Поделиться

Недельная Глава: Дварим. Часть 6. Упрекая, не унижай

Книга Деворим включает повторение многих мицвос, а также много новых мицвос, которые появляются в Мишне Тора впервые. Моше также упрекает Калал Исроел за все их проступки во время движения в Эрец Исроель. Есть много уроков, которые мы можем выучить из того, как именно, каким способом Моше доносит слова упрёка до Еврейского народа.

В первом стихе Деворим перечисляется много мест: Мидбор, Арово, Хатцеирос, Ди Зохов и другие. Все эти места не называются здесь своими настоящими названиями, но приведённые названия намекают на различные грехи, которые Евреи совершили в течение сорока лет, пока Моше был руководителем. Моше сейчас расстаётся с Евреями, хочет наставить их на прямую дорогу к будущему, и, тем не менее, он очень осторожен, чтобы не злословить их громко, во всеуслышание. В таком же тоне, это мы находим позже в главе (Дворим 1/13), Моше говорит: «возьмите себе мужей мудрых и проницательных и известных коленам вашим, и я поставлю их во главе вас.» В то самое время, когда он упрекает их, он показывает, что среди них умные люди, и мудрые, и понимающие…

Шело А-Кодош, объясняя этот стих, приводит поговорку, которая говорит: не упрекай глупца, ведь он, возможно, возненавидит тебя, но упрекай мудрого, и он наверняка полюбит тебя. Этот стих имеет и гораздо более глубокий смысл. Когда кто-то должен упрекнуть другого, то не нужно унижать человека, его личность, а, наоборот, нужно сказать, что такое поведение не подходит такому мудрому и важному человеку, как тот. Стих говорит нам — не упрекать глупца, то есть, когда упрекаешь, не говори человеку, что он/она глупы и недалёки, это только приведёт к ненависти к тебе. Наоборот, упрекай мудрого, то есть, упрекая, искренне считай человека мудрым и показывай ему это, и он полюбит тебя. Несмотря на то что Моше был должен упрекать Клал Исроель, он в то же время был осторожен, чтобы никого не унизить и не смутить, а напротив, выявить, вызвать к жизни их самые лучшие качества.

Хасидские авторитеты пишут, что Шаббосос в период беэйн А-Мцорим (между 17-го Таммуза и 9-го Ава) являются самыми «мощными» в году. Притча, которую приводят, говорит, что когда кто-то зажигает свечу в освещённой комнате, то это даже не особо заметно, но когда кто-то зажигает свечу в очень тёмной комнате, она производит огромный эффект. Также и Шаббосос в эти три недели, когда мы находимся в «тёмных днях», днях траура, Шаббос намного больше возвышает и делает нас намного ближе к Творцу.

Пусть мы удостоимся увидеть эти дни «перевёрнутыми» к добру, ставшими днями праздника и радости, с окончательным избавлением в скором времени в наши дни.

Надеясь на утешение Иерусалима,

Гут Шаббос,
Рабби Йицхок Волпин

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com