Поделиться

Недельная глава с равом Альтшулем | Шмот 5780. Перекличка

Доброго времени суток, дорогие дамы и господа! Сегодня, как обычно, мы будем говорить о нашей недельной главе. Мы начинаем новую, вторую книгу Торы — книгу Шмот, и наша глава точно так же начинается со слова «Шмот»: «Эл шмот бней Исраэль» — «Вот имена сыновей Израиля» — еврейского народа, еврейской семьи, которая спускается в Египет. И книга полна ключевых сюжетов. Рабство в Египте, выход из Египта, чудеса, десять казней, рассечение Красного моря, Дарование Торы — моменты, которые определяют не только в прошлом судьбу нашего народа, но продолжают и по сегодняшний день, как говорит пророк: «В дни Египта покажу тебе чудеса».

И тогда возникает вопрос: почему книжка, которая описывает такие ключевые моменты для нашей истории — прошлого, настоящего и будущего, называется таким непосредственным именем, именно именем: слово «Шмот» — «имена». В самом начале нашей главы, как и всей нашей книжки, приводится в очередной раз перечисление еврейского народа, еврейской семьи, которая спускается в Египет — своего рода такой эпиграф к нашей главе. Но это тоже не понятно, ведь буквально давеча, в конце книги Берейшит мы уже все те же имена перечисляли. Зачем Тора это делает еще раз?

Одно из объяснений, почему наша книга, название которой, кстати, на других языках переводится как «Исход», как «Exodus» на английском, у нас с вами в оригинале называется «Шмот» («Имена»), дает Мидраш Раба, который говорит, что одна из трех вещей, благодаря которым еврейский народ вышел из Египта, то, благодаря чему еврейский народ не ассимилировался в египетском рабстве — это то, что мы сохранили наши еврейские имена, и Вс-вышний благодаря этому вывел нас из Египта. Но уже в другом месте Мидраш говорит, что на самом деле у человека есть три имени. Первое — это имя, которое дают папа с мамой, как партнеры вместе со Вс-вышним, которые сотворили нас, приводят нас в этот мир и дают нам наше еврейское, с Б-жьей помощью имя. Говорил раби Нахман из Бреслава около 200 лет назад, что сегодня, когда дар, или точнее, знание о пророчестве уже не существует — оно было утеряно во времена разрушения Первого Храма и Вавилонского изгнания, но самое близкое к пророчеству состояние, независимо от обладания этим знанием, которое человек может испытать — это когда родители дают имя своему ребенку…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com