. Именно об этом говорится в этом отрывке. Вначале «внимай» (это я объясню сейчас), а потом «приклони ухо» — то есть просто пойми и запомни.

אַל יַלִּיזוּ מֵעֵינֶיךָ שָׁמְרֵם בְּתוֹךְ לְבָבֶךָ

21. Да не удаляются они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего;

Глаза видят — сердце хочет — руки и ноги делают. Самое главное в жизни — охранять глаза. Так как именно через глаза входят все вожделения, которые потом захватывают мышление.

Необходимо смотреть на слова Торы и о них размышлять. В крайнем случае смотреть на природу (создание Бога)

  • Урок №26, отрывки 19-21:

כִּי חַיִּים הֵם לְמֹצְאֵיהֶם וּלְכָל בְּשָׂרוֹ מַרְפֵּא

22. Потому что они – жизнь для того, кто нашел их, и исцеление для всей его плоти.

Тот, кто соединился со словами Торы — не только получает доступ к Вечной Жизни, но и физическое тело его исправляется и выздоравливает.

מִכָּל מִשְׁמָר נְצֹר לִבֶּךָ כִּי מִמֶּנּוּ תּוֹצְאוֹת חַיִּים

23. Больше всего хранимого береги сердце твое, потому что из него источники жизни

Сердце человека — это его сущность. Это суть человека. Главное быть внутри прямым и совестливым. Бог читает (знает) сердца.

Конечно, если внешние действия не кошерные, то очень редко бывает, что в сердце все хорошо. Хотя бывает иногда: «велико преступление, совершенное во Имя Небес». Но чаще бывает наоборот. Очень внешне красивые и кошерные поступки могут быть внутри настоящим преступлением. Все зависит от «сердца».

  • Урок №27, отрывки 22-23:

הָסֵר מִמְּךָ עִקְּשׁוּת פֶּה וּלְזוּת שְׂפָתַיִם הַרְחֵק מִמֶּךָּ

24. Устрани от себя кривые разговоры и плохие предположения языка удали от себя.

Этот отрывок — продолжение предыдущего. Хотя главное в человеке — это намерения его сердца и Бог знает ТОЧНО, хотел человек сделать добро или зло; Но советует нам Царь Соломон — подумай, что скажут люди. Действуй так, чтобы это не вызывало разговоров, что ты грешишь. И даже чтобы слухи о тебе не ходили плохие.

עֵינֶיךָ לְנֹכַח יַבִּיטוּ וְעַפְעַפֶּיךָ יַיְשִׁרוּ נֶגְדֶּךָ

25. Глаза твои пусть смотрят прямо, и веки твои выпрямят (путь) пред тобою.

Глаза пусть смотрят на пути Бога. Вдумывайся в то, что видишь и поймёшь, как Бог управляет миром. В Пиркей Авот есть две Мишны о том, что «Посмотри на три вещи и ты никогда не согрешишь»… и еще написано, что «Мудрец — глаза его на голове» (он смотрит вперед).

И один из путей к Богу, о которых говорится в Пиркей Авот (видеть то, что родится. То есть смотреть вперед). А как веки могут «выпрямить путь перед тобою»? Закрывать глаза в моменты, когда «злое начало» тебя ловит запрещенными картинками.

Глаза видят — сердце хочет — руки ноги делают.

В основном это касается сексуальных вожделений. Надо уметь «закрыть глаза веками».

פַּלֵס מַעְגַּלּ רַגְלֶךָ וְכָל דְּרָכֶיךָ יִכֹּנוּ

26. Выпрямляй окружной путь (для) ног твоих, и все пути твои будут тверды.

Во всех качествах этого мира надо стремиться к «золотая середина». Этот путь нам советует Царь Шломо. В качествах характера, в деньгах. Даже в праведности он советует нам в Коэлет «Не будь слишком Цадиком и не умудряйся слишком. Зачем тебе оставаться одному?».

Для того, чтобы с окружного пути сойти на прямой путь — нужна правильная мера. Иногда надо перегнуть в другую сторону, чтобы потом выйти на прямой путь.

אַל תֵּט יָמִין וּשְׂמֹאול הָסֵר רַגְלְךָ מֵרָע

27. Не сворачивай ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла.

Этот отрывок продолжает предыдущий. Если ты уже идёшь по среднему пути (золотая середина) — то не сворачивай с него. Не ищи перекосов. И что является главным критерием (компасом) — «удаляйся от зла». Там где есть хоть какой-то намёк на злых людей или на причинение зла кому-то — удаляйся от этого пути.

Как написано в Пиркей Авот «Отдались от плохого соседа. И не присоединяйся к злодею (даже в хорошем деле). И не придется отчаиваться от расплаты».

  • Урок №28, отрывки 24-27:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com