Поделиться

Недельная глава с равом Альтшулем | Толдот 5778. Верь в свою молитву

Ицхак и Ривка стоят и молятся Вс-вышнему, каждый в своем углу, и, как написано в Торе, молитвы Ицхака были услышаны. Естественно, появляется вопрос, почему его молитвы были услышаны, а молитвы Ривки — не были? Раши дает на этот вопрос элементарный ответ: Ицхак был праведником, сыном праведника, а Ривка была из семьи идолопоклонников, поэтому ее молитвы были не столь сильны и не были услышаны в первую очередь, как молитвы Ицхака.

Честно говоря, для меня такое объяснение неприемлемо. Я ни в коем случае не спорю с Раши. Но думаю, что далеко не каждый из нас может похвастаться тем, что его родители и бабушки/дедушки были большими праведниками. И считать, что были услышаны только молитвы праведников — это вовсе не то, чему нас учили. Ведь у каждого своя молитва к Б-гу. Более того, мы с вами неоднократно говорили о том, что на том уровне, на котором стоят баалей тшува, раскаявшиеся и вернувшиеся к Б-гу, праведники стоять не могут. Пропаганду чего мы видим здесь? Учитывания родословной в эффективности молитв или того, что раскаявшиеся стоят выше, чем праведники?

В общем-то, если мы посмотрим на взаимоотношения Ицхака и Ривки, которые комментриует раввин Нафтали Цви Йеуда Берлин, великий мудрец, живший в Польше в 19 веке, он говорит, что Ривка, будучи решительной девочкой, которая в три года напоила верблюдов и с детства противостояла своей семье идолопоклонников, впервые встретившись со своим будущим мужем Ицхаком, при виде этого великого человека почувствовала влияние комплексов. Она думает: «Кто я вообще такая, я недостойна…». И поэтому, когда у них нет детей и они оба молятся, то Ривка сомневается в своей молитве; она боится, что ее молитва не столь эффективна, как молитва великого человека.

Есть другое объяснение, что на самом деле Ицхак молился о том, чтобы у них были дети, а Ривка — о том, чтобы молитвы Ицхака были услышаны, потому что он праведник, сын праведника. Другими словами, была услышана именно молитва Ицхака, а не Ривки, потому что все это было у Ривки в голове. Она была не уверена в себе, не уверена в своих взаимоотношениях с Б-гом. Но потом, когда у нее рождается двое детей, она заново обретает уверенность в себе. Она снова становится той же решительной Ривкой, которая напоила верблюдов и противостояла своей семье, и тогда именно она обретает возможность определять судьбу еврейского народа.

Иначе говоря, родословная — это интересная и важная вещь, но зацикливаются на ней только закомплексованные люди, у которых нет других вариантов, как самоутвердиться. На самом деле, у каждого из нас свои отношения с Б-гом. И они будут сильными тогда, когда будем сильными мы сами, когда мы будем уверены в себе, когда будем находить свою собственную дорогу, несмотря ни на что. Поэтому будьте сами собой, будьте уверены в самих себе, и тогда ваши молитвы будут услышаны.

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com