Поделиться

Недельная Глава: Беар — часть 2

Дорогие Друзья, на этой неделе мы удостоены читать главу Бехар. В начале главы говорится об очень важном правиле жизни, данном нам в Заповедях на горе Синай. Речь идет о Мицве Шмита. Нам заповедано воздерживаться от работ по возделыванию земли один год каждые семь лет. Так, в течение года Шмита не производят никаких земледельческих работ (не сажают, не прививают, не подрезают деревьев, не собирают урожай и т.д. ) — этот год можно назвать просто годом отдыха для земли. Соблюдение этой Мицвы показывает, что мы всецело полагаемся и рассчитываем только на Всевышнего (во всем, включая наши самые «земные» дела), демонстрирует нашу полнейшую веру в Того, Кто контролирует весь мир. Соответствующее соблюдение этой Мицвы привлекает благословение в делах и всяческое изобилие в плодах наших трудов. Также в этой недельной главе говорится о том, что нам заповедана Мицва давать в долг деньги нуждающемуся товарищу, и о том , что запрещено брать проценты с долга, данного ближнему — Еврею. В Ваикра 25/36 Тора говорит: не давай ему в рост, и «Твой Брат будет жить с тобой».

Талмуд (Бава-Меция, 71) говорит, что тот, кто дает деньги в рост ближнему — Еврею, приравнивается к тому, кто скрепляет своей подписью документ, утверждающий, что он не верит в Б-га Израиля (см. Хазон Иш). Возникает вопрос, почему Тора выбирает именно такие слова — «И твой Брат будет жить с тобой»,- говоря об этой Мицве?

Я хотел бы поделиться замечательным пояснением такого выбора слов. Когда кто-то берет деньги в долг, и он знает, что нужно будет выплатить кредитору больше, чем он взял, — он с тяжелыми мыслями встречает каждый новый день, приближающий момент выплаты,- когда ему надо будет отдать дополнительную сумму своих денег, сверх взятых в долг. Дни идут для него все более тягостно и неприятно, но ему не хотелось бы и ускорить этот тяжелый ход времени — по истечении его ему нужно будет отдать проценты кредитору… Однако, для кредитора ситуация прямо противоположна — тот с нетерпением ожидает, когда же можно будет получить деньги с процентами, и по мере приближения момента выплаты, его время летит все более и более приятно. Каждый новый день приближает вожделенный момент, но ему хотелось бы еще подогнать бег времени… Возможно, это имеет в виду Тора, говоря «Вхей Охихо Имох»- «твой брат будет жить с тобой». То есть, страницы в его календаре не будут переворачиваться тяжелее и медленнее, чем в твоем.

Пусть мы удостоимся обладать истинной верой в Всевышнего и всегда поступать с добротой по отношению друг к другу.

Глава Бехар начинается с мицвы Шмита. Каждый, у кого есть поле, обязан давать полю роздых каждые семь лет, не сажать и не делать никаких полевых работ, поле должно быть открытым для доступа всех, кто хочет взять фрукты, злаковые или овощи сколько угодно. Всевышний обещает благословить поля, которые «держат» шмиту, и, конечно, видно в течение лет, что урожай у тех, кто соблюдает Шмиту благословляется как в шестой год, так и в восьмой год. Наш год (5775) это год Шмиты. Эта Мицва может быть исполнена только в Израиле. Ей есть несколько объяснений.

Кли Йокор объясняет, что причина Шмиты в том, чтоб человек помнил, откуда приходит благословение. Все наши усилия бесполезны, если Всевышний не дает свое благословение. Тем, что человек оставляет своё поле на целый год, он заявляет, декларирует, что только Всевышний его «поставщик».

Комментарий Црор Хамор даёт другое объяснение. В этом мире есть богатые люди и бедные люди, и мир может продолжать существовать, только если богатые будут обеспечивать бедных. Как написано в псалмах (техелим 89/2) «олом хесед йибоне» — «мир построен добротой». Бедный человек постоянно живёт в страхе и беспокойстве, надеясь и молясь Всемышнему о помощи. С другой стороны, богатый человек всегда уверен и ничего не боится, и не чувствует боли бедного человека. Поэтому Тора требует, чтоб богатый человек отказался от своего поля на год, чтобы он узнал как живётся «в ботинках бедняка» и почувствовал, что это значит — не знать где ты найдёшь завтра пропитание.

Пдобную историю рассказывал Лодзер Ров, Рав Элия Хаим Меизель, он собирал средства, чтоб обеспечить бедняков дровами для обогрева. Была очень холодная зима и многие бедные люди не имели возможности купить дрова. Рав Меизель собирал деньги, чтоб помочь беднякам. Одной холодной ночью он пришёл к дому богатого человека, постучал в дверь, и богач сразу же пошёл к двери в лёгкой домашней одежде, посмотреть — кто стучится так поздно ночью.

Ров стал с ним говорить у открытой двери, и довольно долго. Богач предложил Рову войти в дом. «Да,да, конечно…» — ответил Ров, и продолжал что-то рассказывать, чтоя у двери. Богач сказал Рову, что вообще-то довольно холодно, и может быть Ров может войти и в доме рассказать, чем я заслужил честь этого визита. Тода Ров вошёл в дом и сказал: «Вот видите, вам было некомфортно и неприятно стоять у двери, потому что холодно, а многие люди в нашем городе живут так двадцать четыре часа в сутки. Можете ли вы помочь?» Человек сразу же сделал щедрое пожертвование.

В главе Бехукосай Тора излагает Брохос (благословения), обещанные тем, кто соблюдает Тору и, упаси Всевышний, наказания тем, кто Торе не следует. Талмуд учит нас, что эта глава всегда читается перед Швуосом, чтоб укрепить нашу приверженность к Торе…

Давайте приготовимся правильным образом к великому Йом Тову, который приближается.

Гут Шаббос,
Рабби Йицхок Волпин

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com