Поделиться

Недельная глава с равом Альтшулем | Бешалах 5780. По дороге с сердцем

Доброго времени суток, дорогие дамы и господа! Сегодня, как обычно, мы будем говорить о нашей недельной главе. И наша очередная драматичная глава — глава Бешалах, в которой и рассечение Красного моря, и, на самом деле, заканчивается вся эпопея. Мы заканчиваем с тяжелым сердцем, если так можно сказать, эту эпопею наших отношений с фараоном — по крайней мере, там, в Египте, когда фараон со своим тяжелым сердцем смотрит на то, как египетское войско, египетские колесницы погружаются под толщу воды Тростникового моря.

Правильно, конечно, будет сказать не с «его тяжелым сердцем», а с «отягощенным сердцем» фараон смотрит на то, что происходит. Потому что мы же с вами читаем — проходит уже почти целый год от момента того, как Моше и Аарон первый раз приходят к фараону и говорят, чтобы он отпустил еврейский народ, до гибели египетского войска в Тростниковом море, и мы постоянно говорим об отягощенном сердце фараона. Но на самом деле, здесь возникает логичный вопрос. Как можно говорить о том, что фараон — вот он такой нехороший, ругать его как негативного героя? Один из моих первых учителей в ешиве, в которой я учился в Иерусалиме, говорил очень важное правило: то, в чем нет свободы выбора — это не иудаизм. Свобода выбора есть всегда. Как же можно сказать, что у фараона есть свобода выбора, если ему отяготили сердце? Он не располагал своим сердцем и своими решениями.

На самом деле, этот вопрос задаю не только я — этот вопрос задают практически все наши комментаторы, задаваясь действительно вопросом о том, как мы исключаем свободу выбора фараона. Разные мудрецы дают разные комментарии. Рамбан идет еще дальше и задет вопрос в более грубой форме. Он говорит: зачем писать в Торе, что сердце фараона было отягощено? Это дает повод для разных Б-гохульников говорить о том, что «фараон не виноват, это все еврейский заговор, евреи во всем виноваты и так далее, и это их Б-г привел к такой катастрофе целой процветающей империи». Но интересно, что Рамбан задает этот вопрос не сразу. Он задает этот вопрос не тогда, когда Моше и Аарон приходят первый раз к фараону, а задает его только по поводу уже шестой казни. И в этом, на самом деле, заключается и ответ…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com