Поделиться

Могла ли ослица видеть малаха (ангела) с мечом?

Из содержания нашей недельной главы мы узнаем, что Билам ответил согласием на просьбу Балака проклясть сынов Израиля. Но по дороге к Балаку с Биламом произошла неприятность. Ему встретился малах (в условном переводе — «ангел») Всевышнего с обнаженным мечом в руке.

Билам его — не заметил. Но ослица, на которой он ехал, неадекватно себя повела. Причем — трижды. Ей, конечно, досталось за это. Тоже три раза.

Впрочем, ослица не осталась в долгу. Всевышний совершил с ней чудо, и она — заговорила.

Обретя дар речи, ослица тут же предъявила Биламу претензию: «Что сделала я тебе, — произнесла она, — что ты уже трижды меня бил?» (Бамидбар, гл. 22, ст. 28).

Отметим, что о малахе Всевышнего она не сказала ни слова.

Почему?

Вероятно, потому, что не видела его. Ведь духовные явления такого уровня недоступны ослам. Чтобы увидеть малаха, нужна душа такого уровня, который называется — «нешама». Но нешама может быть только у людей, ее нет у животных.

Тогда почему написано — «И увидела ослица малаха» (Бамидбар, гл. 22, ст. 27)?

Подразумевается, что она увидала нечто страшное, угрожающее и ее жизни и жизни ее седока. Поэтому и не сказано, что Всевышний открыл ей глаза (как открыл их Биламу). Написано только — «открыл ей уста» (Бамидбар, гл. 22, ст. 28).

Комментируя нашу недельную главу, Раши пишет, что Билам был чрезвычайно корыстолюбив. Договариваясь с Балаком, он заломил за свои услуги невиданную цену — «полный дом золота и серебра» (Бамидбар, гл. 22, ст. 18). Мотивируя это тем, что в том случае, если он, Билам, не согласится, Балаку придется нанимать многочисленные войска. И еще не известно, победит он или нет. Билам же был уверен, что одержит победу.

Но откуда такая уверенность?

Билам знал, что обладает злым языком, которым так удобно сыпать проклятия. До сих пор, язык его еще ни разу не подвел.

Открыв уста ослице, Всевышний хотел образумить Билама, объяснить ему, что денег он в этот раз не заработает. Ведь Тот, кто даровал речь бессловесному животному, наверняка сможет затворить уста говорящего или вложить в них то, что Ему угодно.

Таким образом, Творец предостерег Билама, чтобы тот не пользовался колдовскими заговорами и проклятиями, и вообще — попридержал свой злой язык и не проклинал Израиль. Ведь вместо проклятий могут выйти благословения. А на благословениях Билам еще не зарабатывал. Не его это товар.

на основе комментариев Рамбана
(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Симхи Бунема Алтера
(автор труда «Лев Симха», Польша – Израиль, 1898-1992 гг.)

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com