Недельная глава Шмот | Изгнание и избавление вчера и сегодня – Vaikra.com
Рав Хаим Дов Бриск

Рав Хаим Дов Бриск – главный раввин выходцев из стран СНГ в г. Петах Тиква. Преподаватель Талмуда и галахи, признанный «посек галаха», автор нескольких тысяч галахических респонсов.

Родился в 1980 г. в Луганске. В период учебы в школе начал изучать иврит и иудаизм, стал активным участником организации "Эзра".
С 1995 г. в Израие, учился в иешива-тихонит "Кфар hа-Роэ", далее в ешиват-hесдер «hАр Эцион» в поселении Алон Швут (у рава Арона Лихтенштейна (зятя и ученика рава Йосефа Дова Соловейчика) и рава Йеуды Амиталя (зять и ученик рава Мельцера, а так же ученик рава Харлапа)), параллельно со службой в армии. Далее продолжал учебу в ешиве параллельно с академическим образованием в педагогическом колледже им. Яакова Герцога на факультетах Талмуда, Еврейской философии, педагогики и психологии. С переездом в город Петах Тиква в 2010, наряду с раввинской должностью продолжил учиться в колель "Рацон Йеуда" и стал там же преподавателем алахи.
В 2002 г. получил первую смиху раввина, будучи армейским раввином. В 2005 получил смиху от рава Зальмана Нехемьи Гольдберга, а годом позже от рава Гидона Перела раввина и главы раввинатского суда Гуш Эцион, а так же от глав ешивы "Ар Эцион" и других крупных раввинов. В 2007 получил смиху от главного раввината Израиля , в 2011 г. смиху даяна (раввинского судьи) по вопросам гиюра.
2007 – преподаватель алахи в бейт мидраш "Шилоах" при ешиве "аКотель" в Старом городе в Иерусалиме. В это же время преподаватель в ульпан гиюр организации "Маханаим" и преподаватель алахи в общинном бейт мидраше в городе Эфрат
В 2008 – начальник отдела гиюра в организации "Таир" и начальник 11 ульпанов для прохождения гиюра.
В 2009-2010 г. раввин квартала Гиват hа-Хиш в поселении Алон Швут. В это же время глава и преподаватель программы изучения алахи в ешиве "Ар Эцион", наряду с продолжением учебы в самой ешиве в высшем колеле Талмуда в аспектах Кодашин и Таарот
С 2010 г. в Петах Тикве, Главный раввин выходцев из стран СНГ, раввин «общины "Шевет Ахим" и глава Центра еврейского самосознания "Орот hа-Тиква". (2010- 2011 преподаватель в бейт-мидраш иешивы «Ле-Мерхав», а так же преподаватель алахи в колеле "Рацон Йеhуда». Оставил эту деятельность из-за нехватки времени).

Делает уроки по разнообразным тематикам, таким как еврейские традиции, Танах, Алаха, Еврейская философия, еврейская свадьба, хупа, лекции по иудаизму, Недельная глава, еврейская община, раббанут, раввинатские суды, гиюр и другое.

Недельная глава Шмот | Изгнание и избавление вчера и сегодня

Шалом, дорогие друзья! Мы начинаем Хумаш Шмот, и начинается он с порабощения народа Израиля в Египте. Сегодня мы поговорим глобально об этом порабощении и из него попробуем выучить о понятиях галут и геулаизгнание и освобождение.

Итак, мы читаем:

И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал народу своему: Вот народ сынов Израиля, он многочисленнее и сильнее нас; давайте перехитрим его… и поставили над ним начальников рабов, чтобы изнуряли его тяжкими работами…

Есть мидраш Шмот раба, который объясняет нам связь между смертью Йосефа и всех братьев с тем, что египтяне начали порабощать народ Израиля и заставлять его работать тяжким трудом. Мидраш говорит: «И умер Йосеф, и все братья того поколения. Это учит тебя, что все то время, пока был жив хотя бы один из них, из тех, кто спустился в Египет — не было порабощения народа Израиля в Египте».

Получается, что до того, как умер последний из братьев Йосефа, египтяне боялись порабощать народ Израиля — они боялись семьи Яакова и Йосефа. Только после того, как ушло все это поколение, они позволили себе поработить народ.

Но есть другой мидраш, который все это переворачивает. Это мидраш на нашу предыдущую главу, главу Ваехи. Сказано в главе Ваехи: «И жил Яаков в земле египетской…». Мидраш задает вопрос: почему эта глава из всех глав Торы так странно построена? И объясняет: имелось целью сказать, что сначала умер Яаков авину, а затем началось порабощение народа Израиля. Из этого мидраша выходит, что порабощение началось еще до смерти братьев, сразу после смерти Яакова.

Отсюда возникает вопрос: когда же началось порабощение в Египте — после смерти братьев или после смерти Яакова? Можно попробовать объяснить эту несостыковку словами Рамбана в начале Хумаша Шмот. Говорит Рамбан следующие слова: В книге Шмот есть особенность по поводу первого изгнания. Вс-вышний отправил народ Израиля в изгнание прямым текстом — это было сказано еще Аврааму на Брит бейт а-бетарим. И, естественно, прямым текстом было сказано об избавлении, когда мы будем выходить.

Объясняет Рамбан: изгнание (галут) не прекращается до того момента, пока не евреи не вернутся к своему месту (географическому) и к уровню своих праотцов. Когда евреи вышли из Египта, несмотря на то, что они вышли из дома рабства, они все еще считались изгнанными. Почему? Потому что они были не в своей земле (в пустыне). И только тогда, когдаони пришли к горе Синай и построили там Мишкан, и когда Шхина Вс-вышнего начала обитать среди сынов Израиля, тогда они вернулись на уровень своих праотцов. Именно тогда они назывались избавленными (геулим), и именно на этом заканчивается вся книга Шмот.

Продолжение смотрите в видео!

Не пропускай самые интересные публикации для духовного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Рав Хаим Дов Бриск

Рав Хаим Дов Бриск – главный раввин выходцев из стран СНГ в г. Петах Тиква. Преподаватель Талмуда и галахи, признанный «посек галаха», автор нескольких тысяч галахических респонсов.

Родился в 1980 г. в Луганске. В период учебы в школе начал изучать иврит и иудаизм, стал активным участником организации "Эзра".
С 1995 г. в Израие, учился в иешива-тихонит "Кфар hа-Роэ", далее в ешиват-hесдер «hАр Эцион» в поселении Алон Швут (у рава Арона Лихтенштейна (зятя и ученика рава Йосефа Дова Соловейчика) и рава Йеуды Амиталя (зять и ученик рава Мельцера, а так же ученик рава Харлапа)), параллельно со службой в армии. Далее продолжал учебу в ешиве параллельно с академическим образованием в педагогическом колледже им. Яакова Герцога на факультетах Талмуда, Еврейской философии, педагогики и психологии. С переездом в город Петах Тиква в 2010, наряду с раввинской должностью продолжил учиться в колель "Рацон Йеуда" и стал там же преподавателем алахи.
В 2002 г. получил первую смиху раввина, будучи армейским раввином. В 2005 получил смиху от рава Зальмана Нехемьи Гольдберга, а годом позже от рава Гидона Перела раввина и главы раввинатского суда Гуш Эцион, а так же от глав ешивы "Ар Эцион" и других крупных раввинов. В 2007 получил смиху от главного раввината Израиля , в 2011 г. смиху даяна (раввинского судьи) по вопросам гиюра.
2007 – преподаватель алахи в бейт мидраш "Шилоах" при ешиве "аКотель" в Старом городе в Иерусалиме. В это же время преподаватель в ульпан гиюр организации "Маханаим" и преподаватель алахи в общинном бейт мидраше в городе Эфрат
В 2008 – начальник отдела гиюра в организации "Таир" и начальник 11 ульпанов для прохождения гиюра.
В 2009-2010 г. раввин квартала Гиват hа-Хиш в поселении Алон Швут. В это же время глава и преподаватель программы изучения алахи в ешиве "Ар Эцион", наряду с продолжением учебы в самой ешиве в высшем колеле Талмуда в аспектах Кодашин и Таарот
С 2010 г. в Петах Тикве, Главный раввин выходцев из стран СНГ, раввин «общины "Шевет Ахим" и глава Центра еврейского самосознания "Орот hа-Тиква". (2010- 2011 преподаватель в бейт-мидраш иешивы «Ле-Мерхав», а так же преподаватель алахи в колеле "Рацон Йеhуда». Оставил эту деятельность из-за нехватки времени).

Делает уроки по разнообразным тематикам, таким как еврейские традиции, Танах, Алаха, Еврейская философия, еврейская свадьба, хупа, лекции по иудаизму, Недельная глава, еврейская община, раббанут, раввинатские суды, гиюр и другое.