Поделиться

Начало Торы – постановка задачи

Тора — еврейская книга, но собственно еврейская история начинается с третьей главы: «Лех леха» — в которой появляется первый еврей — Авраам.

Первые две главы «Берешит» и «Ноах» — описывают доеврейскую часть истории.
В чем суть разделения?
Проблемы, которые разбирает Тора – общечеловеческие — описаны в этих первых главах, а настоящие решения этих проблем — мы можем найти именно в еврейской мудрости.
Сейчас мы выделим главные идеи первых двух глав и нам станут понятны проблемы человека и цивилизации.

В главе «Берешит» разбираются 2 конфликта, которые являются корнем всех проблем.
Это конфликт Адама и Хавы вокруг плода, где двумя силами, стоящими за плодом являются Б-г и змей.
И это конфликт Каина с Авелем, в результате которого, Каин убивает брата.
Мы вернемся к этим конфликтам, а теперь посмотрим два главных сюжета главы «Ноах».
Увидев человека в действии (см. два конфликта), Б-г решил показать нам что в конце концов получится с человечеством, которое показало себя в этих конфликтах.

Результат красноречивый — человечество настолько испортилось, что уже не подлежало ремонту, а только уничтожению.
После потопа Б-г пообещал Ноаху, что откорректирует сценарий, чтобы не доводить человечество «до ручки».
И человечеству были «выданы» власти в лице царя Нимрода.
Как говорится в Талмуде «Если бы не было властей, люди бы съели друг друга живьем».
Но возникла вторая проблема — когда на все человечество есть только один царь, у него возникает естественное и неограниченное желание конкурировать с самим Б-гом — один царь внизу против одного Царя наверху.
И Нимрод объединяет все человечество на постройку Вавилонской башни, чтобы воевать с Б-гом.
Т.е. власть ограничила разгул отдельной личности, но сама пожелала «разгуляться».
Глядя на это развитие событий, Б-г ввел в действие еще одно гениальное нововведение — «антимонополию». Он рассеял народы, создав вместо одного большого — много мелких царств.
В результате — каждый мелкий царек наводил порядок среди своих подданных, а сами царьки стали постоянно выяснять отношения между собой. Благодаря этому политические проблемы опустились до «мелкого» междуусобного уровня и проблема «большого царя внизу» решилась.
Система вошла в некоторое «грубое» равновесие.

Но главные проблемы остались.
Ни отдельный человек, ни общество не получили инструментов для исправления и развития.
Просто цари сдерживали подданных, и воевали друг с другом, ограничивая этим амбиции соседей. Внутренний мир человека не поменялся.
И только с появлением Авраама Б-г начал главный сценарий — внедрение технологии настоящего исправления и развития, которая содержится в Торе.

А мы вернемся к двум конфликтам главы «Берешит».
Светский человек обычно разделяет мир религии (общение с Б-гом) и мир обыденной жизни.
Тора сознательно поставила рядом две истории.
История Адама с плодом — классическое описание религиозного опыта.
Б-г хочет от человека одного, змей (наше ецер а-ра =животное начало) хочет противоположного.
Чтобы вывести конфликт наружу, нужно «яблоко раздора» — объект, вокруг которого «сходятся» две силы — Б-г и Змей. В жизни таким «плодом» является заповедь — благодаря заповеди мы можем проследить, как змей вытесняет Б-га из нашей картины мира и мы поймем, что наша задача — вернуть Б-га в свой мир, потеснив змея.

Конфликт Каина с братом — классическое описание жизненной конфликтной ситуации.
Человек сталкивается с конкуренцией. И самым простой (и дешевый) способ решить проблему — убрать конкурента. Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы.
Итак, история Каина — иллюстрация самого грубого способа решать житейские конфликты.
А как найти лучший способ?
Внешнее решение — поставить власть с «дубинкой», но человека это не изменит, только ограничит.
Ответ — совместить две истории. Оказывается Каином управлял тот самый Змей, который вытеснил Б-га из внутреннего мира человека.

И здесь — главный ответ.
Заповеди являются самым эффективным средством разобраться в себе, «укротить» змея и ввести Б-га вовнутрь нашего мира. Освоив еврейские технологии, которые были даны Аврааму и его потомкам — то есть нам, мы сможем решить проблему и своего внутреннего мира, и отношений с близкими, и создания правильного общества. Как? Об этом в следующих материалах.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com