Поделиться

Мишлей (с комментарием МАЛБИМа) | Глава 5

בְּנִי לְחָכְמָתִי הַקְשִׁיבָה לִתְבוּנָתִי הַט אָזְנֶךָ

1. Сын мой, внимай Божественной Мудрости моей, приклони ухо твое к логике моей,

Как уже было сказано, Хохма (Божественная Мудрость) — это аксиомы о добре и зле, которые пришли от Бога через пророков. Им надо внимать и запоминать. Бина и Твуна — это качества разума (интеллекта). Понимать вещь из вещи (делать выводы) и складывать детали в целое (обобщать и понимать принципы взаимодействия частей и причинно следственные связи). К этому надо «приклонить ухо». То есть напрячь свой разум.

לִשְׁמֹר מְזִמּוֹת וְדַעַת שְׂפָתֶיךָ יִנְצֹרוּ

2. Чтобы соблюдать рассудительность, и чтобы уста твои сохранили чистое познание.

Продолжение предыдущего отрывка. Рассудительность — это использование Божественной Мудрости для принятия решений. Чистое познание (Даат) — это когда тебе всё ясно. Понятны причинно-следственные связи. Изучение Торы приводит к тому, что у тебя есть для решений точные аксиомы (ориентиры) «что такое хорошо и что такое плохо». И есть мощнейшая логика для того, чтобы «собрать цельную картину восприятия мира» (даат). И даже суметь её объяснить себе и окружающим.

כִּי נֹפֶת תִּטֹּפְנָה שִׂפְתֵי זָרָה וְחָלָק מִשֶּׁמֶן חִכָּהּ

3. Ибо сотовый мед источают уста чужой (женщины), и глаже елея небо (речь) ее;

Здесь Царь Соломон вложил несколько смыслов. Первый смысл, что вожделения (тяга к удовольствиям) очень сильна в человеке. Чужая женщина — это «злое начало» (инстинкты и эмоции). Они тянут человека к удовольствиям, которые запрещены Торой. И путь по наклонной вниз (в сторону греха), как будто смазан маслом. Легко катиться по нему.

Второй смысл: Чужая женщина — это философии, которые пытаются объяснить смысл жизни без Бога. Суть их в том, что «если Бога нет — то всё позволено». И если «злое начало» в человеке побуждает его грешить по вожделениям. Просто не может справиться. Но Бога он не отрицает. То чуждая философия страшнее. Она отрицает Бога. И вернуться от неё некуда.

וְאַחֲרִיתָהּ מָרָה כַלַּעֲנָה חַדָּה כְּחֶרֶב פִּיּוֹת

4. Но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый.

Последствия греха уничтожают и физическое существование человека и его душу. Он может полностью лишиться продолжения своего духовного существования. И как следствие греха и неправильной философии жизни — придут наказания и проблемы во всех сферах. Так как философию придумали люди, каждый из которых был по своему ущербен и несчастен в разных сферах жизни. Человек не может придумать цельное описание того, как надо жить счастливо. На это не хватит никакого ума и никакой человеческой жизни и логики. Только Тора от Создателя Мироздания всеобъемлющая и гармоничная в духовном и материальном. И охватывает все сферы жизни любого человека. И ведет его к добру и спокойствию здесь и вечному удовольствию.

רַגְלֶיהָ יֹרְדוֹת מָוֶת שְׁאוֹל צְעָדֶיהָ יִתְמֹכוּ

5. Ноги ее нисходят к смерти, на преисподнюю опираются стопы ее;

Здесь говорится о том, что чуждая философия ведет к смерти духовной и физической. Однажды один хасид влюбился в официантку из бара. Он мечтал о том, какая она прекрасная. «Злое начало» через его воображение рисовало ему самые заманчивые сцены о её прелестях. В конце-концов он решил, что должен с ней познакомиться. Он сбрил бороду и пейсы. Вместо штраймела и халата купил джинсы и кепку. Переоделся и пошел через дорогу к ней знакомиться…. И тут его сбила машина. На Небесах первый вопрос, который он спросил: За что?

Ангел посмотрел на него с удивлением и вдруг сказал: Хаим, извините, ошиблись…. Просто не узнали вас в этом виде)))

Вот история, иллюстрирующая, что происходит с евреем, когда он отходит от Торы ради испорченной женщины (и философии, которая разрешает связь с ней)

https://lenta.ru/articles/2018/10/10/rijos/

  • Урок № 29, отрывки 1-5:

אֹרַח חַיִּים פֶּן תְּפַלֵּס נָעוּ מַעְגְּלֹתֶיהָ לֹא תֵדָע

6. Не выпрямит она путь жизни, стези ее блуждают, не узнаешь их.

Некоторые думают, что с помощью философий можно лучше понять жизнь. Находя в них крупицы истины, которые пришли туда из Торы или из наблюдений за жизнью, человек может ошибиться и подумать, что философия ведет к жизни.

Это похоже на остановившиеся часы, которые два раза в день показывают правильное время.

  • Урок №30, отрывок 6:

וְעַתָּה בָנִים שִׁמְעוּ לִי וְאַל תָּסוּרוּ מֵאִמְרֵי פִי

7. Теперь, сыновья, слушайте меня, и не отступайте от слов уст моих.

Тора (Божественная Мудрость) — идёт от Бога через пророков. Её надо услышать и принять. Если начать отступать в сторону, исследовать философии — то само это исследование называется «отступать от слов уст моих». Оно приносит огромный вред душе человека.

הַרְחֵק מֵעָלֶיהָ דַרְכֶּךָ וְאַל תִּקְרַב אֶל פֶּתַח בֵּיתָהּ

8. Отдали от нее путь твой и не приближайся ко входу в дом ее;

Даже, когда самой «распутной женщины» (чуждая философия) — в доме нет, не приближайся к нему. Имеется в виду, что даже обычные произведения людей, которые идут против Бога — несут в себе опасность. Художественная литература, например, несёт в себе отпечаток философии автора.

פֶּן תִּתֵּן לַאֲחֵרִים הוֹדֶךָ וּשְׁנֹתֶיךָ לְאַכְזָרִי

9. Чтобы не отдать другим своего величия и лет своих безжалостному,

Здесь говорится и о прямых последствиях общения с «развратными женщинами» и о последствиях изучения чуждых философий. Величие — это внутренняя сила и свет. От разврата она пропадает. От философий, которые ведут против Бога — тоже.

פֶּן יִשְׂבְּעוּ זָרִים כֹּחֶךָ וַעֲצָבֶיךָ בְּבֵית נָכְרִי

10. Чтобы не насыщались чужие силою твоею и (от) трудов твоих в доме чужого.

Здесь описываются последствия от отношений с женщиной развратной. Силы человека уходят от разврата и всего, что вокруг него. И в итоге может родиться ребенок, который унаследует плоды трудов всей жизни человека. И окажется, что трудился всю жизнь для кого-то.

וְנָהַמְתָּ בְאַחֲרִיתֶךָ בִּכְלוֹת בְּשָׂרְךָ וּשְׁאֵרֶךָ

11. И ты будешь стонать после, когда исчахнут плоть твоя и тело твое,

В старости, когда уже не будет сил и возможностей для разврата — придет расплата и разочарование. На что потратил свою жизнь?

  • Урок №31, отрывки 7-11:

וְאָמַרְתָּ אֵיךְ שָׂנֵאתִי מוּסָר וְתוֹכַחַת נָאַץ לִבִּי

12. И скажешь: «Как я ненавидел наставление, и сердце мое презирало увещевание!

Наставление — это через страдание и страх. Бог управляет человеком и направляет его на правильный путь, через страдания и страх. Человек глупый ненавидит страдание. Человек умный — учится от страданий и через страдания растет. Увещевания — это например то, что мы сейчас изучаем. Наставления и увещевания — это Тора. Бог и Мудрецы Торы предупреждают нас о последствиях не правильного поведения. Наставления больше влияют на эмоциональную сферу. Увещевания — на интеллектуальную. Без увещеваний невозможно понять наставления.

וְלֹא שָׁמַעְתִּי בְּקוֹל מוֹרָי וְלִמְלַמְּדַי לֹא הִטִּיתִי אָזְנִי

13. И не слушал я голоса учителей своих и не приклонял уха моего к наставникам своим.

Учитель — это тот, кто объяснил и научил. Наставник — это тот, кто научил и помог сделать. И ответил на все вопросы. И заставил повторить. Чтобы точно знать, что ученик идет по правильному пути.

כִּמְעַט הָיִיתִי בְכָל רָע בְּתוֹךְ קָהָל וְעֵדָה

14. Едва попал во все зло среди толпы и общины.

Попал во всё зло — начал грешить. Среди толпы и общины — проявилось наказание от зла.

שְׁתֵה מַיִם מִבּוֹרֶךָ וְנֹזְלִים מִתּוֹךְ בְּאֵרֶךָ

15. Пей воду из твоей ямы для воды и текущую из твоего колодезя.

Вначале надо собрать Божественное Знание от Учителей. Это, как пить из ямы для воды. В эти ямы собирали дождевую воду. А потом откроется колодец. Это значит, что человек уже присоединился к Богу, через знание Торы и у него появилась возможность индивидуального доступа к знаниям и к Новым Открытиям в Торе. И потекла «вода» из колодца. Как родниковый источник.

  • Урок №32, отрывки 12-15:

יָפוּצוּ מַעְיְנֹתֶיךָ חוּצָה בָּרְחֹבוֹת פַּלְגֵי מָיִם

16. Разольются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;

Когда ты начнешь объяснять и рассказывать Тору — то вначале на твоей улице будут слушать. Твои близкие и друзья. А потом появятся ученики, книги, и разойдется слава о твоей мудрости по площадям (по всему миру). Родник может превратиться в реку.

יִהְיוּ לְךָ לְבַדֶּךָ וְאֵין לְזָרִים אִתָּךְ

17. Будут они (принадлежать) тебе одному, а не чужим (вместе) с тобою.

В случае Божественной Мудрости (Торы), которую человек накапливает в себе — она остаётся с ним навечно. Даже после смерти тела. Ученики, которые слушают Тору от тебя — они как сыновья и меньше Торы у человека не становится. Наоборот, в случае с Мудростью и Торой, чем больше ты ей делишься — тем больше у тебя остаётся.

יְהִי מְקוֹרְךָ בָרוּךְ וּשְׂמַח מֵאֵשֶׁת נְעוּרֶךָ

18. Да будет источник твой благословен, и имей радости от жены юности твоей,

Тора, которая будет в твоём интеллекте, принесет благословение на все твои мысли и решения. И даже та Тора, которую ты учил в детстве — приносит радость всю жизнь. Потому что с каждым новым знанием, тебе приходят ответы на вопросы, которые возникали раньше. И открывается дополнительная глубина в том, что ты изучал в детстве.

  • Урок №33, отрывки 16-18:

אַיֶּלֶת אֲהָבִים וְיַעֲלַת חֵן דַּדֶּיהָ יְרַוֻּךָ בְכָל עֵת בְּאַהֲבָתָהּ תִּשְׁגֶּה תָמִיד

19. Любимой лани и прекрасной серны; пусть груди ее напоят тебя во всякое время; ее любви отдавайся постоянно.

Сравнивается Божественная Мудрость с высокогорными ланями и оленями. Уловить их нелегко (слова Божественной Мудрости), но когда ты их поймаешь — можешь «пить» из них постоянно. То есть в твоей голове будут «рождаться» новые озарения или ты будешь просто вспоминать слова мудрости.

וְלָמָּה תִשְׁגֶּה בְנִי בְזָרָה וּתְחַבֵּק חֵק נָכְרִיָּה

20. И для чего, сын мой, увлекаться тебе посторонней и обнимать лоно чужой?

Здесь речь идет о философиях и знаниях не из Торы. Зачем они тебе, если у тебя есть Божественное Знание?

כִּי נֹכַח עֵינֵי יְדֹוָד דַּרְכֵי אִישׁ וְכָל מַעְגְּלֹתָיו מְפַלֵּס

21. Ибо пред очами Г-спода пути человека, и все стези его Он выверяет.

Когда человек наполняет себя словами Торы — то его решения будут прямы. И даже если он пойдёт окружным путём — то Бог выпрямит его и выведет на прямой путь.

עֲווֹנוֹתָיו יִלְכְּדֻנוֹ אֶת הָרָשָׁע וּבְחַבְלֵי חַטָּאתוֹ יִתָּמֵךְ

22. Нечестивый будет уловлен своими собственными грешными мыслями, и узы греха его держат его.

Вначале у человека возникают грешные мысли. Он хочет нарушить Закон Бога или не выполнить заповеди. Потом он начинает строить мысленные комбинации, чтобы доказать себе, что грех можно сделать. Иногда он доходит до полного отрицания Бога, чтобы разрешить себе грех. Это мыслительная ловушка. А потом он делает грех. И если ему нравится само действие греха — то грех держит его. И он уже не может вернуться. Если же само действие не приносит ему ожидаемого удовольствия — то греховные мысли он сможет преодолеть.

הוּא יָמוּת בְּאֵין מוּסָר וּבְרֹב אִוַּלְתּוֹ יִשְׁגֶּה

23. Он умрет без наставления, и от обилия грешных мыслей своих он заблуждается.

Бог посылает грешнику мусар (страдания- наставления). Чтобы он свернул с плохого пути. Но на иврите грешник пишется как «сомневающийся». Он не хочет понимать, за что ему пришли страдания и чему Бог хочет его научить. Он говорит на всё «сомневаюсь» — может быть, это просто случайность? И поэтому нет шансов его исправить и он умирает.

  • Урок №34, отрывки 19-23:

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com