Поделиться

Не подмажешь, не поедешь!.. | Урок из главы Шофтим

О коррупции только пьяный не плачется. Медведев ей войну объявил – а публика сумлевается: в опросах 82% за то, что ничего у президента не выйдет. Это вам не Грузию “замочить”! Ципочка в премьеры метит, а единственный стоящий аргумент: во взятках не замешана… Что скажет о взяточничестве Тора? Конкретнее, рассмотрим запрет на подкуп судей.

“Не искривляй суда, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрецов и искажает слова праведных. К справедливости, к справедливости стремись, чтобы жил ты и унаследовал землю, которую Г-сподь Б-г твой даёт тебе.” Удивительным образом мы пересеклись с пасуком, повествующим о Высшем Суде: “Обрежьте скверну сердец ваших и не упрямьтесь больше, поскольку Г-сподь… не лицеприятствует и не берёт мзды”.

Ну и как вы себе представляете мистера, дающего Создателю «аргумент в конверте»?!

Говорят мудрецы, что на трёх столпах стоит вселенная: на правде, на мире и на справедливом суде. Отсюда видно, что честный судья становится соучастником Всевышнего в деле созидания мира! Подтверждает это и гематрия. Последние буквы слов “бара элоким леасот”, “сотворил Б-г (мир) для деяний” составляют “эмет”, правда.

Согласно Раши, запрет искривления суда относится и к судье, и к судящимся (которые не должны лгать или утаивать важную информацию). А повеление “не лицеприятствовать” в самую первую очередь означает, что при выяснении обстоятельств дела судья обязан проявить абсолютную беспристрастность. Нельзя, например, заставлять одного из тяжущихся сидеть, а другого стоять, нельзя говорить с одним ласковее, чем с другим.

Но есть мнение, что оба запрета касаются вынесения окончательного решения. Первый подразумевает случай, когда судья и сам понимает, что отступил от истины. Второй напоминает, чтобы он не пытался “сделать лучше, чем правда”. Например, не вынес решения в пользу бедняка или вдовы, желая облегчить их участь. Дело суда – справедливость.

А «гнаться» за ней полагается и судье, и истцу, и ответчику. Одно из значений повтора “к справедливости, к справедливости стремись” (бувально “гонись”) в том, что человек должен искать для себя суд беспристрастный и мудрый. Думай не только о выигрыше дела, но и об установлении истины. Не волнуйся — то, что тебе не положено, Всевышний найдёт способ забрать. Да ещё и накажет за попытку подкопать одну из опор мироздания.

Ещё — повтор «к справедливости» подразумевает необходимость для судьи разбираться и в мудрости Торы, и в мирской реальности. Использовать для праведных целей только праведные средства. Стремиться к согласию между сторонами и лишь если это невозможно – судить объективно. Знать, что в деле участвует Высший Суд, именуемый “цедек”, “справедливость”, и суд земной должен быть подобен ему

Но обратимся собственно к запрету взяточничества. “Не бери мзду” – даже чтоб судить справедливо (насчёт неправедного суда Тора уже высказывалась, а она зря слова не бросает). Взятка на иврите “шохад”, что расшифровывается как “ше хад”, “воедино”. Давший и взявший становятся как бы одним. И принявший мзду судья, даже желая быть беспристрастным, неосознанно склонится в пользу того, с кем “породнился”.

Талмуд в трактате Ктубот приводит множество историй, когда величайшие люди отказывались от участия в делах, где был малейший намёк на мзду. Одному мудрецу арендатор принёс арендную плату на день раньше обычного, поскольку он шёл на суд и заодно захватил её в город. “Ты сделал меня непригодным для твоего суда!” – воскликнул раввин. С другим вежливо поздоровались утром – тот же эффект. Ведь в сердце закралась симпатия…

Талмуд огорчается: «после разрушения Храма предвзятость на каждом». Очень трудно человеку отстраниться от своих интересов и привычных представлений. Но наша проблема много глубже и таинственней. “Шохад” (взятка) – это и аббревиатура выражения “ше ло хадаш давар”, “что нет нового”. Взяточник как бы утверждает “вечность” мира и отвергает факт Б-жественного Творения. Он словно говорит: «мир движется и возник сам по себе, нет над ним справедливого судьи и надо просто суметь ловко на этой земле устроиться». Фактически, взяточник отвергает духовную основу мира.

А потому сам запрет взятки относится, как ни странно это звучит, не к области “мишпатим”, понятных социальных установлений,- но к “хуким”, законам, трудно уловимым для человеческого разума. Их называют: “приказы Великого Царя”.

Хазон Иш, духовный лидер еврейства Торы Израиля после 2-й Мировой, так это объясняет. Закон запрещает мзду именно в период судебного разбирательства. Дарить подарки, оказывать друг другу знаки внимания и благодарности в прочих ситуациях – никаких проблем! А если завтра тебе придётся его судить?! Ты уверен в объективности?

Однако ведь человек в некоторых случаях может даже свидетельствовать перед судьёй о себе самом,- где он наверняка необъективен! Например, отделены ли от его урожая доли левитов, коэнов и бедных? А судье в принципе разрешено судить и друга, и врага. Мы уверены, что с помощью Истинного Судьи еврей преодолеет предвзятость и не подозреваем его в стремлении исказить правосудие. Почему же с «улыбкой в конверте» дело настолько строже?

Традиция сообщает, что Всевышний изначально сотворил естественную симпатию и антипатию — родных, друзей, соотечественников. А также установил особую форму духовной нечистоты, связанную со взяткой. Мы ведь знаем, что Он – «Б-г ревнивый»… Вот Он и защищает своё право Верховного Судьи. Требует, чтобы весь суд в мире творился по Его законам. По справедливости. По совести.

И оттого взятка искажает зрение и усыпляет разум причастного к мздоимству намного больше, чем простая предвзятость. Это – наказание. И не только людям, замешанным в грехе непосредственно. Мудрецы образно говорят, что, увидев взятку, Творец тут же пересаживается с Трона милости на Трон суда и взыскивает с нас за усиливающиеся грабёж, наглость и недоверие между людьми…

Урок: отдаляйся как можешь от места или системы, осквернённых мздоимством. Будь уверен,цинизма и бесчеловечности в них куда больше, чем просто от искажённого судопроизводства…

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com