Поделиться

Недельная глава в свете хасидского учения | Мишпатим. Часть 1

Шалом увраха! Мы с Б-жьей помощью сегодня с вамипродолжаем изучать Тору, и сегодняшняя наша недельная глава Мишпатим. В ней уже после Дарования Торы Моше объясняет законы, которые были спущены с горы Синай. Мудрецы задают в Талмуде такой вопрос: ведь люди знали законы еще до Дарования Торы. Что изменилось с момента Дарования Торы? Уже были такие законы, как, допустим, о том, что нельзя убивать, или что нельзя совершать идолопоклонство, и так далее. Понятное дело, что разум человека обязывает придерживаться определенной системы жизни. Для чего нужны законы? Для того, чтобы регулировать отношения между людьми. Или, допустим, законы, касающиеся Торы — они продразделяются на две основные категории. Какие? Это категория, которая касается отношений «человек к человеку» и категория, которая касается отношений «человек к Б-гу».

«Человек к человеку» — это понятные законы. Это разные имущественные споры и так далее. Но «человек к Б-гу» — здесь иногда есть такие законы, которые человеку не понятны для его разума. Но мы должны их соблюдать, даже если они нам не понятны. Допустим, закон, касающийся красной коровы, сожжения красной коровы, или закон, касающийся запрета на смешивание мясного и молочного. Или о запреие шаатнез — это когда перемешивается шерсть со льном, или законы, касающиеся тума ве таара — чистоты и нечистоты. Это законы настолько глубокие, что наш разум иногда может и не понять, какова их глубинная суть. Но, тем не менее, в законах еще есть часть, которая дана человеку для понимания, и есть законы, которые не даны человеку для понимания. Они называются «хуким».

Так вот, законы, касающиеся человека, которые обязывают человека и понятны его разуму, Ребе объясняет так. Мы сегодня будем с вами учить недельную главу Мишпатим в свете хасидского учения. Итак, Ребе говорит:
«Мишпатим — это законы. В этой недельной главе в основном объясняются законы, касающиеся человека и на уровне его разумения. Но в чем разница между законами, которые человек понимает своим умом, и теми, которые он не понимает, но надо их выполнять? Относительно тех, которые он понимает, он может сказать, допустим, так: «Я разумом осознал, что убивать, грабить или насиловать — это нехорошо». То есть, сама по себе суть человека — она устроена так, что в конечном итоге это является истиной для любого нормального человека — что нельзя убивать, грабить и так далее. Другие могут сказать, что для этого не обязательно получать Тору на горе Синай, чтобы получать законы. И так понятно разуму человека, что не стоит заниматься преступлениями подобного рода.

Но здесь есть разница между тем, что человек приходит к такому умозаключению как к продукту своего сознания, либо он это получает как приказ от Б-га. Понимаете, в чем дело? Дело в том, что человек такое существо, что его разум неустойчив. Он может меняться в зависимости от условий, в которых он находится. Но Тора — она жесткая, она очень регламентированная, и ее надо исполнять независимо от тех условий, в которых человек находится. Если мы принимаем эти законы от Б-га, то вне зависимости от того, в каких условиях мы находимся, нам дана сила выполнять эти законы, прежде всего…

Продолжение смотрите в видео!

Подпишитесь на нашу email рассылку!

© 2024 Vaikra.com