Поделиться

Недельная глава: Тецаве | Вдохновение через повеление

«Ты же вели сынам Исроэля, чтобы они доставляли тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы зажигать лампады постоянно» (Шмот,27:20).

Спросим: «Почему, как и в предыдущей главе «Трума», Тора вновь говорит о масле, причём в повелительном наклонении?».

Сравним: «И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, серебро и медь; И синету, и багряницу, и червленицу, и виссон, и козью шерсть. И кожи бараньи красные, и кожи тахашевые, и дерева шиттим, масло для светильника…» (Шмот,25:3-6). Отнюдь, не случайно, я перечислил почти все материалы, которые были предложены евреям для добровольного пожертвования, и масло, обратите внимание, в том числе. Однако в главе «Тецаве» на любой другой материал нет даже намёка, а о масле — повеление!

Вопрос появился в то время, когда под рукой не оказались книги с комментариями, пришлось подумать над ответом.

Во-первых, если мы знаем об евреях Поколения Пустыни, что каждый из них в отдельности мог самостоятельно построить Мишкан только из своего богатства, то понятно, почему через очень короткое время прекратили принимать пожертвования. Почему же тогда масла для Меноры не хватало?!

Пожалуй, потому, что жертвовали добровольно! (то есть, не все, а лишь кто желал). Поэтому, во — вторых, захотелось понять, что ограничило их духовный «порыв»? На «помощь» пришла недельная глава «Цав» (тот же корень, что и в «Тецаве«), которую будем учить чуть позже. В наставлениях коэнов о ежедневных жертвах ола употребляется «заповедай» (цав), побуждающее к усердию в исполнению требуемого.

Всевышний таким образом, через повеление, предписывает потомкам Аарона вдохновиться в жертвоприношении ола, потому что они, хотя и ничего не теряли, принося эту жертву, в награду ничего (кроме шкуры) не получали, так как животное сжигалось целиком. Там, где есть материальные затраты на заповедь, или денежные потери при её исполнении (хисарон кис), нужно особое ободрение, потому что люди не всегда сохраняют твёрдость, соблюдая эту заповедь!

Когда вода в Ниле превратилась в кровь, евреи обогатились, продавая воду египтянам за большие деньги. Они, также, «одолжили» у жителей страны драгоценности. К тому же Ям-Суф выбросило на берег богатство утонувших египетских воинов и украшение их колесниц и оружия. Понятно, что жертвовать на Мишкан было из чего; и их неограниченная щедрость почти не «ударила по карману».

Зато с маслом оказалось по-другому. Его не было в таком количестве, как, скажем, золота, и стоило оно, по всей вероятности, больше золота. К тому же, для Меноры использовали масло только первого отжима. Эти первые капли были совершенно чисты и не содержали осадка. Подобное производство было в условиях пустыни трудоёмким и дорогостоящим. Отсюда — пассивность евреев в жертвовании масла и очевидна необходимость повеления Свыше, чтобы их вдохновить.

При первой возможности проверил правильность этих рассуждений. Привожу комментарии, подтверждающие их достоверность:

Везде «заповедай», повели…» означает не что иное, как побуждение (исполнить заповедь) в данный момент и в грядущем. Сказал рабби Шимон: «В особенности должно Писание побуждать (к исполнению заповеди) там, где это связано с материальным уроном» Раши (Сифра; Кидушин 29а).

В словосочетании «ата тецаве» повеление сыновьям Исроэля жертвовать масло для Меноры во всех поколениях из года в год. Рашбам (Микроот гдолот).

Говорит здесь Писание с повелением, чтобы подчеркнуть «вечность» заповеди жертвовать на Менору. И это повеление должно исходить от Моше-рабейну лично, чтобы взяли ему масло для Светильника, так как нет у них пути делать его в пустыне… А почему лично «ему»? Чтобы он определил чистоту масла и отметил пригодность для Меноры. Рамбан (там же).

Учили мудрецы, что нет необходимости в повеления, кроме случая, когда есть материальные потери (хисарон кис). Ор а-хаим(там же).

Ты (Моше), как передатчик Закона, изучение которого в качестве обязанности на все грядущие времена должно символизироваться заботой об этом огне: תצוה, представь им это в качестве их особого долга. Гемора отмечает, что тецаве используется всякий раз, когда хотят особо подчеркнуть тот факт, что заповедь подлежит исполнению немедленно и актуальна для всех грядущих поколений. Этот акцент особенно необходим, когда дело касается материальных ценностей, приносимых в жертву ради духовных и идеальных целей, не приносящих очевидной тут прибыли (Рав Гирш. Тецаве).

Глава «Тецаве» рассказывает об избрании Аарона, брата Моше-рабейну, на уникальное служение — быть коэном — служителем Мишкана и Храма вместе с его сыновьями. Более того, сказано Аарону, теперь уже Первосвященнику, что помимо заповеди зажигать Менору, его потомки Хашмонаим учредят заповедь зажигать ханукальные светильники.

Рассказ рава Зильберштейна в книге «Алейну лешабеах» о важности этой заповеди, также и для еврейских детей:

«Спросил однажды у меня еврей: «Какую ханукию предпочтительно зажигать в дни праздника: ту, что досталась ему в наследство, или — что младший сын принес из хедера?».

Он пояснил, что имел в виду. Оказалось, что стоимость серебряной ханукии тонкой ручной работы, украшенной красивыми рисунками, измерялась солидным количеством денег. И ему была дорога еще и тем, что свидетельствовала о многих поколениях его семьи, ценивших заповедь её зажигания в Хануку, и наследником, которой он стал. А младший сын принес из хедера ханукию простую, не серебряную, но тоже красивую, а главное — полученную в подарок, за успешную учебу и примерное поведение.

Этот человек не знал, какому из светильников отдать предпочтение. Я сказал ему: «Шла Акадош, учит что в красоте ханукии есть девять уровней: золотая серебряная, медная и т.д. Поэтому, чтобы украсить заповедь, нужно зажечь ту, что на более высоком уровне. А серебряная — сразу за золотой, и это — высокий уровень. Тем более, что она из чистого серебра ручной работы, и украшена рисунками!

Но нужно не забывать о том, что ханукия твоего сына — тоже высокой пробы, потому что свидетельствует о том, во имя чего она зажигается: ведь яваним своими запретами и ограничениями хотели лишить нас Торы и заповедей, чтобы уничтожить нашу связь с Б-гом!

А твой сын получил её в награду за учебу Торы, которой нас пытались лишить больше двух тысячелетий тому назад! И это очень повышает её статус, и дает ей право на преимущество. Однако, подумай о своем выборе очень хорошо. Потому что, есть в этом одна «маленькая» деталь, которую нужно учесть. Другие дети могут позавидовать младшему, что ты предпочел его ханукию, и это нарушит семейный мир… Поэтому тот, кто ставит мир в семье на первое место, как бы приносит мир всему Исроэлю…».

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com