Поделиться

Молитва «Нишмат коль хай» и духовные уровни человека

В молитве «Нишмат коль хай», которую мы читаем по утрам в субботу и праздничные дни, перечислены те, кто будет восхвалять Вс-вышнего и каким образом.

בְּפִי יְשָׁרִים תִּתְרוֹמָם, וּבְשִׂפְתֵי צַדִּיקִים תִּתְבָּרַךְ, וּבִלְשׁוֹן חֲסִידִים תִּתְקַדָּשׁ, וּבְקֶרֶב קְדוֹשִׁים תִּתְהַלָּל.

— бе-пи Йешарим титромам — устами прямодушных превознесут (Тебя);
— у-бе-сифтей Цадиким титбарах — и губы праведников благословят (Тебя);
— у-бе-лашон Хасидим титкадэш — и язык благочестивых освятит (Тебя)
— у-бе-керев Кодшим титhалаль — и нутро святых восхвалит (Тебя).

По некоторым мнениям, здесь перечислены уровни праведников от самого низшего к высшему: прямодушный (яшар), праведник (цадик), благочестивый (хасид — не путайте с современными хасидами) и святой (кадош). Так, например, рав Исраэль Фридман из Ружина считает, что перечисление уровней начинается с низшего — прямодушный, и заканчивается наивысшим — святой: каждый уровень выше предыдущего и духовная работа каждого уровня глубже, чем у предыдущего. Об этом свидетельствуют слова: уста — самая внешняя часть — соответствует уровня прямодушного; губы (по мнению рава Фридмана — это внутренняя часть уст) — уровню праведника; язык — уровню благочестивого, а нутро (под этим словом понимается сердце), как самая скрытая часть — уровню святого. Действительно, кдошим — святые — это отделённые.

То, что самый базовый уровень — это прямодушный, подтверждается словами рава Цви-Йеhуды Кука (сына того самого рава Кука):

כל צדיק, חסיד, גדול, קדוש קודם כל צריך להיות ישר

Всякий праведник, благочестивый, великий, святой, прежде всего должен быть прямодушным.

Однако, это мнение не разделяют РаШБА и МаhаРША. Отсчёт они начинают с праведника и определяют его, как человека, соблюдающего алаху (видимо, понуждающего себя к соблюдению). За ним идёт прямодушный, который соблюдает во Имя Небес и не нужно его понуждать. После — хасид, который выполняет даже больше, чем требует того алаха. Святой — это посвятивший все свои дела служению Вс-вышнего. Из комментариев Ор а-хаим на слова Торы «Потому что Я Г-сподь, Б-г ваш, освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» следует, что уровень кдошим предполагает удаление не только от греха, но и от нечистоты (которая, сама по себе не делает человека грешником) и происходит это на уровне ощущений — человек чувствует нечистую вещь (а тем более, что-то запрещенное), не зная об этом заранее.

Обычно, когда речь заходит о цадиким и хасидим, некоторые пытаются отнести цадиким к стороне Гвуры (как им кажется слово цедек — справедливость, говорит о стороне Суда), а хасидим соотносят с Хесед. Это так лишь отчасти. Хасидим действительно соответствуют сфире Хесед. А вот Гвуре соответствуют кдошим (святые), так как они же — отделённые, а за ограничение и отделение отвечает как раз сфира Гвура. Цадиким — это сфира Йесод, потому что цадик — йесод олам (праведник — основание мира), а яшарим — сфира Тиферет, так как прямодушный (ישר) — это Исраэль — прямой к Б-гу (ישר א-ל), а Исраэль — это другое обозначение сфиры Тиферет. И поэтому, неправильно противопоставлять цадиким и хасидим.

И ещё: первые буквы слов прямодушные, праведники, благочестивые и святые образуют слово Йцхак.

P.S. Прошу не распространять эти тезисы на современные хасидские движения, так как в рассмотренные слова может вкладываться другой смысл.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com