Поделиться

Недельная глава: Итро | О важности умения слышать и слушать

«И услышал Итро, жрец Мидьяна, тесть Моше, обо всём, что сделал Б-г для Моше и для Исроэля, Своего народа, что вывел Г-сподь Исроэля из Мицраима» (Шмот, 18:1).

Раши со ссылкой на Мехильту, объсняет: Какую весть услышал он и пришёл? — О разделении Ям Суф и войне с Амалеком.

Разумеется, в том поколении «обо всём, что сделал Б-г для Моше и Исроэля» узнали все. Почему же Тора называет только Итро? Чтобы научить нас, что значит слышать!

Возвратимся к Раши. Он говорит, что тестя Моше-рабейну впечатлило разделение моря. Мидраш рассказывает, что разделение Ям Суф сопровождалось вселенским чудом: во всех странах был слышен грохот расколовшегося моря, и, вдобавок к этому, расступились воды всех водоёмов, и даже в сосудах! В своё естественное состояние всё возвратилось лишь после того, как воды Ям Суф сомкнулись, утопив мицрим. Понятно, что это чудо свидетельствовало о Хозяине Мира. Но дальше любопытства у народов мира по отношению к евреям, ради спасения которых были изменены законы природы, дело не продвинулось.

У Итро получилось наоборот. Он услышал… и крепко задумался. Оказалось, что потомки Авраама, Ицхака и Яакова удостоились двойного спасения: не утонули в море и не погибли от рук преследователей-мицрим, которые сами и утонули. Из этого тесть Моше-рабейну сделал вывод, что Всевышний управляет миром по принципу мера за меру: Он сварил мицрим в том самом котле, в котором они варили других. (Топили еврейских младенцев — были утоплены сами).

Это красноречиво свидетельствовало о том, что жизнь человека определяется Б-жественным Провидением. Такое понимание придало ему решительности, и Итро укрепился в желании быть вместе с евреями! Раши говорит также и о войне с Амалеком. Как исход этой войны мог повлиять на тестя Моше-рабейну?

Говорит мидраш, что Амалек был союзником Мидьяна, народа среди которого Итро жил. Понятно, что его соплеменники особой симпатии к евреям не питали и готовы были подтвердить верность союзу участием в войне против избранного народа, но разделение Ям Суф — гибель мицримостудила и успокоила даже самых горячих, причём, не только из мидьянитов. Разгром Амалека подтвердил верность их решения Мидьяна не сражаться с евреями. А Итро ещё больше укрепился в желании устроить своё будущее в составе избранного народа, и, отправившись в пустыню, невзирая на опасность и трудности, осуществляет своё заветное желание. И это — доказательство его умения слушать Слово Ашема! Более того, великий мудрец осознал, что действию Амалека срочно нужно противопоставить равное по силе действие. Амалек «остудил амбатию», то есть снял страх народов мира перед народом, для которого Всевышний чудом разделил воды Ям Суф…

Приходит всемирно известный профессор идолопоклонства Итро и во всеуслышание говорит: «Я выбираю Б-га евреев, и хочу быть частью избранного народа». Рейтинг евреев вновь стремительно поднимается!

В книге «Алейну лешабеах» рав Ицхак Зильберштейн помогает понять на жизненных примерах суть умения слышать.

Он пишет:«Рассказывал мне знакомый старый учитель об одном происшествии в своей жизни. В один из дней, войдя утром в класс, он предложил ребятам, по заведенному в школе порядку, открыть сидурим (молитвенники). От его внимания не ускользнуло, что ученики на это предложение откликнулись вяло, без особого желания. Он тут же велел им закрыть сидурим и открыть учебники по математике, чтобы начать урок. И всё это с целью пробудить их, чтобы почувствовали, как неприятно без молитвы.

Вдруг он услышал детский плач. Плакал один-единственный мальчик из всего класса! Учитель спросил, почему он плачет? Ответил парнишка, что не может понять и не хочет принять учёбу без молитвы Создателю Мира! Сказал тогда наставник во всеуслышание: «Посмотрите, дорогие ребята, этот мальчик спас и искупил всех друзей, тем, что напомнил о важности молиться, захотев излить своё душевное состояние перед Всевышним! А также, исправил ваше равнодушие к молитве…».

Учитель, живущий по Торе, поделился со мною своим видением причины, почему дети не чувствуют вкус молитвы. Их просто не научили понимать её содержание и значение каждого отдельного слова. Поэтому они произносят молитву своими устами без слышанья, то есть, без её особенного звучания, когда слова не заходят в их сердца».

А вот ещё одна история рава Зильберштейна о том, что нужно учиться слушать, и пусть никому не кажется, что это легко: «Рассказывал рав-гаон, учитель наш, рабби Шломо-Залман Оербах (זצל), что возле здания полиции, расположенного рядом с талмуд Тора «Эц хаим» в Иерушалаиме, стояли на столбах два льва. Рав Оербах ребёнком учился в Эц хаим. Однажды сказал детям ребе, что, если бы эти львы услышали музыку, то начали бы танцевать. (Учитель сказал эти пустые слова с единственной целью — развеселить их сердца). Дети не пожелали принять эту мудрость, побежали домой и принесли музыкальные инструменты. Когда они заиграли, — львы даже не пошевелились. Совсем не так, как сказал учитель! Пришли они к нему с упрёком: «Почему?!» Ответил ребе: «Cказал я вам, что львы затанцуют, услышав музыку. Проблема их в том, что они не слышат

Эта простая история учит нас важности уметь слышать.

Пример этого важного качества человеческого характера находим у Итро, своим гиюром освятившем Имя Творца!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com