Поделиться

«…небо и землю»

Последовательность миров

Далее (второй день творения) сказано:

«И сказал Б-г: «Да будет свод посреди вод, и будет он отделять воды от вод!». И создал Б-г свод и отделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом. И было так. И назвал Б-г свод небесами». (1-7,8)

Здесь не понятно, что такое свод (небосвод) и почему назван небом, когда небо уже было сотворено в первый день, а также какие воды были разделены?

Мальбим приводит, что смысл слова свод (ракиа) означает «покрытие» или «прослойка».

Как всякое слово на святом языке, «небо» и «земля» имеют несколько смыслов на разных уровнях понимания.

1. Простой смысл неба означает атмосферу – место где находятся облака. Земля это место где человек ходит, которую обрабатывает и которой питается.

2. Более глубокий смысл неба – место, где находятся солнце, луна и звёзды. Земля означает земной шар, где обитают люди.

3. И ещё более глубоким смыслом неба является духовный мир. С этой точки зрения земля — это вся вселенная (вся материальная действительность), а небо – вся духовная действительность. С этой точки зрения то, что Б-г сотворил небо и землю, означает духовный и материальный миры.

Не случайно эти, на первый взгляд, разные понятия обозначаются на святом языке одним словом. Во всех них есть одна общая на всех уровнях идея. В первых двух смыслах небо влияет, а земля получает. Облака приносят дождь, что является причиной изобилия на земле. Светила ответственны за день и ночь и времена года, а также через них происходит влияние на судьбы людей и народов (астрологическое влияние).

Подобным образом духовный мир (небо в третьем смысле) оказывает влияние на материальный мир (земля в третьем смысле), и является источником его изобилия.

Кроме этого, небо находится вверху, а земля – внизу. Поэтому духовный мир называется высшим миром и находится «вверху», материальный мир называется низшим миром и находится «внизу». Когда понятия «вверху» и «внизу» имеют не физический смысл, который не применим к духовному миру, а имеют логический смысл – «влияющий» и «принимающий влияние». Как небо и земля – небо влияет, а земля принимает.

Ещё говорят еврейские мудрецы, что структура духовной действительности очень сложна и является не одним миром, а множеством духовных миров, «расположенных» в строгой иерархии. То есть, Всевышний создал последовательность миров «сверху вниз», когда каждый из них получает влияние от предыдущего и влияет на последующий, то есть является землёй для одного и небом для другого. Причём понятие «влиять» имеется в виду в его максимальной форме – «вызывать». То есть, само возникновение одного из миров было вызвано миром «выше» него и он сам, в свою очередь, является причиной для возникновения и действительности мира «ниже».

Каждый предыдущий мир является более духовным, чем последующий, поскольку он является причиной его возникновения. Причём разница между ними очень велика, как разница между небом и землёй. То есть, когда мы находимся в мире природы – в самом «низу» этой пирамиды, небом для нас является духовный мир, который непосредственно вызывает наш мир. Но мы настолько далеки от него, что не имеем о нём никакого представления и полностью лишены какой-либо возможности «взглянуть» внутрь него, и даже не имеем права рисовать в своём воображении какую-либо модель категорий руководимых им. Но и тот мир отличается от предшествующего ему в той же мере, поскольку относительно его является землёй, а тот для него небом. Получается, относительно нас это небо над небом. И так далее много много раз.

Тора говорит вначале, что мир был создан как «небо и земля» на каждом уровне, а потом говорит о том, что на каждом уровне есть разделение между миром «выше» и миром «ниже» настолько, что миру «ниже» не дано постигнуть мир «выше». Это разделение или граница между двумя мирами называется свод (ракиа). И назван был небом поскольку далёк от него как «небо».

Два вида вод

«И создал Б-г свод и отделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом».

Простой смысл: вода под сводом — это реки и моря, а вода над сводом – пары воды в атмосфере, которые преобразуются в облака и впоследствии выпадают на землю в виде дождей. Дожди орошают землю и тем самым дают ей жизнь. Поэтому в каждой молитве мы упоминаем дожди во втором благословении, а зимой, что это время для дождей в Израиле, просим от Всевышнего дождь в девятом благословении. Однако мы знаем, что дожди — это результат естественных процессов в природе (круговорот воды в природе), а также в других странах дожди необходимы в иное время, или же там есть наземные источники воды. Так почему мы связываем своё благополучие именно с дождями земли Израиля?

Обычное объяснение этому, что дожди в Израиле могут упасть не тогда когда надо и не в том месте где надо, в результате чего они будут проклятием, а не благословением. Поэтому мы молимся чтобы дожди пришли вовремя и в нужном месте.

Кроме этого, дожди вовремя — это всего лишь знак изобилия, которое посылает Всевышний людям – внешнее (видимое) проявление доброго влияния с небес. Вместе с ними Творец посылает изобилие и благополучие во всём, что необходимо человеку – мир, здоровье и процветание экономики, и не только в Израиле. В молитве о дождях мы имеем ввиду также всё остальное благополучие людей.

Малбим объясняет, что на святом языке есть два слова, обозначающие дождь — «гешем» и «матар». Непонятно, почему во втором благословении мы говорим «гешем», а в девятом «матар». Как мы знаем, на святом языке нет синонимов и разные слова имеют разный смысл. Два этих слова показывают на два разных вида дождей. «Гешем» происходит от слова «гашмиют», что означает «материальность», а слово «матар» показывает на то, что находится над человеком (например, зонт переводится как «метрия» а не «гешмия», поскольку находится над человеком).

В действительности, «гешем» показывает на дождь естественный – результат круговорота воды в природе, и сам по себе не приносит никакого изобилия и благословения в мир, поскольку, как было сказано, влияние на материальный мир приходит из духовного. Зато «матар» — это тот самый дождь, который и приносит изобилие в этот мир, и приходит он с «неба» в духовном понимании этого слова.

Небосвод, о котором говорит Тора, разделил между водой, которая под ним ,то есть «гешем», результат круговорота в природе, и другие источники воды на земле, и между водой которая над ним – «матар» – вода с небес, которая и несёт изобилие и благословение Всевышнего. Может быть, во время дождя в Израиле выпадает несколько капель «матар», что достаточно для существования и процветания всего мира. О нём мы и молимся, где бы не находились. Во втором благословении молитвы мы лишь упоминаем дожди, поэтому применяется слово «гешем», но в девятом благословении, где человек просит общего благополучия, мы просим «матар».

Влияние «сверху вниз» и «снизу вверх»

В продолжении, после рассказа о семи днях сотворения, сказано ещё раз о происхождении мира:

«Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Г-сподом Б-гом земли и неба» (2-4).

Только не понятно, почему поменялся порядок – «земли и неба» а не «неба и земли»?

«Небо» показывает на духовный мир, «земля» – на материальный мир. Всё, что происходит в природе, вызывается причинами, которые находятся в духовном мире. То есть, духовный мир — причина для возникновения и существования мира материального. Так было установлено при сотворении, что влияние всегда происходит «сверху вниз» – от «неба» к «земле». И это справедливо для всех уровней духовной действительности – предыдущий мир воздействует на последующий. Всякое влияние происходит от Всевышнего и вначале влияет на самую высшую духовную действительность, а от неё переходит на миры «ниже», как было сказано, от «неба» к «земле», и так проходит много этапов, пока в конце концов попадает в наш самый «низший» мир. Всё. что происходит в мире по законам природы, также осуществляется подобным образом.

Однако, кроме этого, Всевышний установил возможность также для влияния «снизу вверх». И это поступки человека в результате его свободы выбора. Молитвы, изучение Торы и выполнение мицвот могут оказывать влияние на духовные миры, которые находятся «выше» нашего мира. Такое влияние называется «снизу вверх».

Поэтому, вначале, когда Тора рассказывает о происхождении мира в общем, и основное влияние проходит «сверху вниз», приводится порядок «небо и земля», но впоследствии Тора приводит подробный рассказ о происхождении и деятельности первого человека, Адама, и здесь приводится порядок «земля небо», сказать нам, что с возникновением человека есть также влияние «снизу вверх».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com