Поделиться

Могучая сила привычки

Первый момент истины.

У меня давно вызревает идея разобрать тему взаимоотношения светского еврея, потенциального кандидата в баль-тшувы с иудаизмом.

Классический иудаизм не уделяет этой теме значительного внимания. Материал рассматривается «изнутри». При этом «внутри» находится два объекта – иудаизм и соблюдающий еврей.

(Конечно, были попытки приблизить иудаизм к еврею, «выпавшему» из системы – например, «Путеводитель заблудших (или растерянных)» Рамбама, но он больше касался иудаизма, и гораздо меньше психологии самого человека).

Начав разбирать тему, вижу насколько материал разбегается сразу в разные стороны – высвечивая массу интересных магистралей и закоулков. Поэтому, пока остановлюсь на небольшой, но капитальной проблеме.

В прошлом тексте – пересказ фрагмента класса рава Грунблатта – о двух мощных барьерах человека, стоящего перед вхождением в новый мир. Два главных фактора:
1. Накопленные привычки.
2. «Прикормленные» страсти.
После опубликования предыдущего текста я увидел, что некоторых читателей несколько покоробило подобное упрощение, ведь оно никак не учитывает всей красоты и глубины материала, знакомство с которым может пробудить в человеке многое. Материал иудаизм пока останется «за бортом», мы же рассматриваем «чистый» материал – человека.

Итак, согласно предыдущей схеме, на первом месте среди препятствий находятся привычки. И поэтому (согласно схеме Грунблатта) самые сопротивляющиеся – люди… преклонных годов, чьи привычки особенно укоренились в их образе жизни. Самые мобильные – молодежь, еще не успевшая обзавестись «возом» привычек.

Мы часто недооцениваем этот фактор. Дело в том, что человек в фокусе внимания редко держит само «тело» привычки. Мы вряд ли сформулируем «навскидку» список основных своих привычек. Но… привычки глубоко встроены в наше мировосприятие.
И обнаруживаем мы их влияние, когда какая-то сила внезапно пытается действовать «против» привычек.
В этот момент в нас пробуждается волна «праведного» возмущения.
Для человека причудливым образом смешиваются привычки, идеалы и ценности.
Все они, работая похожим образом – мотивируют нас встать на их защиту.
Обратите внимание, можно сказать, что человек готов отдать жизнь за идеал.
Но очень часто абсолютно такая же реакция пробуждается в человеке в случае, когда пытаются вторгнуться в его любимую привычку. Причем реакция будет идти из глубин подсознания, и то, что она неосознанна, делает ее еще более влиятельной.

Представьте себе, Вы идете от дома до остановки много лет одной и той же дорогой. И вдруг кто-то предлагает Вам пройтись чуть другим маршрутом. Внутри Вас просыпается почти мистическая волна возмущения (окрашенная разными нюансами в зависимости от характера человека).
Чем старше человек, тем старше его привычки. И тем «страшнее» волна возмущения против тех, кто пытается потревожить их покой.
Некоторые привычки начинают формироваться у людей после того, как они обзаводятся семьей.
Тогда они стараются осесть в конкретном доме (квартире), завести рацион питания, часто – одежды (мода уже не так остро бросает нас из крайности в крайность) и т.д.
Поэтому, у холостой молодежи груз подобных привычек – меньше. Но у них работают привычки, питающиеся страстями (например, «строить глазки» прохожим).

Посмотрим – какие привычки встают «на защиту» человека от вторжения еврейского образа жизни?
Для затравки посмотрим на фрагмент списка.
Дорогие коллеги! Давайте совместно разовьем список.

Еще одна важная деталь. Хотя на женщин «бремя» иудаизма ложится в меньшей степени (нет обязанности регулярно молиться, учиться), но женщины часто особенно агрессивны против вхождения в иудаизм. Почему? Они более консервативны, согласно своей миссии в жизни – компенсировать чрезмерный энтузиазм и гибкость мужчин. Поэтому эта консервативность прямым ходом выражается в борьбе против ломки привычек.

Пока моя жена не включилась в помощь мне в составлении списка, вброшу то, что мне приходит в голову и без ее помощи.

1. Нежелание отказываться от женских брюк и перейти на юбки.
Не мне тут судить о удобстве и привычности, но изначально женские брюки (кроме выкрутасов моды) позиционировались как удобная одежда.
Здесь действительно можно обнаружить много плюсов, особенно если женщина должна карабкаться на деревья, висеть там вверх ногами и т.д.?
Здесь я попытаюсь остановить желание прямо на месте анализировать плюсы и минусы брюк и юбок (оставлю этот вопрос жене). Просто обращу внимание, что иудаизм женщиной воспринимается как атака на право носить брюки. А право носить брюки в подсознании женщины (незаметно) приравнивается к праву на иметь семью, детей и т.д. Т.е. оно защищается с той же самоотверженностью, что и действительно важные ценности.
Кстати, у моей жены была вполне конкретная ситуация. Она в ранней молодости долго мечтала купить модные джинсы (молодежи этого не понять, а те, кто постарше, помнят, что заморские джинсы были пределом мечтаний многих). И вот, как-то она будучи младше, студенткой, заработала на чем-то деньги и купила себе джинсы.
И вот, довольно скоро ее «ударило» всерьез в иудаизм и она поняла, что брюки ей уже «не светят» и повесила их в шкаф. В этот момент я познакомился с ней, и так как джинсы были относительно unisex, то я на недолгое время выручил ее, взяв на себя «обязанность» носить их (дабы добро не пропадало). Потом я перешел на костюмы, но этот эпизод нашей биографии вспомнился сейчас, когда во мне активировали эту тему.

2. Еще одна женская слабость – носить открытую одежду, демонстрирующую женские прелести окружающим.
Интересный вопрос – какова абсолютная ценность этого мероприятия? Если копнуть глубже, то эту тенденцию спровоцировали дизайнеры моды. Они воспользовались инстинктивным стремлением самок привлекать внимание самцов. Да и самцы с удовольствием восприняли этот ритуал из «мира животных». В результате все (дизайнеры, женщины и мужчины) оказались довольны этой идеей, благо она кормится в незамысловатых животно-инстинктивных слоях нашей личности.
Любопытно было бы провести прямолинейный опрос светской публики – как дамы восприняли бы, если бы им предложили отказаться от права «осчастливливать» ближних своими телами? Если правильно составить список ответов, то можно было бы вывести на чистую воду очень любопытное отражение внутреннего мира наших прекрасных дам.
Фокус в том, что в обществе эти механизмы работают завуалированно, и из-за этого гораздо более мощно, чем если бы женщинам сообщили в-открытую, откуда растет этот процесс.

3. Предполагаю (жалко отбивать хлеб у женщин), что желание «строить глазки» проходящим мужчинам – тоже встроено привычкой в большинство женщин. Здесь тоже активируются разные «жизнеутверждающие» гормоны, которые тонизируют нашу публику… Кстати, начался весенний сезон – активация программы «Играй гормон».

4. Ну и требование иудаизма ограничивать семейную интимную близость – тоже вызывает оборонительный «огонь» из всех батарей…
Все… оставляю эту тему жене, а сам слегка коснусь гастрономической темы.

Все мы знаем, насколько бескомпромиссно проходит борьба с русскими евреями за право есть мясной борщ со сметаной (или пельмени со сметаной).
Такое впечатление, что 60 лет назад русский народ сражался (против фашистов) за родину, а потом весь этот «бронепоезд стоит на запасном пути», чтобы снова вступить в бой – с теми, кто лишает человека права есть любимое блюдо.

В этот жанр могут попасть и менее очевидные механизмы.
Так, очень тяжело встроить в процесс принятия пищи благословение.
Ведь много лет мы, беря еду в руку тут же отправляли ее в рот. И это «веками освященное действо» нам предлагают разрушить каким-то странным бормотанием прямо в момент самого интенсивного переживания счастья вбрасывания куска в горло.
«Собака Павлова горько рыдает».
Эту тему стоит развернуть в полноценный «Шулхан Арух».
Пометим лишь еще парочку эксцессов.
Конечно же, во «враги народа» попадает возмутительное требование отказаться в субботу от походов по магазинам, стирок и многих других процессов, которые издавна рассматриваются прогрессивным человечеством в качестве вершины нашей цивилизации. Как же человек своими руками лишит себя этого на целый день. Ведь люди всю неделю тяжело работали, чтобы в субботу с гордо поднятой головой выйти в супермаркет, поехать на машине на море и т.д. И все это предать!!!
Итак, мы вкратце полюбовались на то, как главная триада иудаизма – Шабат, Кашрут и Семейные ценности кромсают «вековые традиции» светского народа.

Подведем предварительный итог.
Привычки – это удобные, но не самые важные механизмы в нашей жизни.
Они часто помогают нам сэкономить усилия тогда, когда мы можем не задумываясь провести часть дня в привычных делах.
Но… т.к. одна из самых мощных программ нашего ецер а-ра – это сила инерции, то весь арсенал привычек зачисляется «на боевое дежурство» — для борьбы с происками «мракобесов-иудаистов», которые пытаются отобрать у нас самое святое.

И так как главное оружие подсознания – манипулировать нами исподтишка, из тени, в обход нашего осознания, то привычки для этого – самое сильнодействующее средство.
Мы ведь не понимаем, кто в нас защищается от свежего ветра, который приходит с еврейской мудростью! И ецер а-ра сверхпрофессионально пользуется нашими же привычками против нашего духовного роста.

Ну и напоследок — что делать?
Если мы сможем локализовать привычку и показать человеку, что его привычка – это не то же самое, что жизненный идеал, за который надо быть готовым отдавать жизнь, то, возможно, со временем человек начнет понимать, что в его жизни более ценное, а что менее.

Но… как говорил рав Салантер, привычки – это основное оружие обороны ецер а-ра, так что как его правильно нейтрализовать — об этом надо думать дальше… и всерьез.

Так что, уважаемые друзья, будьте бдительны!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com