Поделиться

Многа букаф | Глава Ваелех

В самом конце главы Ваелех Моше отдает распоряжение левитам поместить только что завершенный им свиток Торы в Святая Святых, возле Скрижалей Завета. Мы с вами, конечно, понимаем, что все, что делал Моисей, было по воле Вс-вышнего, но если абстрагироваться от этого знания, это его распоряжение может показаться неким арт-терроризмом, типа Бэнкси; конечно, свиток, созданный Моисеем — это очень ценный артефакт, но какое ему место в этом, самом престижном хранилище во вселенной, в Святая Святых, рядом со Скрижалями? Что делать свитку Торы рядом со Скрижалями, если Скрижали, на которых начертаны Десять речений, прозвучавших на Синае, в принципе включают в себя всю Тору?

Кроме данного соображения, есть и другие аспекты, казалось бы, неуместности помещения свитка Торы в Святая Святых, которые связаны с самой сутью того, чем является это самое священное место в мироздании. Святая Святых была точкой соединения небесного и земного, Б-жественного с материальным, духовного с физическим, абсолютного единения физического с Б-жественным. Скрижали были неким символом этой идеи. Во-первых, в Святая Святых не соблюдались физические, пространственные законы.

Сам Ковчег Завета, будучи физическим предметом, не занимал места в пространстве Святая Святых. Буквы, вычеченные на Скрижалях, не являлись при этом рельефными изображениями — то есть, помимо того, что они были частью самого материала Скрижалей, они не выступали рельефно на их поверхности, а были высечены внутри материала, проходя насквозь от одной стороны к другой. Выходит, что материалом самой формы букв была пустота, что соответствовало идее полного единения с Б-жественностью, полного отсутствия некой собственной самости…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com