Недельная Глава: Масай - часть 1. Какая связь между стоянками в пустыне и стадиями нашего жизненного пути? – Vaikra.com
Рав Ицхок Вольпин

Рав Ицхок Вольпин родился в 1967 г. в пригороде Нью-Йорка, США, где проживает по сегодняшний день. С конца 80-х и до наших дней, как убежденный последователь Карлинстолинского Ребе, раввин Вольпин связан с реализацией проектов помощи еврейской диаспоре в экс-СССР. В начале 90-х раввин Вольпин на протяжении ряда лет занимает положение главного раввина республики Беларусь. Он свободно владеет и читает лекции на идиш, английском, иврите и русском языках, что, несомненно, помогает осуществлять его жизненную миссию, а именно - нести свет Торы и понимание праведного образа жизни для тех евреев, кто не имел возможности читать и учить Тору на родном языке и кто стремится обрести связь с древним наследием своего народа сейчас.

Недельная Глава: Масай — часть 1. Какая связь между стоянками в пустыне и стадиями нашего жизненного пути?

На этой неделе мы удостоились читать главу Масей, заключительную главу четвертой книги Торы, Бамидбар.

Глава начинается перечислением всех 42 пунктов, в которых Евреи останавливались, странствуя по пустыне. Многие из них названы в честь событий, которые происходили в этих местах. Баал Шем Тов сообщает нам, что каждый Еврей, в некотором смысле, проходит через эти 42 стадии в своей жизни. К примеру — жалуется на еду, поклоняется золоту (золотому тельцу), получает Тору, стремится к духовности и так далее… Разумеется, соответствие между различными стадиями нашего жизненного пути и стоянками Евреев в странствиях по пустыне не является буквальным, однако существует связь, которая прослеживается на протяжении нашей жизни, в нашем движении к конечной цели — к доле в Олам Або, или, если мы удостоимся этого, к уделу в Эрец Исроэль.

В комментариях на главу Масей говорится, что чтение этой главы всегда приходится на недели между 17 Таммуза и 9 Ава. Те 42 остановки на пути, которым шли Евреи, стремясь в Эрец Исроэль, соответствуют 21 дню и 21 ночи (вместе это дает 42), когда нам следует увеличивать наши молитвы и укреплять надежду в нашем стремлении увидеть восстановление Иерусалима с Бейс ХаМикдошем.

Далее Глава рассказывает о том, что Б-г повелел Моше выделить города, как по другую сторону Иордана, так и в Израиле, в которых мог бы укрыться человек, совершивший непреднамеренное убийство. Такие города называются Арей Миклот (города для убежища/приюта). Совершивший непреднамеренное убийство мог укрыться в одном из этих городов, оставаясь там до тех пор, пока не умирал Коэн Гадоль. Для этого было выделено три города по ту сторону Иордана, и три города в Израиле. Раши объясняет (Бамидбар 35/14), в чем причина того, что, хотя большинство Евреев жило в Эрец Исроэль, и только два с половиной Колена жили за Иорданом,- потребовалось равное количество Орей Миклат (городов-убежищ) по обе стороны Иордана. Причина, согласно Раши, в том, что в Гиладе множество убийц. Этот комментарий Раши нелегко понять — ведь речь идет не об убийцах, а об убежище для тех, кто не имел умысла причинить смерть,- почему же за Иорданом нужно было выделить три города-убежища, столько же, сколько и в Израиле?

Нам поможет найти ответ следующий рассказ.

Однажды Баал Шем Тов путешествовал с группой своих Святых учеников. Неожиданно возница бросил править лошадью, встал и заявил: «Готовьтесь к смерти, потому что скоро я всех вас убью!» Ученики немедленно обратились за помощью и руководством к Баал Шем Тову. Баал Шем Тов обратился к вознице со словами: «Я понимаю, ты хочешь нас убить, но пожалуйста, исполни наше последнее желание». Возница согласился. «Пожалуйста, проедь несколько километров, и затем поступай, как пожелаешь»,- сказал Баал Шем Тов. Возница проехал несколько километров, остановил повозку, и принялся просить прощения, умоляя извинить его, говоря, что не понимает, что на него нашло, и т.д…

Позже ученики попросили Баал Шем Това объяснить, что же там произошло. Баал Шем Тов сказал, что он знал- возница не был убийцей. Должно быть, на том месте когда-то происходило что-то злое, и это возбудило злобное желание в вознице. Поэтому Баал Шем Тов сказал ему двигаться дальше, и злое желание,- так же неожиданно, как появилось,- покинуло возницу. Из этого мы видим, что все происходящее оставляет отпечаток даже на самом месте, где это происходит, и продолжает оказывать влияние до тех пор, пока негативное действие не исправлено.

Теперь мы можем понять, почему Раши говорит, что за Иорданом было выделено три города-убежища, «из-за того, что в Гиладе много убийц». Это означает, что само место было заражено этими убийцами, из-за чего там продолжали происходить непреднамеренные, случайные убийства,- до такой степени, что для населяющих эти места за Иорданом потребовалось столько же Орей Миклот, сколько их требовалось для Израиля, в три раза более многолюдного.

Возможно, мы можем проследить связь с началом Главы, где говорится о местах всех остановок, сделанных Евреями в своих странствиях. Мы понимаем: как наши действия влияют и оставляют отпечаток на том месте, где они происходят, так и само место может влиять на происходящие там поступки и события.

Гут Шаббос, Раввин Ицхок Вольпин

Часть 2. 42 перехода, которые еврей духовно проходит в течение своей жизни

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Ицхок Вольпин

Рав Ицхок Вольпин родился в 1967 г. в пригороде Нью-Йорка, США, где проживает по сегодняшний день. С конца 80-х и до наших дней, как убежденный последователь Карлинстолинского Ребе, раввин Вольпин связан с реализацией проектов помощи еврейской диаспоре в экс-СССР. В начале 90-х раввин Вольпин на протяжении ряда лет занимает положение главного раввина республики Беларусь. Он свободно владеет и читает лекции на идиш, английском, иврите и русском языках, что, несомненно, помогает осуществлять его жизненную миссию, а именно - нести свет Торы и понимание праведного образа жизни для тех евреев, кто не имел возможности читать и учить Тору на родном языке и кто стремится обрести связь с древним наследием своего народа сейчас.