Поделиться

Недельная глава с равом Альтшулем | Ки Тиса 5779. Вне Договора

Доброго времени суток, дорогие дамы и господа! Сегодня, как обычно, мы будем говорить о нашей недельной главе. Наша недельная глава называется Ки Тиса, и в ней в очередной раз проводится подсчет, перепись населения еврейского народа. Таких переписей достаточно много упоминается в Торе. Но центральным моментом нашей главы, как, в общем-то, и всей Торы, одним из центральных событий еврейского народа, становится событие, связанное с золотым тельцом.

Историю вы, наверняка знаете, что мы там накуролесили, но я хотел бы обратить ваше внимание на один момент, на который вы наверняка тоже обращали внимание — это то, что делает Моше со скрижалями, точнее, то, что происходит позже. Когда Моше рабейну спускается с горы Синай и видит золотого тельца, он разбивает скрижали, которые были написаны перстом самого Б-га, и что происходит дальше? Дальше он поднимается обратно и просит прощения у Вс-вышнего, и таки его получает. Но есть много объяснений, что такое были эти скрижали. Как мы видим и в других ситуациях, Моше не всегда умеет управлять своим гневом, и разбивает их вдребезги, когда видит, что евреи делают идола.

Одно из самых популярных объяснений — что скрижали были своего рода контрактом со Вс-вышним, где сорок дней до этого, перед праздником Шавуот, мы заключаем брачный контракт со Вс-вышним, момент дарования Торы — это и есть наша хупа с Б-гом, а Десять заповедей, точнее, скрижали, являются нашим контрактом как таковым. Проходит 40 дней, наступает 17 тамуза, и именно в этот день, в который мы сегодня постимся и в который произошло еще много других трагических событий, еврейский народ делает золотого тельца, и Моше рабейну разбивает наш контракт.

Одно из объяснений того, почему он их разбивает — чтобы мы не несли ответственность по договору, и теперь мы, так сказать, освобождены от ответственности перед Вс-вышним, а Вс-вышний перед нами, за то, что мы Ему изменили. Я сейчас не буду вдаваться в юридические подробности, что и кому в этой ситуации положено; самый интересный момент, как мне кажется, заключается в том, что Моше рабейну идет и выпрашивает прощение для еврейского народа, и в первый в истории Йом Кипур его получает. Это говорит о том, что наши отношения с Б-гом выходят далеко за рамки предписанного контракта…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com