Поделиться

Недельная Глава: Экев. Чтобы познать истину, уйди от упрямства

Моше, умоляя помиловать евреев, однажды сослался, что они упрямый народ. Соглашаются трудно, но уж примут Твой Закон – не своротишь! В целом же Тора относится к сему небесполезному свойству крайне неодобрительно. В главе ЭКЕВ “тугой затылок” (синоним упрямства) упомянут дважды, и ещё по разу просто “неподатливость”, “твёрдость”. “Знай же, что не за праведность твою Г-сподь Б-г твой даёт тебе эту хорошую землю во владение, ведь ты народ твердозатылочный”. “И сказал мне Г-сподь, говоря: видел Я народ этот, и вот, народ он твердозатылочный ”. “Вспомни рабов своих, Авраама, Ицхака и Якова, и не обращайся к неподатливости этого народа, и к нечестию его, и к его грехам”. Что за качество может быть противопоставлено упрямству? Мягкость, сговорчивость, открытое сознание? Нет.

  • Вот что говорит Сфорно: “Справедливость и прямота сердца несовместимы с упрямством. “Жёсткий затылок” означает, что человек идёт по настроениям сердца и за мыслями своими. И даже если праведный учитель докажет со всей убедительностью, что мысль его нехороша и ведёт к потерям, не прислушается к нему, словно бы твёрд его затылок и жилы из железа, и не способен он повернуть голову (к говорящему). Но пойдёт и дальше по настроению сердца”. Есть комментарий, что “твёрдый затылок” означает необузданность, хомут на него не надеть, сбросит. По сути, это о том же.
  • Удивительную связь обнаружил в третьем из приведённых пасуков Коль Элиягу. Третьи буквы имён праотцов дают аббревиатуру трёх названных проблем (упрямство, нечестие, грехи). И в заслугу праотцов они нам прощены! Причём упрямство прощено в заслугу Якова, символизирующего правду и гармонию.
  • Сифтей коэн говорит: гематрия слов “к неподатливости” (упрямству) равна гематрии слова “правда”. Иначе говоря, Моше призывает Создателя: посмотри на нашего предка, человека правды, образ которого высечен под престолом Твоей Славы! Правда устойчива, а у лжи “слабые ножки”, долго она не устоит; не обращай внимания на временные недоработки и заблуждения!
  • Зоhар а кодойш спрашивает: как это: “Не смотри”? Разве есть что-то во вселенной, чего не заметит Творец?! Ведь Он наблюдает, управляет, судит всё мироздание. Каждый поступок создаёт ангела, а тот является к Господину и свидетельствует: “Я сотворён таким-то и так-то”. Означает же это, приходит к выводу Зоhар, что когда человек раскаивается, Творец словно бы убирает его грех со Своих глаз — чтобы не мешал его облагодетельствовать. Значит, Моше просит принять во внимание будущее раскаяние евреев, “напоминая” Всевышнему, что корень их душ правдив. Ведь главная проблема упрямцев – нежелание искать истину, жизнь по настроению, по привычке. Удовлетворённость собственными рассуждениями, как бы убоги и прихотливы они не оказывались. В своей знаменитой “энциклопедии нравственности” “Михтав миЭлиягу” рав Дреслер уточняет: есть люди, которые, даже , не изменяют своего дурного пути. О таких сказано в Талмуде: “Грешники и перед воротами ада не раскаиваются”. Даже видя бессмысленность своих деяний, даже зная об ожидающий их тяжкой каре…

Ибо способность осознавать ошибки и менять пути – достоинство людей, ищущих истину. А упрямство, одна из самых трагических и опасных форм душевной лени, лишает человека этого стремления. И, говорит рав Деслер, естественным путём упрямец не способен вернуться к добру. Лишь молитва Моше, смиреннейшего из людей, и бескомпромисное стремление отцов к правде защитило и защищает нас от последствий нередкого “твердозатылочья”.

Что же дало право и силу молитве Моше? То, что в каждом из нас есть искорка от огня наших великих предков! В каждом – прообраз Синайского откровения. И значит, мы способны, каждый и в любом поколении, преодолеть упрямство своей косной природы, убожество материальности, и начать движение по Пути. А искренне исполняемые заповеди Творца вкупе с изучением морали постепенно заменят в груди “сердце каменное” на “сердце живое”. Упрямый затылок – на желание узнавать по-настоящему.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com