Поделиться

Мудрость способна противостоять смерти

В Мериах Нихоах приводится интересный комментарий на одно место из Талмуда. В трактате Бава Батра (лист 116-А) написано: Толковал рав Пинхас бар Хама: «Всякий, у кого есть больной в доме, пусть пойдёт к мудрецу, который попросит о нём милосердия, как сказано (в книге Мишлей): Гнев царя – Ангел Смерти; но человек мудрый умилостивит его».

Рав Гамлиэль Рабинович так комментирует эти слова. Мудрец — «хахам» (חכם) — это акроним слов — хасид (חסיד), коэн (כהן) и милостивый (מרחם).

Здесь не идёт речь о том, что нужно найти такого уникального человека, который сочетает в себе эти три статуса. Слышно из комментария рава Рабиновича, что можно обратиться к двум-трем людям, один из которых коэн, другой хасид и т.п. Хасид — имеется в виду благочестивый человек, а не член какого-либо хасидского движения. Молитва благочествивого человека имеет особую силу, о чем мы находим в трактате Таанит (лист 8-А), когда есть необходимость молиться о дожде во время засухи: пусть пойдёт к хасиду, который в его поколении и умножит он молитву. Коэн, на которого указывает буква Хаф в слове «мудрец» (хахам) — речь идёт о том, что нужно попросить коэна, чтобы он делал кавану на исцеление больного во время Биркат коаним и от этого будет больному большая польза. Ну и милостивый к созданиям легко получает ответ с просьбой о милосердии.

Талмуд говорит такую вещь, что мудрец противостоит Ангелу Смерти. Когда я обдумывал это место, то решил посчитать гиматрию слова «мудрец» (חכם) — она равна 68, как гиматрия слова «жизнь» (חיים). Действительно, жизнь противостоит смерти. И ещё мне почему-то вспомнилась песня из пасхальной агады о козлёнке: там если считать от козлёнка и до Святого, Благословен Он, мы встречаем 10 персонажей. Практически всегда десять объектов (или субьектов) просятся соотнести их с десятью сфирот, и если козлёнок пусть будет Малхут, а Вс-вышний — Кетер, то Ангел Смерти соответствует сфире Хохма (Мудрости). Это удивительно, но оказывается смерти противостоит не только жизнь, но и мудрость. Это можно доказать не только из песни о козлёнке, но и многими другими словами о мудрости из святых книг. Вспомните хотя бы, что мы говорим перед и после чтения Торы, которая названа Мудростью: перед чтением говорим: «А вы, прилепившиеся к АШему — Б-гу вашему, — живы все сегодня», а после говорим (или поём): «Древо Жизни — она (Тора) для всех держащихся её».

РаМХаЛь в Хидушей Агадот, в комментарии на указанные слова р. Пинхаса бар Хамы, говорит, что мудрость стоит даже выше Ангела Смерти: велика сила ангела, но мудрость сильнее. И далее он говорит не о мудреце, а о талмид хахаме (ученике мудреца). Я подумал, неужели и у ученика мудреца есть некая сила противостоять Ангелу Смерти. Очевидно, что да. Гиматрия слова «ученик» (תלמיד) — равна 484. Ахдут а-Оламот, разбирая возможные значения числа 484, говорит, что 484 — это «знак жизни» (תיו חיים). Это хорошо согласуется с тем, как соотносится основное и производное.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com