Поделиться

Мы должны прощать других перед Йом Кипуром

Шалом, друзья! В Шулхан Арухе, в законах Десяти дней раскаяния, есть очень интересное утверждение. Рама пишет, что хотя это большая мицва, когда приходят перед человеком, чтобы попросить прощения за все, что сделали — простить его, ведь человек не должен быть жестоким и не прощать того, кто просит прощения. Однако, если обидчик испортил человеку репутацию, рассказал о нем какие-то гадости, которые его публично опозорили, и это имело настолько плохие последствия, что эти слова его в каком-то смысле «убили», то, согласно Рама, человек не обязан прощать обидчика.

Комментаторы пишут, что источник этого закона — Иерусалимский Талмуд. Я хочу вам привести этот отрывок, потому что очень важно знать это, чтобы быть осторожным в том, чтобы не говорить плохое о других. Это взято из трактата Бава Кама (8-й перек). Там мишна говорит, что даже когда человек расплатился за ущерб, который он нанес, недостаточно просто расплатиться — нужно еще попросить прощения. Икрусалимский Талмуд говорит так:

Когда человек сделал что-то плохое другому, пусть попросит у него прощения, и если тот не хочет его прощать — пусть он придет с множеством людей (если оскорбление было публичным, то при публичной просьбе о прощении будет больше шанс получить последнее), и далее говорится: Сказал раби Йоси, что это все относится к случаю, если обидчик не сделал моци шем ра (дословно «плохое имя») тому, кого обидел. Это не совсем то же, что и лашон ара. Запрет лашон ара подразумевает, что нельзя говорить плохое о других, даже если это абсолютная правда. Но здесь, судя по всему, речь идет о том, что он еще и вранье сказал — либо неправильно интерпретировал что-то из того, что видел, как это часто бывает и подумал, что этот человек — грешник. И говорится именно о такой ситуации, где имеет место моци шем ра, что его никогда не прощают.

Комментаторы на это приводят то, что теперь очень трудно распространить информацию о том, что то, что сказано, было неправдой. Если репутация уже испорчена, очень трудно ее исправить. Вдруг человек, который услышал то, что было уже сказано, не услышит, что тот, кто это рассказывает, раскаивается и признает, что это была неправда. А ведь бывает, что и на целый народ наносят моци шем ра. Достаточно вспомнить ситуации между Израилем и Газой…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com