Поделиться

Недельная Глава: Дварим. Часть 5. Скорбя по Храму, заслуживаем получить его

Параллельно Моше обличает еврейский народ за те случаи недостойного поведения, которые были у него, народа, в течение перехода через пустыню, начавшегося в Египте сорока годами ранее. Раши говорит, что в первом пасуке книги Деворим, писание в закодированном виде упоминает некоторые проступки еврейского народа, которые они совершили в пустыне. Наши мудрецы учат нас, что даже в тот момент, когда Моше должен был упрекнуть народ, он был чрезвычайно осторожен, чтобы не оскорбить или не смутить Клал Исроэль (Общину Исроэля). Много великих Мудрецов выделяли часть дня на изучение мусара (еврейской этики) или хасидута… Реб Буним из Паршича с этой целью ежедневно изучал книгу Дворим, поскольку она является руководством по этике и ират шамаим (страхом перед небесами) более, чем остальные книги Торы.

Интересно, что в Шаббат накануне тиша беав (девятого Ава), мы всегда читаем парашат (главу) Дворим. Мы знаем — Второй Храм (Бейс Амикдош) был разрушен из-за того, что люди перестали уважать друг друга. А книга Дворим начинается с того, что показывает нам особое отношение Моше-рабейну к «кводон шель Исроэль» (уважению сынов Исроэля, евреев).

Есть история, рассказанная о Наполеоне. Однажды, 9-го Ава, он проходил мимо шула (синагога в местечке) и услышал доносящийся оттуда горький плач. Император послал одного из своих офицеров выяснить, что случилось. Некоторое время спустя он вернулся и доложил: «Евреи плачут, потому что разрушили их Святой Храм в Иерусалиме!». Наполеон был шокирован, – ведь он ничего об этом не слышал! Никаких донесений, никаких слухов, никаких газетных сообщений! Пришлось офицеру вернуться и разузнать подробности произошедшего. Оказалось, инцидент имел место 1700 лет назад! Наполеон в трепете поднял глаза кверху и сказал: «Нация, которая так невероятно долго оплакивает свой Храм, вне всякого сомнения, получит его обратно».

Талмуд учит нас: кол hамисабель аль Йерушалаим, каждый, кто оплакивает Йерушалаим, зойхе верое бинехемосо – он заслуживает и видит утешение. Талмуд не сказал «он заслужит увидеть (изке лирос)», но заслуживает и видит (зойхе вероэ). Возможно, наша скорбь сама по себе уже является утешением (нехомо). Ибо мы знаем, что до тех пор, пока мы тоскуем по Бейс Амикдашу, мы удостоимся получить его обратно.

Может быть, мы заслужим улучшить наше отношение к окружающим, и это принесет нам окончательное избавление вскорости, в наши дни.

Гут Шаббос,
Рабби Йицхок Волпин

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com